Итоги годаНовости

Подведение итогов боевого кино 2021: Спортивная драма и Короткометражный боевик или фильм с боевыми искусствами

Всем привет, сегодня мы продолжаем подводить итоги боевого кино 2021 и на очереди у нас короткометражки и спортивные драмы.

 Спортивная драма 2021

В этом году спортивные драмы порадовали нас не только национальным разнообразием, но и концепциями – это были и ММА-драмы, и драмы боксерские, подростковые переживания и возрастные. И так, посмотрим, кто же победил?

 Рожденный чемпионом (реж. Алекс Ранаривело) (21%, 17 Голосов)

“Рождённый чемпионом” от режиссера Алекса Ранаривело (“Война Беннетта”, “Езда”) не имел такой форы ни у зрителей, ни и у критиков, в отличие от его более звездных собратьев. Малобюджетная картина, вышедшая лишь в интернете и “direct to video” не имела ровным счетом ничего, кроме заглавного актера Шона Патрика Флэннери (“Святые из Бундока”, “Пудра”), давно утратившего свои звёздные позиции, и большой любви к джиу-джитсу. Но этих двух основных компонентов оказалось достаточно.

Казалось бы, полное отсутствие звезд первой величины и экранного глянца в сочетании с простым сценарием могли полностью потопить картину, но скупость картинки забывается очень быстро, а сюжет подобно цветку раскрывается под финал, благодаря небольшому появлению в кадре Дэнниса Куэйда (“Радиоволна”, “Послезавтра”). Диалоги совсем неглупые и местами афористичны, а схематичность сюжета перекрывается отличной актерской игрой всех участников, начиная от лучшего друга главного героя и по совместительству своеобразного “рассказчика” фильма, Роско (Морис Комт) заканчивая самим Флэннери, который, несмотря на потрепанный вид, сохранил свое обаяние, искренность и талант.

Кстати говоря, как талантом, так и потрепанным видом может похвастаться и Костас Мэндилор (“Кулак Северной звезды”, “Расплата”) в роли отрицательного персонажа – миллиардера Димитриса, которого с первого взгляда на экране можно и не узнать.

В сухом остатке, именно актерскими работами “Рожденный чемпионом” и подкупает зрителя, превращая даже самые неубедительные моменты в честные и настоящие. Есть в фильме что-то “ламповое” и непошлое.

Да, картина не идеальна, и та же боевая хореография однозначно могла бы быть лучше, а феноменальный мастер джиу-джитсу мог бы выглядеть более кинематографично, хотя нельзя не отметить хорошую физическую форму актера в его 56 лет (чёрный пояс по бразильскому джиу-джитсу). С другой стороны, баланс личной драмы героя и спортивной составляющей частично решает этот конфликт. И повторимся – обаяние Флэннери, проникающее в вас из под его морщинистых надбровных дуг, неизбежно заставляют сопереживать ему.

И под конец скажем пару слов о любви к джиу-джитсу. Будучи со-сценаристом фильма, Шон Патрик Флэннери по-настоящему показывает уважение и преданность этому боевому искусству. Об этом говорит не только то, с каким трепетом Шон и его герой рассказывает о BJJ, но и камео Рензо Грейси перед финальным боем. Фильм точно не зря называется “Рожденный чемпионом”, ведь победа в этой номинации – это поистине чемпионское место.

Удары (реж. Холли Берри) (20%, 16 Голосов)

“Удары” могут быть интересны зрителям и фанатам актрисы Холли Берри (“Люди Икс”, “Умри, но не сейчас”, “Джон Уик 3”) в большей степени как ее режиссерский дебют, и в меньшей – как зрелая и глубокая спортивная драма. Оскароносная актриса впервые решила сделать полноценное авторское кинематографическое высказывание, заручившись поддержкой сценаристки Мишель Розенбарф и пошла по пути личностной, семейной и спортивной драмы. Изначально главную роль должна была играть Блейк Лавли (“Зеленый фонарь”, “Сплетница”, “Отмель”), а снимать должен был Ник Кассаветис (“Дневник памяти”, “Джон Кью”, “Альфа Дог”), и очевидно, это было бы совсем другое кино. Но в процессе производства в режиссерском кресле оказалась Берри, прихватив себе и главную роль. Получилось ли у неё? Ответ очень неоднозначный. Не будем ставить под сомнение бесспорный актерский талант Берри, но режиссерского опыта ей явно не хватило, и в итоге мы имеем неровный и несбалансированный фильм с растянутым хронометражем (2 часа 15 минут), при просмотре которого вы можете поймать себя на мысли, что идет уже 50-я минута, а на экране по-прежнему ничего важного не случилось.

Вероятно, из-за более актерского подхода, нежели режиссерского, в фильме очень много крупных планов, причем там, где они вовсе не нужны, включая редкие боевые сцены, о которых мы поговорим чуть позже.

