Подведение итогов боевого кино 2023: Самый ожидаемый фильм и Камбэк
Всем привет! Мы наконец-то открываем традиционный цикл статей в рамках подведения итогов боевого кино 2023. В первой статье мы расскажем вам про фильмы, которые мы очень ждем, и актеров, которых мы совсем не ждали, а они ворвались!
Самый ожидаемый фильм
“Парень убивает мир” он же ”Пацан против всех” (реж. Мориц Мор) 14.71% (10 votes)
Антиутопический экшн в современном постмодернистском стиле – что может быть более ожидаемое? Эпиграфом к многообещающему яркому трейлеру провозглашаем фразу: “Ничего не понятно, но очень интересно!” Цветастый кастинг в лице Билла Скарсгарда (“Оно”, “Джон Уик 4”), Яяна Рухьяна (дилогия “Рейд”), Фамке Янсен (трилогия “Люди Икс”), Шарлто Копли (“Район №9”) и Эндрю Кодзи (сериал “Воин”) говорит сам за себя. Ассоциативно, кажется, что будет какой-то странный замес из “Голодных игр”, “Бегущего человека”, “Убить Билла”, ”В пустыне смерти”, “Джона Уика” и “Быстрее пули”. Элементы графической новеллы намекает небогатому Джесси Джонсону, что боевые комиксы снимать нужно так.
Долговязый Скарсгард выглядит в роли мастера боевых искусств одновременно забавно и притягательно, а по трейлеру видно, что он находится в отличной физической форме. Постановщик экшена – Давид Жатарски (“Пушки Акимбо”, “Макс Клауд”, “Черная вдова”), некогда подающий надежды молодой экранный боец, но как и многие ушедший за кадр, явно набил руку как боевой хореограф. Режиссер Мориц Мор (сериал “Вива, Берлин!”) только начинает свой путь в крупнобюджетном кино и, возможно, нас ждет новая кровь, несущая в Голливуд интересные идеи.
Каскадеры (реж. Дэвид Литч) 13.24% (9 votes)
Режиссер Дэвид Литч ( “Джон Уик”, “Быстрее пули”) с каждым годом набирает обороты. Продолжая формально оставаться в рамках дорогого, но все же каскадерского кино, он постепенно формирует свой собственный узнаваемый стиль.
“Каскадеры” – это очевидно экшн-комедия, где Райан Гослинг (“Серый человек”) в роли потрепанного жизнью каскадера, который хочет реанимировать отношения с девушкой в исполнении Эмили Блант (“Грань будущего”) и, разумеется, попадает в неприятности, на что намекает оригинальный и красноречивый перевод названия фильма “The Fall Guy”, означающий “козел отпущения”.
Картина основана на одноименном телесериале 80-х годов про приключения каскадера Кольта Сиверса, подрабатывающего охотником за головами. Разработки ремейка велись еще с начала нулевых, когда проект принадлежал студии DreamWorks Pictures. Тогда к режиссерскому креслу присматривался Мартин Кэмпбелл (“Казино Рояль”), затем МакДжи (“Ангелы Чарли”), чья карьера в то время была на подъеме, а заинтересованность в главной роли выражал Дуэйн Джонсон.
В 2020 году проект попал в руки Дэвида Литча и сценариста Дрю Пирса (“Отель Артемида”, “Хоббс и Шоу”), а лидирующая роль досталась Гослингу.
Судя по трейлеру нас ждет пофигистическое кино с ассортиментом глупых мачо-шуток, с ироничным же отношением к мачизму персонажа, ну и, разумеется, море драк, трюков и падений.
“Серый человек” от братьев Руссо показал, что модерновые боевики Гослингу не чужды, вопрос только в том, расшевелит ли его Литч с точки зрения экранного темперамента, потому что хождение в кадре с одним и тем же выражением лица несколько утомляет зрителя, хотя, вероятнее всего, только мужскую её часть.
Один процент (реж. Юдаи Ямагути) 11.76% (8 votes)
Если вы смотрели (ведь вы же смотрели?) наш подкаст “БОЕВОЙ ТРЫНДЕЖ #7 Файтинг – фильмы 2022, которые вы могли пропустить”, то должны помнить, как мы рассказывали про современный японский экшен и работу режиссера и боевого хореографа Кенсукэ Сономуры (“Гидра”, “Город грешников”).
