Интервью с Ларнэллом Стоувэлом, хореографом “Неоспоримого 3”
Хорошие фильмы с боевыми искусствами нравятся всем. Те фильмы, в которых два парня (или девушки) сходятся лицом к лицу в битве ради того, чтобы узнать, кто же из них лучший. Или о воине-одиночке против многих врагов. Как бы то ни было, фильмы с боями и боевыми искусствами существуют в течение длительного времени, и так будет продолжаться до тех пор, пока у людей будут деньги на то, чтобы заплатить или взять напрокат фильм, в котором какой-то чувак бьет ногой по лицу другого чувака.
Говоря о фильмах с драками, “Неоспоримый 3” (Undisputed 3) является продолжением фильма о тюремном бойцовском турнире. Что хорошего в “Неоспоримых”, так это то, что каждый фильм был лучше предыдущего. Скотт Эдкинс возвратился в роли Бойка, “плохого парня” из “Неоспоримого 2”, которого победил Джордж Чемберс (Майкл Джей Уайт). Страдая от травмы колена, полученной после боя с Джорджем, Бойка стал уборщиком и больше не дерётся. Но когда подходит очередь нового турнира, в котором примут участие лучшие бойцы мирового масштаба, Бойка должен постараться и доказать себе, и остальным, что действительно является самым лучшим бойцом в мире.
Я провёл несколько часов с Ларнэллом Стоувэлом, хореографом и координатором трюков в “Неоспоримом 3”. Ларнэлл занимался этим делом довольно долго и использовал свои знания боевых искусств и намётанный глаз для того, чтобы в “Неоспоримом 3” преподнести зрителям такие бои, какими бы они хотели их видеть.
Ларнэлл рассказал мне о том, как он начинал, о своей точке зрения на современные сцены поединков и о том, как они снимаются, о травмах на съёмочной площадке, хореографии боя, о своей работе над “Другими парнями” (The Other Guys) с Уиллом Ферреллом и Марком Уолбергом, о “Механике” (The Mechanic) с Джейсоном Стэттэмом и о многом другом.
Зрителям будет интересно узнать о том, что стоит за созданием отличных поединков. Надеюсь, ребята, интервью вам понравится.
Расскажите мне, с чего началась Ваша карьера координатора трюков.
Стоувэл: Всё началось с того, что, будучи в Новом Орлеане, я связался с человеком по имени Чак Джеффрис. Тогда я участвовал в соревнованиях по боевым искусствам: NASCA, NBL, SKI, USKA, награды, чемпионаты и так далее. Несколько моих приятелей проходили пробы для сериала “Смертельная битва: Завоевание” (Mortal Kombat: Conquest). В то время, для многих парней, как я, стремящихся как-то изменить свою жизнь, это была хорошая возможность. Нескольких моих друзей выбрали для сериала. Сразу после этого координатор трюков по имени Джон Медлен выбрал нескольких соперников. За неделю до того, как я должен был идти на пробы, я порвал связки лодыжки, но всё равно пришёл к нему, чтобы узнать, чем именно они занимаются, а им как раз нужны были каскадёры. Это и стало отправной точкой, и я сказал себе: “Да, думаю, этим я и хочу заниматься всю свою жизнь”. Один из моих друзей, которого звали Джон Валера, был там. Его тоже выбрали. Они уехали во Флориду и работали над сериалом около двух месяцев, заработали целую кучу денег. Нужно учесть, что тогда они были детьми. Им было приблизительно по восемнадцать, девятнадцать, двадцать лет, а мне – где-то двадцать один, двадцать два года. Узнав, сколько они заработали, я сказал себе: “Ладно, надо этим заняться. Надо попробовать самому”. Возвращаемся к Чаку Джеффрису. Когда я вернулся назад в Новый Орлеан, фильм “Блейд” уже вышел, и я узнал, что Чак Джеффрис был одним из координаторов поединков. Я тоже афроамериканец. Узнав, что это сделал мой “брат”’, я отследил его в интернете и послал ему письмо по электронной почте, просто, чтобы представиться. Он был очень добр и ответил мне. К тому времени, когда я заключил с ним контракт, “Блейд” собрал крупную сумму, и велись переговоры о второй части. Само собой, я выслал ему несколько роликов со своими боями на соревнованиях, которыми, оглядываясь назад, впечатлить координатора поединков или координатора трюков очень сложно. Они смотрят, как ты посреди ринга наносишь удары ногами, двигаешься и делаешь то, что в большинстве своём необязательно делать экранному бойцу. Исключением являются те случаи, когда ты правильно обучен тому, как превратить те же самые удары ногами и движения в кинематографический бой. Многие на такое не способны. Вот почему лишь некоторые бойцы, пытающиеся попасть в киноиндустрию, добиваются успеха.
