Обзор фильма «Аве Мария» (Hell Hath No Fury, 2021) от Юрия Дудина
ВСТУПЛЕНИЕ
Краткая хронология знакомства с режиссером, каскадером, координатором трюков, сценаристом и художником Джесси Джонсоном.
Джесси Джонсон – как много в этом звуке! Несмотря на то, что британец стабильно снимает кино аж с 1998 года, первое знакомство с этим режиссёром у большинства зрителей произошло с фильмом “Дикий пёс” (2017) со Скоттом Эдкинсом. И это знакомство было не самым приятным. Благодаря наличию Скотта в его фильме по своему же сценарию, фильм привлёк к себе внимание, как и к самому режиссёру. А после “Дикого пса” имя Джесси Джонсона стало сразу настораживать при любом упоминании.
Но следующим фильмом режиссёра становится адаптация комикса “Несчастный случай” (2019), который получился совершенно другого качества, с очень хорошим кастом, хореографией Тима Мана и режиссурой “Гая Ричи на минималках”. Этот фильм реабилитировал Джесси, но, как говорится – осадочек остался. Потому и от долгожданной “Тройной угрозы” (2019) с ядерным кастом ожидать шедевра не приходилось. Так и получилось – фильм оказался очень средним, а в каких-то аспектах вообще никакущим. И этим фильмом Джесси уже чётко сформировал за собой образ нестабильного режиссёра в плане качества кинопродукта и стал настоящей тройной угрозой всему жанру.
Наверное, с того момента от Джонсона уже никто ничего хорошего не ждал. Но вдруг он выпускает хоть и дешёвый, но довольно крепкий и ламповый боевичок “Коллекторы” с отличным тандемом Скотта Эдкинса и Луиса Мэндилора. Возможно, “сборщики налогов” и зашли зрителю, потому что ничего от них не ждали. Далее выходит не менее неожиданный “Британский психопат” (2019), который полностью реабилитирует британского режиссёра, демонстрируя Джесси как одного из лучших киноделов категории “Б” в жанре боевика. А продолжение “Коллекторов” (2020) только укрепляет этот статус. Вот что значит постоянная практика!
Правда, в 2019 году выходил ещё “Наёмник”, но мне о нём нечего сказать, – не смотрел. Но что можно сказать точно, что со временем фильмы Джонсона стали выделяться общим повышением уровня драмы, кинематографии, актерского мастерства занятых артистов и режиссуры, несмотря на то, что это всё ещё категория “Б” с мизерными бюджетами.
Итак, новинка от Джесси Джонсона “В аду нет места ярости” (в российском релизе – “Аве, Мария”)
СИНОПСИС
Французская гражданка Мари Дюжарден, которую ее соотечественники заклеймили предателем, спасают американские солдаты при одном условии: чтобы выжить, она должна привести их к тайнику с золотом, за которым охотятся нацисты, французское сопротивление и американцы.
ОБЗОР
На этот раз старина Джесси возвращается с военным боевиком, но не просто так, а без участия Скотта Эдкинса! Но зато с Дэниелом Бернхардтом в неожиданной роли фашистского офицера! И на этот раз у Дэниела полноценная роль второго плана, а не просто роль вышибалы или гопника с одной репликой из двух слов, который падает с двух-трёх ударов протагониста. В одной из главных ролей присутствует и “коллектор” Луис Мэндилор (сериал “Китайский городовой), а так же Доминик Ванденберг (“Банды Нью-Йорка”, “Наёмник”) и в качестве центральной фигуры событий – малоизвестная, но эффектная Нина Бергман (“Doom: Аннигиляция”, “Химик”)
Что мне уже давно нравится в Джесси Джонсоне ( ни за что бы не подумал, что буду его расхваливать) – это то, что его фильмы рассказывают абсолютно разные истории про абсолютно разных персонажей. Хоть их и объединяет одна черта – среди них практически нет по-настоящему хороших людей. Это киллеры, наёмники, коллекторы, проходимцы, бандиты или гопники. Но что поделать: о времена, о нравы, о тренды… В остальном – разнообразие довольно обширное. Джесси умеет удивлять и никто не может предсказать, в каком сеттинге и про что будет его следующий фильм.