Про Така Сакагути (“Перерождение”) вы, скорее всего, знаете и без наших подкастов, поскольку в 2015 году он вернулся к активной работе, чем порадовал как своих старых фанатов, так и новых зрителей, любящих японское кино.
“Один процент” – это тандем Сономуры, Сакатуги и режиссера Юдаи Ямагути (“Взлеты и падения”), снятый в холодных мрачных тонах и скупых локациях, в котором акцент сделан явно на экшн-сценах. В апреле прошлого года картину презентовали на фестивалях в Бразилии и Бельгии, а 12 марта этого года показали в США.
Что мы увидели в трейлере и чего мы ждем от этого фильма? В первую очередь, духа той самой японской боевой хореографии, которая контрастирует с голливудской, корейской, европейской, равно как и с любой другой.
Современное японское боевое кино долгое время не было представлено в широком мировом прокате как оно того заслуживало, оставаясь специфической локальной историей, хотя как мы знаем, наследие у него воистину обширное.
“Один процент” выглядит многообещающе за счет явно персонажного подхода, ведь кроме стандартных боссов и главгадов мы видим, что у Сакагути будет интересный противник равный ему по силе в исполнении мастера джит-кун-до Того Исии.
Камбэк 2023
Николас Кейдж (Ренфилд, Папа из спецназа, Схватка с дьяволом) 23.58% (25 votes)
В умах неокрепших современных киноманов бытует мнение, что Николас Кейдж – это престарелый плохой актер, снимающийся в “бэшках”. Еще говорят, что главной движущей силой его кинокарьеры был дядя – Френсис Форд Коппола. Родственные связи безусловно сыграли роль, но вряд ли основополагающую, а про первое утверждение и вовсе можно сказать, что это чушь. Кейдж всегда был ярким актером с очень разнообразной и достойной фильмографией. Его нынешнее положение абсолютно не уникально, ибо многие топовые актеры позапрошлых десятилетий перестали быть актуальными, когда им на смену пришла молодая кровь (кстати, про кровь мы еще поговорим).
Время от времени Николас снимался в фильмах, которые зрители именовали камбэками, хотя и с натяжкой: “Мэнди” (2017), “Узники страны призраков” (2021), “Невыносимая тяжесть огромного таланта” (2022) напоминали фанатам о былой славе Кейджа, а нестройные ряды критиков писали, что он “всё ещё могёт”.
Вспомним и “Джиу-джитсу: Битва за Землю” (2020) от Димитрия Логотетиса, где Николас предстает в роли мастера космического джиу-джитсу пенсионного возраста, похожего на рок звезду, ушедшую проповедовать дзен в алкомаркет. Конечно, не тот масштаб, не те бюджеты, но давно пора просто смириться.
В 2023 году сразу три фильма с участием актера оказались в нашем голосовании. Все они очень разные, а наши подписчики активно проголосовали аж на первое место.
“Ренфилд” – это мистический комедийный боевик, замешанный на черном юморе, ультранасилии, грайндхаусе и актерском экшн-дизайне. Он чем-то похож на “Реальных упырей” (2014), “Принцессу” (2022), “Жестокую ночь” (2022), а больше всего на дебютную режиссерскую работу каскадера Джей Джей Перри “Дневную смену” (2022) с Джейми Фоксом в главной роли.
Положительные роли лежат на Аквафине (“Шан-Чи и легенда десяти колец”) и Николасе Холте (“Люди Икс: Дни минувшего будущего”). Аквафина много шутит, обаятельно хмурит личико, играя честного и неподкупного копа, а Холт с лицом и гримом, которые он носит со времен “Тепла наших тел”, пребывает в абьюзерских отношениях с возрастным мужчиной (странновато, но ладно) и отрывает руки и ноги всем врагам без разбору.
Однако не по их честь мы здесь собрались. Главный злодей, граф Дракула, доживший до 21 века, в исполнении Николаса Кейджа реально удался. Этот пародийный нарочито гипертрофированный злодей с классическими мем-приемчиками стал украшением фильма. Местами очень неплохой юмор и спецэффекты, забавный грим, а так же безумные выпучивания глаз и дикий дурацкий смех, обнажающий 133 накладных клыка, ждут вас. Не стоит воспринимать всерьез эту экранную вакханалию, но, возможно, “Ренфилд” – самая органичная актерская работа Кейджа за последние лет десять.
