Подведение итогов боевого кино 2021: Лучший актер и Лучшая актриса
Лучший актер
Джо Таслим (Мортал Комбат) (20%, 37 голосов)
Джо Таслим любим редакцией FFI вне зависимости от каких-либо побед или рейтингов. Он заинтересовал нас еще начиная с самого первого крупного появления на экране. Речь идет об индонезийском боевике “Рейд” (2011) режиссера Гарета Эванса, и в дальнейшем мы пристально следили за развитием его карьеры.
Интересно, что в обычной жизни Таслим и выглядит довольно “обычно”: скромно, незаметно и позитивно, но как только звучит команда “Мотор!”, он словно бы преображается, одинаково убедительно играя как положительные, так и отрицательные роли. “Ночь идет за нами” и сериал “Воин” показали, что Таслиму по силам и пограничные персонажи – антигерои, неоднозначные и сложные, чей маятник качается из стороны в сторону.
“Мортал Комбат”, пусть и попавший в этот раз в категорию “Разочарование года” и вызвавший огромное количество вопросов, – это однозначно шаг вперед для индонезийца, хотя бы по той причине, что он присоединился к популярному и легендарному кинобренду. Но одним присоединением он не ограничился, и в результате именно Таслим на пару с Хироюки Санадой, выдержал фильм на приемлемом уровне с точки зрения боевых сцен.
Когда в интернете впервые появился официальный каст нового МК, то поначалу нам показался странным такой неочевидный и неоднозначный состав участников. Конкретно Таслим, казалось, вообще из другого мира и не впишется в эту эстетику, ни с точки зрения бойцовской техники, ни с точки зрения актерской фактуры. Про Санаду в подобном ключе мы уже писали ранее в номинации “Камбэк” и говорили в нашем подкасте.
Каково же было наше удивление, когда выяснилось что Таслим влился в эту вселенную идеально, двигается и дерется крайне аутентично, а его яркая актерская игра видна даже через маску. Одним словом, он и Санада – спасители ремейка, за что каждый из них получил золото в своей номинации.
Скотт Эдкинс (Один выстрел, Падение замка) (16%, 30 голосов)
Ну шо, ребята. Вроде бы не было ни единого шанса в этот раз, ан-нет все равно пролез 🙂
Не знаем уже, что про него писать, осталось только анекдоты рассказывать. Встречаются как-то Эдкинс с Василь Иванычем… Смех смехом, но британец Скотт Эдкинс становится традиционным участником призовых списков нашего голосования не первый год и явно не последний.
Мы долгое время честно пытались со всех сторон анализировать, почему это происходит: говорили и о феноменальной работоспособности, и об отсутствии конкуренции, о закате жанра и о рассвете мертвецов, шутили “про белую надежду боевого кино”, которому скоро пенсионное удостоверение получать, перемывали кости Айзеку Флорентайну, который подарил нам Юрия Бойку, на бэкграунде которого Эдкинс еще частично и по инерции плывет, как серфингист на болоте. Даже про волшебную бороду строили теории.
Ладно. Короче, Эдкинс. В этот раз в список номинантов попали два фильма, один из которых получил бронзу в номинации “Лучший боевик” и надеемся, что не только из-за присутствия британца. “Один выстрел” снят с эффектом одного дубля и этим определяет себя в нишу экспериментального боевого кино, которому даже скромный бюджет и схематичный сюжет не мешают быть таковым. Эдкинс играет персонажа не нового для себя – это вояка с автоматом, суровый и не убиваемый, но в любом случае – Скотт тут на своем месте. Гайвер-киков не крутит, в основном стреляет без промаха, а если и дерется, то более реалистично и приземленно, в том числе и потому, что кувыркается на земле. На самом деле, если перестать иронизировать, то надо честно признать, что этот фильм в фильмографии Эдкинса займет важное место, снят он не зря и оригинальным образом отличается от многих его проектов.
