Герои российского боевого кино. Часть вторая от Олега Черненко
Итак, подоспела вторая часть рассказа про отечественных экшен-героев и думаю, она не последняя. Считаю необходимым сделать ремарку: если подробно рассказывать про каждого отечественного актера, который кому-то когда-то отвесил на экране пендаля, то боюсь, писать придется до скончания веков. Так что для себя я выделил несколько важных критериев для включения оных в список. Говоря прямо – как таковых “актеров боевиков” у нас очень и очень немного, так что к отбору приходится подходить тщательно.
Критерий первый – знание боевых искусств или просто хорошая физподготовка. Исходя из этого, сразу отметается, например Сергей Селин, который в кино и сериалах дерется и стреляет не просто много, а ОЧЕНЬ много, но при этом совершенно неубедителен в амплуа крутого перца.
Критерий второй – экшен-роли должны быть заметными и в значительном количестве, так что в список не включаю как некоторых каскадеров вроде уважаемого Юрия Сысоева, у которого очень мало крупных ролей, так и актеров широкого профиля а-ля Дмитрий Певцов или Алексей Серебряков, которые хоть и блеснули в жанре, однако в процентном соотношении к фильмографии число их боевых перформансов было не столь велико. Некоторые исключения будут, как с тем же Караченцовым. Поехали.
Сергей Воробьев
Что интересно, есть несколько каскадеров с таким именем-фамилией, но я речь веду про чувака, снявшегося в главной роли в сериале “Позывной “Стая” (2013-2014). Сергей мне нравится – он не самый, мягко говоря, выдающийся актер, но характерный: играет всегда почти одну и ту же роль собранного, флегматичного, но очень крутого силовика. “Стая” мог бы стать нашим ответом британскому “Ответный удар” (2010-2020), если бы не бросающаяся в глаза малобюджетность. В фильме чудовищное количество экшена, но почти вся стрельба нарисована, причем очень плохо. Также присутствуют драки, тоже в значительном количестве, но их крайне портит монтаж – настоящий бич отечественных боевиков.
Мой приятель Uran брал интервью у сценариста и исполнителя одной из главных ролей этого сериала Геннадия Казачкова, где в том числе затрагивалась тема говномонтажа. На резонный вопрос “а зачем так делать?” Геннадий не нашелся сказать ничего лучше кроме как “с чего вы, мол, взяли что монтаж а-ля “салатная нарезка” никому не нравится?” Геннадий! Если Вы это читаете – ну не нравится, блин! Это не тянет даже не псевдо-реализм, а уж если человек фанатеет от качественных боевых сцен, то поверьте на слово, – он хочет видеть каждое движение, смаковать его. Ладно там Мэтт Дэймон какой-нибудь, который не боец ни разу – всю его “выдающуюся” технику можно скрыть тряской и нарезкой в стиле “катушку с пленкой уронили в миксер” (да, я знаю что снимают на цифру, но впечатление именно такое), но у вас-то там все УМЕЮТ драться, на хрена, собственно, так делать? Увы, вопрос без ответа. Ну да ладно.
У Воробьева есть еще очень приличный мини-сериал “Дружина” (2015), практически с тем же актерским составом что и в “Стае” плюс колоритный Павел Бадыров и еще несколько товарищей. Вот он (сериал), без дураков, мне понравился: это такой ненаучно-фантастический, не совсем реалистический квазиисторический проект с упором на приключения и смачное рубилово. Очень бодрый экшен, славянский колорит, плюс в одной из серий имеет место косплей третьего фильма про Безумного Макса, где Мэл Гибсон дрался в клетке с огромным амбалом по прозвищу Бластер.
Также у Воробьева была заметная роль в сериале Литейный, где он неизменно прописывал йоко-гери и прочие гери фактически в каждом эпизоде, где появлялся его персонаж. Но сериал был от НТВ, тут уж только руками развести – качество соответствует. Были и другие проекты, где Сергей демонстрировал навыки рукопашного боя, но, как правило, это то же самое НТВ, и упоминать их не буду.
