Подведение итогов боевого кино 2023: Разочарование и Фильм с боевыми искусствами
Разочарование 2023 года
“Киноотстой” года в этот раз примечателен тем, что двое из трех победителей оказались призерами в номинации “Камбэк”. То есть, выходит так, что актеры, играющие титульные или хотя бы важные роли в этих картинах, понравились зрителям, а вот сами фильмы наши подписчики и читатели пожелали выкинуть в корзину.
Неудержимые 4 (реж. Скотт Во) 28.23% (35 votes)
В качестве полноформатной “душевной боли” на эту тему мы рекомендуем посмотреть наш подкаст про франшизу “Неудержимые”, в котором редакция разбирала все выпущенные на данный момент части и “трындела” о том, куда катилась и до чего докатилась эта киносерия.
Чуть более тринадцати лет назад эта ностальгическая дань олдскульным боевикам наделала приятного шуму, а идея собрать героев ретро-боевиков в одном кадре, добавим к ним парочку топовых актеров современности, согрела сердца фанатов жанра. Несмотря на вопросики к гражданину Сильвестру, надо признать, что когда он самолично рулил франшизой, то фильмы серии получились куда лучше. Чем меньше становилось его влияние на съемочный процесс, тем больше “Неудержимые” начинали выдавать признаки пародии, если не сказать агонии.
К четвертой части Сильвестр Сталлоне полностью самоустранился от руководства картиной, урезав себе экранное время и передав бразды правления Джейсону Стэйтему. Эх, нельзя так разбрасываться браздами направо и налево. В результате получился очередной фильм с лысым британцем и бегающим на его фоне некогда легендарным кастом в кастрированном виде: пять минут алкогольного Лундгрена, выдающего энурез за спасительную идею (зачем ему кстати автомат, если у него такое грозное оружие?), шутки Кутюра про сломанное ухо с лицом похожим на это самое ухо и вытащенный из бабушкиного комода Энди Гарсиа на замену Брюсу Уиллису и Харрисону Форду. И всем этим дирижирует Скотт Во, человек снимающий зеленый экран на фоне зеленого экрана.
К тому же у создателей были явные проблемы с деньгами, потому они долго скребли по продюсерским сусекам и наскребли лишь на Меган Фокс и Фифти Сента. Это сомнительное финансовое вложение не привнесло в картину ровным счетом ничего, кроме раздражения от каменного лица Меган и отсутствия постельной сцены как компенсации за моральный ущерб (или материальный, если кто-то ходил в кино) и вопроса, на кой черт этот рэпер присутствует в команде, которого в финальной схватке под ночным небом почти не видно в прямом и переносном смысле? Можно было бы потратить эти деньги на улучшение спецэффектов и поднять их с уровня начала нулевых или заплатить сценаристу, чтобы он помог справится Стэйтему с двумя трусами Меган. Или это труднее, чем спасти мир от ядерной войны?
В итоге – чудовищный сценарий (да-да, в этом жанре он все равно должен быть), скучнейшие диалоги, вторичный экшн, который пытался спасти только Тони Джа, за что заслужил бронзу в номинации “Камбэк”, и злодеи, каждый из которых не страшнее вышеупомянутого уха Кутюра, особенно Ико Уайс, убивающий свою карьеру и шагающий в тот же бабушкин комод, откуда достали Энди Гарсию. Олдскульная атмосфера утрачена, изначальная задумка франшизы забыта, остались лишь прах, тлен, уныние и Стэйтем, летающий на мотоцикле в свете луны. Кажется, что за всю историю подведения итогов боевого кино на нашем сайте, “Неудержимые 4” одни из самых заслуженных провалов.
А ведь, поговаривают, на горизонте маячит еще и пятая часть….
Кунг-фу жеребец (реж. Ларри Ян) 9.68% (12 votes)
Несправедливо нарекать “Кунг-фу жеребец” полнейшим разочарованием, ибо по трейлеру и синопсису мы понимали каким будет фильм. Как боевик он не позиционировался, как блокбастер, разумеется, тоже. Получается, зрители ждали от него глубокой драмы, но не дождались, хотя за камбэк Джеки Чана проголосовали на второе место.
