Интервью Александра Герасимова для FIGHT-FILMS.INFO
Недавно, в поисках видеоматериалов для сайта и группы, я совершенно случайно наткнулся на несколько видеозаписей, где актёры из Московского Государственного Института Культуры изображают на сцене моменты из известных боевиков (Смертельная Битва, Мистер и Миссис Смит, Неоспоримый-3) – и изображают их хорошо. Удивлённый подобным выбором для, как оказалось, экзамена по сценическому бою, я обратился к одному из актёров на видео и узнал о постановщике этих сцен. Им оказался опытный каскадёр, актёр театра и кино, постановщик боёв и трюков, а также преподаватель кафедры Режиссуры и Актёрского мастерства МГИК по предметам “Сценический Бой” Александр Герасимов. С ним мы сегодня и поговорим. Александр, добрый день!
Добрый день! На самом деле, не совсем справедливо называть меня постановщиком тех студенческих работ. Это было просто одно из заданий по предмету “Сценический бой без оружия”, суть задания состояла в том, чтобы учащиеся “сняли” боевую пластику персонажей и перевели трюковую сцену с кино языка на театральный. Лучшие работы студентов вошли в экзаменационный показ.
Ваш послужной список огромен – вы участвовали во многих фильмах, от “Сибирского Цирюльника” до “Кремня” с Владимиром Епифанцевым. Однако столь огромный путь с чего-то начался – как вы попали в мир единоборств и какими из них вы занимались?
В детстве – плотно занимался хоккеем, но по зрению не попал в спортшколу. Потом было немного бокса и карате (90-е всё-таки). Но дорогу в кинотрюк мне открыл актёрский вуз. Так что моё главное единоборство – “Сценический бой”.
Допустим, молодой парень или девушка выбрали профессию каскадёра. Какие опасности, подводные камни, могут ждать их на этом пути?
Подводные камни? Нельзя просто появиться на площадке, объявив себя каскадёром. Сначала нужно попасть в ту или иную трюковую группу, под руководством опытного постановщика трюков. В противном случае начинающий каскадёр с одной стороны, действуя “на свой страх и риск”, по неопытности не зная многих реалий кинопроизводства (например, что при съёмках трюков на площадке должна быть скорая) – подвергает себя и других участников съёмок ненужной опасности, а с другой стороны – может оставить неверное впечатление о каскадёрах в целом… Ну и с оплатой – часто начинающие берут за трюк в 2-3 раза меньше, чем он стоит, девальвируя таким образом рынок.
У работников вашей профессии принято спрашивать о самом опасном случае в карьере. Не могу обойти этот вопрос и я -вспомните самый жёсткий случай в киноработе.
Всегда неприятно, если “что-то пошло не так”, не подтвердились расчёты… На моей памяти таким случаем был незапланированный переворот в машине (не подготовленной для этого, да ещё и повреждённой) на скорости 100-120 км/ч. К счастью, и я и каскадёр за рулём – не были пристёгнуты ремнями безопасности, и успели нырнуть под торпеду, когда машина падала на крышу. Поскольку половина стоек в автомобиле была разрушена на предыдущем трюке – крыша вмялась в салон. Совершив 2,5 оборота автомобиль остановился и мы с коллегой благополучно выбрались из него. Я отделался синяками, а мой товарищ сломал руку о руль.
Хотелось бы поговорить о кризисе в русском боевом кино. Боевиков и схожих по жанру фильмов и сериалов у нас снимается достаточно много (как на НТВ, ТВ-3 и почившем Россия-2, так и в большом кино), но благосклонно принимаются лишь единицы: тот же “Кремень”, “Дружина” и “Позывной: Стая” в целом и “Хроника Ада” с “Сатисфакцией” в узком кругу в частности были восприняты хорошо, тогда как остальная масса (как, например, недавние “Ночные Стражи”) встречается очень негативно и проводятся сравнения с “Рейдом”,”Неоспоримыми” и т.д. Одни считают, что боевик – не российский жанр, другие – что ресурсы попадают не в те руки, третьи – у нас много бездарей и даже небоевики нормального качества выходят теперь редко. Как вы считаете, в чём сейчас проблема российского боевого кино? Почему нам так трудно сейчас выйти на уровень того же “Рейда”?
Думаю, в первую очередь, как ни банально, но вопрос денег, вложенных в проект – основной вопрос. Продюсеры часто готовы платить медийным актёрам, но предпочитают экономить на всём остальном, особенно в сериалах. Есть и положительные примеры – “Хардкор”, “Защитники”, вот – “Викинг” скоро выйдет…
Но в основном – тенденция снять трюк подешевле и побыстрее. А ведь репетировать надо. И оператору тоже… Вон в “Бетмене” сцена, где Бетмен связал спецназовцев и развесил на небоскрёбе – секунд 20-30 идет, а репетировалась – больше месяца, притом на несколько камер, и вертолёт летал… А у нас часто бывает, что обьект видишь только в день съёмки… Кроме того, чтоб получилось “боевое” кино, сам режиссёр должен любить эту специфику, и уметь её интересно снимать, а таких немного.
Вернёмся к театру. Вы поставили для ребят из видео задачу воспроизвести сцены из мейнстримовых боевиков. Подобные сцены, даже такие “простые”, как Соня Блэйд против Кано, снимаются в несколько дублей – но актёры, как я увидел в постановке, справились “одним дублем”. В связи с этим вопрос, ради которого затевалось интервью – где тяжелее с боевой постановкой – в театре или же в кино?
