Подведение итогов боевого кино 2023: Лучший экранный поединок
Победители в голосовании
Киану Ривз против наемников и Скотта Эдкинса (Джон Уик 4) 17.14% (18 голосов)
Постановщики: постановщики хореографии Джереми Маринас, Лоран Демьянофф и Кодзи Кавамото
Локация: ночной клуб/дискотека. Несмотря на то, что именно серия фильмов о Джоне Уике популяризировала боевые сцены среди танцующих людей в ночных клубах, на дискотеках дрались и раньше. На ум приходит открывающая сцена из первого “Блейда” с Уэсли Снайпсом. В подпольном бою на дискотеке Майкл Джей Уайт накручивал болевой на руку ноумейму в “Кровь и кость”, Лорен Аведон в “Не отступать и не сдаваться 2” и старина Жан-Клод в “Фунте плоти” тоже сокрушали своих соперников на фоне цветомузыки и барных стоек.
Стиль: современная голливудская хореография, актерский бой.
Продолжительность сцены: почти 5 минут чистого экшена.
Количество участников: один на один, и один против толпы.
Главная фишка: Скотт Эдкинс показывает свои навыки в тонне накладного грима.
Особенности и специфика: исходя из концепции, бой разворачивается не только между Киану Ривзом и Скоттом Эдкинсом, но и с приспешниками персонажа последнего, отчего появляется некое разнообразие. Но главный козырь схватки – это, конечно же, Эдкинс загримированный под нелепого толстяка. Несмотря на накладной вес, британец прекрасно двигается, отвешивая хайкики и удар с разворота. Скотт бросает Уика туда-сюда как тряпичную куклу и зритель верит, что масса его персонажа решает. Однако Эдкинс не только техничен, но и комичен, благодаря чему бой не становится слишком серьезным. Интересно, что вдохновением Чада Стахелски для этого персонажа послужил Саммо Хун и его открывающий бой с Брюсом Ли в “Выходе дракона”, а костюм Киллы является отсылкой к костюму Саммо из “S.P.L. Звезды судьбы” 2005 года.
Киану, как и всегда, многое старается сделать самостоятельно, особенно если это касается бросков и захватов, от которых страдают статисты. Они налетают на него по одному с топорами (разумеется, все пистолеты куда-то внезапно деваются), но благодаря боевой хореографии, поставленной специально под Ривза, он жестоко расправляется с каждым, применяя навыки дзюдо и джиу джитсу.
Сильная сторона боя – не хореография как таковая, не совокупность ударов, связок или падений, а общая эстетическая красота: неоновые огни, падающие на персонажей сверху толщи воды, и танцующие на фоне люди. В голове моментально появляются картинки из олдскульных beat ’em up игр типа “Streets of Rage” или ”Final Fight”, в которых герои дрались в похожих условиях, в барах и на дискотеках, на фоне инертной танцующей людской массовки, никак не реагирующей на потасовку. Правда водные процедуры не припоминаются.
Главные минусы боя: мы бесконечно любим старину Киану, но невооруженному глазу заметно, что ему сложно поспевать даже за массовкой, отсюда явное ожидание соперника врагами, ну и боевым талантам Эдкинса тут явно было где раскрыться, однако кроме нескольких ударов ногами больше ему ничего показать не дали.
Итог: можно обсуждать вопрос о том, действительно ли соответствует данный бой лучшему за год или у “падонка” Эдкинса настолько активная фанбаза, но схватка Уика с Киллой точно стала одной из самых запоминающихся сцен в фильме.
Чон До-ён и Ли Ён против убийц в закусочной (Убить Пок-сун) 10.48% (11 голосов)
Постановщики: Triple-A stunt team – Чан Джэ-ук, Но Хён-ки
Локация: кафе. Общепит – одна из самых частых локаций для выяснения отношений героев всех мастей жанра экшен. В кабаках, кафе, ресторанах и салунах разборки устраивали, кажется, чуть ли не все звезды жанра боевого кино. В 70-х годах в каждом втором гонконгском кунг-фу фильме была какая-нибудь драка в забегаловке, и те же Саммо Хун и Джеки Чан засветились в них не раз.
Стиль: южнокорейский неореализм, актерский бой.
Продолжительность сцены: 5 минут с диалогами.
Количество участников: один против пяти, затем двое против пяти.
Главная фишка: главная героиня сходится в поединке с пятью мужиками, которые ранее были ее товарищами, а в процессе к ней на помощь неожиданно приходит её юная ученица.
