Подведение итогов боевого кино 2021: Лучший независимый фильм и Разочарование 2021 года
В разных частях нашей необъятной страны, а также в других весна то не щадит никого уже почти летним солнцем, то все еще удерживает ветра и холода, не отличимые от зимних… А наша скромная редакция продолжает писать аналитику по каждой из номинаций нашего проекта.
Сегодня мы попытаемся выяснить, почему тройка лидеров в номинации "Разочарование 2021" стала именно такой, а также обратим свое внимание не инди-производство и расскажем вам о победителях в "независимой" номинации.
Независимый боевик или фильм с боевыми искусствами 2021
Такое не часто бывает, но в этом "наградном" сезоне практически все независимые экшен-фильмы обладали какими-то действительно положительными качествами с поправкой на бюджетность. Поэтому все фильмы можно смело рекомендовать к просмотру, ну а победителями у нас стали три долгожданных долгостроя, за которыми мы следим уже не первый год.
Бумажные тигры (реж. Куок Бао Трэн) (42%, 36 голосов)
Как выяснилось, фильм, анонсированный аж в 2017 году оказался очень нужным нам – поклонникам боевого кино и боевых искусств в целом, которых уже давно нельзя назвать "юными" или даже "молодыми" людьми. Не знаем, как восприняли "Бумажные тигры" ребята до 30 лет, но безоговорочная победа явно говорит о том, что фильм зашел и более младшей аудитории.
Что же такое картина-долгострой от режиссера Бао Трэна? Это своеобразная притча о тех людях, для которых восточные единоборства проходят красной нитью сквозь всю жизнь; это детектив о мести за убитого сифу (его играет Роджер Юань) сумасбродным учеником; это комедия о трех дяденьках со своими проблемами, которые вновь должны стать "Тремя тиграми" – теми, кем они были 25 лет назад, чтобы совершить возмездие.
Нам кажется, что именно такие проекты должны красоваться в тройке победителей номинации "Лучший фильм с БИ", где на первом месте находится "Перекрестный огонь" всего с двумя полноценными сценами рукопашного боя. Потому что "Бумажные тигры" – это немного о нас о всех, о боевых искусствах и отношении к жизни, о не щадящем времени, о чувстве долга и дружбе, которую можно пронести через десятилетия.
Правда, сцен рукопашных схваток и здесь не так, чтобы много. Все они, поставлены талантливым Кеном Квитигуа (сыгравшим здесь также и главного негодяя), длятся недолго, но выглядят вполне ярко и соответствуют характерам персонажей, ведь наши герои, роли которых исполнили Ален Юи (сериал "Настоящий детектив"), Майкл Шеннон Дженкинс ("Неоспоримый 2") и каскадер-ветеран Рон Юань ("Мулан") – не молодые парни, а давно не практикующие кунг-фу "папаши".
Отдельно стоит сказать об известном блогере мастере Кене (Мэттью Пейдж), который находится в прекрасной форме и для своих габаритов показал неплохие бои против главной троицы. С юмором и интересом. Да, в фильме еще есть противопоставляющаяся старой школе молодежь, которую играют ребята из команды MartialClub, и вот там можно увидеть уже привычное для многих трикинговое действо.
Если обобщить, то фильм "Бумажные тигры", который так долго шел к своему зрителю, – это кино не на один раз. Во всем этом есть какой-то душевный олдскул, который заставляет нас время от времени возвращаться к любимым боевикам 80х и 90х. Классикой он, конечно же, не станет, но право стоять на первом месте в данной номинации вне конкуренции фильм имеет.
Сделано в Чайнатауне (реж. Джеймс Лью, Роберт Сэмюелс) (13%, 11 голосов)
Тут, пожалуй, начнем с того, что при всем уважении к каскадерской карьере и лично к достижениям Джеймса Лью, мы вынуждены констатировать тот факт, что фильмы он снимать не умеет. И, слава всевышнему, редко это делает (как вспомним "18 пальцев смерти!" 2006 года, так вздрогнем), сосредотачиваясь лишь на постановке рукопашного экшена. На месте Лью сначала должен был находиться Арт Камачо, но он из проекта, который анонсировали вначале 2018 года – выбыл. И как же хорошо, что у Джеймса в партнерах был бывший участник каскадерской команды Джеки Чана – Роберт Сэмюелс. Это позволило сделать данный фильм смотрибельным.