“Аве Мария” в этом смысле не исключение. Персонажи здесь неоднозначные, а история нестандартная. Фильм трудно назвать полноценным боевиком, так как здесь на первом плане идёт история, а экшн присутствует строго по делу. И это я расцениваю как достоинство. За что я ещё больше зауважал Джонсона как режиссёра, это за то, что в 2019 году Джесси рассказал журналу Taekwondo Life Magazine о важности возвышения истории и диалогов в боевиках. И этот фильм является воплощением этой концепции. Это действительно так: история, игра актёров, диалоги, взаимоотношения в “Аве Мария” и остальных его фильмах – сильная сторона британца. За счёт чего и должно удерживаться внимание зрителя в хорошем кино, даже при скудном и дешёвом экшене.
Тех, кто привык к Джесси Джонсону уже трудно запугать визуальным качеством его фильмов, поэтому в данном случае можно расслабиться и обратить внимание на содержание, а не на форму. Критиковать такое кино за дешевезну совсем не верно и этим будет заниматься только тот, кто привык к глянцевой продукции Marvel Studios, кто смотрит кино только глазами и не может за дешёвой реализацией увидеть интересную историю. В “Аве Мария” присутствует два, на мой взгляд, главных качества кино: интересность и непредсказуемость. А главная героиня создаёт интригу: кто она – жертва, герой или мастер-манипулятор? Она идет по канату между всеми ролями повсюду и как только вы думаете, что все поняли, фильм поворачивает в другую сторону. Одним из главных достоинств фильма, безусловно, является камбэк Луиса Мэндилора, который, как всегда отлично, исполняет роль американского майора, желающего заполучить золото с помощью своей пленницы. Сослуживцы его героя тоже получились довольно атмосферными, я им поверил.
ЭКШН
Как уже говорилось выше, экшн тут не главное. Его тут немного и поставлен он максимально просто и примитивно, но не отталкивающе. Чем то напоминает “Дикого пса”. Есть хорошие моменты, но боевые искусства отсутствуют, несмотря на наличие такого мастера как Дэниел Бернхардт, есть только перестрелки, поножовщина и пара ударов. А еще фонтаны кровищи в стиле Тарантино, от чего и рейтинг у фильма R.
РЕЗЮМЕ
С талантом Джесси Джонсона та же история, что с тем сусликом: его не видно, но он есть. И не каждый его узреет. Я лично – узрел, а фильм поместил в коллекцию. Да, придираться к Джонсону можно долго, он не гений, он не сильно заморачивается над визуальным рядом и большинство зрителей, только увидев трейлер его фильма, сразу же выключит. Тем не менее, Джесси хорошо демонстрирует то, что для создания хорошего фильма не нужны чудовищный бюджет и компьютерная графика. Хорошая история, рассказанная через хорошую игру актеров и хорошую режиссуру, – это элементы, которые всё же нельзя заменить спецэффектами. Поэтому они и стали большой редкостью в жанре. “Аве Мария” – это тот случай, когда фильм просто интересно смотреть и дешевезна никак от него не отталкивает. И так понятно, что это не блокбастер, зачем судить его как блокбастер?
Чем хорош Джесси Джонсон – от него ничего особо не ждёшь, но в итоге после просмотра не остаёшься разочарованным и никакая пандемия для него не помеха, – всё равно он снимает дёшево, стабильно и в своём стиле. Главное – не ждать от него больше, чем он может дать. Я лично люблю фильмы категории “Б” и полностью изменил отношение к этому режиссеру уже давно.
P.S. Любителям крутого экшена стоит пройти мимо, любителям же просто хорошего нишевого кино с хорошей историей и актёрской игрой – к просмотру.
Дэниэль Бернхард очень живописен в образе нациста. Вот прямо в “Семнадцать мгновений весны”
Согласен, но с другой стороны – похож ли он на немца?)
You-Ra,
Ну наверно больше чем Леонид Куравлев, я частенько, когда смотрю военную хронику, поражаюсь насколько у арийцев неправдоподобные рязанские хари)))
Казахстанский бизнесмен Ибрагим Акдрашев сыграл одного из нацистов, в фильме он едет на мотоцикле в составе колонны. Когда еще не знали сюжет, то шутили, что он будет играть казахского Штирлица, внедренного к немцам. Вроде бы съемки прошли в Беларуси.
Забавный факт, спасибо, посмеялся))