Особенности и специфика: словосочетание “актерский бой” не просто так у нас в описании стиля, ибо эта сцена щедро приправлена актерской игрой, очень освежающей зачастую простую хореографию. Простую не в смысле примитивную или легко поставленную, а в смысле приземленную. Разумеется, эта простота не оттеняет “корейскость” происходящего – мы видим традиционно много ножей и подручных средств, брызги крови и ощущение размаха происходящего, все движения героев максимально амплитудные, контактные и длинные. Оператор постоянно меняет ракурсы: герои показаны в профиль, со спины, сверху и даже снизу, добавляет излюбленные рапиды, чтобы перезагрузить зрительское восприятие.
В отличие от многих современных экранных поединков в сцене звучит музыка: гитарные рифы с дисторшном переплетенные с синтвэйвом. В экшене много черного юмора, цинизма, пренебрежения героев к собственной жизни, и вообще все подано с налетом фарса. Чего только стоит расплывшееся в улыбке лицо главной героини в исполнении Чон До-ён в замедленной съемке, – сразу становится ясно, что она получает кайф от заварушки. Во второй половине боя резко меняется локация, и камера двигается полукругом, показывая одним непрерывным дублем всю панораму – этакий театр боевых действий, в котором каждой девушке достается свой соперник.
В результате женская половина побеждает мужскую, оставляя после себя гору трупов и приятное послевкусие от стильного и интересного боя.
Главные минусы боя: минусов не обнаружено.
Итог: “веселый” бой, который легко смотрится и усваивается. В нем есть все важные черты хорошей файтинг-сцены – драматургия, смена ритма и локаций, юмор и четкая финальная точка.
Насим Си Ахмед против бандитов в лифте (Чужак) 9.52% (10 голосов)
Постановщики: экшен-дизайн – Джуд Пойер, координаторы каскадеров – Чарли Рюдпоканон, Оливер Са.
Локация: лифт. Не частая, но временами появляющаяся локация в экшен-кино. В лифте один на один сходились Ико Увайс и Яян Рухьян в “Мерантау”, капитан Америка там раскидывал наемников в “Первый мститель: Другая война”, Жан-Клод Ван Дамм и Стефанос Мильцакакис вытирали друг другом пол и стены лифта в “Максимальном риске”, а Донни Йен в третьем “Ип Мане” бился в лифте с тайским боксером.
Стиль: европейский неореализм.
Продолжительность сцены: 2 минуты.
Количество участников: один против нескольких соперников.
Главная фишка: псевдореализм и ультранасилие.
Особенности и специфика: при описании локаций мы не зря упомянули “Мерантау”, ибо хореография в “Чужаке” действительно близка к индонезийской манере. Поединок не снят с эффектом одного дубля, но хорошо имитирует его. Есть стандартные приемы с резкой сменой ракурса, но сцены между классическим монтажом довольно долгие, а поскольку лифт очень большой, с высоким потолком и пространством для маневров, то бой не выглядит зажатым или тесным, а персонажам и оператору, то и дело потряхивающему камерой, есть где развернуться. Однако, в поединке нет и каких-то задумок, которые бы обыгрывали замкнутое узкое пространство – противники с ножами и пистолетами наваливаются на героя, по очереди или все вместе, а герой откидывает их назад, примерно на то же место, где они и валялись.
Само собой, как и принято в современном экшене, герои не умирают от того, от чего приличные люди отбросили бы коньки сразу, потому ни о какой потери крови даже не думайте и основной акцент в этом бое ставится на степени заряженности героя, готового пойти до конца, на напряжении и саспенсе, а не на красоте движений или трюках. При этом, как такового музыкального сопровождения, нагнетающего или усиливающего динамику, в этом поединке нет. Во время действия звучат утробные звуки лифта и технологический шум, плюс дополнительные звуковые эффекты.
Главные минусы боя: несмотря на то, что Насим Си Ахмед (он же Насим Льес) выиграл чемпионат Франции по кикбоксингу и имеет опыт в ММА, он в этом бою не использует ноги и ударную технику в целом, а повторимся – размеры лифта это позволяет. Вместо этого персонажи борются за нож или пистолет и валяются в крови и стекле. Пара тройка ударов ногой разгрузило бы однообразие или придало дополнительную краску в кульминации.
Итог: неплохой бой, пополнивший мировую экшн-копилку боев в лифте, но в памяти вряд ли останется.