Попытка решить сложнейшую амбициозную задачу и гармонично совместить несколько сюжетных линий тоже не увенчалась успехом, и в итоге ни семейная, ни спортивная составляющая картины до конца не раскрылись, а уж любовная линия вообще выглядит вставным зубом. Было бы лучше, если бы в корзину у монтажного стола улетело больше материала, сократив фильм хотя бы на четверть. Либо наоборот, при текущем хронометраже все ненужные хождения, молчания или пустые разговоры заменили бы ёмкими диалогами, глубже раскрывающими причинно-следственные связи и нормальными поединками. Вспомните “Воин” с Томом Харди, Джоэлом Эдгентоном и Ником Нолти, в котором при таком же длинном хронометраже ничего лишнего показано не было, при этом все драматургические мишени были поражены.

Ну, и если говорить про боевые сцены, которых в картине преступно мало, то, к сожалению, уровень хореографии, исполнения и эмоциональности оставляют желать лучшего, несмотря на то, что Холли Берри в отличной форме, да и опыт кинобоев в своей кинокарьере имеет, плюс её противником выступила Валентина Шевченко, возглавляющая рейтинг бойцов UFC среди женщин.

С другой стороны, а много ли у нас в истории современного кино качественных женских бойцовским драм, тем более с таким актерским составом? На ум приходит разве что “Малышка на миллион” и несколько малобюджетных картин про подпольные бои, типа “Леди Кровавый бой” и “Женский бойцовский клуб”. Было ли у Берри достаточное количество опорных референсов? Скорее нет, чем да. Даже Джина Карано или Ронда Раузи ни разу не снялись в подобного рода картинах, что вообще само по себе очень странно. Поэтому не стоит корить Холли Берри за то, что она попробовала, но у неё не всё вышло, тем более, что серебро в номинации “Спортивная драма” на нашем сайте говорит о том, что фильм многим понравился. Стоит лишь дать совет тем, кто решит снимать фильмы в подобном жанре: не нужно пытаться съесть слона целиком!

Акула: Начало (реж. Чхэ Ё-джун) (18%, 15 Голосов)

“Дети, играющие во взрослые игры”. Таким эпиграфом можно охарактеризовать южнокорейскую драму “Акула: Начало” режиссера Чхэ Ё-джуна. Фильм лишь отчасти можно назвать спортивной драмой, поскольку она, прежде всего, о личностном становлении и преодолении подростком своих страхов и комплексов.

Специфический корейский подход, разумеется, никуда не делся, поэтому мы имеем гипертрофированную драматургию, излишнюю эмоциональность некоторых героев и их лица, похожие на фотомодели, хотя стоит признать, что таких тут значительно меньше, чем обычно. Главный герой (Ким Мин-сок) может вас раздражать практически весь фильм вплоть до самого конца, и возможно, это самый главный минус фильма. Другой минус – это попытка создателей делать вид, что на экране не дети, а взрослые дяденьки, особенно когда глава мафии берет себе в банду подростка, похожего на дрищеватую поп-звезду на роль вышибалы и головореза. Да, всем актерам уже за 30 лет, но это не отменяет того факта, что играют они старшеклассников и выглядят соответствующе. Для кого-то таких условностей покажется слишком много, но такова особенность национального южнокорейского кинематографа, тут уж ничего не попишешь.

С другой стороны, персонаж чемпиона по боевым искусствам в исполнении Ви Ха-джуна выглядит очень “нормально”, крепко стоит на своем месте и уж точно является источником самых интересных диалогов и основополагающих для фильма цитат, особенно про “акулу, которая не должна останавливаться”. Отрицательные персонажи в картине тоже удались: все подонки без исключения по-настоящему отталкивающие.

А вот с боевой хореографией корейцы в этот раз решили себя сильно не утруждать, потому она находится где-то между поверхностной и реалистичной. Кто-то склоняется к первому, кто-то ко второму варианту, здесь вопрос только в зрительском вкусе.

Название фильма намекает на сиквел картины, и наша редакция скажет на это: а почему бы и нет?

Короткометражный боевик или фильм с боевыми искусствами 2021

По большому счету, большинство короткометражек в этом году – это “короткометражки на карантине”, но и они, как и спортивные драмы, тоже были очень разные, хотя меньше напоминали нам короткометражные фильмы, а больше походили на боевые видеоролики. Ну, что ж, поговорим подробнее.

Scorpion vs Sub-Zero (реж. Брайан Ле) (31%, 19 Голосов)

Вселенная “Смертельной битвы” уже третье десятилетие продолжает будоражить умы поклонников боевых искусств. Короткометражка “Scorpion vs Sub-Zero” от Брайана Ле (“Бумажные тигры”) – это очередная дань уважения франшизе и миллионное видео на бесконечном поле роликов на эту тему.

Главные роли исполнили Энди Ле, брат Брайана, засветившийся (пусть и в маске) на большом экране в марвеловском блокбастере “Шанг-Чи и легенда десяти колец” в роли Торговца Смертью и Ди Уай Сао (он же Дайра Сао), который хоть не блистал в “Шанг-Чи” в значительной роли, зато был там каскадером и тренером Симу Лю.

