Обзор фильма «День матери» (Dzien Matki, 2023) от Олега Черненко
Уфф… Когда смотрел этот мега-шедевр первый раз, было острое желание втоптать его в грязь, как он того, по сути, заслуживает, но… Спустя время, нет, я не восхитился шедевром, просто пришло несколько интересных мыслей, о чем ниже. Первое и оно же главное – это не целенаправленный трэш, а жанровый фильм, в который вложились и даже пытались кривыми руками сделать огранку алмаза, чтобы тот стал бриллиантом. Но в качестве исходного материала был кусок дерьма – кусок дерьма и получился.
И если сейчас все по большей части копируют этого ублюдочно-идиотского Джона Уика, то поляки скорей решили, что если тырить, то максимально и что-то подревней. В результате имеем условную “Заложницу”, но с элементами какого-то совершенно идиотского политического триллера а-ля “Джейсон Борн”, при этом снятый в стилистике второй части “Адреналина” с героем мемов Стэйтемом, “уиковскими” драками, но с брутальной телкой в роли ГГ в духе “Взрывной блондинки” или “Багровой мяты”. Учитывая сказанное, напрашивается закономерный вопрос: чего тебе надо, собака?
А надо много чего. С чего бы начать… А с того, что главная героиня – дама слегка за 40 выглядит как алкоголичка с 15-летним стажем МИНИМУМ. Впрочем, в первой же сцене она и шкандыбарит из магаза, затарившись пивасиком, только мало взяла – банки три. Шарлиз Терон в “Блондинке” и Дженнифер Гарнер в “Мяте” хотя бы красивые, не смотри что ручки толщиной в тюбик зубной пасты. Тут же… Кикимора – у нее и прозвище такое. И это еще не все! У нее сынок (видимо приемный) – негр. Негр! В Польше… негр! Ах да, фильм от Нетфликс, порядок.
Бабенция – супер-гипер-мега-ультра агент в отставке, из-за чего она была вынуждена кинуть семью. И как обычно бывает, львиная доля фильма уделена истерикам ее проклятого сынули-гуталина. Вообще, сложилось впечатление что на кастинге фильма целенаправленно отбирали каких-то уродов. Серьезно, что положительные, что отрицательные герои, что мужчины что женщины в фильме выглядят как карикатурные унтерменши с плакатов Третьего Рейха.
Сюжет представляет собой настолько невыносимую мутоту, что описывать его все равно что рассказывать про ЛСД-трип. При этом авторы почему-то смешали шпионско-политический триллер с лютой комедийной трэшаниной, но не соблюли меру вообще ни в чем. Вот пример: есть некий злыдень, лысый звездюк, похожий на скинхеда, но при этом с накрашенными на руках ногтями и с подтяжками. Нам несколько минут показывают это чучело с голым торсом, его ужимки… Потом он разговаривает с отрезанной головой отца в аквариуме. И далее он казнит одного из приспешников, тыкая тому двумя шокерами в башню… И когда тот помирает, злодей испытывает что-то наподобие сексуального оргазма…. И это длится долго-долго. Режиссер, сценарист, продюсер – вы троллите зрителя или вы наглухо отбитые?
Теперь про главное. Экшен. Есть драки, есть перестрелки. Драки – их пытались поставить изобретательно. Если проводить параллели, то они напоминают смесь “Великого уравнителя”, где герой активно использует подручные предметы, ловко просчитывая варианты, также неплохой австралийский фантастический боевик “Апгрейд” с его механической техникой боя, где герой двигается как запрограммированный, полагаясь не столько на технику, сколько на сверхреакцию. Ну и выдержано это в стилистике упомянутого уже “адреналина нумбер два” с добавлением “Пристрели их” (помните использование Клайвом Оуэном морковки?). При этом некоторые драки сняты длинными непрерывными, обожаемыми мною дублями. Если все это звучит так круто, как я описал, то “в чем подвох?” – спросит меня пытливый читатель? А дьявол в постановке. Если Терон, будучи мега-звездой, могла тренироваться месяц в боевых искусствах, чтоб изобразить хотя бы минимальное правдоподобие в том, чтоб отмудохать Даню Бернхарда, то тут… актриса мало того, что не умеет драться, так более того – с ней видимо вообще не работали, ибо все ее приемы просто НЕВЕРОЯТНО медленные и неуклюжие. Майкл Дудикофф в “Американском ниндзя” выглядел лучше. Я понимаю что изначально снимали трэшак, ну где главное смешно убить, но когда перекаченная гопота буквально стоит и ждет, когда польская суперагентша неуклюже лягнет кого-то ногой, чтоб по скрипту отлететь – это… мама роди меня обратно. Когда начались перестрелки, я не ошибся, что выстрелов будет раза в три больше чем магазин “калаша” вмещает. И нет, не думайте что я придираюсь как дурак к заведомому трэшу, но это просто еще и не зрелищно. Единственный плюс: поляки нашли на складах холостые патроны, так что хоть стрельбу не нарисовали как индонезийцы.
Если брать другие достоинства или недостатки этого шедевра… Недостатки – это то, что взрослые люди там несут такую идиотию, настолько клиническую пургу, что я не верю, будто сценарий писал не психбольной. Что касается достоинств… есть какая-то очень прикольная цветокоррекция, да и вообще вся техническая часть на уровне, так что отдельные кадры получились странно-красивыми. Но что это меняет? Слепи торт из говна, прилепи на него две кремовые розочки – они только подчеркнут основную сущность. Полякам -диз.
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fight-films.info