Выбор Редакции
Шах Рукх Кхан и Салман Кхан против зэков (Патхан) 4.76% (5 голосов)
Постановщики: экшн-директор, режиссер второй съемочной группы Кейси О’Нил.
Локация: вагон движущегося поезда. Поезд, как движущийся так и стоячий, очень популярная локация в нашем с вами любимом жанре. В вагоне дрались многие – от Стивена Сигала во второй “Осаде”, до Ван Дамма в “Под откос”. Вспомним эпичную схватку Джонни и Дастина Нгуена в “Мятежнике”, которая начиналась в вагоне поезда. Есть и более современные и “глянцевые” варианты. Например, в относительно свежем боевике “Быстрее пули” все поединки были в вагоне сапсана, где и развивались события. А ведь есть еще вагон метро и салон автобуса, в которых тоже было поставлены десятки экранных поединков.
Стиль: современная болливудская хореография.
Продолжительность сцены: 4 минуты с небольшими диалогами.
Количество участников: первая половина боя один против толпы, затем – двое против толпы.
Главная фишка: длинный дубль и нет песен и плясок.
Особенности и специфика: с каждым годом понятие “болливудский экшен” все меньше теряет налет скепсиса, а все больше – позитивного удивления и уважения, и мало того – зачастую хочется предложить европейским или даже китайским (да-да!) киноделам поучиться у них.
“Патхан”, будучи по полной экипирован индийскими пафосом и традиционной наивностью, выдает нам экшн абсолютно современного типа, голливудского, если не лучше. Поединок в вагоне легко мог бы возглавить Том Круз в очередной, постепенно выживающей из ума “Миссии невыполнимой”, тем более, что Кейси О’Нил занимался постановкой экшена в нескольких фильмах этой франшизы, или даже Киану Ривз, который, кстати говоря, старше Шах Рукх Хана всего на год, а двигается словно старше лет на 10.
Первая половина боя – это модный нынче эффект длинного дубля без монтажных склеек, без которого теперь не обходится каждый “уважающий” себя экшн-фильм, а это значит, что мы смотрим именно на Рукх Хана, а не на дублера, и, надо сказать, Шах достойно смотрится в рукопашных сценах. 57-летний актер активно работает не только руками, но и ногами.
После достаточно забавной сцены с появлением второго действующего лица схватки, бой продолжается и уже Шах в компании со своим ровесником Салманом Кханом раскидывает массовку. Салман в рукопашке смотрится, конечно, послабее, делая ставку на бэкграунд, харизму, героический прищур и умение не расплескать содержимое стакана, но общая динамика сцены нисколько не проседает, а после того, как заканчивается непосредственно фрагмент рукопашной схватки, экшен не останавливается, уступая очередь перестрелкам и взрывам.
Главные минусы боя: мы их не нашли, кроме, разве что, не всегда стабильной камеры.
Итог: бой на уровне Голливуда, потому что ставил Голливуд, но и титульные звезды в кадре выглядят отлично, из-за чего данную сцену просто невозможно не отметить.
Саори Идзава против Джои Иванаги (Детки-убийцы 2) 4.76% (5 голосов)
Постановщики: Кэнсукэ Сономура
Локация: ремонтируемое помещение. Здание, которое не достроили или, наоборот, разбирают и хотят снести – это дежурный фон для малобюджетных боевиков. Например, Скотт Эдкинс и Дольф Лундгрен 90% экранного времени в “Падении замка” бегали в такой локации. Но снимали в ней фильмы и подороже. Тот же Джеки Чан часто использовал такие места, чтобы попрыгать среди груд развалин и побросаться стройматериалами, идеальный пример такого рода – картина “Первый удар”. Да и в первом фильме “Детки-убийцы” финальная схватка была в похожем здании.
Стиль: современная японская хореография.
Продолжительность сцены: больше 5 минут чистого файтинга.
Количество участников: один на один.
Главная фишка: два “легковесных” бойца со схожими навыками.
Особенности и специфика: в прошлом году мы тоже отмечали редакцией схватку из первой части “Деток-убийц”, где Саори Идзава дралась против Масанори Мимото. И тогда говорили о самобытной хореографии за авторством Кэнсукэ Сономуры. Финальный бой из сиквела идет, можно сказать, по проторенной дорожке, совершенно в стиле Сономуры. Только без ган-фу и с противником главной героини в одной весовой категории с ней.
