Подведение итогов боевого кино 2018: Исторический, фэнтези или уся-фильм и Лучший азиатский боевик
Ну что же, друзья, настало время начать непосредственно подводить итоги боевого кино за 2018 год. Даже уже церемония вручения премии Оскара прошла, а мы все никак не расчехлимся на аналитику. Ну вы же все понимаете… Однако, наша немногочисленная редакция верит, что посетители сайта FFI ждут наши статьи, подводящие итоги голосования.
Начнем, пожалуй, с номинаций “Лучший исторический, фэнтези или уся-фильм” и “Лучший азиатский боевик”.
Исторический, фэнтези или уся-фильм 2018
В данном номинации боролись фильмы из Южной Кореи, Китая, Японии, Ирландии и даже (снова) России. Поджанров в номинации хватало тоже: тут вам и исторические фильмы с камерными событиями, и наоборот – масштабные полотна, и классическое уся-кино, и фэнтези городской и исторической направленности, затесалась даже одна экранизация компьютерной игры, но за нее отдали всего лишь один голос. А вот победителем стал…
Скиф (реж. Рустам Мосафир, 2018) (33%)
В прошлом году российский исторический боевик “Легенда о Коловрате” взял второе место в этой номинации в рамках нашего проекта по подведению итогов боевого кино, и мы аккуратно предположили, что на тот момент уже гулявший в прокате “Скиф” также займет призовое место. Но мы и подумать не могли, что фильм Рустама Мосафира одержит столь уверенную победу в номинации.
Но результат, что называется, на лицо. 29 голосов в далеко не самой популярной номинации говорят о том, что поклонники боевого кино оценили “Скифа”. Тем более, поживиться здесь есть чем: живописный сеттинг, напоминающий то ли древнюю Русь, то ли постапокалиптическую пустошь; живые персонажи, за которыми по-настоящему интересно наблюдать; крутые диалоги, словно выписанные из спагетти-вестернов или самурайских дзидайгэки; и, разумеется, экшен. Он вменяем, красив, современен и при этом содержит в себе саспенс, который, к слову, позволил номинировать титульный бой из этого фильма на лучший экранный поединок за 2018 год.
Да, к истории и сценарию “Скифа” есть вопросы. Да, все еще не до конца “обкатанным” кажется красивый экшен. Но это стопроцентно заслуженная победа. И если вы, вдруг, не смотрели фильм Мосафира, то мы и 29 проголосовавших за “Скифа” рекомендуем его к просмотру. Возможно, помогут вам в этом рецензия на фильм и интервью с постановщиком экшена Федором Старых. Золото и баста!
Великая битва (реж. Ким Гван-щик, 2018) (15%)
Второе место с 13 голосами занимает хит из Южной Кореи под названием “Великая битва”. Фильм режиссера Кима Гван-щика – это целостное историческое полотно, где создатели сделали ставку на массовые сражения и тактическую составляющую. Почти японский фильм “Битва при Сэкигахаре”, который набрал всего два голоса, но глубже, интересней и качественней. Если сравнивать с японским кино, то “Битва” скорее похожа на исторические полотна Акиры Куросавы.
Даже завязка фильма, несмотря на историчность, выдает в нем референс старым фильмам о массовых сражениях: некий генерал Ян Ман-чхун сдерживает превосходящую в несколько раз армию китайских захватчиков в небольшой крепости Анси – последнем пункте перед Пхеньяном. Тактика, военная смекалка, самопожертвование и геройский дух – вот главные достоинства фильма. Если говорить о лицах “Битвы”, то, разумеется, это центральный образ, великолепно исполненный Чо Ин-соном.
В общем, фильм действительно стоит не только просмотра, но и своего серебра, которое он получает без тени сомнения.
Детектив Ди: Четыре небесных царя (реж. Цуй Харк, 2018) (14%)
Мы не знаем, как вам, а нам интересно сравнивать результаты голосования разных лет. Например, подводя итоги за 2016 год, мы разбирали тройку победителей исключительно из уся-фильмов, а в итогах 2017 года уся не было вообще. Однако результаты 2018 года как бы восстанавливают некий баланс. Кроме славянского фэнтези и исторического фильма, в тройку лидеров попал…. ну, если и не классический уся-фильм, то вполне себе добротная китайская “сказка”.
Речь, разумеется, идет о завершающем фильме из трилогии Цуй Харка о приключениях известного персонажа китайской литературы – детектива при царском дворе по имени Ди. Как кажется нам, “Четыре небесных короля” являются самым слабым из трилогии, но, видимо, конкуренции у Харка не было. И мы, конечно, скажем: как это не было? А изумительная и красивейшая “Тень” Чжана Имоу? Но, вряд ли будем услышаны. Голосование есть голосование, и детектив Ди в исполнении Марка Чао даже сквозь слабый сценарий и откровенно плохие компьютерные эффекты захватил внимание зрителя.
Положа руку на сердце, мы вынуждены признать, что в новом “Детективе Ди” есть все для развлекательного эффекта: таинственная завязка, красивые костюмы, полет фантазии авторов, добротный “усяшный” экшен, дворцовые интриги, ситуативный юмор, патриотический посыл и сильно переигрывающий Уильям Фэн (зачеркнуть). В общем, крепкая бронза!