По роду работы Вам приходится брать уроки, например уроки киномастерства?
Стоувэл: Некоторые люди пытаются, но для этого им необходимо найти человека, желающего их обучать, помогать им, взять большой талант и превратить его в большой киноталант. Иногда нам попадаются такие люди. Иногда они сами нас находят. Например, члены моей группы – самые талантливые. Некоторые развивали свой дар годами, тренировались и стали каскадёрами и бойцами, одними из лучших в мире. Чаще всего мы работаем над крупными блокбастерами, иногда – в небольших фильмах. Но все эти парни могут преобразовать свой врождённый талант бойцов в отличные кинематографические бои. Кратко говоря, я хотел принять участие в “Блейде 2”, но, к сожалению, Чак над ним не работал, неизвестно по какой причине. Тогда я уже уволился с работы, сел на “грейхаундовский” автобус и приехал в Лос-Анджелес. Это было как раз тогда, когда у него дела не очень хорошо складывались. Но я уже был там. С того момента я занялся тем, чем занимается любой другой каскадёр: участвовал в съёмках, работал в независимых, короткометражных и студенческих фильмах. Я просто хотел попасть на экран, пытаясь выйти за рамки элементарного бандитского образа. Да уж, с банданой на голове, в безрукавке, размахивая пистолетом из стороны в сторону – я до усрачки напугаю многих людей, но, в конечном счёте, это окупилось. Это помогло мне заслужить немного доверия, немного уважения, заполучить для своего резюме несколько имён координаторов трюков. Само собой, начав вращаться в кругу боевых искусств, я продолжать рыскать в поисках новых, более продвинутых возможностей. Во всяком случае, несколько лет спустя, поняв, что каскадёрское дело это неплохо, но мне по душе более творческое занятие, я решил из каскадёра стать хореографом поединков. По правде говоря, это случилось лет пять или шесть назад. Самым большим моим испытанием стало создание короткометражки с персонажем комиксов, которого я придумал. Да, у меня насчёт этого бзик. Признаю. Сидя без работы от шести до восьми месяцев, я создал своего персонажа по имени Сталь (Steel). Я использовал остатки денег, пособия по безработице, всё, что только мог, лишь бы создать этого персонажа, и так случилось, что для этого дела я нашёл художника. Мне хотелось сделать свой собственный комикс, но потом я сказал сам себе: “Принимая во внимание Голливуд, надо, чтобы зрители увидели нечто большее, чем они могли себе представить. Я пойду дальше и сделаю короткометражный фильм, не буду говорить об этом, а дам людям увидеть то, что я пытаюсь до них донести”. Я подумал про себя: “Итак, кто же будет играть главную роль?” Естественно, денег у меня не было и не было того, кто бы ради такой работы согласился потратить два месяца своего свободного времени. Поэтому я себе сказал: “Я возьмусь за дело и сыграю роль, ведь я хорошо знаю своего персонажа”. Я снял фильм. Получилось отлично. Мы приняли участие в кинофестивале. Фильм был номинирован семь раз и получил различные награды. Я выиграл награду “Восходящая звезда боевиков”. Я выиграл награду за “лучший бой”. Он каким-то образом “засветился” в интернете, и вызвал огромный ажиотаж, именно тогда люди начали со мной связываться и говорить мне, чтобы я попробовал сделать из него полнометражный фильм. Поэтому я был очень осторожен – надо было не дать фильму особо распространиться по сети. Благодаря моей короткометражке на меня обратили внимание эти парни, я уже с ними тренировался, просто по выходным, проводя по субботам трёхчасовые тренировки и занятия по хореографии боя. Разумеется, после того, как они увидели фильм, они меня пригласили, и я стал частью команды, а остальное это уже история.
Теперь, когда Вы из координатора трюков превратились в координатора поединков, Вам присылают сценарии, и на их основе Вы работаете, или Вам просто говорят, что хотят сделать сцену боя там-то и там-то, и вот такой длины?