Стоит сказать, что Идзаве крайне везет на соперников. Что Мимото, что обладатель черного пояса по карате Джои Иванага – это профи, которые могут работать в непростом с точки зрения динамики стиле Сономуры. В данном случае оба участника схватки легковесны и очень активны, они пытаются достать друг друга ударами рук, сходятся в партере, стараются выйти на бросок, захват или удушающий прием. Все это подается в бешеном темпе с редкими моментами “отдыха”. При этом выдерживается долгий дубль, а камера лишь ненадолго переходит от общего плана к крупному. Все это работает на атмосферу боя.
Примечательно, что несмотря на стилевую схожесть соперников, Идзава практически не использует ноги, а вот Иванага их вполне применяет, внося определенное разнообразие в схватку. Имеется здесь и юморная вставка, как бы разделяющая бой на две половины и “финальный аккорд” – удар Идзавы в рапиде, отсылающий нас практически к аналогичному завершающему бой приему из финальной драки первой части.
Главные минусы боя: несмотря на то, что нам определенно нравится боевая хореография Сономуры, не лишена она и недостатков, главными из которых являются неконтактность боя и намеренные “промахи”, когда бойцы просто машут расслабленными кулаками рядом с головой противника.
Итог: плотная и стремительная схватка, которая лишний раз доказывает, что современная японская хореография имеет узнаваемый стиль и манеру и вполне может оказаться конкурентной по отношению к боевому кино других стран.
Насим Си Ахмед против бандитов в спортзале (Нувориши) 4.76% (5 голосов)
Постановщики: боевая хореография – Амедео Каззелла, координатор каскадеров – Лукас Доллфус
Локация: спортивный зал. В конкретном случае, речь идет о спортивном зале с тяжелым инвентарем, в связи с чем сразу вспоминается драка Джона Бернтала с русскими негодяями в сериале “Каратель”, а из фильмов постарше – противостояние в первой части “Чайны О’Брайен”. В остальном же в различных спортивных залах в боях сходились многочисленные звезды экшен-кино. Из неочевидного – настоящий погром в спортзале за авторством Бада Спенсера и Теренса Хилла в экшен-комедии “…иначе мы рассердимся” 1974 года. Не забудем и нашего победителя в номинации “Лучший фильм с БИ” – “Тайлер Рейк 2”, в котором тоже есть сцена драки в спортивном зале небоскреба.
Стиль: европейский неореализм
Продолжительность сцены: чуть больше 2 минут с диалогами
Количество участников: один против толпы
Главная фишка: эффект однокадровой съемки, использование спортивного инвентаря.
Особенности и специфика: длинный дубль – как много в этом слове! “Нувориши” не избежали этой моды и тоже продемонстрировали нам боевую сцену, снятую в этом ключе, центральную роль в которой исполнил Насим Си Ахмед из “Чужака”.
Несмотря на то, что это жестокий бой, где персонажи получают друг от друга гантелями по черепушке и ударяются хребтом о скамейки, создатели решили “облегчить” его с помощью позитивного рок н-ролла на фоне. Это тоже довольно традиционный ход – добавить некий комедийный акцент экранному месиву, даром что сам фильм все-таки комедия, пусть и с приставкой “экшен”.
Сам дубль достаточно гладкий и ровный, потому что противники нападают на героя по очереди, и даже когда держат его втроем, тоже делают все по очереди – отсюда создается парадоксально спокойное ощущение, напряжения в бою меньше, чем могло быть, как и ущерба от спортивного инвентаря, когда герой метает блины от штанги в разные стороны словно дискобол. В целом взаимодействие с инвентарем вполне “приземленное”, не похожее на жонглирование предметами в стиле Джеки Чана, но есть здесь и вполне остроумные элементы, что говорит о попытке в креатив при постановке хореографии.
Отдельно надо сказать, что сам бой достаточно бескровный, это вам не “Каратель”, который показывал нам “жесть как она есть” в аналогичных для боя условиях, а в “Нуворишах” все более менее стерильно. Компьютерные красные брызги мелькают, но ущерба от ударов тяжелыми предметами не ощущается.
Главные минусы боя: и снова, аналогично “Чужаку”, хореография не раскрывает нам Насима Си Ахмеда как экранного бойца, а скорее как атлета и даже как каскадера. Не хватает каких-то интересных творческих задумок, ибо участники боя просто перебирают спортивные снаряды, проверяя их и друг друга на крепость.
Итог: в период, когда длинным дублем уже никого не удивишь – это просто качественная экранная драка и не более того, но редакции она понравилась.