Обзор фильма “Блуждающая тень” (The Shadow Strays, 2024) от Олега Черненко
Посмотрел новый боевик индонезийского ремесленника Тимо Тьяджанто, отколовшегося от своего
приятеля Кимо Стамбола, с которым режиссер ранее работал в тандеме. Если Стамбол сосредоточился на хоррорах, то Тьяджанто клепает кровавые боевики. После успеха “Рейда” (2011), видимо, именно индонезийцы готовы встать в авангарде азиатских боевиков, так как ранее претендовавшие на эту роль тайцы, резко сдулись. Корейцы, конечно, могут составить конкуренцию, но я бы сказал что дети Чосона снимают боевики как фильмы, в которых есть экшен, а индонезийцы снимают экшен ради экшена.
Ранее я писал довольно ленивую рецензию на творчество товарища Тимо, которое мне в целом не близко. Но, чует мое сердце, “Блуждающая тень” станет кандидатом на лучший боевик года по версии читателей и зрителей FFI. Да и мне было любопытно, развивается ли Тьяджанто как режиссер и сценарист или остается на том же уровне.
Напомню, что мне не нравилось в его фильмах: совсем уж примитивный сюжет с одномерными персонажами и плоскими диалогами, какая-то дурацкая тема с “исправившимися киллерами” (привет также “талантливому” Дереку Кольстадту, который сценарий на другую тему придумать не может или не хочет), нарисованная стрельба, какая-то душная мрачность, чрезмерно везучие герои и героини, общая затянутость. Плюс один, но весомый – действительно интересно продуманный и креативный экшен с ультранасилием и весьма уязвимым центральным персонажем. Что же в этот раз? Ну, по порядку.
Плюсы у фильма есть, и, в целом, я не жалею о просмотре, как это бывает часто с современными боевиками и фильмами любого жанра вообще. Несмотря на конский хронометраж почти в два с половиной часа (добавить песен и танцев – будет индийский фильм), экшен размазан равномерно и аккуратно, так что зевать не пришлось. Довольно приятной получилась главная героиня. Да, опять дурацкая тема с совестливыми киллерами, но актриса во-первых, приятная внешне метиска, во-вторых, играет – да, не Мерил Стрип, а как умеет, но играет. В-третьих, тему морального перерождения и исправления ее героини тут проработали худо-бедно сносно. Из любопытства читал интервью режиссера, он признает что он не мастер продумывания сюжетов и, возможно когда-то будет прогрессировать в этом плане, но пока он делает ставку именно на героях, их чувствах, мотивации, стремлениях. Не скажу что и этот момент является сильной стороной Тьяджанто, но, пожалуй, из всех его фильмов лично мне он показался наиболее достоверным и психологически проработанным… Если такое вообще можно применить к глупому боевику.
Ну и главное – экшен. Остался на добротном неплохом уровне. Помню когда смотрел “Ночь идет за нами”, то цокал языком: как хорошо использовали борцовские таланты Джо Таслима, бывшего олимпийского дзюдоиста. Как это было вплетено в хореографию, особенно в финальном бою, против “ударника” Ико Уайса. Конечно, дерущиеся здесь дамы единоборствами серьезно не занимались, так что был скептицизм – ну вот, опять… Но меня приятно удивил результат. Ничего выдающегося, но хореография хороша.
Далее сами сцены поединков отличаются крайней креативностью. Я прям сидел и представлял как Тьяджанто думал: как бы оказавшись, к примеру, на кухне (тут должна быть сексистская шутка про женщин) героиня могла бы использовать окружающую обстановку и подручные предметы в бою. И так далее в зависимости от локации. Подход, достойный Джеки Чана, за вычетом комедийности.
Актриса, к слову, отличается изрядной телесной мощью, если сравнивать с разными Шарлиз Терон, Анжелиной Джоли, Дженнифер Гарнер и прочими, которые с тонюсенькими ручонками и куриным весом сражаются против здоровых мужиков. Аурора Ребейро не чемпионка мира по пауэрлифтингу, конечно, но на презентации фильма, удивила довольно мощным и крепким телосложением вполне себе уровня профессионального бойца MMA женского пола. Возможно, она качалась для фильма, но и тем более плюс! Что стандартно радует в боевиках Тимо – это уязвимость героини. Я не люблю “героическое превозмогание Ван-Дамм-стайл”, где героя избили до полусмерти, но он на последнем дыхании встал и начал бить в прыжке, но я люблю когда герой огребает – тем ценней его победа.
