Подведение итогов боевого кино 2022: Фильм с боевыми искусствами и Камбэк года
Фильм с боевыми искусствами 2022
Корейцы штурмуют олимпы, но кое-кого с пьедестала просто так не скинуть 🙂
Несчастный случай: Каникулы киллера (реж. Джордж Кирби, Гарри Кирби) (29%, 33 голоса)
“Несчастный случай: Каникулы киллера” – единственный полноценный файтинг-боевик из всей троицы победителей в этой номинации. Скотт Эдкинс в содружестве с Сарой Чан, многократной чемпионкой по ушу, против Зары Питиан, Питера Ли Томаса и Энди Лонга – это классический спринт, насыщенный, тотально развлекательный и “дурной”. Эдкинс как сценарист и продюсер и братья Кирби в режиссерском кресле очевидно задумали франшизу, поэтому творят мифологию, пытаются закрепить стилистику и образовать связи и отношения между персонажами, с которыми они могут идти дальше в следующие части. Налет “британскости” несколько потерян и заменен плосковатым юмором, а иногда и откровенно идиотским.
Помните какой путь проделали “Коллекторы”, собратья “Несчастному случаю” по жанру и целевой аудитории? Первая часть стрельнула, насколько она могла стрельнуть в рамках своей ниши и бюджетности, и мы говорили про картину “в этом что-то есть”, а вторая же отяжелела и подрастеряла иронию.
“Каникулы киллера” во второй части наоборот попытались запихать в себя миллион иронии, стеба, шуток и россыпь пестрых персонажей, но в итоге все это выглядело мучительно. Но зато тут Эдкинс и боевые сцены которых много, очень много.
В нашем “Посленовогоднем подкасте” мы отмечали, что Скотт в этом фильме уставший и без огонька, и это так. Возможно он забегался в административной рутине кинопроизводства “Каникул киллера”, а может – просто слишком много работает в других проектах, но те же боевые сцены для него выглядели очень обычно, в манере Эдкинса последних лет пяти.
Финальный бой Скотта против Энди Лонга, представителя нового поколения экранных боевых трикеров, с попыткой показать разницу в стилях, получился неплохой, с явным лидером в лице Лонга, который демонстрировал чудеса акробатики и нарушения гравитации, но в список лучших финальных боев британца он вряд ли войдет. Хотя, кто его знает?
Помнится, что “Тройная угроза” сильно разочаровала нас в свое время, но возвращаясь назад, возможно, это был последний фильм, где Эдкинс как экранный боец был похож на самого себя, а точнее на того, к которому мы привыкли. “Британский психопат” не в счет, ибо там история вообще не про файтинг.
А вот Сара Чан стала украшением “Каникул киллера” и хоть персонаж у неё несколько глуповат, боевые сцены с её участием самые бодрые, особенно когда она от души лупит самого Скотта.
Что бы мы не говорили, “Несчастный случай: Каникулы киллера” – золото в этой номинации, а “подонка” Эдкинса, как мы знаем, с пьедестала просто так не скинуть.
Киллер-хранитель (реж. Чхве Джэ-хун) (15%, 17 голосов)
“Киллер-хранитель” от Чхве Джэ-хуна получил у нас награду еще и как Лучший азиатский боевик. Этот факт интересен тем, что в этот раз азиатские фильмы, а конкретно корейские, в значительной мере вытеснили европейские или американские проекты в жанре боевого кино. В прошлом и позапрошлом году похожий подъем был у индийцев. Это можно объяснить как активным присутствием корейского (да, и индийского) кино на нашем современном кинорынке, так и высоким качеством фильмов, ставших во всех смыслах универсальными.
Если раньше мы говорили о корейской специфике, об особых традициях их киноязыка, о том, что зрительский порог входа в корейское кино не всегда легкий и простой, то сейчас в нем царствует глобализм и мировые стандарты, хотя традиции никуда не делись.
Еще один важный момент – это так называемая “джоноуиковщина”, о которой мы говорим, когда освещаем южнокореские боевики.
