Подведение итогов боевого кино 2019: Лучший фильм с БИ и Разочарование года
Несмотря на проблемы со свободным временем, мы продолжаем выяснять, кто же стал лучшим в нашем проекте по подведению итогов боевого кино за 2019 год. Сегодня рассмотрим Лучшие фильмы с боевыми искусствами и Разочарование года.
Фильм с боевыми искусствами 2019
Улицы затихают, города молчат, и только раскаты грома возвещают нам о битве самых главных титанов в нашем голосовании. “Ривз против Эдкинса”, что может быть монументальней? Убедительную победу одержал экс-комьюникадо.
Джон Уик 3 (реж. Чад Стахелски) (29%, 40 голосов).
“Джон Уик 3” оставил после себя много вопросов: сюжетных, хореографических, режиссерских. Но как к фильму, который на фоне стагнации файтинг-жанра расшевелил все это болото, вопросов нет никаких. Мало того, все мы ждали новую молодую звезду, которая ворвется на экраны и взмахом руки (или ноги) освежит всю эту затхлую историю, а в итоге новой кровью оказался предпенсионный трудяга Киану Ривз, пришедший совсем не из бойцовско-каскадерский сферы. Да, можно сказать, что, с одной стороны, он продолжает плыть на волне фильмов из серии “пенсионеры снова в седле”, продолжая линию Нисона, Вашингтона, Пенна и других, а с другой – его Уик это явно нечто большее, чем “Ганмены” и “Уравнители”. Это полноценная франшиза, с продуманным миром, объемным, фактурным, отлично проработанным визуально, с субкультурой и бэкграундом. Еще одной особенностью является тот факт, что по сути формула Уика – это довольно избитая история, наполненная множеством шаблонных конструкций: бывший киллер решил завязать, личная трагедия в прошлом, месть за учителя, жену, собаку, завышенный процент по ипотеке (как базовый двигатель сюжета), русская мафия, потом не русская мафия, потом мафия всего мира… Мы все это уже видели неоднократно. Однако, фильм как всегда спасла подача материала. Во-первых, красиво, черт возьми! Чад Стахелски умудрился выдать довольно простое блюдо под видом эксклюзива от шеф-повара, и теперь вчерашние макароны заиграли новыми красками на красивой посуде, пусть и под клюквенным соусом.
Во-вторых, Киану, который, казалось бы, никогда не был приспособлен для нонстоп поединков, вышел из зоны комфорта и терпеливо взбирается на эту “боевую” вершину и дерется против одного, двух, трех, с ремнем от штанов, без ремня от штанов и самое главное – без тросов и почти все без дублеров… В этом отношении он достоин победы как никто другой.
Тот же Эдкинс уже долгое время играет одного и того же персонажа, который пляшет под тиммановскую дудку. Небольшое исключение составляет “Отмщение”, но об этом позже. В целом же никакого выхода из зоны комфорта у британца не происходит, он может крутить свои гайвер-кики еще лет 10, если подагра не скрутит. А вот Ривз практически полностью откинул свои прошлые драматические победы и теперь крепко ассоциируется с экшн-звездой, которая может работать не только лицом, но и руками. Вот это поворот.
Ну и в заключение надо отметить, что третья часть оказалось просто “песней года” для каскадеров всех мастей, от статиста в десятом ряду до главного босса, и в плане боевого кастинга фильм может легко соперничать с “Тройной угрозой”, что он, собственно говоря, с успехом и сделал.
Ждем четвертую часть.
Отмщение (реж. Джесси Джонсон) (19%, 26 голосов)
Так-с, ну с этим все понятно. Скорее Алексей Панин станет президентом Уругвая, чем Скотта Эдкинса не окажется хоть в одном нашем списке призеров.
Можно бесконечно шутить, подкалывать или наоборот сокрушаться, но плодовитый британец словно дедушка Ленин, только пока еще в Мавзолее не лежит, – насколько он становится неизменным в своей роли. И если раньше он работал в паре с Айзеком Флорентайном, то теперь на смену последнему пришел Джесси Джонсон (“Цепной пес”, “Коллекторы”, “Несчастный случай”, “Тройная угроза”). К внушительному списку работ этого дуэта добавился боевик “Отмщение”, который, наряду с “Коллекторами”, несколько выбивается из линейки.