Азиатский боевик 2018
Казалось бы: столько любопытного экшен-кино выходит в странах Азии ежегодно, но, и в это хочется верить, до нашего проекта по подведению итогов боевого кино доходят лишь лучшие. И пусть нам кажется, что кандидатов могло бы быть больше, а в сторону южнокорейского кино следует обратить более пристальное внимание, тройка лидеров оказалась (почти!) ожидаемой.
Ночь идет за нами (реж. Тимо Тьяджанто, 2018) (39%)
В 2017 году индонезийский режиссер Тимо Тьяджанто оказался в этой же номинации бронзовым призером в рамках нашего проекта с “Пулей в голове”. Но спустя год он лихо так наверстал упущенное. Ну честно: разве могли быть сомнения, касательно золотого пьедестала в номинации “Лучший азиатский боевик 2018 года”?
Максимально бескомпромисное кино с максимально упрощенным сюжетом. “Ночь идет за нами” – это некая квинтэссенция идей слишком многих режиссеров. Смотря этот фильм, на ум не могут не прийти имена таких мастодонтов криминального жанра, как Квентин Тарантино, Такеши Китано, Джону Ву и Пак Чхан-Ук. Кажется, что Тьяджанто по-азиатски кланяется им через каждые 10 минут экранного времени, одновременно присаживаясь в реверансе Гарету Эвансу с его “Рейдам”.
Но все это было бы мелочью, если бы не боевые сцены фильма, которые всецело наслаждаются рейтингом R. Звезды “Рейдов” и “Пули в голове” месятся в кровавых боях, где нет места состраданию. И делают это красиво, черт побери! Сразу два боя из этого фильма отправились на завоевание номинации “Лучший экранный поединок”. А это говорит о многом. И если главный герой триллера в исполнении Джо Таслима не показывает ничего нового в плане актерской игры (не путать с боевыми сценами, – там Джо хорош), то для другой звезды “Рейдов” Ико Ювайса роль в “Ночи” стала неким маркером, который может пометить индонезийского мастера силата именно как актера. Его главный злодей вышел интересным, трагичным и крайне опасным. В общем, уверенная победа с 38 голосами!
Перерождение (реж. Юдзи Симомура, 2017) (18%)
Подумать о том, что знаковый для актера японского боевого кино Така Сакагути фильм “Перерождение” не войдет в тройку призеров, мы не могли. Думали, правда, что Так станет первым в номинации “Камбек 2018 года”, но не срослось. Итак: чем же хорош боевик Юдзи Симомуры, который заставил Сакагути отказаться от своей “отставки”?
На самом деле все до банальности просто. “Перерождение” – это типичный боевик с японским колоритом, которого не появлялось в эфире, пожалуй, уже лет десять. И речь тут не о самурайских фильмах или бесконечных поделках в духе разборок между уличными японским бандами. По сути, Симомура снял свой же “Смертельный транс” (2005) с тем же Таком в главной роли, только в современных реалиях и на тему универсальных убийц на зарплате у государства.
Фильм не лишен недостатков. Пожалуй, главная его проблема в том, что он не может определиться с собственным жанром. Вот он непосредственный рукопашный боевик о супер-спецназовцах, а вот он созерцает сам себя как какая-нибудь криминальная драма Такеши Китано. Сакагути, конечно, молодец: вернул форму и очень убедительно выглядит на экране в качестве неубиваемого профессионала. Но нам показалось, что фильм попросту мог бы быть лучше и значительней. Однако, “Перерождение”, судя по всему, понравился посетителям нашего сайта. И мы понимаем – почему. 18 голосов и серебренная медаль!
Операция в Красном море (реж. Данте Лам, 2018) (15%)
А вот “Операция” оказалась для редакции FFI тем самым “сюрпризом”, о котором никто и не подозревал. Поймите правильно: военный боевик Данте Лама достаточно крут, чтобы занять бронзу, но мы думали, выбор падет на один из южнокорейских хитов 2018 года: “Ведьму” или “Волчью бригаду”. В конце концов, боевики про спецназ не очень частые гости в наших “итогах”.
Вы скажете: “Ну за 2017 год победу одержал “Война волков 2” Джеки Ву” и будете, конечно, правы. Но, в отличие от эпика Данте Лама, “Волки” – это не жанровое кино. В нем были не только ракеты “земля-воздух”, не только танки и перестрелки, но и рукопашные схватки и даже юмор. “Операция в Красном море” – это же чистой воды военная драма, в которой упор сделан именно на экшен.
Вдумайтесь: в касте фильма находится чемпионка по ушу Цзян Луся и у нее в фильме есть тет-а-тет с бугаем-злодеем, но мы не получаем никакого “ремесла” в поединке. Дело в том, что “Операция” – это исключительно реалистичное (если не считать китайцев-спецназовцев невероятно везучими) кино, где не скромничают и выдают все, как оно есть в зоне боевых действий. Некоторые моменты фильма настолько откровенны, что вспоминается какой-нибудь “Спасти рядового Райана” Стивена Спилберга. Присыпьте все это китайской патриотичностью и вуаля: третье место в данной номинации.