“Киллер-хранитель” полностью попадает под это определение, но хочется еще раз озвучить мысль, которую наша редакция обсуждали в “Посленовогоднем подкасте”: корейцы так снимали давно, задолго до, и многие стилистические и даже дизайнерские подходы в “Уике” вы можете увидеть во многих корейских боевиках, банально, в том же “Человеке из ниоткуда” с Вон Бином, который был снят на стыке корейской и голливудской манеры.
“Киллер-хранитель” – это такое же жестокое и молчаливое кино, где персонажи в строгих костюмах и неоновых локациях решают свои “кровавые дела”. Чан Хёк, исполнитель ведущей роли, практически не выражает эмоций, не очень понятен зрителю как персонаж (флэшбеки слабо в этом помогают) и даже иногда кажется отталкивающим, поэтому фильм выглядит схематичным, но, по большому счету, мы к этому уже привыкли, ибо объемных персонажей в современном кино можно пересчитать по пальцам одной руки, а если актер умеет играть тишину, а Чан Хёк умеет хранить молчание, не зря же он ”хранитель”, то персонаж хотя бы убеждает. Сюжет с привкусом русофобии про вызволение девочки из лап работорговцев мы тоже видели тысячу раз и к этому давно привыкли.
Экшен в картине в основном пистолетный: перестрелки, ган фу и молчаливые пускания пули в лоб в киллерской манере. Рукопашных поединков в фильме немного, но они все же есть, и не совсем рукопашные, так как в руках у героя обязательно что-нибудь оказывается, и это, в первую очередь, ножки стола, ножи и топоры, а корейцы, как мы знаем, очень любят холодное оружие. Драки сняты очень крепко, с хорошими, довольно длинными дублями, а ручной трясущейся камеры и нервного монтажа очень мало. Корейцы, на самом деле, всегда любили снимать в “борн стайле”, но умудрялись это делать нераздражающе. “Киллер-хранитель” же вообще минимизирует эту манеру, хотя говорить, что файтинг в нём какой-то сверх оригинальный или очень напряженный тоже преувеличение. Он кровавый и жестокий, но какой-то ровный и “нормальный”, когда планку уверенно держат, не отпускают, но и не поднимают.
Три небольших боя Чан Хёка с Брюсом Ханом интересны скорее камбэком последнего, который заметно постарел (в апреле ему стукнет 55), в паре мест за него работают дублеры, но самое важное он делает сам и харизмы с порохом точно не потерял. Оба героя снова много стреляют и разбивают о головы посуду и содержимое бара, в связи с чем мы задаемся вопросом: зачем тратить боевое экранное время на ган фу и соревнования в скорости стрельбы, когда у вас в роли финального боевого босса мастер карате и хапкидо? Привкус разочарования после финального боя, конечно, остается.
Но в целом, “Киллер-хранитель” – это неплохой боевик, который явно приметили зрители, но “подонка” Эдкинса с пьедестала просто так не скинуть.
Картер (реж. Чон Бён-гиль) (14%, 16 голосов)
Еще один корейский фильм, засветившийся у нас в нескольких номинациях, “Картер” от Чон Бён-гиля не развивает “джоноуиковщину”, а продолжает “хардкоровщину”. Точнее совершенствует модель, которую режиссер показывал нам в своей же “Злодейке” – нон-стоп экшен с эффектом одного непрерывного кадра, но уже в эстетике компьютерной игры, причем, многих жанров, начиная от стандартного шутера и заканчивая стэлсом и survival horror.
Картина – образец торжества технологии и ремесла, в ней всего в избытке, так что под финал у вас точно закружится голова, если не от свалившегося на вашу психику бесконечного экшена и новых поворотов сюжета, то как минимум от крутящегося пропеллера вертолета и операторской работы, которая изображает карусель.
Рукопашный экшн начинается с массовой драки в сауне, кстати, классической локации для разборок, вспомним “Разборки в маленьком Токио”, “Максимальный риск” и немного “Красную жару”.
В “Картере” – это безудержная суета, паника, саспенс и очень много каскадерской работы. В какой-то момент кровь заливает объектив камеры, и мы видим картинку в ярко-красном фильтре. Эта сцена, пожалуй, единственная полноценная рукопашная схватка, не вплетенная в какой-то дополнительный экшен типа погонь или того же вертолетного сумасшествия.