Чего не скажешь про второй фильм – “Падение замка”, где Скотт делит экранное время вместе с Дольфом Лундгреном, который, кроме скандинавской харизмы, ничем соперничать с Эдкинсом не может. Картина снята на сдачу в ларьке на телефон, интересна лишь кастингом и без неё что Эдкинс, что Лундгрен, что весь боевой кинематограф точно могли бы обойтись. Скотт играет “случайного героя”, бывшего спортсмена-неудачника, волею судьбы оказавшегося в передряге. Дерется персонаж? Дерется. Интересно? Да не особо. Но постоянно мелькать в любых нишевых проектах, чтобы зрители не забывали – это Эдкинс умеет.
И намелькал себе второе место в этой номинации. Подонок 🙂
Видьют Джамвал (Сила, Псих) (15%, 28 голосов)
Болливуд в этом году продолжает радовать нас боевиками и давать жару в этом направлении.
Само собой, главным источником качественного индийского экшн-кино по-прежнему является Видьют Джамвал – каскадер, боевой хореограф и опытный боец каларипаятту.
Обычно мы говорим про Джамвала в контексте “Лучшего азиатского боевика”, но в этот раз он дослужился до “Лучшего актера”. Видьют, несмотря на то, что представляет совсем другую культуру, движется в направлении классических поп-актеров жанра файтинг, эксплуатирующий не только свои боевые умения, но и внешние данные. Молодые ЖКВД, Дольф Лундгрен, Марк Дакаскос и даже Сильвестр Сталлоне прошли через это и стали успешными в жанре в том числе из-за своих внешних данных. Кстати говоря, коллега и соотечественник Джамвала, Тайгер Шрофф идет ровно по такому же пути.
Сходство с молодым Ван Даммом и Дакаскосом есть и в постановке боев. Понятное дело, что любовь к эффектным трюкам и пафосным рапидам у индийцев зародилась уже давно, но именно Джамвал, летящий с эффектным ударом в замедленной съемке, концептуально пересекается с вертушкой ЖКВД и баттерфляй-твистом Дакаскоса.
Другое дело, что с этими рапидами индийцы очень сильно борщат, особенно это проявляется в “Силе”, где на этом эффекте построены почти все поединки, поэтому к середине фильма файтинг превращается в унылое однообразие, а героическое угрожающее вращение глазами от Джамвала возвращает нас в индийское кинематографическое прошлое: наивное, гипертрофированно эмоциональное и очень традиционное.
Про “Псих” же мы писали уже много раз, поощряя картину как раз за отход от негативного влияния традиций и шаг в сторону классики экшн-кинематографа такой, как “Крепкий орешек” или “Круто сваренные”, а также за нескрываемые отсылки к хореографии Джеки Чана.
В итоге, Видьют Джамвал получает заслуженную бронзу, а мы с нетерпением ждем его новых проектов.
Лучшая актриса
Мэри Элизабет Уинстэд (Кейт) (18%, 27 голосов)
Очень собирательное и референсное кино, без стеснения сшитое из лоскутов всего, что Дэвид Литч (“Джон Уик”, “Атомная блондинка”) снимал и продюсировал до этого (и, похоже, будет делать подобное дальше). Ночной неоновый экшн на дождливых улицах Японии, США или Кореи за последние лет семь стал на столько неприлично модным (причем во многих странах), что перечислять примеры даже нет смысла. Салат из нуара, культивированной киллер-эстетики и какой-нибудь базисной темы, будь то японская манга или война спецслужб, и все это разумеется в ночное время, дает возможность выглядеть картинке дороже, чем она есть и прилично сэкономить деньги на съемках. А уж тем более, если все это посолить японской солью, назначив Таданобу Асано главным по харизме, а Дзюну Кунимуре вложить в уста самые интересные монологи.