Стоувэл: По-разному. Иногда в сценарии в точности описано, каким должен быть бой. Могут присутствовать сюжетные моменты внутри самого боя, к которому мне надо придумать хореографию. Скажем, к примеру, что бой состоит из восьми частей. В первой части может быть пятнадцать движений, состоящих из ударов кулаками, ногами, локтями, чем угодно, но по сюжету у главного героя сломана рука и драться он может только одной. Затем ему надо будет достать пистолет. Проще говоря, я включу этот момент, например, в четвёртую часть. Ему ломают руку. Тогда в седьмой части он начнёт доставать пистолет. В восьмой он наконец-то достанет его целиком и застрелит “плохого парня”. Вот как обычно происходит. Но иногда вам может достаться сценарий, в котором просто написано “они дерутся”. Тогда вам по-настоящему надо использовать творческий подход. Чаще всего так происходит с низкобюджетными фильмами. К примеру, в “Неоспоримом 3” было немного таких моментов, которым приходилось следовать. У меня были развязаны руки, и я волен был создавать любые элементы, которые бы мне хотелось вставить в бой. Таким образом, всё, что вы видите, когда сами смотрите фильм, было придумано в бою. Вот и всё. Они просто позволили мне немного повеселиться.
Вышеупомянутые фильмы в высоком качестве вы сможете найти на сайте https://hi-4k.com/ .
Правда, что работая с таким мастером боевых искусств, как Скотт Эдкинс, Вы также работали и с Джейсоном Стэттэмом в “Механике”?
Стоувэл: На самом деле я там работал как каскадёр. Режиссёром второго актёрского состава был парень по имени Дейв Лич, один из владельцев компании 87eleven. Нун Орсатти, координатор трюков, был одним из тех, кто с также ним работал. Чэз Таховски, Джон Валера, Сэм Харбрейк – все они сотрудничали с ним, сосредотачивая внимание на подлинной хореографии боя. Меня задействовали как каскадёра. В тех случаях, когда я работаю каскадёром, я не вмешиваюсь в происходящее, не указываю, как наносить удары руками или ногами. Мне часто приходится заниматься подобными делами. Но кто бы ни работал над проектом, мы все поддерживаем друг друга.
Когда Вы создаёте хореографию для боя с актёрами, которые на самом деле являются бойцами, они как-то влияют на создание или просто слушают то, что им говорят?
Стоувэл: Сильно влияют. Приведу самый лучший пример – возьмём Скотта Эдкинса. Феноменальный боец. Он словно оживший причудливый персонаж из видеоигры. Мне в нём нравится то, что он позволял мне самому заниматься хореографией и был рад всем моим наработкам, в основном потому, что я его подталкивал. Я говорил: “Хорошо, я видел твои движения, но как насчёт чего-нибудь нового, чего-нибудь такого, чего до сих пор не было в фильме”. Или пытался держаться подальше от того, что делал этот актёр и разработать нечто совершенно новое. Думаю, зрители ждут и заслуживают на это. У бойцов может быть свой “коронный” удар, “коронное” движение, что-то запоминающееся, и я могу его не использовать. А если использую, то преподнесу его по-другому, так, как его ещё никто не видел. Если у них есть опыт в боевых искусствах, это мне помогает. Я сажусь и смотрю где их сильные стороны, а где слабые. Я держусь подальше от их слабостей, но, если смогу и найду свободное время на обучение их чему-то новому вдобавок к их имеющимся навыкам, то с таким же успехом использую и эту новинку.
В “Неоспоримом 3” были различные боевые стили: у вас был парень-капоэйрист против кикбоксёра. На это уходит вдвое больше времени? И сколько времени занимает планировка?
Стоувэл: Планирую как-то так: если у меня есть график и первый боец это боксёр, а второй – парень, владеющий джиу-джитсу, я смотрю на расписание и стараюсь придумать хореографию для тех боёв, которые идут первыми. Если в некоторых боях у меня больше вдохновения, тогда на создание всего боя уходит буквально день или два. Но потом мне надо показать всё актёрам, отснять, взглянуть, что получилось. Я буду считать это первым заходом. Просмотрев запись, я продолжаю: “Нормально, но я могу поменять вот это, и сделать лучше”. Я делаю второй заход, режиссёр видит, одобряет и говорит: “Эй, мне понравился бой, он уже готов”. С таким раскладом на бой обычно уходит максимум день или два. Но это время зависит о того, насколько быстро актёру удастся освоить движения. Бывает, что их не могут выполнить на таком уровне, какой мне хотелось бы видеть в фильме. Тогда за выделенное до начала съёмок время мне приходится возвращаться и немного подправлять хореографию, чтобы она соответствовала их физическим возможностям и тому, с чем они смогут справиться.
