Авторские обзорыОбзоры

Путеводитель по экшен-кино 2024 года от NapoleonDinamitte

Честно говоря, мне лень ждать перевода «Ударного спасения», «Прокурора» и прочих задержанных поездов уходящего года, поэтому в начале своей флешбек-прогулки по недалекому прошлому поясню: вспоминать буду только те фильмы, которые до меня доехали к 26 декабря. Почему эта дата? Поставил ее еще летом в качестве символической точки в связи с премьерой «Последнего ронина». Говорить будем о плохом, о хорошем и о недоваренных яйцах.

О плохом, разумеется, разговор будет самым тяжелым. Пороюсь в самой гуще киномусора… При этом про некоторые боевики не получится сказать даже пары слов, так как память откажется давать отчет, что там вообще было. Впрочем, если я поймаю себя на полной плохамнезии, примусь за перемоточный пересмотр завязок каждого фильма, чтобы рассказать о них что-нибудь примечательное.

Чтобы начать читать, что там такого было написано на пустых коробках и бутылках, сперва надо очистить благородный мусор от слизи. Первую слизь в мой 2024 принес дружелюбный опустившийся сосед Ваня. «Прикончи их всех 2» еще лет десять назад я бы назвал обычным плохим фильмом, без экстремизма. Но уже середина 20х годов, часики-то тикают, они не стоят. Посмотрите на все ниши: блокбастеры, малобюджетные «ашки», категория «Б», каскадерское кино – теперь пользоваться камерой и ножницами научились ВСЕ. Раньше я стоя аплодировал любому фильму, где драку не изнасиловали тряской и монтажом имени Марка Дакаскоса, а сейчас я, наоборот, очень сильно удивляюсь с приветов в нулевые годы. Вам нравятся «Борны» и «Заложницы»? Уверены? А если там еще бюджет сократить и сюжет убрать?

Что общего у «Войны и восстания» и «Высокого напряжения»? Негативные эмоции, которые они мне навязывают. Для меня же искусство это в первую очередь, напротив – светлые чувства, и если фильм тебя не выводит даже в ноль, то с ним что-то в высшей степени не так. Энди Лау так вообще сыграл персонажа, которому не то что сопереживать не хочется… его тянет убить в завязке сюжета, но это же нездоровое зрительское желание, верно? «Высокое напряжение» халтурны через край, плюс напоминают мне про сторону нашей жизни, которую хочется забыть. «Жестокая война» на том же уровне, что и «Немезида 5», но Энди Ону надо бы задуматься, почему в «Немезиде 5» нет ни одного уважаемого актера, зато в «Жестокой войне» почему-то есть Энди Он.

Все, вытерли слизь, переходим к основной массе каждого года. Фильмы, которые не отвратительны, но и некого потенциала тоже лишены, безликие, серые поделки, не вызывающие ничего, кроме скуки. Скотт Эдкинс решил разогреть нас в начале года «Еще одним ударом», ну хоть не ниже пояса, и то спасибо. Ничего хорошего первая часть не предвещала, поэтому этот удар я принял с готовностью и с грустной улыбкой, ладно, Скотти, надеюсь, ты хоть от жены отдохнул на съемках и Алексис Нэп полапал. «Пчеловод» дал надежду занятным началом с харизматичным главмошенником, но потом пришлось вспомнить, что Дэвид Эйр это все-таки Дэвид Эйр. Касательно «Отчаянного» (в оригинале “Бандит в костюме”) вы позволите мне скопировать мой же комментарий с сайта любителей гонконгского/китайского кино? «Всем любителям жанра “клон Джона Уика” – однозначно must see. Желающие отведать гонконгской старой школы или материковой школы грайндхауса могут пройти мимо. Слепок современного западного экшн-мейнстрима, здесь нет ничего китайского». «Пустоши» воют о пустоте в кабинете сценаристов корейского кино. Говорят, в «Тушите свет» был Скотт Эдкинс, а в «Затерянных в Рио Браво» Александр Невский – может быть, не спорю, но я не помню, и вспоминать не хочу.

