Обзор фильма «Тайлер Рейк: Операция по спасению 2» (Extraction 2, 2023) от Олега Черненко
Первая часть Extraction была очень добротным, качественно сделанным боевиком, пусть и выхолощенным, ни разу не оригинальным и уж тем более не революционным, однако и лишенным явных недостатков современного экшен-синематографа в виде пихаемой зрителю в морду повесточки, говняцкого монтажа (хотя, справедливости ради, сейчас с этим делом получше чем 10 лет назад) и общей беззубости актов насилия. Тоесть ради чего такие фильмы обычно и смотрят. Так что, несмотря на заурядный сюжет, картонных персонажей с примитивной драматургической предысторией, призванной оправдать очередную порцию раздачи тумаков и свинца, первый “Тайлер Рейк” радовал именно тем, что являл собой квинтэссенцию боевика, так что средний любитель жанра радовался ему, как радовался бы страдающий от жажды человек, глотнувший воды из под крана. Хоть это и не кока-кола.
Вторую часть я лично ждал. Не так, как дети ждут Нового Года, но все же было любопытно, приумножат ли авторы положительные качества оригинала, добавят ли что-то новенькое, чем удивят и т.д. И, забегая вперед, говорю сразу – черт возьми, да! Как любитель боевиков я ни разу не был разочарован и, что редко бывает, получил даже больше чем хотел. Но по порядку.
Недостатки сохранились: туповатый сюжет, банальная драма и примитивная драматургия… Я в целом понимаю для чего вот эту натужную “драму” пихали что в первой части, что тут. Зритель должен сопереживать герою, даже если тот – наёмное мясо. Для этого надо наделить его человеческими качествами, положительными стремлениями, драматической предысторией и все такое. Слава Ахуре-Мазде, здесь этого немного, так что можно не бояться сломать челюсть от зевоты в промежутках между экшен-сценами. Впрочем, я слышал мнение, что кому-то “драма” первой части даже зашла – тут я спорить не буду, все индивидуально.
И, если драматургия во втором фильме даже более примитивная, чем в первом “Экстракшене”, то с экшеном ожидаемо не оплошали. Словно следуя принципу “тех же щей погуще влей” авторы устроили настоящий аттракцион. Если в первой части экшен-часть была разнообразной: рукопашка, холодное оружие, шмальба, взрывы, погони на авто, то во второй они взяли все это, сильно добавили масштаба, выкрутили драйв и крутизну на максимум, плюс дополнили особенностью, которая, однако, может понравиться не всем. Эта особенность – добавление некого безумия “Форсаж-стайл” с его фантастическими трюками, полным игнором реализма, местами скатывающаяся в экшен-понос.
Или даже другой пример – корейский фильм “Картер”, который мне очень часто вспоминался в связи с наличием в боевике длиннющих дублей, некоторыми похожими сценами (а-ля поезд) и крайней нереалистичностью но, к счастью, в пользу именно “Рейка”, так как “Картер” был сильно так себе. И да, также сравнение и не в пользу дебильной семейной саги про стритсракеров с Вином Бензиновичем. Второй “Рейк” хоть и убавил реализма по сравнению с первой очень “приземленной” частью, но черту клинического идиотизма не переступил, наверное поэтому весь “ВАУ-эффект” от экшена не портится. Ну как в классических боевиках: да, так не бывает, но и не задумываешься при этом: “блин, что за тупость я смотрю” – только если постфактум. Но кто в здравом уме будет винить какой-нибудь “Коммандо” со Шварцем в том, что это не учебное пособие по боевой тактике спецподразделения?
Что касается самого действия. Все круто. Провисания минимальны, что, несмотря на приличный хронометраж фильма, заставляют смотреть его, как говорится – “на одном дыхании”, тягомотины минимум. Постановка качественная, причем всего: что перестрелки, что драки. Даже нарисованные взрывы не коробят. Вообще, сложилось впечатление, что экшен здесь – словно салатная нарезка из чужих идей. Напомнило одновременно оба “Рейда”, серию “Форсаж”, корейского “Картера”, ну и немного “Джона Уика”, хотя его, в основном, тупым желанием противников сократить дистанцию с героем вместо того чтобы пулять в него издалека.