Эти однозначно талантливые перцы воплощают знакомых всем ниндзя из Внешнего мира, а маски на их лицах иронично напоминают, что это карантинное домашнее видео, ибо во Внешнем мире царствует COVID-19.

Короткометражка обладает лишь номинальными сюжетом, зато наполнено огромным количеством отсылок, оммажей и референсов к гонконгским файтинг-боевикам, начиная от конкретных цитат и заканчивая общей эстетикой типа клубов пыли или муки от ударов. Ну, и само собой, боевая хореография в замкнутом пространстве с подручными средствами – это всегда вызов постановщикам. Отдельно стоит сказать о высоком качестве картинки, которая выгодно отличает ролик от подавляющего большинства любительского видео. Впрочем, создатели “Scorpion vs Sub-Zero” давно уже не любители.

Парадоксально, но вышеперечисленные плюсы и изюминки могут показаться минусами, если взглянуть на них с другого ракурса, потому что эксплуатация “Смертельной битвы” в 21-м веке свежестью, мягко говоря, не пахнет, а с треском провалиться на теме Мортал Комбата – это как два пальца Коула Янга об асфальт. Да и отсылки к гонконгской боевой хореографии встречаются чуть ли не в каждом втором ролике у каскадеров всего мира.

Хотя если хорошо сделано, то почему бы и не получить золото в нашей номинации?

Penance (реж. Стивен Ренни) (18%, 11 Голосов)

Короткометражка “Penance” от Стивена Рэнни еще менее сюжетная и совсем абстрактная. В финальных титрах все персонажи подписаны как “плохой парень”, но понять кто из них кто и чем они так плохи не представляется возможным. А уж тем более понять, кто такой этот условный главный герой (Кори Даймонд), и чем он лучше остальных, разве только бородой. Поэтому “Penance” – это пре-виз, зарисовка, боевой этюд, называйте как угодно, но не короткометражный фильм в полном смысле этого слова, хотя картинка цвета сепии слегка добавляет кинематографичность.

Вместо сюжета мы видим много гнева и злости, разбитых бутылок и столов и концептуальную операторскую работу как с точки зрения ракурсов, так и с точки зрения перемещения и постобработки. Ролик снят в 4К и это надо иметь ввиду при просмотре!

Хореография реалистичная и глядя на эту барную потасовку вспоминаются одни из наших прошлых номинантов в категории “Лучший поединок” – бой из сериала “Банды Лондона” и “Британский психопат” с Эдкинсом. Не тотальное сходство, но что-то есть.

В итоге ребята показали как и что они могут делать в кадре, получив серебро в этой номинации на нашем сайте.

Devil (реж. Эшли Бек) (11%, 7 Голосов)

“Дьявол” от Эшли Бэка – это тоже набросок. С локацией решили не заморачиваться и сняли все прямо в тренировочном зале, зато приправили действие компьютерной графикой, чтобы обозначить мистический и фантазийный концепт. В целом, есть ощущение, что ребята решили показать: эй, товарищи из Marvel, смотрите что мы могём!

Джей Джей Баттелл творит чудеса трикинга, раскидывая массовку в белых одеждах, он легок на подъем и быстр, при этом и об актерской игре старается не забыть, правда, она тут ограничивается рычанием и кривлянием, но между прочим делает Баттелл это вполне убедительно и что-то дьявольское в нем действительно есть.

Интересно, что Бэк и его команда собрали в этом коротком ролике самые популярные и часто используемые в кино элементы боевой хореографии: это и перестрелки, бои на светящихся дубинках (где они только не были), бой против вооруженных противников, трикинг. То есть “Devil”– это по сути краткое портфолио, салат из основных достижений современного файтинг-кинематографа. И по совместительству бронза в этой номинации.

Похожие записи

3 комментариев

  1. А сюжетные короткометражки все пошли по боку 🙁 А я так надеялся на победу Karate Nuts 🙂

  2. Говорится об утраченных звёздных позициях Шона Патрика Флэннери, но я вообще не помню, чтобы где-то его видел («Святых из Бундока» не смотрел, хотя уже много лет как собираюсь). А на фильм наткнулся почти случайно, когда искал, где в кино можно увидеть бразильское джиу-джитсу. Но фильм действительно оказался очень ламповым, а джиу-джитсу весьма интересным (хоть и не настолько «чемпионским», как оно в фильме декларируется).
     
    Про «Devil» считаю, что некорректно говорить, что с локациями решили не заморачиваться. Скорее, это такой превиз, по которому, возможно, снимут полноценную сцену в фильме или полноценную короткометражку. А тут показали концепт того, как это будет выглядеть. В конце концов, для полноценной локации и последующей обработки графикой нужно на порядок больше времени, усилий и бюджета.

    1. Wave,

      Про Флэннери имеется ввиду в принципе. Когда-то давно он был подающей надежды звездой – играл молодого Индиану Джонса (а это явно не каждому встречному дадут играть), входил во всякие там списки самых красивых людей по версиям разных журналов, а потом что-то пошло не так.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

Back to top button