Когда-то была идея снять в ремейке «Дома у дороги» Ронду Раузи, и вариант этот беспроигрышный. Каким бы ни оказался результат, это все равно был бы фильм с жопастой красоткой в главной роли. Ронду поменяли на Джейка Джилленхола, чтобы… чтобы что? Кто даст ответ на вопрос? Явно не экшн-координатор. Но спасибо этому фильму за одного лишь Конора МакГрегора, давно я так не аплодировал образу злодея в кино. Весьма грамотные люди ставили и снимали драки в фильме «60 минут», им бы покинуть Германию и найти работу в любой стране, где живут сценаристы. Сказал я это сейчас, вспомнил про крутой сериал «Четыре квартала», и так стыдно стало за гнилой базар… проехали. В «Сердце охотника» между строк послание «книги Деона Мейера никогда нормально не экранизируют». «Территория зла» вообще боевик или социальная драма про ожирение штабных военнослужащих? Все еще не верите в беспроигрышность Ронды Раузи? Тогда смотрите «Падение борта номер один»: ну ни о чем кино, зато какая блондинка вкусная в главной роли, не правда ли? «Боец» напомнил… да что за год напоминалок такой выдался?! Так вот, «Боец» напомнил мне не вестись на рекламу от амбассадоров индийского кино в России. «Да посмотри, да я знаю, что ты не любишь Болливуд, но там все по современным стандартам, индусы давно научились нормально снимать, я тебе отвечаю!». О, и «Манкимена» в ту же печь.

У Джорджа Миллера явно раздвоение личности. Только представьте, вот есть «Безумные Максы» 2 и 4, а есть «Безумный Макс 3» и «Фуриоса». А режиссер один. Так не бывает, но бывает. Кстати, о франшизах, «Плохие парни» выдохлись, несите новых, а, нет, лучше уже ничего не несите, возвращайтесь, режиссеры, в Бельгию и снимайте дальше кино про гопников с района. «Полицейский из Беверли Хиллз» вернулся спустя 30 лет, чтобы плюнуть в лицо самому же себе, а также научить зрителя, что трейлерам верить нельзя. Да-да, минутка позитива: очень крутой трейлер, давно не было такого сладкого обмана. Кто там дальше подъехал, ооо, вот оно, вот оно, на тросы имени Юэнь Ву Пина намотано! Разочарование 2024 года, мощный удар ниже пояса всем, кто хотел получить олдскул – «Осада Коулуна». Минута молчания в память гниющего заживо Гонконга: … «Вторжение». Зачем? Для кого? «Криминальный город» с каждой частью все халтурнее и тупее, поэтому с нетерпением жду пятый фильм. «Псы войны» и «Резидент» задают вопрос знатокам: не пора ли занести Скотта Эдкинса в список опиатов? Режиссерам стоит несколько раз с ним поработать, и все, организм подсажен, без него уже ничего хорошего вдохновение выдать не может. Повторяю вопрос: когда в креативный отдел корейского кино наймут сценаристов? Уже невозможно терпеть, там пацаны «Копа с черным поясом» снимают, придумывая сюжет на ходу, вам их не жалко?

В «На прицеле» (в оригинале “Укрытие”) Скотта Эдкинса в этот раз было больше девочек, чем в «Еще одном ударе», поэтому опять порадуюсь за женатого трудягу, но не чокаясь. «Блуждающая тень», где сюжет? И почему экшн поставила нейросеть? «Элиас» и «Эхо 8», вы кто такие? Я вас не звал. «Цепной пес» предупреждает: Бангкок вреден для здоровья европейца. Спасибо «Крайне опасному» за эпизод в баре, хотел бы там посидеть с мужиками старой школы и обсудить расклад по современному миру, но без записывающих устройств. Вот только больше ничего хорошего там не было. «Черная канарейка» отправляется на кладбище слабых GWG, а «Охоту на злодеев» ждет урок физики. Я не душню, мне «Форсажи» нормально вкатывают, но там нарушают гравитацию ради зрелища, а не ради вашей боли. «Разборки в Бангкоке» очень грустный фильм, грустно за смысл жизни создателей. «12 часов ярости» и «Отчаянный снайпер» хитрые ребята, и от цензуры убежали, и от вменяемой баллистики. «Плата за страх» и «Последний ронин» взялись за дизельпанк, но так и не вспомнили, за что именно зрители любят этот жанр.