Чего не скажешь про картину “Папа из спецназа”, которая сильно уступает в оригинальности вампирскому экшну, шагая по уже избитой на сегодняшний день схеме “пенсионеры снова в седле”. Дедуля – бывший наемник спасает внучку от лап бандитов, попутно реанимируя свои отношения с дочерью, которую играет Эшли Грин (“Сумерки”), и героически уходит, а точнее уплывает, в закат.
Все это подано в таком неуклюже-курортном стиле с не очень интересными сюжетными поворотами, хотя пару-тройку смешных шуток от Кейджа мы увидим, тем более, что все они показаны в трейлере, а самым обаятельным персонажем в итоге оказывается сентиментальный бандит в исполнении Рона Перлмана (“Хэллбой”).
“Схватка с дьяволом” – неоднозначное кино, психологический роад-триллер, передающий привет “Попутчику” с Рутгером Хауэром, “Соучастнику” с Томом Крузом и Джейми Фоксом, немного “Аварии” с Куртом Расселом и еще десятке фильмов.
Компанию Николасу Кейджу, который в этот раз снова играет злодея, пьющего не кровь, но явно человеческие тайны и пороки, составляет Юэль Киннаман (“Видоизмененный углерод”, “Немая ярость”), крепкий и харизматичный актер, который очень хорошо смотрится в триллерах, но не в этот раз.
Ночные, почти нуарные съемки с красными огнями придорожных вывесок, темные секреты прошлого, саспенс и погони, истерические монологи злодея – все, кажется на месте, но чего-то определенно не хватает. Мы бы сказали – яиц, только как их измерить? Если бы они были размером с вытаращенные глаза Кейджа, то, пожалуй, хватило бы. С другой стороны, актер явно веселится в кадре, а его персонаж – это вылитый Кастор Трой из “Без лица”, только 30 лет спустя.
Кстати говоря, из уважения к первому месту Кейджа в этой номинации, пересмотрите этот шикарный боевик от Джона Ву, ибо Николас Кейдж там был хорош, очень хорош. Да и сейчас, как говорится, “всё ещё могёт”.
Джеки Чан (Кунг-фу жеребец, Круче некуда) 16.98% (18 votes)
Когда-то много лет назад на пресс-конференции перед выпуском “Китайского зодиака” Джеки Чан анонсировал, что больше не будет сниматься в крупных боевиках, а даст дорогу молодым, постоит за кадром и помелькает в фильмах попроще. Народ в комментариях погрустил, но, помнится нам, особо всерьез эти заявления не воспринял (тем более, кто их только не делал), да и забыл совсем. И правильно.
Калибр величины будущих фильмов Чан не определил, конкретизировать ничего не стал, да и вообще: “Царь я или не царь? Я слово своё дал, я и обратно взял!”
В итоге никакого ухода в тень не случилось и Джеки продолжил сниматься в экшн-кино, поэтому говорить про полноценный камбэк в контексте 2023 года не совсем правильно. Понятное дело, что время ушло, и дело не только в том, что Чану 69 лет, но и в том, что фильмов масштаба оригинальных “Доспехов бога” или первой тройки “Полицейской истории” больше не будет в принципе, как факт, как класс, как явление.
Частично об этом и рассказывает нам “Кунг-фу жеребец”, который одной ногой встает на территорию “Хатико” или “Бетховена” (для тех кто совсем старый), а другой – показывает историю про современное состояние и развитие экшн-кинематографа от лица престарелого каскадера в исполнении Джеки.
Это точно не крупный актерский бенефис от легенды гонконгских боевиков, но фильм про уходящую эпоху и неумолимо быстро меняющееся время, с парой очень трогательных сцен. Речь, конечно, про драматические сцены, а не боевые, поскольку последние, как и во всех нынешних работах Джеки, это аккуратные ностальгически выдержанные референсы и не более того. На крупных планах – сам, в сложных моментах – дублер, но все равно – Джеки есть Джеки. Из боевых противников по кадру – Энди Он, с которым у главного героя больше всего боевых сцен, а из актерских – Джеки Ву (почти камео), Ши Яньнен и Юй Жунгуан. Судя по результатам голосования, в качестве камбэка Джеки Чана этот фильм многих удивил, а как экшн – разочаровал, но о разочаровании в следующий раз.
