Рецензия на фильм «Убойное каратэ» (Karate Kill, 2017) от Юрия Дудина
“Он не мистер Мияги” – гласит слоган фильма. Остаётся только догадываться, что это отсылка к “Каратэ пацану”, которая как бы противопоставляет жизненный подход главного героя фильма мудрому каратисту Мистеру Мияги. Мол, он тут не для того что бы наставлять кого-то на путь истинный и изрекать какие-то философские истины…
Он обещал оберегать её всю жизнь, и для этого он стал мастером каратэ…
У Кендзи похищают младшую сестру, которая уехала на учёбу в Лос-Анджелес. Бросив всё, он отправляется на поиски и в ходе расследования к нему в руки попадает видео, в котором показано, как неизвестные похищают ее и демонстрируют цели похищения.
Чтобы добиться результата в поисках сестры, ему придется сразиться с местными мафиози, отправиться в Америку, выйти на сектантов промышляющих сьёмками запрещённого snuff-видео, невольно поучаствовать в интернет-трансляции нелегальных боёв и заглянуть в самые тёмные и опасные уголки города. Со временем у него появляется союзник в образе девушки, которая тоже мечтает отомстить обидчикам. А тот, кто встанет у него на пути узнает немного больше об искусстве каратэ и, жертвуя здоровьем, испытает на себе его убойную силу.
Звучит как всегда завлекательно, и данный сюжет является хорошим поводом для качественного рукопашного экшна. Впрочем, особого повода для хорошего боевика никогда и не требовалось: привет "Рейд", "Онг Бак", "Честь Дракона", почти всеми обожаемый "Джон Уик".
В компьютерных играх первого поколения был популярен жанр “Beat’em up”, основной чертой которого являлись драки главного героя против огромного количества более слабых врагов, с простенькими сюжетными линиями и “боссами”, на тему борьбы с преступностью, поисков пропавшей возлюбленной и т.д. Так и с этим фильмом.
Сюжет в “Убойном каратэ” хоть и прост, но зато он компенсируется нестандартным повествованием с непредсказуемыми сюжетными ходами и смотрится достаточно увлекательно, подтверждая истинность тезиса: главное не что снимать, а как снимать!
Фильм начинается, что называется, "от слов сразу к делу”. Автор фильма придумал хорошую экспозицию, снятую в стиле музыкального видеоклипа с элементом нелинейного повествования, которая с минимумом слов доносит до зрителя завязку сюжета и сразу приковывает внимание, удерживая у экрана, хоть и не без вспомогательных элементов эротического содержания, чтобы у зрителя, видимо, не спадал интерес к расследованию главного героя. Проверенный ход, если уж с сюжетом всё банально.
Поначалу фильм создаёт впечатление серьёзного олдскульного фильма с боевыми искусствами и классическим сюжетом, который уже “юзают” не одно десятилетие. До просмотра я видел только тизер с одной экшн-сценой из фильма, которая была показана для затравки, и не находился в режиме ожидания данного фильма. Чем меньше ожидаешь, тем лучше фильм заходит. Но, тем не менее, при просмотре я стал ожидать большего, чем фильм может дать, потому что начало успело заинтриговать. И по ходу просмотра я, к сожалению, констатировал для себя, что имею дело с просмотром фильма, в котором преобладает жанр трэша, о чём говорит каждый аспект фильма. А в тизере не было и намёка на трэшевую составляющую. Так что я сразу перестроился на другой лад при просмотре, оценивая фильм уже с позиции данного жанра и с чуть потухшим энтузиазмом.
Впрочем, всё это безобразие достаточно умело и оригинально поставлено и имеет вполне грамотный и стильный визуальный ряд (не только для трэша). По большей части всё выглядит изобретательно. Во всяком случае, современным Ван Даммам и Сигалам, далеко до такого качества, при том, что я сравниваю их фильмы с почти трэшем. Тут, во всяком случае, есть свой авторский стиль и попытка снять фильм необычно, видны старания и наличие потенциала.
К слову о стиле. Кто был знаком с прошлыми фильмами Курандо Мицутакэ, то мог предполагать каким получится “Убойное каратэ”, так как этот режиссёр ранее уже снял как минимум два достаточно типичных для современной Японии трэш-боевика ("Женщина-пистолет", "Самурай мститель: Слепой волк"). Но я был не из тех, и потому, для меня было много неожиданностей.
Об остальных аспектах:
Каст
Об актёре играющего главную роль известно мало, а на Кинопоиске и IMDb он вообще поначалу не был указан в титрах, при том, что все даже второстепенные персонажи указаны. Но потом стало известно, что актёра зовут Хаятэ и это первый фильм с его участием. В некоторых ракурсах он сильно напоминает молодого "всем ниндзям – ниндзя" Сё Косуги (внебрачный может?)
И это сходство, безусловно, является его достоинством, он как бы одалживает харизму у Сё Косуги, пока не выработал своей, обещая зрителю достойную смену. Тут он на своём месте, хотя персонаж его достаточно примитивен по внутреннему содержанию. В его игре есть только парочка стандартных эмоций бескомпромиссного крутого парня, который хмурится, злится и иногда огорчается. Видимо, режиссёр посчитал, что зрителю достаточно знать, что у него похитили сестру, и он владеет каратэ, показав при этом пару флешбеков из прошлого. Не хватило каких-то штрихов и оттенков в его характере, чтобы он не казался таким шаблонным. Хотя… это же трэш… и требовать с него большего…
Так же в эпизоде появляется Масая Като – достаточно крутой актёр, у которого за спиной хороший послужной список: "Брат якудзы", "Воин ветра", "Инцидент Синдзюку", "Плачущий убийца" и, конечно же, "Драйв" – один из лучших представителей жанра, в котором у него есть очень эффектный поединок с Марком Дакаскосом (ну, кому я рассказываю?). Но в данном случае Масая Като тут едва узнаваем, его роль эпизодическая, и он даже тут ничего не говорит. Его присутствие в этом фильме совершенно не обязательное. Это, безусловно, минус фильму. Если уж взяли хорошего актёра – будьте добры использовать его присутствие правильно, и не обязательно в сценах экшн.
