Авторские обзорыОбзоры

Обзор северокорейского боевого кино от Олега Черненко

Ради разнообразия решил сделать обзор северокорейских фильмов с боевыми искусствами. Что такое вообще кинематограф КНДР? Страна закрытая, точное количество фильмов и сериалов, снятых там, подсчитать сложно, но что-то около тысячи. По сравнению с южными соседями – ни о чем, но! Есть нюанс, как в анекдоте про Чапаева. В связи с глобализацией, весь кинематограф: что российский, что французский, что почти какой угодно, стал унифицированным – синема разных стран очень похоже друг на дружку, но в первую очередь на Голливуд. Исключениями являются кино Индии (и вообще Южной Азии), с его ярким этническим колоритом и особенностями, хотя и в Болливуде (кино на хинди) некоторые фильмы стали неотличимы от американских боевиков, только лица актеров смуглые, да дурацкие любовные линии и песни с плясками проскакивают временами. Самые интересные же, как раз не являются копиркой. Тот же безумный “RRR: Рядом ревет революция” (2022) (отличный фильм, мне очень понравился) – кино Толливуда (кинематограф телугу), широко известный “Робот” (2010) – творение Толливуда (тамильского кинематографа). Ну вы поняли, – чем дальше на Юг, тем более “индийские” фильмы.

Также из национального выделается кино Израиля (полная противоположность индийскому – крайне приземленное, нарочито незамысловато снятое) и… кино Северной Кореи. Да-да, только Северной, ибо кинематограф соседей, при всем его качестве, является типичной жертвой глобализма. Если и была какая-то яркая оригинальность в нулевых, то ее благополучно профукали. Сейчас 99% жанровых южнокорейских фильмов отличимы от американских лишь отсутствием явной повестки, монголоидными лицами актеров и специфической яркой эмоциональностью. Фильмы же из страны чучхе и сонгуна имеют больше индивидуальных черт, которые безошибочно могут указать на то, где именно их сняли.

Так вот, раз заговорили об этом, то грех будет не упомянуть некие общие черты всех фильмов КНДР из тех, что я когда-либо видел. Опыт не сказать что сильно большой, что-то около 20 картин, но этого вполне достаточно чтобы вычленить определенные особенности.