В “Отмщении” (локализаторы решили снова проявить свои недюжинные творческие способности, обозвав его ”Британским психопатом”) персонаж Скотта, как часто это у него бывает, маргинален, агрессивен, зол на весь мир и, в частности, на свою семейку. Бороды в этот раз у него нет, зато есть железные зубы и неистовое желание отомстить. Отличие этого фильма от его прочих работ в том, что “Отмщение” не файтинг-боевик в полном смысле этого слова, а драма с элементами экшена. Хотя в конечном итоге все равно скатившаяся в драки, разрушения и погромы в качестве кульминации. Поединки в этот раз менее ортодоксальные для жанра, без вертушек и трикинга, а более реалистичные и разухабистые. Финальная потасовка в баре победила в нашей номинации “Лучший поединок”, но более подробно мы осветим её в соответствующей публикации.
В целом, можно попытаться рассмотреть “Отмщение” как шаг к ролевому разнообразию Скотта и, наряду с “Коллекторами”, показать нам Эдкинса-актера, а не просто экранного бойца. Однако по наследству от своих же прошлых работ Скотту досталось некая топорность, тот же набор актерских красок, и как только он начинает дубасить людей, зритель сразу видит в какой ипостаси Эдкинс смотрится лучше всего.
Тройная угроза (реж. Джесси Джонсон) (18%, 25 голосов)
Снова Джесси Джонсон и снова Скотт Эдкинс, но только в компании “лучших из лучших”: Тони Джа, Майкла Джея Уайта, Ико Ювайса, Тайгера Ченя, Майкла Биспинга и Рона Смуренбурга. Как только проект был объявлен, фанаты боевого кино приободрились и продолжали ликовать вплоть до первого просмотра, а там… Но обо всем по порядку и в нужных местах.
В прошлом году фильм занял второе место в номинации “Самый ожидаемый фильм” и это было понятно – экран ломился от обилия популярнейших экранных бойцов, которые судя по трейлеру, должны были передраться друг с другом к радости зрителя. В реальности так и случилось: драк было много, персонажи менялись местами, а Эдкинс снова воплотил на экране злодея, взяв под руку Уайта, который тоже крайне хорош в этом амплуа, хотя его рожа с трудом помещается в кадр. В результате на каждого “хорошего” известного парня подобрался свой “плохой” известный парень и чаще всего боевые пары смотрелись как слон и Моська – Ювайс против Уайта, Чень против Биспинга.
Когда дело близилось к финалу, то Джонсон, видимо, понял, что с перестрелками и промежуточными драками надо заканчивать и пора продемонстрировать зрителю финальный бой, который должен скрестить двух персонажей, могущих адекватно смотреться рядом друг с другом как минимум стилистически. А кто из имеющегося списка персонажей в состоянии достойно конкурировать с Эдкинсом не только по части технических возможностей, но и с точки зрения экранной солидности? Конечно, старина Тони, который, как и Эдкинс, тоже не первой свежести, однако все еще могет.
В итоге после всех пертурбаций и перестрелок, мы получили бой двух легенд, который разумеется, не является жемчужиной жанра, но точно лучше, чем другая битва титанов: Скотт против Донни в последнем “Им Пане”.
Разочарование года
Тройная угроза (реж. Джесси Джонсон) (19%, 34 голоса)
Джесси Джонсон – наглядное подтверждение фразы “от любви до ненависти – один шаг”. Бронза в номинации “Фильм с Боевыми искусствами” и “Лучший боевик”, и золото в “Разочаровании”. Одна нога здесь, другая там, а яйца посередине.
При этом, это, пожалуй, самый понятный случай из всех подобных парадоксов в наших голосованиях. Понравился, потому что кастинг такой, что аж экран трещит, перестрелок море, драк навалом, и мы скрестили пальцы в ожидании того, как Эдкинс и Джа скрестят ноги в поединке.
Что получилось? В погоне за фансервисом, который, как выяснилось, заключался лишь в том, чтобы показать в одном кадре как можно больше знакомых лиц, забыли подвезти сценарий, внятные диалоги и запоминающийся юмор. Мы в свое время радостно хейтили “Разборку в Маниле”, но сюжет картины Джонсона точно на таком же уровне, если не хуже.