Тут с самого первого своего появления героини, это подано правильно: ты видишь что это не Чудо-Баба, а человек, который устает. Ему тяжело, больно, он ошибается… Но выигрывает за счет своей подготовки, стремления, смелости, железного упорства. К сожалению, и за счет удачи тоже – вот тут всегда был перебор в фильмах постановщика. Когда враги лупят с двух метров из автоматического огнестрельного оружия, когда патроны у них кончаются в последний момент, когда героиню спасают за секунду от неминуемой гибели (прием, известный со времен древнегреческих спектаклей как “Бог из Машины”) – это… было бы о’кей, но не с таким перебором, как в данном фильме. Даже этот кретин Джон Уик, типа суперкиллер, раз из раза выбирающийся из безнадежных ситуаций, не попадал впросак так часто. Так что тут и плюс и минус. А вот что еще точно плюс – это повреждения героини. Обычно в голливудских фильмах как…? Центральный женский персонаж после всех злоключений пускает тонкую струйку крови из уголка рта, ну и, возможно, получает огнестрельное ранение, последствий которого зритель не особо-то и видит. Но это Азия, детка! Здесь под конец фильма наша киллерша плюется кровью, получила кучу ран, а лицо… Сплошная синюшная гематома. Да Юрия Бойку так не били за все три фильма, черт возьми!
После похвалы следовало бы критиковать, но как-то даже не хочется. Ну, банальный сюжет, причем напоминающий “Джона Уика” во вселенной супер-дупер киллеров. Очень карикатурные злодеи. Они мерзкие, но не выглядят крутыми или опасными. Стрельба нарисована – раз из раза я придираюсь к этому, но это объяснимо. Оружие должно бабахать, дырявить стены, машины и людей, а горячие гильзы со звоном сыпаться на пол. Здесь стрельбы безумное количество, но из-за того что оружейный огонь и почти все попадания в окружающий интерьер нарисованы, ты не чувствуешь угрозы. Дырки в автомобильном стекле визуально – как будто птичка накакала, вот вообще один в один. Либо также нарисованы. Но это не касается поражений тел!
Сам режиссер утверждает, что 85% эффектов попаданий пуль в туши сделаны с помощью сквибов (пиропатронов с кровью), которые он обожает, но учитывая что сами выстрелы происходят как бы понарошку и воспринимаются они не так, как хотелось бы! Мой совет Тимо – не экономить на холостых! К слову, сам Тьяджанто в интервью говорит, что именно съемки в Индонезии позволяют ему юзать пиропатроны и потом отмывать все от крови. В Голливуде бы уже и попадания нарисовали.
Про общий дебилизм перестрелок даже говорить не приходится. По 150 выстрелов из автомата без перезарядки. Чудовищно косые враги, причем профессиональные убийцы, якобы. Стрельба из гранатомета почти в упор. И прочее и прочее. Опять же, некоторая душная, чернушная атмосфера. Индонезия – вообще, не криминальная страна. Какие-нибудь Филиппины были бы более уместны, а тут как будто в Ад попал – кругом проститутки, киллеры, какие-то наркоши и ублюдки. И, если в гонконгских фильмах это смотрелось, как некая сказка, то тут возникает странное чувство что там реально так живут.
Ну что по итогу? Фильм не хватает звезд с неба и уж точно не является выдающимся боевиком, но, как ни странно, утоляет чувство голода по чему-то старому-доброму. Не задирает планку, не является тем фильмом, который ты будешь пересматривать. Это просто развлекательный, незамысловатый кинчик, будто затерявшийся во времени, который могли бы снять в Гонконге лет 20-30 назад с возрастным рейтингом «Категория III» (разве что откровенной эротики не завезли), полный экшена и насилия. В целом, стандартный фильм Тимо Тьяджанто со всеми его минусами, но при этом смотрибельный.
На стриминговой платформе Netflix он вроде бы пользуется успехом, а режиссер снимает (или уже снял) продолжение фильма “Никто”. Тимо на этот раз не сценарист, и, хотя вторая часть будет продолжением фильма с такой же ублюдской темой “завязавших убийц” упомянутого сценариста Кольстадта, хочется пожелать режиссеру удачи и прогресса.
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fightfilms.info