Кроме всего прочего “Кейт” – это оригинальная в кавычках история про киллера (киллершу) и маленького ребенка (подростка), объеденные общей местью, аутсайдерством или еще каким-то скрепляющим сюжетным моментом или бэкграундом. “Леон”, “Васаби”, “Человек из ниоткуда”, “Логан”, “Защитник” – это просто первая пятерка игроков, которая пришла в голову, а таких примеров, уверяем вас, предостаточно. Да, и чего далеко ходить, спуститесь ниже в списке победителей – “Пороховой коктейль” тоже частично про это.
Добавьте к этому стремление главной героини добраться до своего врага в считанные часы, можно сказать, пока не рассветет, иначе она умрет от лучевой болезни, хотя спасительный шприц каждый раз продлевает ей жизнь. Кажется, “Адреналин” со Стэйтемом предлагал нам что-то подобное. Да и Змей Плискин, рассекая улицы Лос-Анджелеса и Нью-Йорка был мотивирован примерно так же.
Короче говоря, выжимка из других фильмов у Литча получилась знатная, а сюжет выстроен так, что картина больше похожа на пилотный выпуск сериала, где в последующих сериях нам расскажут о прошлом героини и объяснят, зачем зрителю за нее болеть и переживать.
Но давайте перейдем к виновнице торжества, ведь номинация у нас про лучшую актрису боевого кино.
Стоит в очередной раз отметить, что в боевом кино у нас снимаются профессиональные актрисы, а не профессиональные бойцы, спортсмены или каскадеры, и побеждают в номинациях. Во-первых, это может говорить о том, что жанр продолжает двигаться в сторону кинематографа, а не каскадерских шоурилов, связанных каким-то условным сюжетом. Во-вторых, сей факт снова порождает вопрос, который мы многократно задавали как при просмотре “Блондинки”, так и многих других фильмов с подобной темой: где же у нас новые Синтии Ротроки, Карэны Шепарды или хотя бы немного Кэти Лонги?
В комментариях обычно звучат имена Эми Джонстон, Вероники Нго или Жужу Чан, реже Хайди Манимейкер и Кэтрин Уинник. Достойные леди, ничего не скажешь, но вопрос масштаба по-прежнему остается открытым. С другой стороны, суперзвезд женского боевого кино никогда не было достаточно много, при том, что чисто математически экранных бойцов среди прекрасной половины было если и меньше, чем мужчин, то ненамного. Многие видят причину этому в “не женском” жанре, но мы бы не стали проводить какое-то гендерное разграничение.
Если обратиться к прошлогодним женщинам-победителям, то и там картина была примерно такая же.
Мэри Элизабет Уинстэд, очевидно, подготовилась к этой роли, она в отличной форме, как боевой, так и актерской, правда, играть ей здесь особо нечего, а вот “для подраться” время и место имеется.
Самая значительная сцена – это драка с якудза в японском доме, неплохо поставленной с точки зрения операторской работы, не всегда удачной по динамике, и видно, что Уинстед, как, кстати, и Терон, не самые сильные кикеры, но что касается ударов руками, то уверенную планку держат. Бой очень похож на сцену из “Города насилия” с Чон Ду-хоном и Рю Сын-ваном, так что без референсов и тут не обошлось.
Есть ощущение, что Уинстэд победила не столько благодаря своим стараниям на экране, сколько потому, что стилистически это снова тот же Джон Уик, только без бороды. А если так, то на главную роль кого ни засунь – все сойдет. Даже Денни Де Вито под неоновыми фонарями и с автоматом в руке будет смотреться брутально.
Мишель Йео (Шан-Чи и легенда десяти колец, Пороховой коктейль) (14%, 22 голоса)
Осыпать Мишель Йео восхищениями – дело неблагодарное, поскольку она давно себя зарекомендовала как универсальный боец, могущий играть в любом жанре и в любой роли. Драться плечом к плечу с Джеки Чаном, въехать на мотоцикле на крышу поезда, а затем, словно на этом же на мотоцикле, подвозить Джеймса Бонда и тут же взмывать в небеса в шелках – это для нее проще простого.