У всех персонажей неимоверно серьезные лица, кроме Биспинга, у которого лицо просто тупое. Эдкинс – “как обычно”, Уайт с одышкой передвигается из одного кадра в другой, Тони выглядит как суетливый добряк, который в итоге оказывается каким-то злым и страшным воякой с кровавым бэкграундом, но никак не отыгрывает это. Тайгер Чень, которого можно заменить на кого угодно, носит прическу кузнеца Вакулы, занудлив и все время чем-то встревожен, словно трезвая отличница вокруг бухающих одноклассников, персонаж Ико носит в душе личную трагедию, ведет двойную игру, и единственный имеет понятную мотивацию, но играет по сути все того же персонажа из “Рейдов”, а когда дерется, то по-прежнему кажется, что он отмахивается от пчел. Ну, и Смуренбург, которого по традиции сливают в скучном бою, и Джиджа Янин, которую размазывают по декорациям в прямом смысле.
Перестрелки нарушают все законы физики, логики и точности, и ясно, что снимать их Джонсон не умеет. Злодеи разносят в клочья консульство, полицейский участок, крошат людей направо и налево, спокойно передвигаясь по городу с пушками наперевес, и произносят фразы типа: “валим, через пару минут тут будет полно копов”.
Поединки ставил все тот же Тим Иванович Ман, а это значит, что ничего нового вы не увидите.
Плюсы безусловно есть: нормальные ракурсы, читаемые движения, но все это настолько безыдейно, насколько это возможно при наличии не самых, мягко говоря, плохих экранных бойцов. Ставка, по понятным причинам, была сделана на Ико, Тони и Скотта. Ико стремительно набирает вес, Тони пока его еще не потерял (и кинематографический, и жировой), хотя заметно поиздержался в пути, ну а Эдкинс все еще вытащит своим присутствием любой видеоряд. Но в результате Джа предстает с набором своих стандартных финтов, Скотт с набором стандартных финтов и Ювайс, у которого финтов нет, но от стандартности это его не уберегло.
Уайт двигается как Годзилла, и пока он делает поворот, противники смогут отстоять очередь в Макдональдсе или дождаться выхода на пенсию. Смуренбурга, Вандерберга и Янин использовали почти как статистов, а Биспинга полноценным кинобойцом называть еще рано. Понятное дело, что дать значительное экранное время такому количеству персонажей очень сложно, но можно было бы или персонажей подсократить, или сократить бессмысленные погони и стрельбу.
Короче говоря, серьезный кастинг в очень несерьезном кино. Пойдем пересмотрим первый “Онг Бак” или второй “Неоспоримый”.
Непобедимый дракон (реж. Фрут Чан) (12%, 21 голос)
“Непобедимый дракон” – это классическая жертва режиссерской неопределенности. Автор картины Фрут Чан замешал в одной кастрюле чуть ли не все жанры, которые смог вспомнить: фантастика, драма, триллер, файтинг-боевик. Обидно, что ничего из этого не получилось. Макс Чжан, играющий главную роль, мог бы реализовать свою лучшую актерскую работу, но не свершилось.
С первых минут зритель ожидает увидеть криминальный триллер о противостоянии дерзкого полицейского и маньяка-убийцы. Затем все это переходит в драму, сопровождающуюся глупыми разговорами про татуировки и какими-то полицейскими диалогами, которые невозможно запомнить. Первые 10 минут главный герой похож на стилиста из “Модного приговора”, но затем на него вешают бутафорские парик и усы, и он становится похож на китайского Игоря Николаева или Байгали Серкебаева из группы “А-Студио”. Мало того, что Чжан выглядит нелепо и заставить себя сопереживать ему просто нереально, сам по себе “парик с усами” как способ показать душевную трагедию и отшельничество персонажа – один из самых избитых приемов в кинематографе класса Б и сериального мыла.
Далее все это превращается в какое-то возрождение героя аки Рокки Бальбоа и тренировки под ужасно неподходящую музыку, в результате которых чуть ли не за неделю герой из развалюхи снова превращается в боевую машину и вешает свой накладной живот в кладовку. Все это настолько аляписто, клипово и схематично, что поправка на условность кинематографа не спасает ситуации.
За криминальным сюжетом уследить практически невозможно, уж слишком он фоновый, скучный и непоследовательный. Параллельно на горизонте появляются другие сюжетные дорожки, которые тоже не ведут к логическому завершению, обрываясь на полуслове, а половина персонажей просто лишняя.
Андерсон Сильва совершенно не похож на маньяка и его мотивация крайне неубедительная, хотя можно было бы сделать вендетту тет-а-тет и закончить на этом. Зачем в кастинге оказалась Жужу Чан, которая сильно обделена экранным временем и в логике сюжета важной роли не сыграла, – остается загадкой.
