Герои российского боевого кино. Часть первая от Олега Черненко
Боевики… В частности фильмы про боевые искусства… Ну кто не помнит сцену, когда Тонг По бьет по колонне с которой осыпается побелка? Каким страшным он казался в далекие годы! И как ты переживал за героя Ван Дамма, который должен был сразиться с таким вот чудищем. Подобный жанр фильмов сложился в США, а также в Гонконге, Тайване, Китае, Японии и немного в Южной Корее. Но каждый, наверное, гетеросексуальный мужчина мечтал не только быть похожим на Жана-Клода Ван Дамма или Сонни Тибу, но и иметь своего национального героя. Аргентинец ли, немец, новозеландец или кхмер.
Если спрос рождает предложение, то они должны были появиться и у нас. Правда, с разной степенью успешности: кто-то не поднялся выше местечковой звезды, у кого-то просто не хватило запала, а в отдельных случаях судьба сложилась самым необычным образом, так что в этом обзоре я хочу поговорить не боевиках и не фильмах с боевыми искусствами, снятыми на постсоветском пространстве, а именно об актерах с очень беглой пробежкой по фильмографии.
Талгат Нигматулин
Вероятно, самый известный актер СССР, практикующий восточные единоборства. Человеку, как по мне, искренне не повезло родиться не в ту эпоху. Реализоваться как кинобоец он не сумел, как актер – тоже. Видимо, режиссеры фильмов не видели в нем какой-то серьезной величины, так что значимых ролей у Талгата буквально несколько за двадцатилетнюю кинокарьеру. У него есть дочь Линда, кстати, очень приятная азиатская дама, но тоже снимающаяся почему-то очень редко. Фильмы с Талгатом я хотел посмотреть просто безумно после того, как документалки про его воистину трагическую судьбу показали по телеку. Там демонстрировали некие каратэшные удары в его исполнении, от чего складывалось (ошибочное) впечатление что это наш Брюс Ли.
Когда появилась возможность найти и посмотреть все эти фильмы, оказалось что Талгат Кадырович буквально делает пару ударов и все. Буквально ВСЕ – это максимум. В одном фильме он разрушает карточный домик (типа это круто, ну как Бенни Уркидес в “Закусочной на Колесах” свечи затушил), в другом выполняет ката… А драки? А хрен там плавал – нет драк, есть отдельные удары, нанесенные талантливым актером. Кстати, самые интересные, которые запомнились со времен документалки про него – это из 3-й части фильма студии Беларусьфильм “Государственная Граница” (1981). Я даже будучи любителем советских фильмов, эту шляпу смотреть не мог – такое убожество, как по мне. Но там Талгат сделал больше чем да удара – достижение.
Ужасающая трагическая смерть актера, увлекшегося шизотерикой, поставила крест на потенциально интересном герое боевиков, но, тем не менее, образы актера даже небольшие, в тех же “Пиратах XX века” (1979), где он втащил Николаю Еременко, будут с нами навсегда.
Александр Иншаков
В свое время у меня была кассета с записанным с телека фильмом “Крестоносец” (1995) – тащился я с него, как удав по стекловате, так нравился, особенно эти замечательные взрывы. В детстве я считал боевик априори хреновым, если в нем ни разу ничего не взорвалось. В “Крестоносце” с этим порядок, но остальное… господи Иисусе, какое же это дерьмо! Правду говорят: где счастлив был – туда не возвращайся… и не пересматривай фильмы, которые казались хорошими в детстве. Потому что это редкий трэш, просто редкий, который даже офигенный, суперхаризматичный актер, один из моих любимых – Валерий Приемыхов, спасти не может (кстати, один из немногих плюсов этого, кхм, фильма). Драк в “Крестоносце”, собственно, с гулькин пенис – Саша Иншаков навалял другому Саше (более талантливому Пескову) и пару раз махнул рукой-ногой – все.