Крепкой семейной драмой фильм действительно не стал, хотя мог бы им быть, но с другой стороны, а хотели ли Джеки и Ларри Ян чтобы картина таковой была? Многожанровость фильма и, как минимум, три параллельных сюжетных линии рассеивают внимание зрителя, не давая сосредоточится на каждой из них.
Здесь и семейные отношения, и боль от расставания главного героя со своим другом – конем Огоньком (в оригинале “Красным Зайцем”), и лебединая песня стареющего стантмена и грустные размышления о метаморфозах жанра каскадерского кино. Поверх всего этого присыпка из боевых сцен и юмора, пусть не самого свежего.
И знаете что? То, что не является на экране настоящим, то и не цепляет. А то, что пахнет настоящей кровью – бьет в самое сердце. Поэтому, кроме довольно щемящей драматической сцены, где Джеки расстается с конем, а тот бежит за машиной, самые сильные кадры на наш взгляд – это момент, когда главный герой со своей экранной дочерью смотрит видеозапись с каскадерсками трюками реального Джеки. Персонаж плачет, а мы забываем, что это художественный фильм, ведь нам кажется, что это плачет сам Джеки, и это заставляет нас плакать вместе с ним.
В этой сцене меньше всего искусственного и синтетического, это не дублер, который сделает за возрастного Чана сальто или прыжок с крыши, а эмоции в которые мы верим. Мы чувствуем, что прошли этот путь вместе с Джеки, мы, его зрители, старели вместе с ним, поэтому сопереживаем ему и готовы закрыть глаза на все остальные огрехи и недочеты этой картины.
Охота на короля (реж. Кевин Гревье) 8.06% (10 votes)
И всей тройки “унылых победителей” – именно “Охота на короля” больше всех соответствует целевому для нас жанру. Тем обиднее, что результат не оправдал ожиданий, но не потому, что мы реально предвкушали какой-то мощный файтинг-боевик, а из-за нашей тоски о том, что в последнее время таковых выходило не так уж и много, особенно, в классическом понимании.
Фильм начинается с того, как отважный киллер Ален Мусси, загримированный под ведущего ”Поле чудес”, выполняет очередное задание, которое заканчивается его личной семейной трагедией, в результате чего под гнетом вины и эмоционального выгорания он уходит из профессии, чтобы найти виновных. В этом завязка и драматургия персонажа, впоследствии приведшая к важнейшим сюжетным поворотам. Далее картина превращается в “Крутые стволы” и плохую экранизацию “Десяти негритят” Агаты Кристи, правда, в нашем случае негр только один (Кевин Гревье собственный персоной).
Фильм балансирует где-то на границе “бэшки” и “гэшки” со странным набором актеров начиная от Фрэнка Грилло, который, обладая явными актерскими талантами, под старость лет так и не определился с вектором своей карьеры, и заканчивая абсолютно бесполезным Жоржем-Сент Пьером, которого его соотечественник Ален Мусси, кажется, привел с собой за руку из “Кикбоксера”, где полезности звезды ММА было так же мало, при том, что в кадре он смотрится уверенно.
Сам Мусси никогда не блистал экранной харизмой и внятным экшн-амплуа, хотя для подъема карьеры выбрал не самый простой путь – обновленную роль Курта Слоана. В итоге харизмы нет и у картины целиком, её не спасает ни стилистика комикса, ни кажущееся разнообразие персонажей, которых сливают как статистов, ни обилие сюжетных твистов в конце.
Фрэнк Грилло самолично присутствует в кадре только в диалогах и крупных планах, а остальную работу за него делают дублеры. Все боевые сцены сняты в темноте или эпилептическом мигании света, поэтому оценить боевую хореографию очень сложно, кроме разве что узреть хеликоптер-кик от Мусси. Ну, мы узрели, и что с того?
Довольно проходной фильм, который формально находится в одной нише с картинами типа “Несчастный случай” или “Коллекторы”, только гораздо слабее.
Фильм с боевыми искусствами 2023
В этот раз фильмы, представленные в этой номинации, оказались далеко не фильмами с боевыми искусствами в классическом представлении, а боевиками с элементами рукопашных схваток. К тому же вышло так, что одни и те же картины курсируют и циркулируют чуть ли по всем основным номинациям в этом году, лишь изредка меняясь местами.