Ох, я уж думал, это никогда не закончится. Беспросветка позади, теперь поговорим о тех, у кого не получилось, не фортануло, но кто явно шел к успеху тем или иным путем. Первой споткнулась «Джейд» – и снова возвращаемся к теме прекрасного пола: а представьте, что все было бы то же самое, но в главной роли мужик? Кошмар, конечно. А так получилась некая мясная постэротика, жестокая младшая сестра фильмов с Трейси Лордс или Анной Николь Смит. «Боец. Лучший из лучших» (в оригинале “Жизнь после боя”) – тот случай, когда после замирания сердца приходит постепенное разочарование по мере приближения к финалу. Обаятельный герой, демонический злодей, красивые самки, красивая Австралия, атмосфера зала боевых искусств и убойные драки не закрыли вопросы затянутого хрона, колхозно-игрушечного поведения ботов в масках и крутого финального боя, которого – ОПАНА! – не было. Но не буду ныть, вместо этого просто поблагодарю Брена Фостера, что «Жизнь после боя» не вышла очередным безликим фильмом про драки. «Таможенная война» вынуждает меня опять повторить свои же слова, озвученные ранее, но не здесь. Нечасто жалуюсь на агитацию в (полу)материковом кино, благо она обычно не такая пошлая, как голливудское навязывание толерантности. Но здесь исключение. Зацените прикол, Николас Це только что потерял близкого человека, отошел в сторону, ударил в стену пару раз, а Джеки Чун к нему подходит и говорит, слышь, дядь, эмоции контролируй. А когда Николас глушит коньяк, Джеки без намека на сочувствие бьет по бутылке и читает нотацию про честь мундира. Что ты там бормочешь, Герман Яу? Не виноватая я, меня цензоры замучили в подвале? Не звезди, ты только что сделал “Миссию в Москве”, где обошелся без красного дурдома. Ты просто окончательно перестал уважать своего зрителя, и этот фильм тому подтверждение. А вот к экшну вопросов нет, современным стандартам городского боевика соответствует.

Я не скрываю своей любви к Синтии Ротрок, и пофигу мне, сколько ей лет, для меня она всегда будет той очаровашкой с идеальным телом из «Ярости блондинки» и «Комендантского часа». Но естественно, я не ждал от нее ничего хорошего, поэтому «Леди-скорпионы» меня удивили. Впервые с 2000го года я смотрел на свою музу в фильме, на который создателям не пофигу. Мелочь, а приятно. Хотели вайбов Гонконга конца 80х от «Осады Коулуна», а получили их от стычек в американском боевике категории В. Жизнь точно над нами смеется, и нам остается лишь смеяться вместе с ней. «Клинок ярости» подарил мне то, чего, как казалось, я принять ну никак не могу – веру в жанр уся. Оказывается, вместо пафоса можно добавить жести, а тросы использовать не убого, а искусно. Мои аплодисменты, это было достойно. Эштон Чень для меня в этом году экшн-актер номер один, надеюсь, я когда-нибудь научусь отличать его от Се Мяо. Кстати, «Черный шторм» тоже симпатичен, но динамики в сюжете и старания в постановке отдельно взятых драк ему не хватает. Я так понял, лучшая драка года была в «Пережить смерть», в самом начале, но дальше ничего особо интересного так и не произошло. Если мистером 2024 я назначил Эштона Ченя, то королевой года будет Оксана Орлан. «Доминика» не блещет хорошим экшном, но там есть сюжет, на который, представляете, до какого-то момента даже не наплевать. Еще там хватает жестокости и стекающей с экрана сексуальности главной героини. Начальная погоня в «Экстремальной полиции» до боли напомнила дорожный экшн из фильмов студии PM Entertainment, жаль, что к дракам и перестрелкам у создателей нет столь же трепетного отношения.

Рассказ про так и не взлетевших орлов торжественно закончу «Схваткой». В режиссерском кресле и в главной роли – самый крутой мужик в российском кино Дмитрий Клепацкий. Это не сарказм, да, у него нет фильмографии Джейсона Стэйтэма, зато все сильные стороны щетинистого британца есть и у нашего парня. В чем ценность этой околоНТВшной поделки? В ностальгии, опять же. Сами посудите, мускулистый главный герой, который когда-то где-то служил, оказывается жертвой подставы и пускается в бега. Ему нужно не только скрываться и избивать противников в стиле все той же студии Пепина и Мерхи, но и вести личное расследование, чтобы доказать свою невиновность. Помогать ему в этом будет стриптизерша, а противостоит нашему спецназовцу шайка бандитов, в рядах которой есть стерва с ножами, эдакая помесь Коринны Эверсон и Лары Крофт. У нее еще и этти-кэтфайт назначен с раздетыми до лифчика с трусами девками… Ничего не напоминает? Это же буквально боевик категории В первой половины 90х с Гэри Дэниелсом или Джеффом Уинкоттом в главной роли. Только вот в тех старых добрых фильмах не было настолько галимого саундтрека, да и режиссеры там были покрепче неопытного Клепацкого… Но тут та же ситуация, что и с «Жизнью после боя»: да, фильм не подарок, но он явно по своим заводским настройкам должен был быть намного хуже, так что скажем спасибо за то, что в итоге получили.