Остальные фильмы с его участием “Крысиный угол” (1992) – перестроечный боевик с обилием драк и где присутствует стандартный противник Иншакова – крутой дзюдоист Юрий Слободенюк, к сожалению обладающий очень неприятной внешностью, поэтому получающий неизменно от более фотогеничного Иншакова. Еще один “шедевр” кинематографа – “Мальтийский Крест” (2008). Редкая шляпа в плане сюжета, но… Но в ней сыграл Юрий Соломин и сыграл качественно, а злодеем был Олег Тактаров. Он, как ни странно, старался тоже. В итоге вышла вполне убедительная сволочь. Это фильм, где Иншаков стал косплеить Стивена Сигала, а именно применять в боях преимущественно айкидо. При этом Саша с возрастом, увы, как и Стивен стал выглядеть очень грузным. Испытываю некую неловкость, критикуя человека, который снимался в боевиках в те времена, когда их снимать не умели вовсе… сказал бы я себе, но была она – “Бригада: Наследник” (2012).
Насколько я много дряни смотрел, но этот шедевр трэша по любым меркам ужасающий, кошмарный фильм, за гранью любых приличий. В нем очень плохо вообще все, но раз мы про экшен, то там есть одна полноценная боевая сцена, где Иншаков расправляется с киллерами (и один из них – это женщина), пару раз метает ножи и говорит пару тупых фраз. Ах да, он же еще сценарист и продюсер этого “шедевра”. Молодец, Александр – вписал свое имя в историю, хотя не совсем так, как планировал. Что еще запомнил, так это бульканье в сторону Сергея Безрукова – мол, зазвездился, не хочет участвовать в продолжении фильма, сделавшего его знаменитым… бе-бе-бе. Ну че, молодец Безруков! “Бригада Наследник” – один из худших фильмов, что я видел вообще, без преувеличения! И айкидо продюсера этого говна, Иншакова, не спасает ситуацию, а делает ее хуже. В целом, Александр – отличный каскадер, но очень проходной актер с дрянной фильмографией, увы.
Владимир Епифанцев
Личность, конечно, специфическая, можно сказать – малость с прибабахом, но мне он крайне симпатичен: и как человек, и как актер. А уж как актер боевиков – это просто натурально нераскрывшийся лотос. Все есть: харизма, ВЕЛИКОЛЕПНАЯ (наверное среди российских актеров) топовая физическая форма, наличие очень нехилого актерского мастерства, знание боевых искусства, а в результате… пшик. И тут вина Владимира в том числе, который, как Микки Рурк любит говорить “я тут снялся ради денег”. Молодец, красавчик, честный, ну а дальше-то что? А ничего. Вот в фильмографии Епифанцева куча ролей абстрактного “крутого мужика”, но в таком ДНЕ, которое даже фоном смотреть не захочешь.
Есть, понятно, исключения. Во-первых, это отличный иронический боевик “Непобедимый” (2008), где брутальность Епифанцева вместе со всеми штампами боевиков пытались обыграть забавно и прикольно, а не на серьезных щщах. Также фильм порадует антисемитов, ибо герой просто люто чудовищно троллит олигарха Шеринга именно на национальной почве. Драки в фильме есть, но ощущение, что они вставлены как дополнение к перестрелкам, но не более, хотя финальная схватка с Владимиром Турчинским запомнилась.
“Кремень” (2012) – телевизионный магнум-опус Епифанцева. Первая часть – это почти покадровый ремейк первого “Рэмбо” (1982), но очень неплохой. Вторая часть – артхаусный боевик (если так можно выразиться), где герой убивает примерно 200 человек, причем максимально нереалистично, как будто в бредовом сне. Драки есть… ну как драки, Володя пробивает сапогом или с локтя в харю вражине, после чего та осознает, как ей хочется спать и ложится. Потом Епифан берет (или вырывает у кого-то из рук) ствол, убивает человек 20, затем мы слышим “великолепные” стихи его бывшей жены фоном – ну ок. В целом, Владимир, повторю еще сто раз – очень хороший актер. Яркая индивидуальность, харизма, отличная физуха – все это могло сделать его актером супербоевиков, но так он просто снимается во всякой херне, даже не скрывая, – тупо потому, что платят.