  1. Пропаганда. Надеюсь никто не удивлен, это фильмы Северной Кореи в конце-концов. Там принято хвалить Вождя (обычно это Ким Ир Сен), а если речь о каких-то исторических событиях, то обязательно изобличать монархию, чмырить гнилую аристократию, чиновников со смешными головными уборами а-ля “ромашка, у которой оторвали все лепестки кроме двух” и все такое. Полутонов не бывает никогда и принципиально. Герой – всегда герой, его ценности незыблемы и соответствуют генеральной линии партии. Злодей – всегда реакционер или коррумпированная гадина, или марионетка японского империализма и т.д. и т.п. Все очерчено крайне четко. Некоторые люди думают что в СССР была сплошная пропаганда -ха! Было очень много фильмов с симпатично изображенными белогвардейцами, например “Бег”, “Служили два товарища”, “Адъютант его Превосходительства”, “Сорок Первый” и много других. Даже во второй и третьих частях “Неуловимых мстителей”, строго назидательных и не расположенных к “серой морали”, присутствует крайне симпатичный белогвардейский офицер в исполнении Ивашова, поющий песню про “русское поле”, а злодей – штабс-капитан Овечкин наделен положительными чертами и просто КРАЙНЕ харизматично сыгран Джигарханяном… Всего этого в фильмах КНДР нету, и любой враг по уровню морали и вызываемой симпатии что-то среднее между бактерией гонореи и глистом.
  2. ОТЛИЧНАЯ музыка и, как правило, песенки. Если поет женщина, то как Людмила Зыкина, если мужчина, то как Кобзон. Хрен его знает о чем поют, может про любовь к вождю, а может про любовь к бескрайним просторам Родины, но мне они искренне нравится, в этих песнях есть душевность и яркий такой, выпуклый национальный колорит. Песни есть почти всегда, по 2-4 штуки на фильм.
  3. Крайняя эмоциональность. Характерная особенность нации: в этом плане южные и северные корейцы, будучи одним народом, не различаются, так что драматические сцены, особенно сцены гибели, обставлены в северокорейском кино просто МАКСИМАЛЬНО… ну, сопливо. Даже если речь идет о самых бравых десантниках, то они все равно будут пускать пузыри носом и рыдать ручьями, когда гибнет товарищ. Печальные и пафосные речи под грустную музыку просто обязательны. “Не будет он напрасным, наш подвиг благородный…”.
  4. Общее паршивенькое качество. Говорят, что кино в Северной Корее снимают строго в хронологическом порядке (чего в кино других странах почти никогда не бывает – там шлёпают как удобно). При этом рандомный северокорейский фильм нулевых очень напоминает советский фильм 70х: дерьмовая пленка, плохой монтаж, удручающе примитивная операторская работа и прочее. Ну да, местные не ели ничего слаще морковки и сравнить им не с чем, но нам есть.
  5. Вот сейчас удивитесь, наверное. Но даже северным корейцам, живущим в страшной ужасной тоталитарной КНДР, не чуждо человеческое, так что… ОЧЕНЬ красивые женщины в положительных ролях. Повторюсь, очень красивые, просто бомбы. Разумеется, никаких глубоких декольте или крупных планов попы в шортиках вам не покажут, но отобранные для кино красотки даже в военной форме впечатляют. Красивые, стройные, подтянутые, с шикарными волосами и лицами, на которые приятно смотреть.
  6. Если есть злодеи, то в 99,9% случаев – американцы, южные корейцы и (если фильм не про корейскую войну) японцы. С американцами всегда проблема. Ибо, если снимать кино про войну, то для изображения армии США плюс-минус нужна европеоидная массовка. Свечку не держал, но говорят, для съемок некоторых ранних фильмов использовали американских военнопленных. На все, особенно поздние фильмы, понятно, их не хватило, так что если сражаются в кино с условной американской армией, то там либо американцев нет, либо явные монголоиды в военной форме, изображающие американских солдат, либо военную мощь звездно-полосатых вообще изображают танки с криво накаляканной надписью белой краской US ARMY. Интересно что в корейской войне на стороне юга сражалась коалиция из примерно 15 стран. Какие-нибудь турки про это событие снимают фильмы. Кто этих замечательных людей вообще туда звал и за что там их молодняк жизнь гробил – понять затруднительно. Кстати, современное патриотическое турецкое кино – это просто такой эталонный кал, что я написал бы трэш-рецензию на ряд их фильмов, но увы, там почти нет боевых искусств и тематике группы они слабо соответствуют.
  7. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО нетипичный для социалистического государства национализм. В советских фильмах, даже в фильмах про войну показывали что немцы НЕ РАВНЯЮТСЯ нацистам, а Третий рейх – позор и боль в том числе и для немецкой нации. Северные корейцы и корейцы вообще – моноэтническая нация и сугубо националистическая. Если южане как-то делают вид, что они демократичны, то в кино тех же северян звучат откровенно оскорбительные пассажи в сторону тех же американцев, но ОСОБЕННО японцев. “Валите на свои проклятые острова” – звучало в одном из фильмов, не из списка правда.

Теперь по конкретным фильмам. Вообще, кино с единоборствами и просто боевики в КНДР распространены, я неоднократно видел что-то мельком на ютубе, но с переводам их не так много, а жаль.