Исполнитель главной роли Чу Вона довольно убедителен, и пусть по сюжету он должен ходить, летать и бегать с ничего не понимающей физиономией, это не мешает ему быть последовательным в своих эмоциях.
Если сравнивать “Картера” с той же “Злодейкой”, то последняя кажется более зрелой, целостной и интересной с художественной точки зрения, поскольку фильм не был только лишь аттракционом. “Картер” же зачастую вообще не утруждает себя смыслом и, есть ощущение, что при наличии у режиссера неограниченного бюджета и времени, фильм реально превратился бы в пародию на грайндхаус и вакханалию, к которым он близок и сейчас.
Возможно, именно поэтому у него только лишь третье место в этой номинации. Хотя стараться можно вечно, но “подонка” Эдкинса с пьедестала просто так не скинуть.
Камбэк года
В этом году все камбэки заслуживают наград, но первое место вне конкуренции!
Томас Йен Гриффит (Кобра Кай) (21%, 27 голосов)
Помните как в 2018 году Уильям Забка ворвался в наше голосование, взяв бронзу в номинации Камбэк, а через год – серебро в Лучшем актере боевого кино под всеобщую радость и шутки про свежий ветер от несвежего Забки?
В этот раз феерическое дежавю подарил нам Томас Ян Гриффит, проделавший аналогичный финт.
Оглянувшись назад, хочется сказать, что Гриффит нравился редакции FFI всегда, в каком бы амплуа он не представал на экране: обаятельные пройдохи, агенты ЦРУ и полицейские, кровожадные вампиры – ему все удавалось с блеском, причем границы малобюджетных бэшек всегда были тесны для него, это было видно сразу. Весь набор тузов был у него в рукаве: актерский талант, эффектная внешность, харизма, самоирония, театральный голос, а черные пояса по кэмпо-карате и тхэквондо давали убедительность в боевых сценах. Многие актеры не могут похвастаться и половиной этих достоинств, но, увы, кинозвездой Томас так и не стал и в начале нулевых ушел с экрана, чтобы триумфально вернуться 15 лет спустя. Вернуться в кино и в “Кобра Кай”.
Персонаж сенсея-садиста Терри Сильвера наполнен глубиной и объемом настолько, что он даже немного не вписывается в этот наивный, часто инфантильный и сугубо ностальгический сериал. Можно было предположить, что с введением старых персонажей, создатели нам подарят галимый фансервис и на этом закончат, но не тут-то было. Гриффит играет всеми красками, которые он ни капли не растерял за все эти годы, показывая нам широкий спектр эмоций персонажа, от смиренности и затаенного гнева, до посттравматического синдрома и сатанинской злости с замахом на мировое господство.
В четвертом и пятом сезонах кажется, что кроме него и Уильяма Забки вообще никто не играет, настолько его уровень бросается в глаза.
Ну, и из всех “стариков” Гриффит адекватнее всего смотрится в боевых сценах, с минимальным количеством дублеров, хотя, повторимся, сериал ни разу не про боевую хореографию.
Круто, очень круто, заслуженное первое место.
Сильвестр Сталлоне (Самаритянин, Король Талсы) (16%, 21 голос)
Камбэк от гражданина Сильвестра – это, конечно, громко сказано, ведь Слай с экранов никуда не уходил, но роли в “Самаритянине” и сериале “Король Талсы” выгодно отличаются от последних пяти-семи его работ.
“Самаритянин” – это сольная работа Сталлоне, в которой у него нет подтанцовки, как в чудовищном “Плане побега 3” или “Неудержимых” и отсутствует старый бэкграунд, как в “Рэмбо: Последняя кровь” или “Крид 2”, причем в последнем у него вообще роль второго плана. Теперь же это самодостаточная роль, пусть в недорогом и камерном супергеройском фильме, который кажется нам очень самодостаточным в своей простоте. Вспомните “Неуязвимый” Найта Шьямалана, который несколько схож с “Самаритянином” этой аскетичной суперегройской притчевостью.
