Интервью композитора Пола Херцога (“Кровавый спорт”, “Кикбоксер”) для Game-Оst. Часть 2.
СОЗДАНИЕ ЛЕГЕНДАРНЫХ САУНДТРЕКОВ
Я внимательно слушал саундтреки к фильмам «Кровавый спорт» и «Кикбоксер» отчасти потому, что их можно слушать отдельно от фильма. Прежде всего, скажите нам, осталась ли какая-нибудь музыка написанная, но не вошедшая в эти проекты или они использовали весь материал, который вы для них сочинили?
П.Х.: В “Кровавом спорте” была одна музыкальная тема, которая осталась неиспользованной – это было в начале первого дня соревнований на фоне официальной церемонии. Продюсеры использовали барабаны, которые придумал звукорежиссер, хотя я считал, что моя идея была лучше. Но я не спорил, потому что на самом деле это было не очень важно, тем более, что они использовали всю остальную мою музыку. А в “Кикбоксере”, по-моему, они использовали весь материал, о котором я договорился с продюсером.
В ваших заметках упоминается, что вы просили отвезти вас на съемочную площадку в поисках вдохновения, но этого так и не произошло. Честно говоря, я всегда думал, что такую атмосферную музыку может создать только тот, кто наблюдает все своими глазами. Что было вашим источником вдохновения? Было ли вам достаточно видеоматериала, предоставленного студией, или это было что-то еще помимо этого? Может быть, работы других композиторов?
П.Х.: Я пошутил насчет поездки в Таиланд и Гонконг на съемки “Кикбоксера”, я никогда не ожидал, что поеду. Честно говоря, мне никогда по-настоящему не нравилось наблюдать за съемками. Это немного похоже на наблюдение за высыханием краски. На съемку каждого маленького фрагмента уходят часы или даже дни, пока редактор не соберет все это воедино, ты не поймешь что вообще происходит.
Я действительно черпаю вдохновение в самом просмотре фильма. И, как я уже сказал, я смотрю каждую сцену снова, и снова, и снова, пока не найду вдохновение. Я мог бы также сказать, что иногда мое вдохновение заключается в том, чтобы дополнить то, чего нет в сцене, наполнить эмоциями, которых не хватает, но которые должны быть.
Возможно, другие композиторы косвенно повлияли на меня, но я всегда старался не подражать им намеренно. Я всегда думал, что запредельные эмоции, которые Эннио Морриконе вкладывал в свои партитуры, были действительно потрясающими, но я не думаю, что моя музыка звучит так же, как его.
Я хотел бы затронуть одну из моих любимых композиций в “Кровавом спорте”, которой, конечно же, является город-крепость Коулун (город-крепость, в прошлом густонаселенное, практически не управляемое правительствами поселение в Гонконге). Расскажите нам, как вы сочинили именно эту тему? Она действительно вызывает у нас дрожь! Использовали ли вы какие-либо “полевые” записи (имеется ввиду записи звуков реального города*)? В музыке слышны различные визги и другие звуки окружающего пространства. Они записаны или все сделано исключительно с помощью синтезаторов?
П.Х.: Для основного мелодического и гармонического материала я использовал мрачный оркестровый сэмпл из моего Ensoniq Mirage (синтезатор-сэмплер, выпущенный в 1984 году* прим. редакции FFI). Визги – это на самом деле звуки, которые мой перкуссионист М. Б. Горди издавал, скребя палочкой по барабанной тарелке, чтобы добиться этого действительно ужасающего шума. Другие эмбиентные звуки я создавал на синтезаторах. Я должен добавить, что некоторые шумы были добавлены звукорежиссерами во время постпродакшна, а некоторые, возможно, даже были взяты из реальных звуков локации.
Насколько я понимаю, это М.Б.Горди, довольно известный сессионный перкуссионист, который до сих пор работает в музыкальном бизнесе? В том числе над довольно крупными проектами.
П.Х.: Да, М.Б. по-прежнему известный перкуссионист. Я знал его еще до того, как он стал широко известен, и я сам нанял его.
Город-крепость Коулун был разрушен в 1993 году. После работы над «Кровавым спортом» вам когда-нибудь хотелось посетить Китай и взглянуть на это инфраструктурное чудо? Вы когда-нибудь бывали в Гонконге или Таиланде?
П.Х.: Я никогда не был в Азии. Тогда, в 80-х, я не смог бы себе этого позволить. Сейчас – ну, может быть, когда-нибудь. Хотя, вероятно, меня больше заинтересовала бы Япония.
В “Кровавом спорте” и “Кикбоксере” есть две очень запоминающиеся темы, в которых также есть конкретная реприза. В случае с «Кровавым спортом» этими темами являются “Город-крепость” (уже упоминавшийся выше) и “Here For The Finale” – “Inspector, No!”. В случае с “Кикбоксером” это тема больницы в “To The Hospital / We’ll See” и “Hospital”. Я помню, что реприза “Hospital” не была включена в финальную версию. Вы писали такие треки непосредственно для визуальной части, или сначала сочинили длинную тему, а потом сократили ее до нужных фрагментов? И я должен спросить – на всякий случай – может быть, у вас есть что-то вроде The Walled City (расширенное демо)?