История о молодом парнишке Винни (его играет практик боевых искусств и каскадер Джей Квон), который, являясь китайцем и живя в Чайнатауне, отрекает все родное и мечтает работать на итальянскую мафию, мутить с итальянской красоткой и быть по жизни более успешным, снята в жанре откровенной комедии. Жаль, что сценария и постановщиков хватило лишь на сбор вышедших в тираж ранее известных по гангстерским фильмам итальянских актеров, на объективно неинтересную историю и на несколько сцен рукопашных поединков.
Да, при всей глупости сюжета, в фильме еще и мало боев, хотя казалось бы… Молодежи дают разгуляться только в самом конце, где зрителя ждет большая драка, а до этого практически все бои выстроены по комичной схеме, и с точки зрения ремесла там ловить нечего.
Явным украшением фильма стал 69-летний Ло Мэн, когда-то состоявший в легендарной группе акробатов и бойцов из Тайваня, которым в Гонконге дали название "Пятеро ядовитых". Ло давно живет в США, но активно снимается не только в китайском кино, вроде франшизы "Ип Ман", но и в независимых картинах. Приятно, что дедушка выглядят бодрячком и даже дерется, показывая неплохую форму. К сожалению, его роль – типичный главарь местной триады, которому отведены только тупые ухмылки, китайская речь и злодейский хохот. Кстати, у Джеймса Лью, играющего прихвостня китайского босса, кажется, с формой все несколько хуже, несмотря на то, что они с Ло Мэном – ровесники.
Нам кажется, что в списке голосования были проекты более достойные второго места, но пути фэнские неисповедимы – серебро в данной номинации!
В поле зрения (реж. Леви Чжэн, Кен Чжэн) (11%, 9 голосов)
Третью строчку нашего пьедестала занимает серьезный (по меркам двух предыдущих) фантастический боевик о парне, который пытается расследовать убийство своего брата, будучи наделенным даром предвидения.
Insight анонсировали еще в 2016 году, снят он был в 2017 и все это время был отложен в долгий ящик. Порой, чудеса случаются, и фильм индонезийских брата и сестры Чжэн все-таки стал доступен для массового зрителя. "В поле зрения", как и первый их проект "Опасная кисточка" (2014) снимался в Америке с местными актерами. Например, тут можно лицезреть сильно постаревшего Тони Тодда (франшиза "Кэндимен") или 36-летнюю красавицу Мадлен Зиму, которая когда-то была яркой звездочкой драматического сериала "Блудливая Калифорния" с Дэвидом Духовны в главной роли. Кстати, Зима, которая здесь играет детектива полиции и партнера главного героя в исполнении чемпиона по китайскому кикбоксингу Кена Чжэна, постоянно мешается главному герою не только сюжетно, но и банально под ногами. Как бы не пытались вылепить из Зимы крутую бойчиху, выглядели эти сцены, мягко говоря, печально.
Самому же Чжэну, помимо статистов, приходится сойтись в схватке с обладателем коричневого пояса по джиу-джитсу и актером Шоном Патриком Флэннери, который в этом году ворвался в тройку лидеров в номинации "Камбэк года". В фильме Шон играет главного злодея, который умеет в восточные единоборства и с ним есть две полноценных сцены рукопашного боя. Жаль, они короткие, ведь Флэнери уже 56 лет и за бойким Кеном он явно не поспевает. Плюс хореограф зачем-то "прописал" для Шона использовать ноги, а мы бы посмотрели на броски и захваты от мастера своего дела.
В общем, нам кажется, что если бы местным экшеном и боевой хореографией заведовал мастер силата и звезда "Рейдов" – Яян Рухьян, как это предполагалось ранее, "В поле зрения" мог бы получиться несколько иным фильмом. Хорошо, хоть сцен действия в боевике много, пусть они и весьма стерильны на наш строгий взгляд.
Разочарование 2021
Без лишних слов – от тройки лидеров в этой анти-номинации огромное фанатское сообщество, разделенное на три тайтла, ждало многого.… А получила практически ничего. Но обо всем по порядку.
Матрица: Воскрешение (реж. Лана Вачовски) (26%, 42 голоса)
Ох "Матрица"… То ли ремейк, то ли перезапуск… Это сейчас мы знаем, что Лана Вачовски сняла фильм по двум причинам: из-за давления студии и по личным мотивам – у нее скончалась мама, и именно в новом "Воскрешении" бывший Ларри искал отдушину.