Вот мы и добрались до наших звездочек, сливок этого года. До тех фильмов, которые не стыдно назвать хорошими. Увы, это будет короткий разговор, но такие нынче времена. «Майор Гром: Ира» повторяет ошибки первой части: нету жести, мало драк, нету перестрелок. Но рука ребят из каскадерской команды «Кундо» чувствуется, в рукопашке появилась некая твердость движений, однако оператору пока есть куда расти. Я до сих пор не могу понять, мне и правда нравятся фильмы про этого питерского следака? Или нафиг они мне не сдались, просто «Майор Гром» кажется глотком свежего воздуха на фоне соевых западных аналогов? Наверное, планка супергеройского кино настолько занижена, что если на экране не происходит откровенного детского сада, то это уже считается манной небесной.

Если продолжать разговор о свежести, то «Герцогиня» идет поперек современной моды. Главная героиня Скарлетт лишена боевых навыков и амбиций до тех пор, пока не знакомится с мачо, который над ней доминирует, учит всему, что знает сам, берет в бизнес и всячески старается опекать любимку. Скарлетт выходит за него замуж, и абсолютно счастлива в патриархальном браке. Круто, да? Она еще и красивая, и харизматичная, и сюжет в фильме не проседает, и персонажей много разнообразных, и драки с перестрелками выдерживают уровень современных американских грайндхаусов, хоть фильм и британский. Безусловно, «Герцогиня» была главным нежданчиком в челюсть этого года, даже «Леди-скорпионы» не так удивили.

Сказал бы, что Джон Ву тоже удивил, но… Не так давно вышла «Немая ярость», которая дала понять, что король в 1998 году не умер, а просто уснул. Вот тогда был приятный ступор, конечно, а нынче я был готов к чему-то хорошему с “Наемным убийцей”. Разве что был уверен, что Наташка и Омарчик не вывезут конкуренцию с Чоу Юн Фатом и Лун Ти, однако сценаристы достойно поработали над образами, да и пересмотр показал, что оригинальный фильм не такая уж прям глыба. Да, то был крутой боевик, но чрезмерно пафосный, и никак в один ряд с «Круто сваренными» и «Сломанной стрелой» я бы его не поставил. Поймал себя на мысли, что на фоне оригинала ремейк смотрится легче. Ну и как не отметить пороховой праздник в финале? Браво, старина Ву, ты сделал лучший боевик в ушедшем году, мое почтение.

Ну разве мог Скотт Эдкинс не выделиться? Никогда такого не было, и вот опять – «Игра киллера». Сюжет не вгонял в испанский стыд, в отличие от задумки «Дневной смены», но все же дебют Джей Джея Перри был настолько ужасен, что казалось, пышный каст и беспроигрышная экспозиция не спасут кино. Однако Перри доказал, что умеет работать над ошибками. Никакого детского сада, только разборки киллеров, приправленные в целом не отталкивающим юмором, красочными персонажами и, что немаловажно, экстремальной местами жестокостью. Как же приятно, когда в одном фильме собирается целая свора творцов, мыслящих в одном направлении, ну просто восторг! Кстати, «открывай вторую кассу» – забираю метафору к себе в обойму.

Вот и все, ребята. Таким уж получился год, разнообразным, но низкокалорийным. Эдакий салат из десяти овощей, вкусно-то вкусно, вот только желудок все равно мяса просит. Зато я могу для красоты сказать, что хороших боевиков было вдвое больше, чем в 2023, и вчетверо больше, чем в 2022. Звучит круто, но четыре не намного больше двух или одного, эх математика, бессердечная ты сука. В жанре все больше талантливых экшн-координаторов и операторов, а монтаж-то как стабилизировался!.. Но сценарии с каждым годом все слабее и слабее, прямо как в начале нулевых, когда сам жанр боевика был тонущим кораблем, с которого толковые авторы утекали в комедии и триллеры. А сейчас куда? В сериалы? Да уж наверное. Ладно, с новым годом вас!

NapoleonDinamitte

Специально для fightfilms.info

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

Back to top button