Подведение итогов боевого кино 2022: Блокбастер и Экшен-сериал года
Блокбастер 2022
Быстрее пули (реж. Дэвид Литч) (26%, 33 голоса)
Нам всегда трудновато, когда один и тот же фильм побеждает в нескольких номинациях, в особенности – в главных. “Быстрее пули” стал и лучшим боевиком года и лучшим блокбастером одновременно, и, если мы уже разобрали фильм по винтикам, пытаясь понять, за что он понравился голосовавшим, то теперь нам остается посмотреть на картину под другим углом.
Во-первых, “Быстрее пули” – это закономерное развитие карьеры Дэвида Литча, несмотря на скромные кассовые сборы 90-милионного проекта. Можно даже сказать, что это первая за пять проектов “кассовая неуспешность” Литча. Но вот в чем фокус: Дэвид успешнее, чем кто-либо из бывших каскадеров (давайте оставим примеры Джеки Чана и Саммо Хуна за скобками) строит кинокарьеру – ему доверяют крупные бюджеты, позволяют работать со звездами первой величины, пускают внутрь серьезных франшиз… Друг и коллега Литча по “Джонам Уикам” Чад Стахелски даже примерно не приблизился к Дэвиду в этом плане. Еще любопытным может оказаться тот факт, что Литч был дублером Брэда Питта в “Бойцовском клубе” (1999), “Мексиканце” (2001), “Трое” (2004) и “Мистере и миссис Смит” (2005), поэтому когда голливудской звезде предложили участие в проекте во главе с Дэвидом, тот не раздумывая ни минуты согласился.
Во-вторых, к нашему победителю можно относиться как угодно, но невозможно не отметить высокий профессионализм и выверенность команды, которая работала над фильмом. Перед нами действительно качественный развлекательный экшен, который смотрится и звучит на заоблачном для жанра уровне.
В-третьих, каст наполнен известными именами – актерами, которые не привыкли халтурить, что от них не требуй – комедии, драмы или сцен действия. Да, поклонникам экшена наверняка хотелось, чтобы Хироюки Санада, наконец, примерил на себя не образ заурядного японца с катаной наперевес или чтобы у весьма талантливого экранного бойца Эндрю Кодзи в фильме было больше сцен, где он мог бы себя проявить, но в целом каждый актер оказался на своем месте, – никакого мискастинга!
Что еще? Поменьше бы монтажных склеек в экшне и чуть больше серьезности… Предъявить боевику есть за что, но это не отменяет того факта, что “Быстрее пули” стал яркой вспышкой прошлого года и закрепил статус режиссера как человека, умеющего работать с любым материалом.
Аватар: Путь воды (реж. Джеймс Кэмерон) (13%, 17 голосов)
14 лет мы ждали продолжения “Аватара”, который разделил жанр фантастики на ДО и ПОСЛЕ. Разделил он его не какой-то уникальной идеей и не визуальной стилистикой, как это сделала “Матрица” в 1999 году, а передовыми технологиями, которые впервые применялась в кинематографе.
Джеймс Кэмерон после потрясающего успеха оригинала сразу же анонсировал целую франшизу из пяти картин. Но задумки режиссера упирались в технические ограничения, поэтому пришлось не только ждать, но и принимать активное участие в разработках специализированных технологий без которых сиквел снять было нельзя.
Бюджет в 350 миллионов долларов, несколько лет производственного ада из-за пандемии ковида и вот фильм оказался в прокате. На данный момент “Путь воды” заработал два с лишним миллиарда, а ведь прокат прошел еще не во всех странах…
За что же зрители понесли свои кровные в кинотеатры? Ну… Камон, ребята – это ж “Аватар”! Фильм, который снимали специально для того, чтобы зритель практически на три часа оказался рядом с героями первой части, их детьми и новым кланом народа на’ви, которые противостоят злым землянам на красивой и опасной планете Пандора. Потрясающие визуальные эффекты, грамотная режиссура и монтаж делают погружение зрителя в фильм стопроцентным, особенно если смотреть блокбастер в кинотеатре.
Ни для кого не секрет, что Кэмерон буквально помешан на тайнах океана и водного мира вообще, поэтому главной фишкой сиквела “Аватара” стало водное пространство, в котором как рыбы в воде (простите за каламбур) обитают островитяне, у которых пытаются начать новую жизнь главные герои. Местный подводный мир безумно красив и кишит разного рода живностью – в какой-то момент кажется, что Джеймс так залюбовался им, что забыл о сюжете.