Если я буду подробно рассказывать какая сцена из Рейка мне напомнила что-то, то рецензия не влезет на рулон туалетной бумаги, даже если писать мелким каллиграфическим почерком. Это словно лоскутное одеяло, сшитое из других фильмов, но… Это не бесит! У фильма есть преимущество перед каждым боевиком, с которым я его сравнивал. Не такой нудный, как “Картер”, не такой тупорыло-пафосный и безумный как “Форсажи” (начиная с пятой части); в отличие от “Рейда”, где ГГ напоминал пацаненка, Тайлер – образец брутальности и здоровенный детина, так что мордобой в его исполнении выглядит суровей и не так вычурно как силат Ико Ювайса. И, наконец, в отличие от суперкиллера Уика, который, будучи героем-одиночкой, спасался ЧУДОМ или с помощью “бога из машины” десятки раз (серьезно, я считал), Рейка прикрывает команда, которой он доверяет, то есть он изначально рассчитывает на помощь товарищей, а не напоминает везучего кретина, которым является любитель собак и белорусский цыган Джонни.
Отдельно про драки. Их число, по ощущениям – возросло по сравнению с первой частью. Что ОЧЕНЬ порадовало – это наличие некого саспенса, тоесть регулярно кажется, что герою наваляют, особенно учитывая что он тут месится не с бангладешскими гопниками-детишками, а со здоровенными кавказскими мордоворотами, которые плюс ко всему, неоднократно атакуют целой толпой одновременно. Все это снято длинными дублями, весьма сочно и жестко. И Крис Хемсворт все еще молодой, но здоровенный бугай, выглядит заметно убедительней в драках, чем изрядно постаревший и не самый спортивный Киану Ривз со своим вялым дзюдо (при всем уважении) или маленький Ювайс с его вычурными приемами силата (тоже при всем уважении и моей любви к фильмам “Рейд”). При этом Рейку, повторюсь, тяжело в каждом бою. И он использует подручные предметы и окружающую обстановку для победы над противником, плюс помогают товарищи, что положительно влияет на восприятие – это не Супермен, не Хэнкок и не Хоумлэндер, а живой человек, которому тяжело.
Дерется также его боевая подруга в исполнении иранской диссидентки Голшифте Фарахани, причем при всем моем скептицизме к дамам, дающим под сраку мужчинам, тут даже это показали неплохо – тоесть противник на 30-40 кг. тяжелей героини может швырнуть ее об стену как резиновую куклу и она потом еле встанет. Короче, куда ни посмотри – везде порадовали. Учитывая то, насколько я критичен по отношению к современному кино вообще, а к боевикам – в частности, даже удивительно как я сие кино перехвалил. Но оно мне очень понравилось.
Отличные драки, ураганная пальба… Единственное, что смутило – это как Грузию и грузинов показали. Некоторые российские граждане возмущались этим фактом… Российские, блин… Не лезу в политоту в своих рецензиях, но тут особо забавный случай. Не помню чтобы грузин, а также казахов, украинцев, армян и т.д. показывали положительно в американских фильмах. Для условного Запада мы все – папуасы. Может пора сделать выводы?
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fight-films.info
По поводу драматургии во втором Тайлер Рейке. Идея с ОПГ “Нагази” промывающей людям мозги, для вербовки солдат в свою организацию интересна. То что подростку Сандро предстояло сделать сложный моральный выбор интриговало. Что сильнее? Влияние окружения и воспитания или личные размышления о нравственности? Идеи важные, но недостаточно проработанные. Молодому актеру не хватает актерского мастерства.
Отношения братьев показаны очень туманно и схематично. Не чувствуются братские чувства. Как-будто смерть Давида не более чем двигатель сюжета и только.
Смерть другого брата, персонажа “Яза” тоже не ощущается трагедией для Ник.
Предполагаю, что Сэму Харгрейву предстоит набраться режиссерского опыта для того, чтобы доступно раскрывать такие сложные темы.
В остальном, второй Рейк отличный боевик. Буду ждать продолжения.