Да, персонаж Слая излишне серьезен, да, финал фильма превращается в стандартное для него побоище, а скорее “рэмбоище”, да, есть вопросы к злодею, а сценарий фильма уместится на листе А4, но в этом фильме есть какой-то стержень и атмосфера. К тому же, когда в последний раз Сильвестр был в супергеройской или “комиксной” эстетике? Почти 30 лет назад в “Судье Дредд”, но про него либо хорошо, либо ничего.
С “Королем Талсы” чуть посложнее, но тоже интересно. Дальний родственник норвежско-американского сериала “Лиллехаммер” показывает нам Сталлоне как более привычного для нас брутального героя с яйцами, обаятельного гангстера с внутренней моралью (ну конечно, а как же иначе?), стоящего на границе между героем и антигероем.
Сериал сделан по современным канонам: параллельные сюжетные линии, переплетающиеся друг с другом, часть из которых, надо признать, довольно предсказуема, взаимоотношения отцов и детей, старые счеты, месть и финальная перестрелка в баре под кавер на Фила Коллинза.
Сталлоне выглядит пародийным и сознательно собирательным образом со своим тяжелым восковым лицом, зачесом пепельных волос и золотыми цепями, а его разношерстная банда солдат удачи кажется не очень убедительной, но через пару-тройку серий внимания на это уже не обращаешь. Попытки показать как человек, отсидевший четверть века в тюрьме, пытается интегрироваться в современную жизнь старыми методами тоже не очень оригинальны, но это не выбивается из общего контекста, а вязкий привкус банальщины в них минимален. Сценарист “Убийцы”, “Йелоустоуна” и “Мэра Кингстауна” – Тейлор Шеридан знает, что делает.
При этом, не ждите глубокого смысла, ибо “Король Талсы”, как и все современное кино, очень референсное и собирательное, но Сильвестр Сталлоне там действительно очень и очень неплох.
Гэри Дэниелс (Садовник, Привезите его труп, Повторяющий) (15%, 19 голосов)
Любимый фанатами боевого кино британский кикер тоже никуда не уходил с экранов и снимался довольно стабильно, правда, качество проектов оставляло и оставляет желать лучшего. Гэри Дэниелс никогда не обладал какими-то заметными актерскими способностями, но всегда внушал зрителям доверие. В золотые годы он воплощал очень “правильных” героев и только изредка играл злодеев, тогда как с возрастом его амплуа сделало сильный крен именно в сторону антагонистов. Кроме того, что в свои 59 лет он по-прежнему находится в прекрасной физической форме (есть ощущение, что почти в такой же, как был в 35), его внешность посуровела: пепельные длинные волосы, собранные в косу, высеченное камнем лицо, тяжелый взгляд. Внешность приобрела какой-то вестерн-оттенок и от того голубоглазого блондина с немного детским лицом, кажется, не осталось и следа.
И “Садовник” и “Повторяющий” – это злодейские роли в очень слабых и дешевых проектах, с самой яркой деталью в лице Дэниелса, а боевые сцены в фильме ожидаемо непрофессиональные и унылые, но это не вина Гэри, ибо он старается.
“Привезите его труп” – это главная роль Дэниелса, довольно неоднозначная, с щепоткой антигеройства, и если бы не “коленочное производство”, то фильм можно было бы назвать неплохим. Картинка уровня смартфона, локации в виде леса и деревянных хижин, видимо, рядом с домом режиссера, в кастинге – оживший в последние годы Луис Мэндилор и актерски скончавшийся Дэниел Болдуин, а еще сценарий – очень примитивный, но с сюжетными твистами.
Экранных поединков в фильме меньше, чем хотелось бы, они простые и для современного зрителя мало чем интересны, хотя удары ногами от Дэниелса в рапиде прекрасны, тот же ЖКВД не делает сейчас в кадре и половины этого.
Финальный бой Дэниелса с Мэндилором рождает флэшбэки с “Коллекторами”, но до последних сильно не дотягивает. И повторимся, Гэри тут не причем.
Ему бы сейчас, например, в “Джона Уика”. Ибо Гэри готов, чертовски готов.