И в первом фильме сценарий был достаточно посредственный, во втором же старина Кэмерон крайне лениво выписывает историю и персонажей, адаптируя сюжет под сцены, а не наоборот. Зато в новом “Аватаре” есть несколько напряженных и хорошо снятых экшен-сцен, включая финальную разборку всех со всеми.
“Аватар: Путь воды” – это все еще не про крепкий сценарий, хорошо прописанных персонажей и интересную идею, а про то, как же далеко шагнул кинематограф в целом и Кэмерон со своей командой в частности. Это развлекательный аттракцион, призванный не только увлечь зрителя потрясающей картинкой, но и постепенно воплотить мечты Джеймса и “серебро” от нас заодно.
Топ Ган: Мэверик (реж. Джозеф Косински) (12%, 15 голосов)
А вот сиквел кукльтового фильма “Лучший стрелок” ждали аж 36 лет. Точнее, мало кто думал, что продолжение истории аса пилотирования Пита “Мэверика” Митчелла вообще планируется. Тем не менее, студийные боссы и сам Том Круз давненько вынашивали планы снять вторую часть, но по разным причинам фильм все не выходил, в итоге столкнувшись с мировой пандемией. Новый “Топ Ган” должен был отправиться в прокат в 2020 году, но очутился там лишь спустя два года.
“Мэверик” снова демонстрирует красоту полета и крутость Тома Круза, который два месяца учился пилотировать военный истребитель и делает это в кадре столь профессионально, что у зрителя не появится и толики сомнения в его умениях. Хотя… Этот голливудский любимчик всегда радует нас лихими трюками в собственном исполнении, тем более он уже пилотировал летательные аппараты: вертолет в “Миссия невыполнима: Последствия” (2018) и самолет в “Сделано в Америке” (2017).
В отличие от двух уже названных блокбастеров, второй “Топ Ган” имеет пусть простой, но достаточно крепкий сюжет. Драма героя Круза ясна и понятна, ведь он сталкивается с сыном (Майлз Теллер) своего покойного друга, которого в первом фильме сыграл Энтони Эдвардс: Мэверик становится инструктором у молодых летчиков перед смертельно опасной миссией. Между ними нарастает напряженность, но только взаимное доверие может помочь в выполнении трудной задачи.
Сиквел выглядит ярче и богаче оригинала, но это и понятно – больше 30 лет прошло. Однако у местных экшен-сцен появилось больше драматургии, а у фильма в целом – больше ощущения свободы от полетов не только за счет реальных съемок и современных спецэффектов, но и за счет ностальгической музыки. Финальная сцена выполнения миссии напряженная и интересная, хоть в ее основе лежит классическая схема подобного кино.
Режиссер Джозеф Косински, который уже работал с Крузом над фантастикой “Обливион” (2013) – хороший визионер, который любит снимать широким кадром и общим планом. Для фильма про военную авиацию такой вариант – лучший. В итоге 140-миллионное кино, которое, казалось бы, было предназначено для ностальгирующих поклонников первой части, собрало полтора миллиарда за прокатный сезон. В качестве бонуса – после просмотра остается приятное послевкусие хорошего кино, которое уже давно не снимают.
Экшен-сериал или сериал с боевыми искусствами 2022
Банды Лондона (2 сезон) (18%, 24 голосов)
В 2020 году продюсерский проект хорошо известного в кругу поклонников боевого кино Гарета Эанса (“Мерантау”, дилогия “Рейд”) про жестокие разборки криминальных организаций Лондона сразу стал заметен глазу насмотренного зрителя, что позволило сериалу стать вторым в тройке победителей в этой номинации, а также войти в шорт-лист победителей в номинации Схватка года.
Второй сезон неустанно следует за первым во всем, начиная от прямого продолжения сюжета до жестких и жестоких экшен-сцен. Сценарий тут все также вертится вокруг героев Джо Коула (который, внезапно, не умер, простите за спойлер!) и Сопе Дирису – история начинает обрастать паутиной всевозможных интриг, вводя в игру как старых так и новых персонажей, среди которых выделяются Луан в исполнении Орли Шука и Коба, которого воплотил на экране Валид Зуэйтер. Яркие и отлично сыгранные личности!
Создатели сериала умудрились держать в напряжении зрителя и во втором сезоне, грамотно работая со сценарием, персонажами и, разумеется, с экшен-сценами. Их традиционно немного, но каждая не только отлично выглядит, но и продвигает сюжет. Несмотря на то, что постановщик экшена первого сезона Джуд Пойер уступил место Владу Римбургу и Клейтону Дж. Барберу, экшен-сцены во втором не уступают в напряженности и в творческом подходе к их дизайну. Что интересно, в новых сериях упор в экшне сделан именно на рукопашных схватках с частым применением холодного оружия и редким вкраплением ган-фу. Некоторые сцены выглядят настолько нереально (и круто), что ненароком думаешь, что руку к их созданию приложил кто-то из Болливуда. Таковым, например, можно считать фрагмент экшен-сцены, в которой герой Сопе Дирису использует рот противника в качестве глушителя для пистолетного выстрела в другого.