Хон Гиль-дон (реж. Ким Гир-ин, Щин Сан-ок, 1986)

Наверное, самый известный у нас северокорейский фильм вообще. Сюжет пересказывать нет особого смысла. Он довольно зауряден и изрядно напоминает гонконгские боевики про кунг-фу. Что мне откровенно в фильме не нравится, так это наличие “уся-элементов” в виде сверхъестественных способностей героя и его учителя. И ладно, замысел ясен – показать, насколько они превосходят физически всех врагов, мол Хон Гиль-дон может прыгать метров на 30, а его учитель ломает меч, будто это печенье. И вообще они превосходят всех грешных питонов этого мира, но ёлки… Прыжки Гиль-дона через макушки сосен в бою почти не используются, дерется он приземленно, используя преимущественно тхэквондо/тхэккён, а в конце немного фехтует. И сама логика подсказывает, что с ТАКИМИ ногами любое маваши снесло бы любому врагу башку как пить дать.

В принципе, злодей в конце убого летает от удара двумя ногами в прыжке, но это кринж тот еще. Однако… Фильм мне нравится. Он динамичный, с вполне интересным сюжетом и прописанными героями. С неким, пусть и пропагандистским, но в общем-то верным социальным месседжем. И очень такая… чувственная, проникновенная концовка, мне страшно нравится с точки зрения драматургии.

Что касается драк, то они тут вполне вменяемые и небезынтересные, за исключением раздражающей уся-супергероики. Злодеи здесь – японцы, причем главный гад на удивление крут и дает Гиль-дону серьезный отпор. В бою между крестьянами и прокачанными ниндзя ОЧЕНЬ удачно используется тактика, что идет плюсом. Фильм вообще понравится любителям ниндзя, так как все фишки и штампы про них тут есть. Ну да, главные гады тут японцы.

Приказ 027 (реж. Чон Ги-мо, Ким Ын-сок, 1986)

Полагаю, второй по известности у нас северокорейский фильм. Пересматривал на днях, воспоминания свежи, ну… Стоит ли лишний раз повторяться, что это агитка? Однако при этом в явный плюс стоит зачесть что при всей одномерности героев, авторы попытались сделать их личностями, а не винтиками в машине. Местами получилось, так как при гибели кого-то я испытывал некую жалость.

Разумеется, фильм, дублированный у нас в 90м году, запомнился многим адским мордобоем. Базара нет, бьют тут настолько самозабвенно и душевно, что только уважительно кивнуть. Конечно, ходят слухи, что каких-то актеров даже покалечили во время съемок, но тут думаю та же тема, что и с любыми байками про КНДР а-ля расстрел из минометов или скармливание собакам. Мол, режим настолько ужасен, что даже в кино людей калечат. Ни разу не фанат Северной Кореи, но и слухам доверять голословным не хочу. Однако видно что в боевых сценах актеры, играющие спецуру, выкладываются на полную.

Наверное лучшим с точки зрения актерских способностей здесь выглядит командир спецотряда, но он же меньше и хуже всех дерется…Что-то подсказывает, что это единственный профессиональный актер в касте, хотя могу и ошибаться. Что касается самой постановки драк… она вызывает крайне полярные чувства. Плюсом идет, как сказано выше, лютое выкладывание участников в боевых сценах и довольно реалистичное изображение мордобоя как такового. Понравился момент, когда злодейский зольдат метает в спецназовца кирпичи, а тот уворачивается. Сами драки изображены как должно, то есть на смерть, и, при всей изощренности отдельных приемов, без лишней красоты, а чтоб убить и покалечить.

Существует расхожее мнение что в боевых сценах используется тхэквондо. Не совсем так. В армии КНДР изучают кёксульдо – разумеется, уступающее по известности южнокорейскому боевому искусству и олимпийскому виду спорта. Но похожее, из-за обилия ударов ногами, а Чхве Хон-хи, придумавший это самое тхэквондо, жил в КНДР и явно повлиял на изучаемое северянами армейское единоборство. Изрядным минусом постановки боев в “Приказе 027” является совершенно идиотские сверхъестественные проявления. Ну представьте, что человек без всякого смысла начинает двигаться в три раза быстрей. И это выглядит СОВСЕМ неуместно. Также прыжки вверх метра на 2-3 (не как в “Хон Гиль-доне”, к счастью). И подобная идиотия при общей приземленной реалистичности. Добавим абсолютно убогий местами монтаж, с очень корявыми склейками, где прям видно как два разных дубля соединили. Отдельные удары попадают как в контакт, так и не долетают сантиметров 5, а то и 10. Враги (особенно видно в финальном бою на судне) нападают по очереди… Все это, как вы поняли, сильно бьет по качеству.