Опустим тот момент, что продолжение трилогии – это вовсе необязательный фильм, и сосредоточимся на чем-то хорошем. А именно, на самоиронии, которая светит и блестит в новой "Матрице", словно мешочек золотых, выигранных в споре у незадачливого Лепрекона. Еще тут на своем месте великолепный актер Нил Патрик Харрис, играющий не простого психолога. Из хорошего, пожалуй, все.
В центре сюжета постаревшие и сценарно и физически герои Киану Ривза и Кэри-Энн Мосс, а также героиня Джессики Хэнвик – звезды сериала "Железный кулак", которая обнаруживает Нео и запускает цикл событий заново.
Давайте оставим обсуждение деталей сюжета, законов и правил выстроенного в далеком 1999 году мира высоколобым критикам или юрким блогерам на Youtube. Нас интересует экшен! Все ли с ним тут в порядке?
И снова – нет. 57-летний Ривз, не имея возможности использовать свое "ган-фу" из фильмов о Джоне Уике, попросту не смотрится ни в одной сцене хорошо. Сценаристами ему был дан один супер-удар (кто сказал hodooken?), которым тот и пользовался, несмотря на заявление о том, что "все еще помнит кунг-фу". Интересней наблюдать за Хэнвик, для которой боевые искусства – это не пустой звук. Но ее героиня толком не нужна сюжету, и кроме как с массовкой, ее сражений больше ни с кем нет. А что они сделали с агентом Смитом и Морфеусом…! И тот и другой не похожи на себя как персонажи даже при условии, что их играют другие актеры. Их мотивация местами непонятна, местами расплывчата. Зачем они нужны этому кино? Как неотъемлемая часть франшизы? Ох мама… Слов цивильных не хватает.
И где, скажите пожалуйста на милость, Дэниел Бернхард в роли агента Джонсона??? Мы, конечно, рады были видеть камэо Чада Стахелски, но и Бернхарда хотели! Если кто-то заметил звезду боевиков 90х в “Матрице: Воскрешение”, напишите об этом в комментариях! Мы же даруем первенство этому фильму среди всех разочарований!
Мортал Комбат (реж. Саймон Маккуойд) (18%, 29 голосов)
Ох "Смертельная битва"… То ли ремейк, то ли перезапуск… Еще с пару лет назад новости о том, что проект, наконец-то начали снимать и готовить к выпуску радовал всех поклонников игровой франшизы. Радовал и настораживал… А будет ли фильм так же хорош, как оригинал 1995 года? Каких персонажей покажут? И самое главное, насколько в качественных поединках их столкнут?
Что ж… Сегодня можно с уверенностью сказать, что с новой "Смертельной битвой" не случилось именно "битвы". Выяснилось, что фильм вовсе не про турнир, а про прямые нарушения вне титульного турнира. Выяснилось, что у франшизы теперь будет новый главный герой в исполнении Льюиса Тана. Но к концу фантастического боевика так и не становится понятным, зачем этот персонаж в принципе был нужен.
Сценаристы понапридумывали кучу лишних "костылей", вроде передающихся после убийства аркан, которые активизируют супер-способности, поэтому на данную часть сюжета тратится много драгоценного времени, которое могли бы отдать на качественные сцены рукопашного боя с каноничными fatalities.
Кстати о качестве подобных сцен… Кроме двух столкновений Саб-Зиро и Скорпиона вначале и в конце фильма, остальные бои выглядят никак. И тут, надо сказать, – все достаточно просто. Джо Таслим и даже 60-летний Хироюки Санада, сыгравшие заклятых врагов, всю жизнь практикуют единоборства и выложились в собственных сценах на полную. Но остальные, если не касаться актеров, сыгравших Лю Кана и Кунг Лао – совсем-совсем не бойцы. Да, за тех же Линдена Эшби (Джонни Кейдж) и Бриджит Уилсон (Соня Блейд) в основном, тоже все делали дублеры. Но их противниками были бойцы высочайшего класса своего времени, поэтому фильм 1995 года до сих пор в плане динамики, концепта и исполнения боевых сцен смотрится достойно. В фильме же 2021 года, когда мир уже увидел "Онг Бак", "Рейды" и "Джона Уика", ставить и исполнять 80% боевых сцен скучно и невыразительно – преступление!