Борис Галкин
Вот еще один актер, который, как и Николай Караченцов попал в список постольку-поскольку. Была идея поместить в список или его или его покойного сына Владислава – остановился на Борисе, так как этот товарищ обессмертил себя ролью в фильме “В зоне особого внимания” (1977) – настоящем гимне ВДВ, который оставил заметный след в истории отечественного синема. Уж не помню во сколько раз увеличился набор в этот род войск после выхода фильма, но цифры называют заоблачные, не в один и не в два, а в десятки раз – это к вопросу о воздействии кинематографа на умы масс.
С этим фильмом была интересная ситуация. Довелось мне пообщаться с весьма титулованным, но пожилым мастером боевых искусств, без дураков – мастером. Объективно он трижды МС (не надо только шуток про Сергея Бадюка), плюс у него есть ученики – чемпионы области по кудо и так далее. Ну и вот, будучи киноманом, я, конечно же, не мог не спросить данного гражданина про боевики. Первым, разумеется, был вопрос про Брюса Ли, на что, улыбнувшись, дядя Сережа ответил что Брюс – его кумир (и такой же любитель нунчак). А вот далее пошло интересней. Поскольку я редкое нубье в единоборствах, то мне совершенно не очевидно, насколько правильно наносится тот или иной удар. А вот “опытным юзерам” это видно и очень хорошо. Так что когда зашла речь про мордобой в кино, я не упустил случай спросить именно про “В зоне особго внимания”.
Так вот, человек, шарящий в БИ сразу же, моментально вспомнил разборки прапорщика с бандитами в избе. Цимес в том, что дрался там не Михай Волонтир, а его дублер – Тадеуш Касьянов. В принципе очевидно что это топовая драка в фильме, но понять, что бьет профессионал может только другой профессионал. Я страшно порадовался, помню. Так вот, Борис Галкин в фильме тоже дерется, ну как… раздает очень (ОЧЕНЬ!) неуклюжие пинки и лещи, ну типа армейский рукопашный бой. Выглядит сильно ниже среднего, но зато его герой летёха Тарасов – крайне яркий и харизматичный персонаж сам по себе. Вообще фильм – настоящий бриллиант, несмотря на свою простоту и незамысловатость. Вот все бы пропагандистские фильмы были таковыми. Борис Галкин, к сожалению, оказался не самым разборчивым человеком, а возможно просто обладателем “философии Майкла Мэдсена”, так что снимался (уже после распада СССР) вообще везде, где предложат, а предлагали чаще всего низкокачественные телефильмы и сериалы на канале НТВ. Зато с огромным количеством драк. Серия фильмов “Отстойник”…, то есть, тьфу – “Отставник” (2009), например, где первая часть практически копирует “Заложницу” (2005) с Лиамом Нисоном, только в двадцать раз хуже. Там Борис Сергеевич набил столько рож, что местами аж Чаку Норрису икнется. Этот шлак насчитывает вроде как 5 частей и еще одна вот-вот выйдет, хотя полкана Дедова (героя Галкина) в последней вроде как грохнули (извините, не смотрел – с меня первых трех хватило).
Также был “шедевр” “Мужской Талисман” (1995) – фильм с не самой тривиальной задумкой про русских, застрявших в Таджикистане, где идет гражданская война и эвакуировать их оттуда могут только орлы в лице героев Галкина и Гостюхина. Мог быть бы “Арго” (1998) с экшеном, но вышла такая невыносимая шлакодавка, что надо усилия прилагать, дабы осилить до конца – кошмарно скучно, плохо снято, а главное, что экшена с гулькин нос: 50 выстрелов, одна драка, несколько взорванных бэтээров (лучшая сцена в этом куске “шедевра”). Зато патриотического пафоса навалено лопатой. Ничего против не имею, но там с этим явный перебор.
Несмотря на все “претензии” (хотя какие претензии у меня могут быть к такому заслуженному артисту), Борис Галкин – это крутой советский и российский актер. И драться он умеет – очень долго актер занимался борьбой, плюс немного боксировал, а вот что меня реально удивило, так это то, что он умеет метать ТОПОРЫ. Этому навыку Борис Сергеевич научился после просмотра “Викингов” (1958) с Кирком Дугласом. Есть, кстати, в советском дубляже, – отличный фильм, даже Сильвестр Сталлоне его хвалил.