Под занавес события перетекают в файтинг-боевик с тросами, излюбленными для гонконгского кино крупными планами лиц и переглядок, снова неуместной музыкой и репликами, написанными для другого фильма. При этом юмор в сценах вызывает улыбку, но часто он ни к селу ни к городу, кроме, пожалуй, забавной татуировки дракона на животе у мафиози в самом начале фильма.
Поединки происходят на фоне дешевой компьютерной графики и в итоге выливаются в пафосный фантасмагорический финал, в котором фантастика падает на зрителя как слива из ж..пы.
Эх, а ведь Фрут Чан вместе с Саммо Хуном снял в далекие 80-е “Сердце дракона”…
План побега 3 (реж. Джон Херцфелд) (11%, 20 голосов)
Учитывая, каким унылым был “План побега 2”, третью часть никто не ждал, но у зрителя не спросили разрешения и таки выпустили её. Фильм начинается с задумчивой музыки и флегматичной операторской работы, и кажется, что мы смотрим какую-нибудь драму с Клинтом Иствудом. Но драмы не происходит, а вместо неё нам подсовывают сначала наиглупейшее похищение дочки китайского миллионера, когда телохранитель в рукопашную раскидывает противников выпадающих на него по одному из-за ракурса камеры, словно яйца, которые ловит волк в легендарной электронной игре, и в него никто не стреляет. Кстати, можно заметить, как на фоне этой странной драки стоит Дэниел Бернхард и держит в упор на мушке совсем не опасных для него заложников, имея 1000 и 1 шанс пристрелить телохранителя. Затем мы видим унылую драку Макса Чжана неизвестно где, с охранниками неизвестно кого, а под занавес драки – Рея Бреслина (Сталлоне) телепортировавшегося из ниоткуда.
Далее в каком-то гараже или ангаре заседает секретная команда во главе с Бреслином, которая теперь занимается неизвестно чем.
Они спокойно пускают к себе Макса Чжана, рассказывают ему историю своих прошлых лет, и чуть ли не всю подноготную бизнеса, вплоть до своих подростковых эротических мечтаний.
Спустя 5 минут к ним приходит еще один встречный поперечный китаец, тот самый телохранитель, со словами: “Я нашел вас через интерпол” (зачем, как, почему не через Авито?) и сует им флешку со словами: “Это вам”. Сверхсекретная команда сует эту флешку в ноутбук не боясь п*рнобаннера, и с экрана им начинает вещать какой-то бородатый мужик, сверкающий лицом, говоря, что он является сыном их бывшего партнера (Винсент Д.Онофрио), который был нечист на руку и потому команда Бреслина его укокошила. Кстати, сам этот мужик с флешки совсем не похож на Д.Онофрио, ну да ладно. Оказывается, это он похитил дочь миллионера, и ещё у него вендетта к Бреслину. Во флешке был спрятан маячок, в виде ярко красной лампочки, которую никто не заметил. А у злодея, который занимается непонятно чем, в Белоруссии какая-то заброшенная тюрьма, в которой сидят какие-то люди тоже непонятно зачем. Видимо он профессиональный похититель людей. А вся его бригада сплошь бородатые дядьки, которые тоже, как и все в этом фильме, делают непонятно что.
И вот новоиспеченная команда во главе с Бреслином, знакомая друг с другом 5 минут, плюс Дэйв Батиста, у которого в фильме одна драка и экранного времени чуть больше камео, прутся в эту тюрьму, чтобы спасти миллионершу и совершить правосудие. Почему фильм называется “План побега” непонятно, ведь никто никуда не бежит, а наоборот приходят сами к кому надо. Сильвестр Сталонне больше не интеллектуал и искусный тестировщик сверхтехнологичных тюрем, а машина для убийств, и как только он начинает крошить врагов, фильм превращается в скучнейшее “Рэмбо”, причём в прямом смысле. Макс Чжан, как выяснилось, по сюжету особо не нужен и заменим на того же неудачливого телохранителя, а его финальный удар по Бернхардту может номинироваться на худшую операторскую работу и монтаж. Но особенно странной оказалась роль этого самого телохранителя, которого слили полностью и забыли про него во всех смыслах. Последние кадры с ним, возможно, являются заявкой на спин-офф или на 4-ю часть, что не дай бог.
Мда, а как хорошо все начиналось…
На мой взгляд “Джон Уик” необычен даже не боевой хоерографией, а именно сплавом martial arts и bullet ballet. Что то подобное было в “Эквилибриуме”, но Ривз-Стахельски довели постановку до совершенства. Ну да и чистые трюки, например, автомобильные, очень круто сделаны.