Йео всегда была очень умной актрисой, пластичной и органичной, способной вытащить любой эпизод. По большому счету, что “Шан-Чи и легенда десяти колец”, что “Пороховой коктейль” – это эпизодические роли, соединив которые, можно получить одну более менее крупную. В обоих проектах она исполняет роли сильной и мудрой женщины, которая под кротким внешним видом прячет боевые умения и бурю эмоций.
И, кстати говоря, на наш взгляд, Йео входит в число мировых актрис, которые умеют выражать эмоции и глубину одним лишь взглядом и для которых не нужно много актерского текста.
Если про “Шан-Чи” мы писали много, то “Пороховой коктейль” обойден вниманием. Это фильм в модном нынче ретро-нуарном стиле, очевидно, поцелованный “Убить Биллом”, “Кингсманом”, эстетикой комиксов, джоноуиковщиной, атомноблондиновщиной и слегка затухающей, но все еще актуальной темой “пенсионеры снова в седле”.
Мишель Йео имеет не очень большое экранное время, но успевает иронично поиграть и обнажить свои боевые навыки – эффектно прыгнув с библиотечного балкона, повесить на цепи Майка Мёллера. Ну, и в очередной раз показать нам, что запомниться зрителю можно и небольшой ролью.
Хан Со-хи (Во имя мести) (14%, 21 голос)
Эта номинация однозначно проходит под знаком ночного неонового нуара, не скрываемых референсов и мести.
“Во имя мести” – это все та же классическая корейщина, хотя надо признать, что исполнена она в чуть более западной стилистике.
Вспоминается “Злодейка” с Ким Ок-пин, да так крепко вспоминается, что Хан Со-хи и её героиня кажется чуть ли не более молодой версией Злодейки, только помещенной в сериальный формат и без сложных хореографических и операторских экспериментов.
Традиционно путаный корейский сюжет с несколькими кроликами в шляпе, но с понятными для зрителя акцентами, море незапоминающихся имен, главные герои, похожие на моделей, как всегда широкий разброс актерских эмоций – от каменных отстраненных лиц до матерных возгласов и криков… В общем, кто любит кино этой страны, те должны уже привыкнуть. Плюс очень неплохая музыка, особенно заглавная тема, напряжение, хорошо пронесенное сквозь сюжет и яркие актерские работы от Пак Хи-суна и Чан Рюля.
И разумеется, центральная роль – Хан Со-хи, молодая и красивая девушка с непростой судьбой, без жалости и без хэппи энда. Повторимся, Южная Корея и тема мести – это как Карлсон и варенье – одно без другого не может существовать.
Файтинг поставлен по-корейски, размашисто, мощно, в рваном ритме и волнообразными эмоциональными всплесками. Героиня, при всей своей хрупкости, почти все делает убедительно, хотя поединок против Ли Хак-чу, кажется, мог бы быть более интересней. Но тут есть опасность разницы в классе, поэтому Хак-чу быстро травмируют ногу и тут его песенка спета.
Финальный поединок больше эмоциональный, чем хореографический, там много крови и ножей, а корейцы, как мы знаем, ножи любят не меньше, чем мстить.
Если проанализировать всех победителей в этой номинации, то Мишель Йео по совокупным причинам стоит немного в стороне, а сражаться друг с другом логично было бы именно Мэри Элизабет Уинстед и Хан Со-хи. Стоило бы добавить в этот коктейль еще и Кейт Бэкинсейл, которая по результатам голосования заняла седьмое место.
Но так или иначе, “Во имя мести” во главе с Со-хи – крепкое третье место в этой номинации.
Эххъъь, от корейцев я бы вторую часть «Ведьмы» посмотрел. Скока уже, года четыре прошло? А о продолжении до сих пор ни слуху ни духу.
Про Скотта Эдкинса зачётно написали 🙂
Потому что он подонок))
Wave,
Про Эдкинса – мы любя 🙂