П.Х.: Я сочинил каждую из этих реприз отдельно и для иллюстрации. У меня не было более длинного фрагмента, который я позже сократил. На самом деле я написал репризу “Hospital” на нотной бумаге, чтобы позже написать партии струнных. И мне очень жаль, но версии “Города-крепости” больше не существует.
В саундтреке к “Кровавому спорту” также есть несколько совместных композиций вас и других музыкантов. На вашем веб-сайте вы упоминаете “Fight To Survive” и “On My Own – Alone” в соавторстве с Шанди Синнамон и Стэном Бушем на вокале. Но наряду с упомянутыми выше, есть также версии с парнем по имени Пол Делф на вокале. Для чего были сделаны дублирующие версии?
П.Х.: В то время, когда Стэн пел для фильма, он подписал контракт со звукозаписывающей компанией, и его компания настояла на том, чтобы его вокал не использовался ни в каких релизах, кроме самого фильма, поэтому, когда “Cannon“выпустили первую версию саундтрека в Германии, они попросили Пола Дельфа спеть песни. Я продюсировал его версии. Когда много лет спустя Perseverance Records выпустили свою версию саундтрека, Стэн больше не был ограничен этой звукозаписывающей компанией, поэтому он заключил соглашение с Perseverance, разрешающее им использовать его вокал.
Также есть трек под названием “Steal The Night”. Кто добавил его в саундтрек?
П.Х.: Изначально в этом слоте должна была быть другая песня, но “Cannon” не захотели платить мне за ее запись (она была написана несколькими моими друзьями), поэтому одна из сотрудниц, работающих в музыкальном отделе “Cannon”, разместила “Steal the Night”, которая была написана и исполнена ее парнем.
В ходе беседы становится ясно, что над музыкой работает не один композитор, а целый отдел. Как это выглядит? Говорит ли вам продюсер, каких музыкантов привлекать? Или вы сами выбираете себе помощников?
П.Х.: Никто не говорил мне, каких музыкантов использовать в фильмах, к которым я писал музыкальное оформление. Мне дали фиксированный гонорар, из которого я должен был оплатить студии звукозаписи, инженеров, музыкантов, кассету, все остальное. Все, что осталось, было моим фактическим доходом от фильма. Иногда этот доход был довольно низким.
Вы пишете, что вам не так хорошо платили за проделанную работу. Но позже, после того, как фильмы имели успех в прокате, вы начали получать авторские отчисления. Как выглядит этот процесс? Получаете ли вы раз в месяц определенную сумму денег на свой банковский счет, например зарплату? Достаточно ли этих денег, чтобы жить на них? Продолжают ли они поступать?
П.Х.: Организация по защите прав исполнителей под названием BMI собирает деньги и распределяет роялти 4 раза в год. Я зарабатываю недостаточно, чтобы жить, но кое-какие деньги продолжают поступать, поскольку “Кровавый спорт” и “Кикбоксер” остаются очень популярными во всем мире.
Саундтреки к “Кровавому спорту” и “Кикбоксеру” вышли в виде альбомов. Планировался ли выпуск саундтреков к другим фильмам, для которых вы написали музыку? “Огнедышащий”,, например?
П.Х.: Я владею правами на “Огнедышащего” и хотел бы когда-нибудь выпустить саундтрек, но у меня просто не было на это времени. Теперь, когда я уволился с преподавательской работы (*подробнее в третьей части), у меня может появиться это время, так что, посмотрим.
Я думаю, что музыка из “Огнедышащего” – одна из лучших, что я делал, и я бы хотел, чтобы люди смогли ее услышать (интервью записано в 2019 году, а в 2022 году саундтрэк наконец-то был официально выпущен компанией Perseverance Records* прим. редакции FFI).
Была ли у вас возможность послушать демозаписи других композиторов на прослушиваниях к “Кровавому спорту” и “Кикбоксеру” ? Был ли кто-то, кто стал знаменитым после этого?
П.Х.: Больше никто не проходил прослушивание для этих фильмов. На самом деле, я тоже не проходил прослушивание. Я знал продюсера потому, что работал с ним раньше, и он нанял меня без демоверсии. Вы должны понимать, что “Кровавый спорт” был очень малобюджетным фильмом, на успех которого студя не рассчитывала и не хотели платить за известного композитора.
У вас был разговор с Мишелем Кисси во время съемок “Кикбоксера”. Была ли у вас возможность поговорить с Ван Даммом?
П.Х.: Этот разговор с Мишелем состоялся после съемок, во время процесса монтажа. Я был в кинозале где-то в Голливуде и столкнулся с ним после показа черновой редакции “Кикбоксера”. В тот момент я не знал, что он сыграл роль Тонг По, и я был удивлен, когда он сказал мне об этом. А с Жан-Клодом у меня было несколько вежливых встреч, но никогда не было продолжительной беседы.
В следующей части – подробнее, почему композитор пропал в 90-х и чем занимался все это время.