Джон Уик 4 (реж. Чад Стахелски) 23.08% (27 votes)
“Вы тоже ожидали увидеть четвертого “Уика” на первом месте?” – вопрошали мы в прошлой статье, посвященной номинации “Лучший боевик”. В номинации “Лучший фильм с БИ” Баба-Яга все же добралась до последней ступеньки Сакре-Кёр и получила золото, скинув при этом “Тайлера Рейка”.
Ни одна из частей “Джон Уика” никогда не была чистым файтинг-фильмом, а скорее боевиком в широком смысле слова – с драками, стрельбой, погонями и взрывами, при этом, не являясь широкомасштабным блокбастером. Это дорогое каскадерское кино, трюковое, со смесью современного и олдскульного подхода, ибо во главе франшизы всегда стояли каскадеры-профессионалы – Дэвид Литч и, в первую очередь, Чад Стахелски. Однако, сцены рукопашных поединков всегда занимали в этих картинах важную роль, поэтому попадание четвертой части в эту номинацию нам вполне понятно.
Все мы знаем, что Киану Ривз фантастический трудяга и выкладывается в боевых сценах на 100%, поднимая их выше уже привычного нам актерского экшн-дизайна. Но кастинг, кастинг и еще раз кастинг создает возможность для этих сцен. В четвертой части актерский состав был максимально боевым: Марко Сарор, Хироюки Санада, Скотт Эдкинс и Донни Йен!
И рукопашных схваток в этой части набралось больше, чем во всех наших номинантах вместе взятых. Но… есть вопросы.
Сарор был выдвинут в сюжете как правая рука главного злодея, но в боевых сценах оказался не рукой, а максимум пальцем, был покусан собакой и засунут в карман. Санаде в силу возраста и извечной традиции вручили меч и поставили танцевать в пару с Донни, с которым они старчески помахались лезвиями. Эдкинс под тоннами грима и накладных подбородков выдал прекрасный актерский перфоманс и пару ударов ногой.
Ну, а Донни Йен оказался чуть ли не “свадебным генералом”, который хоть и мелькнул в нескольких небольших боевых сцен и показал пару фирменных движений, был пущен в расход сценаристами. Кажется, что в этот раз экшн был больше направлен на перестрелки, в том числе и на эффектную однокадровую сцену, тогда как прошлая часть была более рукопашная.
Но, в любом случае, странно было делать акценты только на главном герое, который объективно ограничен в возможностях и манере, когда можно было разнообразить экшн новыми лицами, благо хронометража хватало. Фильм вышел бы гораздо свежей, динамичней и, может быть, подарил нам потенциальные спин-оффы или приквелы. Правда, приквелы и спин-оффы появятся вне зависимости от чего бы то ни было, а популярность франшизы еще долго будет держаться на стабильно высоком уровне.
Тайлер Рейк: Операция по спасению 2 (реж. Сэм Харгрейв) 14.53% (18 votes)
Рокировочка с “Джоном Уиком” и вот оно – второе место!
У “Тайлера Рейка” есть много общего с победителем в этой номинации – безостановочный экшн-мясорубка с длинными дублями, неубиваемый главный герой, брутальный и непоколебимый, малое количество диалогов внутри бесхитростного сюжета (клюква присутствует), а в режиссерском кресле – бывший каскадер, в данном случае Сэм Харгрейв. И это тоже не фильм с боевыми искусствами в чистом виде, хотя, опять же, они там есть. Но есть и отличия: при всей фантастичности происходящего, “Извлечение” стремится быть реалистичным и натуральным, без лоска и изящества, с синими мрачными фильтрами и тюремными барачными пейзажами.
Локации и манера съемок роднит картину с первым “Рейдом” и, как мы уже писали ранее, c южнокорейским “Картером”, но в “Рейке” экшн не такой мультяшный нежели у корейцев, а более зрелый, хотя по сути на экране та же компьютерная игра, ходилка-шутер.