Как Вы справляетесь с травмами?
Стоувэл: Это забавная история. Травмы. Я расскажу занятную вещь о “Неоспоримом 3”, многие этого не знают. В самый первый день я встретился со Скоттом в спортзале. За ночь до полёта мы с ним повидались и были очень взволнованы, были готовы на следующий день заняться работой, попасть в спортзал к болгарским каскадёрам и начинать творить. У меня было так много идей. Я просто не мог его дождаться и начать работу. Он заходит и здоровается с парнями. Мы на полу, разминаемся и прочее, и тут он пробегает мимо по пружинящему полу, делает небольшой кувырок, для того, чтобы немного расслабиться. На следующей попытке он подвернул лодыжку. Не прошло даже семи минут разминки, а он уже хромает. Я сидел и говорил сам себе: “Дерьмо. Я в такой заднице. Потерял зря время и всё такое”. Но он настоящий боец. Я это признаю. Он работал с растянутыми связками лодыжки, изучая всю хореографию. Если попадалось какое-нибудь движение, в котором ему надо было прыгать или что-то подобное, мы его пропускали и переходили к вещам попроще: к ударам руками, ногами, локтями, ныркам, контратакам, захватам, чтобы он таким образом мог разработать хореографическую память. Прошло пять дней, его лодыжка зажила, и он снова мог делать кувырки. Но когда у вас только две недели, пять дней кажутся вечностью потому, что ты из-за этой травмы не видишь свой бой на полной скорости. На следующей неделе он уже был способен выполнять всё максимально быстро, но потом такая же беда произошла с капоэйристом. Однажды он пришёл, они со Скоттом, наконец, встретились, и я сказал: “Ладно, это будет ещё тот бой. Не могу дождаться, чтобы посмотреть, как хореография выглядит целиком”. Итак, мы занялись хореографией с Марко Сарором, главным злодеем фильма, и Илромом Чоем, корейским бойцом, отрабатывая предварительную версию их боя. Они были на одной стороне комнаты, а на другой стороне комнаты были Скотт и Латиф [Краудер]. Я услышал: “Эй, Ларнэлл, зацени!” Я оглянулся. Они пытались показать мне движение, которое мне было нужно. Латиф начал: “Ок, готов? Три, два, один, начали! Ааааааа!!!” И Латиф подвернул лодыжку. О Латифе я больше волновался потому, что у него осталось только четыре дня до съёмок этого боя. У нас не было столько времени, как в случае со Скоттом. У Скотта перед съёмками его первого боя в действительности было три недели.
А его движения, Латифа, наверное, самые акробатические во всём фильме?
Стоувэл: Да, это меня и беспокоило. Я сказал тогда: “Ну, всё, бою, скорее всего, кранты”. Но, к счастью, всё обошлось, и Латиф был готов за день до съёмок. Он даже мог делать всё с максимальной скоростью. Он немножко себя сдерживал, но я знал, что к моменту съёмок он будет готов, и нам не придётся ничего вырезать или жертвовать какими-то движениями из-за травмы. Это было супер.
Учтите, текста многовато. 🙂
Самая масштабная статья к новости на сайте. Похвальная работа.
Спасибо. 😉
Спасибо.
ого завтра дочитаю,тяжело….
Интересно было бы взглянуть на эти ролики с безруким бойцом, владеющим айкидо.
Спасибо Саша. Отличная работа! Наконец, то узнал кто такой этот Ларнэлл Стоувэл и был удивлен 🙂
Не за что =)
фуф дочитал)))))))))) с новым дизайном проще намного)))))спасибо))))
Возмите меня ,на любую роль,ваы уувидите.У меня на самом деле есть огромное желание,это моя мечта сняться в фильме,и не просто сняться,а затмить и удивить всех..
EvilDollaR ты переводил тот крошечный кусочек биографии Ларнелла с IMDB ?
Мне тут удалось еще чуть,чуть отыскать о нем инфы,может быть дополнишь эту статью ,его коротким био ? Все же какая-никакая информация.
Larnell Stovall – Biography.doc
rapidshare.com/files/418976561/Larnell_Stovall_-_Biography_for.doc
Биография хореографа заканчивается 2001 годом, как раз тогда, когда началась его карьера… Смысл публиковать? Ради даты рождения и названий нескольких ранних фильмов, где он снимался в эпизодических ролях (обычно в роли бандита с пушкой в руках)?