Ох… А что сценаристы сделали с лордом Райденом… Из доброго, ироничного защитника земного царства, который в оригинале самостоятельно отбирал бойцов со светлыми душами по всей планете для противостояния Внешнему Миру, в "Мортал Комбат" из бога грома вылепили ленивую и агрессивную истеричку, который сюжету совершенно не нужен. Жаль, что его играет хороший актер Таданобу Асано, которому не чужда практика рукопашных схваток. Но режиссер Саймон Маккуойд и сценаристы начисто убивают этого важного персонажа. То же самое случилось и с Шан Цуном. Актер Чинь Хань выглядит неплохо в образе темного колдуна из Внешнего Мира, но ему нечего играть, кроме грозных мин и "журнальных" фразочек.
Зачем в фильм ввели таких известных и важных для дальнейшего повествования франшизы принца Горо и вампиреллы Нитары – непонятно. Экранного времени почти ноль, а слили обоих в нелепых поединках. Одно слово – помянем.
Есть ли что-то хорошее в новом MK? Как уже сказано выше – это Джо Таслим и Хироюки Санада, весьма каноничным получился Кунг Лао в исполнении каскадера Макса Хуана, острым на язык и вполне харизматичным вышел местный Кэно в исполнении Джоша Лоусона. И на этом… все?
Да, пожалуй, действительно – все. Чуть более подробно наша редакция раскрывает свои претензии к "Мортал Комбату" в недавнем подкасте. Если не смотрели – самое время. А пока оставляем неудачный ремейк на втором месте в числе разочарований, и переходим к третьему месту.
G. I. Joe. Бросок Кобры: Снейк Айз (реж. Роберт Швентке) (16%, 27 голосов)
Ох "Снейк Аайз"… То ли ремейк, то ли… А! Тут все, вроде бы, ясно. Фильм Роберта Швентке является долгостройным спин-оффом франшизы "Бросок кобры" (2009, 2013), который должен был перезапустить основную серию, привлекая внимание фанатов линейки игрушек и мультсериалов по вселенной G. I. Joe. Но что-то пошло не так.
Перед нами история становления двух культовых для франшизы персонажей – "доброго" ниндзя Снейк Айза и "злого" ниндзя Шторм Шэдоу. Как же справились сценаристы с раскрытием этого, без шуток, любопытного ориджина? У нас сложилось четкое ощущение, что никак! Почему изначально подлый предатель Снейк Айз полюбил и доверился своей новой "ниндзя-семье" и почему изначально благородный боец чести Томми вдруг отворачивается от семьи и встает на путь Шторм Шэдоу – решительно не ясно. Мотивация этих двоих скачет аки кенгуру, а происходящие вокруг них события толком их никак не меняют. Все сводится к банальной схеме: вот они вместе и друзья, вот они порознь и враги, а вот они снова объединяются, и затем снова враги до гроба.
Генри Голдинг, играющий главную роль, по общему мнению, – ну совсем не экшен-герой. Не хватает ему харизмы для жанра, а уж в боевых сценах британец смотрится просто смехотворно, пока его не подменяют дублеры. С другой стороны донельзя харизматичный Эндрю Кодзи, которому дублеры в боевых сценах не нужны, но которому решительно нечего играть, ведь "плохим ниндзя" он становится за 5 минут до финальных титров. Еще здесь есть Ико Увайс, у которого на весь хронометраж полторы схватки на экране и очень "сложные щи" вне этих сцен. Зачем звали в каст мастера силата и звезду "Рейдов", спрашивается?
Фильм украшают прекрасные актрисы Урсула Корберо, Харука Абэ и Самара Уивинг. Девушки тоже все дерутся, но как-то без огонька. С экшен-сценами здесь вообще какой-то кошмар. И это при том, что за сцены боевой хореографии отвечали такие мастера, как ветеран Кэндзи Танигаки и молодой, но творческий Брайан Слойер, короткометражки которого смотреть в разы интересней, чем бои в фильме "Снейк Айз".
Все это довершается трясущейся камерой, будто мы смотрим очередной фильм из "Борнианы", а рваный монтаж не дает в полной мере насладиться картинкой. Как так получилось – вопрос. Уж где-где, а в плане экшена перезапуск G. I. Joe должен был выстрелить крутым снарядом. Но нет, здесь и рядом этого нет.
В итоге фильм при бюджете в 88 миллионов долларов в мире насобирал смешные 40, автоматически отрезав все любые продолжения и спин-оффы, в отличие от более успешного “Мортал Комбата”. Добавим сюда бронзу в данной номинации и оставим картину в покое.
Поправочка – Кунг Лао сыграл Макс Хуан, а не Луди Лин, Луди Лин сыграл Лю Кенга.
Esmodar,
Спасибо. Поправили.