Евгений Сидихин
Долговязый исполнитель ролей разнообразных крутых кексов, часто военных или представителей милиции/спецслужб, словом – “человека в форме”. Честно говоря, никогда он мне не нравился и в этот список я его заношу не сколько за какие-то заслуги, а постольку-поскольку. Сидихин – базовый борец, и в кино, как правило, применяет незамысловатое дзюдо/джиу-джитсу с ограниченной ударной техникой. Выглядит примерно так: удар рукой, залом руки противнику за спину с укладыванием того мордой в землю – это, наверное, 90% его файтинг-эпизодов в карьере. Видимо, дело в том, что он снимается практически в одних только недорогих сериалах, где постановкой боев не заморачиваются.
Были и интересные исключения, например фильм “За последней чертой” (1991) где Евгений Сидихин играл мега-боксера и очень активно раздавал по щщам всем подряд. Хороший фильм, хотя снят и не без “фиги в кармане” от сценариста Эдуарда Володарского. Также нельзя не вспомнить довольно известный мини-сериал “Русский транзит” (1994), где Евгений играет каратиста. Честно говоря, играет так себе. Мне довелось в свое время даже прочитать книжку по которой этот сериал и был снят. По правде говоря, зауряднейшая криминальная макулатура, которой были завалены магазины в 90-е годы, однако в ней был один довольно весомый плюс – это то, с каким смаком и придыханием там было описано карате. Видно, что автор нежно любит это боевое искусство. И вот эта любовь к карате была перенесена и в сериал, причем рассматривается оно не просто как какой-то заурядный мордобой, а как путь к физическому и духовному самосовершенствованию. Тут зачтем как плюс, а вот остальное… не так радужно.
Во-первых прекрасно видно что Сидихин ни разу не каратист и боевые сцены с ним выглядят довольно коряво. Возможно, понимая это, создатели подтянули к проекту настоящего каратиста Владимира Илларионова, который играет полубиографическую роль Владимира Ларина. Во-вторых, даже “профессиональное” карате Илларионова ситуацию не спасает, ибо проблема в том, что авторы сериала серьезно переборщили со слоу-мо, из-за чего все боевые сцены выглядят не зрелищными, а какими-то вязкими, тягучими и утяжеляют и так не особо динамичный сериал. Увы, не очень.
Хотел бы отметить еще и истерн “Волчья кровь” (1995), где у Сидихина главная роль красного командира Родиона Добрых. Драк в фильме нет, только перестрелки, которые к тому же сложно назвать хорошими, однако у фильма есть несколько значимых плюсов. Во-первых очень крутая атмосфера “Дикого Востока” с величественной и несколько мрачноватой сибирской природой. Во-вторых, интересно прописанные и хорошо сыгранные персонажи, которые, к тому же, не делятся очень четко на безгрешно-хороших и сатанински плохих. Крайне удачно получился главгад – атаман Ерофей Серков, сыгранный харизматичным Александром Казаковым. Казаков, что интересно, играл (тоже злодея , но другого типа – оборотня в погонах) в другом фильме с Сидихиным – упомянутым уже “За последний чертой”, где он орал на персонажа Игоря Талькова, называя того “козлиной рожей”. Уж не знаю почему, но этот момент меня очень сильно рассмешил.