То есть общая хореография ничего, приемы вообще замечательные, но монтаж и остальные недостатки гробят общее восприятие примерно на 50 процентов. Присутствует стрельба, взрывы – ну вроде как фильм про крутых диверсантов, но это все второстепенно и не сильно интересно снято. Надо было им Джона Ву похищать, держать в подвале и кормить селедкой, чтобы поднимал национальное кино и делал крутые перестрелки. В целом же – смотрибельное кино, вполне понравилось, хотя как крутейший боевик, которым он когда-то (вероятно) казался, уже не катит. Ну хоть про мужчин, нормальных таких, на которых хочется быть похожим.

Молния и Гром (1995)

Практически полная копия “Приказа 027”, вплоть до того, что в экшен-сценах та же мелодия играет, но понравился даже больше. Как будто меньше сверхъестественного дебилизма в драках, более подробно и интересно показаны тренировки, что плюс – дает некое ощущение прогресса.
Что люди не рождаются крутыми, они ими становятся в результате жестких испытаний и преодоления себя. В целом, те же плюсы и минусы.

Пхеньян Нальпхарам (реж. Пхё Гван, Мэн Чхоль-мин, 2006)

Фильм о древнем корейском боевом искусстве тхэккен, которое якобы (вопрос дискуссионный) частично легло в основу тхэквондо. Скорей понравился, хотя смотрел его лет 8 назад и не пересматривал. Неплохие драки… Снято правда так, будто кино 70х годов. В конце кэтфайт с довольно приятными дамами и “русская народная концовка” с гибелью всех героев (извините, спойлер, я надеюсь никто кино Северной Кореи ради сюжета не смотрел). Злодеи тут -японцы.

Берег спасения (реж. Арья Дашиев, 1990)

Единственный фильм из обозреваемых, который не понравился решительно и ни в чем. Интересный момент: в Советском Cоюзе очень не котировали что русско-японскую, что Первую мировую, считая их империалистическими. Следовательно, фильмы про героев тех войн и про эти войны вообще снимали крайне мало. Это же – перестроечное кино, совместный продукт подыхавшего в корчах СССР и КНДР. И все фишки времени с нашей стороны налицо. Герои как раз моряки с потопленного японцами судна (догадайтесь какой войны). Не помню играет ли там вальс “На сопках Маньчжурии”, но было бы очень в тему. Есть священник, герои – верующие.

В принципе, ничего такого, но еще лет 5 назад было бы все иначе. Как фильм не представляет ценности из-за крайне рваного повествования и общего низкого качества. Острое ощущение, что все сцены, причем будто снятые отдельно с нашими и с корейцами, склеили вместе в случайном порядке – настолько все сумбурно.

Интересной показалась задумка показать разницу в боевой технике между русскими и детьми Чосона. Мол, те дерутся вычурно, а наши так – раззудись плечо, размахнись рука. Но даже корейцы в кино какие-то страшно заторможенные. Одного из корейских героев играет исполнитель роли Хон Гиль-дона, и он дерется… настолько вяло, плюс постоянно попадает впросак (не надо цитировать Михалкова из фильма “Жмурки”), что вызывает скорей раздражение: а на фига ты тут нужен, дядька? Увы, увы, полный отстой, а не кино. Злодеи тут – удмурты. Удивлены? Шутка конечно, снова японцы.

В целом, я, даже к своему собственному удивлению, могу сказать что отсмотренные мной несколько северокорейских фильмов с единоборствами, оказались вполне годными, за исключением одного, остальные 4 смотреть можно. Всех с наступившим 2024 годом!

Олег MapintasBangis Черненко

Специально для fight-films.info

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

Back to top button