Когда мы выше говорили о том, что “Доспехов бога” больше не будет, мы не имели в виду, что не будет их “китайских подделок”, а в нашем случае китайско-американских. Мы говорим о картине “Круче некуда” от режиссера Скотта Во (“Неудержимые 4”), в которой напарником Джеки выступил актер и бывший рестлер Джон Сина. В целом, это почти что блокбастер, правда, если бы не съемки на 80% состоящие из зеленого экрана, то можно было бы сказать, что настоящий.
Чан и Сина бегают на фоне нарисованной пустыни и заводов, сражаясь против злодеев и спасая заложников, слава богу, не нарисованных, а исполненных белковыми актерами. Джеки здесь эдакий престарелый Азиатский Ястреб, а Сина – в роли себя самого образца последних лет шести. Дурацкие шутки от обоих, но в основном от Сины, семейная драма от обоих, но в основном от Джеки, драки и стрельба от обоих и примерно поровну.
Кстати про семейную драму. Именно она роднит оба фильма в этой номинации, поскольку и в “Жеребце”, и в “Круче некуда” Джеки пытался наладить контакт с дочерью. Учитывая, что у актера в реальной жизни существуют трудности во взаимоотношениях с проблемным сыном то, возможно, мы понимаем откуда ноги растут у всех этих исповедальных сценарных тем.
Не знаем, камбэк это или нет, но если бы не Джеки, то смотреть эту картину вообще не имело бы никакого смысла. А если ради Сины, то можно спокойно довольствоваться “Форсажем 9”, “Отрядом самоубийц” или “Телохранителем на фрилансе”.
Тони Джа (Неудержимые 4) 15.09% (16 votes)
Сложно назвать появление Тони Джа в четвертой части “Неудержимых“ полноценным камбэком, скорее это попытка спасти картину от слабоумия, при этом попытка с небольшим экранным временем и боевыми сценами, являющимися бледной тенью бледной тени того Тони Джа, которого мы еще помним и любим. Его Дэйша (или Дешу) – бывший “неудержимый”, который объединяется с одиноким Кристмасом, чтобы отомстить за смерть Барни. Персонажу насыпали щепотку собственной драматургии, правда, её там реально крупицы, но и фильм не о том, сами понимаете. В финале эта парочка пробирается на вражеский корабль, где и разворачивается финальная дискотека на фоне зеленого экрана.
Эта франшиза про героических наемников никогда не была файтинг-фильмом и, разумеется, не планировала им быть, а играла на клавишах ностальгии по олдскульным боевикам. 4-я часть не исключение, но проблема в том, что ностальгическое пианино было сильно расстроено, а экшен в картине ни в бровь, ни в глаз. Старина Тони (а он уже реально старина) единственный, кто разбавляет пресное действо файтингом, пусть и бездарно снятым.
Ради появления Тони мы готовы закрыть глаза и на тросы, и на камеру, которая бьется в истерике, потому что на экране работает чуть ли не единственный из всего первостепенного каста мастер своего “боевого” дела, а не ряженый актер с автоматом наперевес, изображающий крутого парня. Да, был еще злодейский Ико Уайс, но о нем поговорим в другой раз, хотя стоит заметить, что не замутить финальный бой формата “Тони против Ико” выглядит полным идиотизмом.
В бою против усатого “подбосска” в исполнении Дарена Нопа тайцу зачем-то всучили в напарницы Леви Трэн. Мы понимаем, что её нужно было куда-то пристроить, но Тони прекрасно мог справиться и один.
Последнее более-менее внятное “боевое” экранное появление Тони – это картина “Джиу-джитсу: Битва за Землю” от Димитрия Логотетиса, про которую либо хорошо, либо ничего. Глядя на “Неудержимые 4” тоже хочется посетовать, что всё могло бы быть гораздо лучше, но… могло и вообще не быть?
Сам фильм мы готовы с радостью забыть, словно его не было, а вот старину Тони, пожалуйста, заверните, берём!