Владимир Турчинский
Ну кто не помнит знаменитого Игоря “Динамита” Турчинсокго? Смерть этого актера, спортсмена и телеведущего меня, помнится, не просто поразила, а даже шокировала. Шутка ли, человек, который являлся ходячей рекламой ЗОЖ и силовых видов спорта взял и умер во цвете лет. Кстати, я так и не понял, почему же все-таки он умер. Владимира, конечно, жаль. Несмотря на то, что Динамит был более известен, как представитель тяжелой атлетики, он также был весьма компетентным борцом: участвовал в чемпионатах по греко-римской борьбе, является мастером спорта по самбо. Мастера получить – это все же не в тапки нагадить, просто так его не дают, это ж не какой-нибудь “почетный седьмой дан по тхэквондо” у Бориса Ельцина, которому надо было скорей 10й дан по литрболу присваивать – честно заслуженный. Также Владимир Евгеньевич занимался боксом и рукопашным боем. Учитывая его незаурядную силу и физические кондиции, то сдается мне, что из всех упоминаемых мною российских актеров боевиков, Динамит – САМЫЙ крутой. Был…
Увы, кино и телекарьера Турчинского пришлась на двухтысячные и, если даже про современное кино и телевидение родной страны можно сказать мало чего хорошего, то тогда все было еще печальней. Владимир демонстрировал навыки рукопашки в таких проектах как сериал “Кобра: Антитеррор” (2003) – редкая мура даже для тех лет, в которой Владимир, к тому же, и пострадал из-за “талантливой” постановки и координации боев. Турчинскому несколько раз “прилетело” в лицо в полную силу, он даже потерял часть зубов; “Спецназ по-русски” (2002-2004) в двух частях (тоже мура, но чуть меньшая, ибо ее пытались разбавить юморком среднего пошиба); комедийный сериал “Солдаты” (2004) (аж ПЯТНАДЦАТЫЙ сезон!) – в нем, кстати, персонаж Динамита, прапорщик Боровой, является главным и чуть ли не единственным плюсом данного творения. В отличие от двух других “прапорщиков” сего сериала – патологически скупого и ленивого клоуна Шматко и другого (тоже скупого, тоже ленивого и тоже клоуна) Данилюка. Обратите внимание, что у обоих украинские фамилии – это троллинг такой что ли?. Боровой пытается научить солдат чему-то полезному, а не лакает водку вместо несения воинской службы и не тырит бензин со склада ГСМ.
Также Владимир дерется в мини-сериале “Родина ждет” (2003) и упомянутом уже фильме “Непобедимый” (2008). И вот их я могу назвать удачными. Оба проекта снял Олег Погодин, который хоть и подмочил репутацию каким-то совершенно невменяемым клоном “Крепкого орешка” (1982) под названием “Сирийская соната” (2022), но все же является одним из самых уважаемых мною современных российских режиссеров. Возможно в моем личном топе он идет вторым номером после Алексея Балабанова. Плюсы этих проектов в том, что Погодин (очень, кстати, серьезно разбирающийся в кинематографе) явно понимал, что на полном серьезе снимать жанровое кино, наполненное стандартными штампами нельзя и обыграл их комедийно. По сути оба творения Олега являют собой “ласковую пародию” на шпионские боевики. Именно “ласковую” – с любовью к жанру, но не скатывающиеся в гротеск и абсурд. “Кэтфайт” в финале “Родины ждет” вообще является, по моему скромному мнению, одной из лучших рукопашных схваток в истории наших телесериалов. Дали подраться и Владимиру, хотя схватки с его участием, к сожалению, не сильно продолжительные.
Был еще довольно дурацкий, но симпатичный лично мне комедийный боевик “Антидурь” (2007), где в паре с Турчинским отчаянно кривлялся и переигрывал Дмитрий Дюжев. Там Динамит тоже раздавал люлей, но рекомендовать этот фильм всем я не могу, так как в отличие от более тонко-комедийных фильмов Погодина, “Антидурь” изрядно глуповат, да и выглядит довольно дешевенько. К слову сказать, сам Владимир Евгеньевич довольно скептически относился к своему амплуа героя боевиков, предполагая что более “маленький” (по сравнению с Динамитом это практически кто угодно) актер будет выглядеть в кадре более киногенично и боевые сцены у него получатся зрелищней. Если проводить сравнения, то мне Турчинский больше всего напоминает южнокорейского актера Ма Дон-сока: тоже огромный, но со спокойным темпераментом флегматика, не врубающий гиперэмоциональную актерскую игру в стиле “грызть реквизит”. К
сожалению, если Дон-сок получил свой звездный час и снимается в довольно качественных и успешных фильмах часто в главных ролях, то Динамиту, увы, не так повезло. Смог бы он стать настоящей звездой боевиков – остается только гадать. В 2009 году смерть поставила точку в истории такой вот незаурядной личности.
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fight-films.info
Была версия, что Динамит перестарался со стеройдами и не выдержало сердце. У силовиков это не редкость. Мой приятель в 40 лет прямо в зале во время тренировки умер.
Версия действительно была, но ее так и не доказали