Вслед за Билли Драго ушел из мира еще один титан этой эпохи. 19 июля не стало Рутгера Хауэра, нидерландского и американского актёра, режиссёра, сценариста и продюсера.
Хауэр родился 23 января 1944 года в нидерландском городке Брёкелен, к югу от Амстердама. Его отец преподавал актёрское мастерство в местном театральном колледже, мать там же вела курс драматургии.
Актерская судьба была уготована Хауэру еще с детства, и впервые он вышел на актерскую сцену в возрасте пяти лет.
Рутгер был непослушным ребенком, и в 15 лет он сбегает из дома, нанимается на торговое судно своего деда и почти на год уходит в плавание. Дальтонизм не позволил ему продолжить карьеру моряка, поэтому он возвращается домой, поступает в вечернюю школу, а затем в в театральный институт в Базеле (Швейцария). Спустя два года Хауэр нанимается солдатом в десантные войска, но через пару лет ему это надоедает и с помощью приятеля-врача он убедительно (кто бы сомневался) симулирует психическую неуравновешенность. Пробыв какое-то время в психиатрической больнице для душевнобольных, Хауэр возвращается в институт, затем поступает в актерскую школу в Амстердаме и получает место в Королевском театре.
Количество и разнообразие ролей и жанров в исполнении Хауэра поражает воображение. Это историческое кино и классическая драматургия (“Флорис”, “Сирано Де Бержерак”), военное кино (“Побег из Собибора”, “Внутри Третьего Рейха” “Пастораль 1943”, “Оранжевый солдат”, “Фатерлянд”), фантастика разных мастей (“Смертельные узы”, “Считанные секунды”, “Красный след”, “Бегущий по лезвию”) и многое другое.
Останавливаться на каждой его профессиональной ипостаси и подробно разбирать фильмографию – это предмет большой и глубокой статьи, но какую грань таланта Хауэра мы точно не можем обойти стороной, так его отрицательных персонажей – всяческих бандитов, представителей сил зла, маньяков и психопатов, которые удавались Хауэру с блеском. Точеный ястребиный профиль, ироничный изгиб губ и пронзительные ледяные глаза – визитные карточки Хауэра, хотя разумеется, говорить, что актер “выезжал” только лишь на своей внешности будет абсолютной неправдой. “Попутчик”, в котором он сам исполнял сложнейшие автомобильные трюки, “Ночные ястребы”, где ему противостоял ни кто иной, как молодой и бородатый Сильвестр Сталлоне, “Дракула 3: Наследие”, очередная экранизация “Салемских вампиров” Стивена Кинга, легендарный образец кибербанка и неонуара “Бегущий по лезвию”, “Город грехов” от тандема Родригес-Миллер-Тарантино… список злодеев продолжать можно долго.
И поскольку наш сайт связан с файтинг-кинематографом, то нельзя не отметить прекрасный боевик “Слепая ярость”, в котором Рутгер сыграл главную роль слепого ветерана вьетнамской войны Ника Паркера. Для нашей страны эта картина – “ламповая” легенда VHS, особенно для тех, кто родился вначале 80-х. Основанный на японском сериале “История Затоичи” фильм и тогда и сейчас выглядит оригинальным, свежим и обаятельным, с отличным юмором, красивой музыкой и яркими персонажами. Для этой роли Хауэр брал уроки владения самурайским мечом у Сё Косуги, с которым у героя был финальный бой. И надо признать, что выглядел Хауэр с мечом вполне убедительно.
Ко всему прочему “Слепая ярость” – это не только один из лучших образцов жанра экшн, так еще и, пожалуй, идеальный пример того, как надо снимать ремейки. Учитесь, учитесь товарищи!
Он мог бы стать “Робокопом”, но поругался с Верховеном, своим “крестным отцом” в кино. Может быть оно и к лучшему, поскольку ходить 90% экранного времени в шлеме, закрывающим “фирменные” хауэровские глаза – это преступление против зрителя. Многие считают, что если бы он родился в США, а не в Нидерландах и не разрывался бы между Европой и Америкой, снимаясь на “фабрике грез” с самого начала, то в считанные годы стал бы голливудской звездой. Есть мнение, что он мог бы “стать Энтони Хопкинсом”, но не стал.
Зато он стал Рутгером Хауэром.