В целом и общем, “Банды Лондона” держит и марку и позиции. Отсюда и “золото” в номинации.
Джек Ричер (15%, 20 голосов)
Мы уже видели экранизацию серии романов “Джек Ричер” за авторством Ли Чайлда. В художественных фильмах 2012 и 2016 годов роль отставного военного следователя сыграл Том Круз, и, несмотря на хорошее качество самих картин, были вопросы непосредственно к персонажу. Старина Круз хоть и крут, но слабо напоминал описанного в книгах героя.
Сериал от Amazon представил нам нового Джека Ричера в исполнении Алана Ричсона, и тут уже отпадают всякие вопросы. Ричсон высок, статен, широкоплеч, красиво раскачан, но при этом не обделен актерским талантом и неплохо ощущает себя в сценах действия.
Сюжет и сценарий на гениальность не претендуют, но меж тем представляют собой крепкую детективную историю, разветвленную и трагическую. Помогают окунуться в сериал и хорошо прописанные герои второго плана, вроде шерифа городка в исполнении Малькольма Гудвина и его подчиненной, которую сыграла красавица Уилла Фицджеральд.
Для нашего брата немаловажно, что практически в каждой серии этого восьмисерийного проекта есть экшен-сцена: перестрелка или рукопашные схватки. В основном все они завязаны на самом Ричере, который раскидывает массовку размашисто и с огоньком. Одна из таких сцен, а именно драка в тюрьме даже попала в перечень кандидатов на лучшую экранную схватку 2022 года.
Уже известно, что “Джека Ричера” продлили на второй сезон и те, кто читал либо смотрел фильмы с Крузом, знает, что Ричер никогда не останавливается в одном месте, а колесит по Штатам, сея с помощью смекалки, опыта и кулаков добро и справедливость там, где это требуется. А значит, нас ждут новые приключения, новые персонажи и новые экшен-сцены с Аланом Ричсоном.
Кобра Кай (4 сезон) (12%, 16 голосов)
Ностальгический сериал, продолжающий историю “Карате-пацана” 1984 года поначалу неуверенно входил в лидеры голосования по подведению итогов боевого кино: первые два сезона занимали третьи места, а вот третий – стал первым. Получается, сериал каждый год своего выхода становился одним из лучших экшен-сериалов, не избежал этого и четвертый сезон.
Когда сериал растягивается, всегда есть опасения, что шоураннеры испишутся, сюжетные линии затянутся, а персонажи перестанут развиваться. Но “Кобра Кай” в этом плане приятно удивляет. Хотя возможно это потому, что за четыре оригинальных фильма серия подарила нам нескольких ярких, харизматичных персонажей, которых можно постепенно вводить в сериал.
Таким и стал Терри Сильвер – главный негодяй третьего фильма в исполнении мастера боевых искусств Томаса Йена Гриффита. Последний раз Томас появлялся в кино аж в 2007 году, что, кстати, вполне заслуженно позволило стать первым в номинации “Камбэк года”. Сильвер в его исполнении чудо как хорош: сначала он предстает перед зрителем наслаждающимся преклонными годами толстосумом, который, однако, в глубине души страдает тщетой своего существования. Вернуть в его жизнь жестокость, карате и победы предлагает Джон Криз в исполнении Мартина Коува и Терри соглашается, в итоге становясь опасным соперником для главных героев.
Гриффит – безусловное украшение сезона, но все хорошо и с уже полюбившимся героями. Персонажи Ральфа Маччио и Уильяма Забки начинают работать сообща, тренируя молодежь совместными усилиями – это выглядит и забавно и интересно одновременно, ведь у каждого тренера свои методы.
Гранд финале сезона становится чемпионат по карате, где сходятся противоборствующие школы. И создателям сериала удается заставить переживать за каждого из центральных героев-подростков, которые сталкиваются друг с другом на татами. Драма работает, персонажи проходят очередную арку развития, а сцены боев, пусть и выглядят архаично, но выполняют поставленную сюжетом задачу. Бронза!
Асса пилотирования — это намеренно или случайно?
Аватара не смотрел даже трейлер и вряд ли буду.
Это автозамена. Но согласен – получилось хорошо :)))