Крис Хемсворт достойно выглядит в любом амплуа, и кажется, что в “Тайлере” ему даже несколько тесновато. С пулеметом наперевес он похож на Арнольда Шварценеггера XXI века, только более хрупкого и рефлексирующего.
Как и в первой части, главная изюминка фильма – это боевые сцены, снятые с эффектом одного дубля, и если говорить про рукопашку, то центральное место занимает массовое побоище с заключенными, снятое по всем законам жанра: море саспенса, вступление, развитие и кульминация, своеобразная перезагрузка и спад напряжения, когда мы видим раненого Рейка со звоном в ушах, словно нам дают передохнуть и продолжить экшн с новой силой, для чего Харгрейв вводит момент с гранатой, брошенной в толпу. Это современный актерский экшн дизайн, с упором на то, что Хемсворт еще молод и в отличной форме, поэтому может выполнять боевую хореографию динамично и плотно. Тюремная потасовка перетекает в штурм движущегося поезда (классическое решение в боевиках), где Хемсворт больше расходует патроны, чем машет руками, ну а затем нас ждет заварушка в небоскребе, где в отсутствии людей и полиции (она фильме отсутствует как природное явление) главный герои и его коллеги крошат злодеев из автомата и подручными средствами.
Нас уже не смущает, что герой словно обладает силой бога грома и молнии, вися на простреленной руке над пропастью, кидая здоровой конечностью свою соратницу на несколько метров, но огорчает, что Дэниэл Бернхардт остался не у дел, сыграв почти что эпизодическую роль.
Финальный поединок мог бы быть более масштабным и надрывным, к чему обязывает локация из картин Джона Ву. Момент, в котором Хемсворт тянется за молотком, а тот не летит к нему в руку сам, заставит вас улыбнуться, несмотря на то, что персонажи в прямом смысле заколачивают друг в друга гвозди.
В любом случае “Тайлер Рейк 2” – это история для экшена и про экшен, а не ради сюжета, здравого смысла или драматургии, хотя эти крохотные минуты Хемсворт вытаскивает как может. Это ремесло чистой воды, но высокой пробы. А если захотите посмотреть приключения интересного персонажа в небоскребе – понастальгируйте над ”Крепким орешком”.
Криминальный город: Разборки в Пусане (реж. Ли Сан-ён) 14.53% (17 votes)
Замыкает эту тройку игроков большая правая рука Ма Дон-сока, оставляющая после себя бездыханные тела врагов. “Криминальный город 3” снова рассказывает нам о похождение полицейского Ма, вставшего на пути японских наркоторговцев и продажных соотечественников, которые неизбежно окажутся в нокауте.
И снова у нас в номинации “фильм с БИ” не фильм с БИ, а лишь боевик с элементами файтинга. И если “Джон Уик 4” и “Тайлер Рейк” – это почти безостановочный конвейер экшена, то у корейцев – комедийный детектив с боевыми вкраплениями.
В целом, с франшизой про гиганта Ма происходит то, о чем мы говорили в прошлогодних статьях и подкастах, а именно усиление налета стэйтовщины и сигаловщины, в плане неубиваемости персонажа и линейности его поступков, которые становятся максимально комедийными, если не сказать пародийными. Эту ситуацию спасет лишь мощнейшая харизма самого Дон-сока, который вводит зрителя в благоговейный экстаз с каждым ударом по черепушке врага.
Хуки, джебы и апперкоты летят в челюсти и ребра негодяев, откидывая их на километры. Злодейская якудза меркнет перед героем, когда он вышибает ей зубы с раскатистым хрустом и ломает мечи о свой чугунный кулак, приговаривая, как он устал от всего этого дерьма.
В третьей части изобретательности по части экшена стало меньше, зато количество погрома и разрушений витрин, стекол и офисной техники увеличилось в разы. Ставка в хореографии делается все на те же сочные тумаки от Ма, и поскольку это его сильная сторона, это не надоедает (пока еще), ибо уж слишком убедительно это исполнено.
Не за горами четвертая часть, в которой очень просится расширение боевой линейки персонажей, уж сильно не хватает контрастов, ибо эксплуатировать неизменный образ Ма Дон-сока бесконечно нельзя. Или можно?