В кино, наверное, проще… Всё-таки дубли, монтаж, возможность использовать специальное оборудование, риггинг, ну и опять же – где-то актёра подменит дублёр. В театре всё это использовать затруднительно. Нужно тщательно продумывать моменты подмены реквизита. Например в одном детском спектакле ребёнок играл робота. На него нападал хулиган с металлической трубой. Робот отнимал трубу и изгибал её. До этого хулиган ронял трубу (чтоб она с грохотом и звоном прокатилась по сцене до рампы) а там лежала заранее точно такая же бутафорская. Кроме того, строя боевую сцену в театре нужно учитывать, что даже самый тренированый актёр-боец не выдержит длительной драки на предельном темпе, а ему потом и дальше играть надо. Так что используется смена ритмов, акценты расставляются так, чтоб в нужный момент перебросить зрительское внимание на что-то ещё и дать герою передохнуть. Короче – в кино трюк это спринт, а в театре – марафон. Без права на ошибку. У меня как-то в начале фехтовальной сцены сломался меч, клинок стал короче сантиметров на 15 – пришлось доигрывать спектакль с обломком)
Недавно я неоднократно посещал театр – залы всегда заполнены на 98%, вне зависимости от спектакля и его жанра, а также постоянно упоминаемых в прессе проблем. Что вы думаете о будущем театра в нашей стране?
Театр – такая странная штука, которая часто находит своего зрителя “вопреки всему”; мне не нравится тенденция возникновения высокобюджетных коммерческих постановок с медийными актёрами, при том – постановок сомнительного качества… Я не пойду на “Поющих под дождём” или “Чикаго” отечественного производства просто потому, что незачем! Вообще – не люблю ремейки в театре. Ремейк возможен в кино, в театре – только оригинальная постановка. “Гамлета” – тысячи раз ставили, но каждый раз – это новое прочтение, свежая связь с современностью… А по перспективам… Пока будет зритель – будет театр!
Что вы ждёте от следующего киногода? Каков ваш прогноз насчёт “Защитников”?
Защитники и Викинг, как крупные проекты, скорее всего будут поддержаны мощной рекламной компанией. Но вряд ли отобьют вложения. У нас (по нелепой случайности))) прибыльным считается кино, где окупились частные вложения (и не важно, что 70% было невозвратных гос.денег). Так что по данным СМИ – это будут отличные и суперуспешные фильмы (как “Ночной дозор” и “Обитаемый остров”, или “Двенадцать”). А о художественных достоинствах можно будет говорить только после просмотра.
Вы упоминали, что занимались хоккеем. В связи с возросшей популярностью ММА (на волне побед Фёдора Емельяненко) и хоккея (по причине возврата Вячеславом Быковым и его последователями побед на чемпионатах мира) эти два вида спорта часто сравниваются по нагрузке на спортсмена, а хоккей иногда приравнивают к боевому виду спорта (проводятся соревнования среди тафгаев). Справедливо ли, по вашему, называть хоккей рукопашно-боевым видом спорта и где тяжелее (в плане подготовок, тренировок и выступлений в целом) – в единоборствах или на льду?
Большой спорт – большие нагрузки… Спорить где тяжелее – бессмысленно… Хоккей, в лучших его проявлениях – шахматы, а не мордобой… Но при этом, поединок двух профи на ринге – тоже шахматы! Всё таки, на мой взгляд, Психика превосходит физиологию, и часто – побеждает более готовый психологически. А что касается трудных тренировок… Так, если они не трудные, то зачем они?)
Назовите актёра/режиссёра из боевых жанров, которым вы вдохновлялись больше всего – и почему именно им?
Андрей Станиславович Ростоцкий! Прекрасный пример актёра-каскадёра, с одной стороны – популяризировавшего трюковое кино, с другой – сохраняя его качественное наполнение. Рекомендую всем, кто не знаком с его работами, посмотреть фильмы “Непобедимый” (о становлении САМБО) и “Мужская компания” (о каскадёрах).
Напоследок, по традиции интервью на нашем сайте, назовите по пунктам 7-10 вещей для создания хорошего боевого кино (или постановки).
Для хорошего кино…
- Вроде Аль Пачино говорил, что главное сценарий… Вполне согласен).
- Лидер. Продюссер или режиссёр, жаждущий рассказать “эту историю” и увлечь за собой людей.
- Комманда. Группа людей, обьединённых общей целью.
- Достаточное финансовое обеспечение.
- Профессионализм на каждом этапе производства.
- Современность звучания, будь то текст, проблематика произведения или приёмы монтажа.
- Немного везения).
Наше интервью подошло к концу. Спасибо вам огромное за интересные ответы, желаю вам хороших кино- и театральных постановок и до новых встреч!
Благодарю за внимание. Процветания и развития вашему сайту, а людям – здоровья и удачи! Всего доброго!
Лучшее интервью Урана из всех. Грамотно, интересное, затягивающее, в меру не длинное. Прочитал с огромным удовольствием.
Тема мне еще и близка, поскольку тоже театрализованными боевыми постановками занимались достаточно долгое время, пусть и весьма “местечково”.
Спасибо за материал!
ДИВ,
Спасибо) Рад стараться)
буду двигаться дальше в этом направлении)