Стоит отметить и наличие Катарины Уотерс – английской профессиональной женщины-рестлера немецкого происхождения, получившей известность по выступлениям в федерациях рестлинга. Здесь она играет злодейку с внешностью Змея Плискена сменившего мужской пол на женский, применяя свои бойцовские навыки в битве с главным героем и периодически творя всякое безобразие на протяжении фильма.
Из более менее известных актёров присутствует и киношный боец Дэвид Сакурай ("Боец", "Железный кулак") играющий самурая участвующего в нелегальных боях с интернет-трансляцией, у которого есть поединок с главным героем.
Остальные актёры на своих местах, но рассказывать о них нечего.
Экшн
Поединки смотреть достаточно интересно, они поставлены динамично, жёстко, с уклоном в реалистичность и технично исполнены главным героем, который, судя по всему, действительно на каком-то уровне знаком с каратэ. Ставки тут делаются больше на эффективность демонстрации своей техники, а не на эффектность. И как бы парадоксально не звучало, но именно это и создаёт эффектность в данном случае. Снято всё понятно, минимум монтажа и смены планов – это, безусловно, порадовало. Правда, перемудрили с прокруткой камеры на 360 градусов в один 30-секундный дубль, в той драке, что была показана в тизере. Достаточно было просто включить камеру и не трогать, сцена бы только от этого выиграла.
В наличие есть поединки один на один, один против двух, один против толпы, против самурая с мечом, против самурая с деревянным мечом, против женщины-рестлера (или скорее наоборот), каратэ против огнестрельного оружия, немного эффектного паркура и стрельбы с нарисованной кровью (для трэша – это простительно). Но в целом рукопашный экшн уступает тому же “Бушидо-мэн” по количеству и качеству поединков и хореографии. Есть хорошие моменты, но так же есть и халтура, “поддавки” и просто нелепые моменты. Да и в финальных битвах было слишком мало каратэ.
Остальные заметки:
Есть очень глупые сцены. Главный герой зачем-то в одной сцене дал себя избить, хотя не было ни одной причины для этого, но потом встал, отряхнулся и навалял обидчикам. А в предыдущих сценах сразу давал бой.
В другой сцене почему-то один ствол, наведённый на толпу вооружённых людей, оказался убедительнее в этом противостоянии, и герою удалось сбежать от вооружённой толпы.
Абсолютно убого здесь звучит местами саундтрек и особенно “Лунная соната” Бетховена в неуместных сценах. А уместных тут и быть не могло. Японский трэш под “Лунную сонату”…
В начале фильма я не сразу догадался, что звучит именно это произведение в современной обработке, и оно вписывалось достаточно органично, но когда Лунная соната зазвучала в сценах с тренировками и максимально приближенной к оригиналу, это, мягко говоря, было странно, даже для трэша. Давно не испытывал такого диссонанса. Даже в трэше должны быть какие-то рамки. Это тоже испортило впечатление от фильма. Это ни разу не оригинально использовать классику в трэш-боевике. Остальная музыка в фильме тоже какая-то странная, местами раздражающая, а ведь музыка могла бы накинуть пару баллов фильму. Но в данном случае саундтрек только отбавил.
Не обошёлся фильм и без девушки-инвалида, у которой вместо какой-нибудь части тела огнестрельное оружие. Это уже давно не оригинально не только в японских фильмах, но и в Америке, где эту фишку опробовали Тарантино и Родригез. Да и что говорить, когда этот же режиссёр снимал ранее фильм "Женщина-пистолет". Вот уж пример безвкусицы – эксплуатировать такие образы.
К фильму нарисовали крутой олдскульный постер в стиле 80-х, что как бы подчёркивает дань фильмам того поколения.
Общее впечатление.
Чувства достаточно противоречивые. С одной стороны, фильм смотрел с определённой долей интереса, всё-таки снято нестандартно по всем аспектам, но, с другой стороны, жанровая составляющая трэша здесь преобладает, а это только на любителя, к которым я не отношусь. И самое главное – фильму не хватило драйва и местами слишком затянуты некоторые сцены.
Вердикт
Троечка по пятибалльной. За экшн, наличие стиля, атмосферы, за нестандартную подачу материала, за качество визуального ряда, за отсутствие трясучей камеры в экшн, за минимум монтажа, за каст.
Спасибо за обзор! Как всегда, интересно читать.
Поскольку я нормально воспринимаю японский трэш, фильм обязательно посмотрю. Хотя и не жду ничего от него, это да.
Посмотрел. Нда, так себе трэшачек. Видали и поинтересней. Хотя вот фильм реально хорошо начинается, но чем дальше, чем гуще билеберда и в сюжете и в постановке. В плане боев никаких откровений, хотя Дэвид Сакурай с мечом отлично смотрится. Хотелось бы посмотреть на него под руководством кого-то грамотного. В общем, даже для японского трэша – это середнячок.