Михаил Пореченков
Это самый спорный из обозреваемых актеров: одних он невыносимо бесит, в том числе и какой-то своей гражданской позицией, а другим нравится. Что касается меня, скажу честно: как актер мне Пореченков НЕ ЗАХОДИТ. Плюс, он снялся и к сожалению снял ультрадерьмовый, просто даже не знаю как без мата сказать фильм “День Д” (2008) – ремейк “Коммандос” (1985) со Шварцем, но кто не видел – даже не вздумайте смотреть! Единственный плюс этого шедевра отстоя – актерская игра Михаила Трухина, который отработал гонорар в этом гадюшнике за авторством его друга Пореченкова.
Другая работа Пореченкова – омерзительный, тупорылый говносериал “Агент Национальной Безопасности” (1999-2000), где Михаил играет роль “якобы ФСБшника” Лехи Николаева – алкаша, дегенерата, полного отброса, сукиного сына и вообще человека, который в этой вселенной существовать не должен. Почти каждая серия не обходится без того, как этот скот (неудивительно, что все в сериале зовут его как отброса – эй, Леха, епт!) тыкает причендалом в очередную даму, потом жрет водку, потом (как настоящий мужик, конечно) доминирует над более слабым физически и ментально напарником Красновым в исполнении замечательного и ныне покойного Андрея Краско. Ну и в финале это гребаное чучело раскрывает вселенский заговор. Если ТАКИЕ люди стоят на страже национальной безопасности, я не очень хочу жить в такой стране. В целом, Михаил Пореченков довольно плохой актер, как по мне – в РАЗЫ хуже того же Епифанцева. И на роль героя боевиков подходит ели-ели. Хотя сам Михаил вроде как занимался боксом и ушу-саньда.
Владислав Демин
Мой фаворит номер два после Епифанцева. Во-первых, он хороший актер, во-вторых – отличный кинобоец. Человек ростом 187 см. и весом от 105 кг. и выше – может выполнять сальтухи не хуже Скотта Эдкинса. Это один из самых похеренных талантов отечественного кино. У Влада прекрасны все роли, где он играл, даже если это стереотипный эсэсовец в “Главном Калибре” (2006). Антон Сладко в сериале “Боец” (2004) вообще один из моих фаворитов, настолько яркий персонаж. Сериалы “СОБР” (2011-2012) и “Пантера” (2007) – везде он прекрасен. Последний раз я его видел в вагнеровском фильме “Лучшие в Аду” (2022). Там он выглядел просто адски, невероятно брутально, но роль не боевая – постоял сбоку и все.
Плюс Влада – это именно зрелищная киношная техника при устрашающей брутальной внешности, с нужной постановкой драк он просто великолепен. Единственное, с чем Владу не повезло – это голос. От человека с его комплекцией и внешностью ждешь либо глубокий баритон, либо очень низкий баз, но “родной” голос Демина заставляет улыбнуться – настолько он… милый.
Джамал Ажигирей
Дитя Дагестана должен, по идее представляться огромным борцухой – волосатым, за 100 кг. весом и чтобы косая сажень в плечах. Джамал похож скорей на стереотипного монаха из гонконгских фильмов про кунг-фу – маленький и мудрый. Мне крайне (КРАЙНЕ) запомнился “Удар Лотоса” (2001) – его показывали по телеку и не раз. И фильм “Монах” (1999) – я всегда угорал с рекламы. Хотите знать как она звучала? “Непобедимый, как Брюс Ли. Крутой, как Чак Норрис. Мужественный, как Ван Дамм”. Да, это про героя Джамала, хотя он вообще не похож ни на одного из вышеописанных, однако мужик он очень крутой, жаль не снимается больше.
Есть, кстати, подозрение, что тому виной продюсер фильма “Путь” (2009). Когда я в первый раз смотрел, то обратил внимание, что Джамал применяет странные, нехарактерные приемы, похожие на айкидо. Так и оказалось – ушуиста Ажигирея заставили в кино применять единоборство, в котором он ни в зуб ногой. Это все, что нужно знать о говнофильме “Путь”. Кстати, я его даже пересматривал относительно недавно, так вот хочу сказать, что за такой монтаж, как в нем – надо буквально, в прямом смысле, убивать, потому, что это за гранью добра и зла.
Ну и закроем, наверное, на позитивной ноте. Как вы думаете: кто офигенно крутой советский актер, делавший прием “ножницы”? Да – замечательный, восхитительный, непередаваемо крутой Николай Караченцов. Не боец? Да, но дрался в кино часто – “Человек с бульвара Капуцинов” (1987), где он старался кувыркнуться так, чтобы лицо было видно – да, это я, Коля Караченцов, не дублер. А еще “Приключения Электроника” (1979), “Криминальный квартет” (1989), “Львиная доля” (2001) и вроде как сериал “ДДД: Досье детектива Дубровского” (1999). Николай Петрович впихнут в ТОП из уважения, но и нельзя отрицать, что он был КРУТ, когда надо было быть крутым в кино!
В целом есть целая тьма крутых актеров, но отметившихся одной или двумя ролями в боевиках, так что их в список включать не стал, хотя многие из них мне очень нравятся или они были просто великолепны в ролях экшен-героев. В целом, список, разумеется, очень ограниченный – я еще человек 10 впихнуть могу, но пока так. Евгений Сидихин, Сергей Воробьев, Олег Штефанко, Максим Дрозд, Дмитрий Певцов, да даже Гоша Куценко – вот те, кого еще вспомнил, но не упомянул в обзоре. А вы предлагайте свои варианты.
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fight-films.info
Объективно, со всем согласен. Сам голосую за Демина. С удивлением увидел его в корейском Big Match, причем в такой заметной роли. Демину бы в Голливуд конечно. Мог бы играть с Адкинсом.
Или хотя бы в Азию, да
Здрасте! Ну вот я и зарегался на этом сайте, не выдержал. А где собственно вы забыли Романа Курцына? Тоже отличный экшен актер и каскадер, а то что снимается во многих проходных проектах, так это не его вина.
И вообще последний нормальный грамотно поставленный файт фильм (после “Удара Лотоса”) это “Русский рейд”. Блин название я надеюсь не специально подбирали с отсылочкой к Гаррету Эвансу? Я так думаю (моё личное никому не навязываемое мнение) что если бы Роме предложили красивый файтинг проект с драчками с тем же Дёминым или Минеевым он бы наверняка был обеими руками за. А по поводу сьемок в шлаке, всё зависит не от актёров, а от режиссёра и постановщиков. (Всегда бесило кино в котором рукопашник чаще стрелял чем дрался типа “Инферно” или “Некуда бежать”) Актеры тоже люди и им тоже семьи кормить надо, и если им не могут предложить фильмы или сериалы где они могут полностью раскрыть свой потенциал, они снимаются там где платят. а мы получаем унылый высер типа нового “Мортал Комбат” (сууука, ну по чему Танчароену не дали денег на полнометражный фильм). К стати есть предложение СДЕЛАЙТЕ типа ОБЗОР кого можно было бы привлечь, и на какую роль в полнометражку если бы Мортал Комбат всё таки снял бы Танчароен? (а может кое кого и заменить)? И на ТЕКЕН тоже не плохо было бы такой обзор сделать (чур Дениэлса не трогать – он в роли Браена идеален). Всем фанатам прива и что б штаны во время вертушки по шву не разошлись!
Блин, а чё коментов не видно???
Спасибо за комментарий! У нас пока на сайте есть определенные проблемы, которые мы не можем решить. Решим обязательно, но пока – так. Однако пользователям, которым вы отвечаете текст приходит на почту – его видно. Мы же, редакция, видим се ваши комментарии. Поэтому если есть еще что оценить из наших материалов – будем благодарны!