НовостиСтатьи

Ушел из жизни режиссер, продюсер и сценарист Альберт Пьюн

26 ноября 2022 года в возрасте 69 лет скончался классик малобюджетного киберпанка и постапокалипсиса, режиссер, продюсер и сценарист Альберт Пьюн, автор таких фильмов как "Радиоактивные грёзы" (1984), "Киборг" (1989), "Немезида" (1992), "Человек против киборга" (1994), "Крутые стволы" (1997) и многих других.

Альберт Пьюн родился 19 мая 1953 года в Сан-Диего в семье военнослужащего, поэтому его семья часто переезжала, но основная часть детства Альберта прошла на Гавайях, в уютных кинотеатрах которых крутили американские, европейские и японские фильмы. Уже с ранних лет Пьюн увлекся съемками видео, очарованный "бондианой", вестернами и самурайским кино.

После завершения школьного обучения, Пьюн получает письмо от легендарного Тосиро Мифуне, увидевшего короткометражку Альберта, который приглашает его в Японию в качестве помощника к самому Акире Куросаве. Так Пьюн попадает на съемки советско-японского фильма "Дерсу Узала" (1975) c Юрием Соломиным и Максимом Мунзуком в главных ролях. В период общения с Куросавой Альберт многому учится у оператора Такао Сайто, в особенности – постановке кадра и работе с цветом.

Какое-то время Пьюн работает в Гонолулу, снимая рекламу, но затем переезжает в США и начинает сотрудничать с киностудией Cannon Films. Этот творческий союз и становится отправной точкой его режиссерской карьеры. Альберт довольно плотно снимал в конце 80-х, очень плодовито в 90-х и чуть менее – в начале нулевых. 

В конце 2013 года Пьюн объявил, что у него рассеянный склероз, а через 4 года у него диагностировали деменцию. Он периодически возвращался к доработкам своих фильмов-долгостроев, анонсировал новые работы, но множество проектов либо остались незаконченными, либо вовсе не начались.

Фигура Альберта Пьюна всегда была противоречивой и неоднозначной, а его фильмография неровной и очень непредсказуемой по качеству. Казалось, что он иногда и сам не знал, что у него получится, снимая свои фильмы словно в потоке сознания, на смеси интуиции и пустого кошелька. В результате фильм мог оказаться как сомнительной поделкой, так и атмосферной картиной, приобретающей впоследствии культовый статус. И все это происходило, казалось бы, каким-то случайным образом. Одни называли его гением и мастером бюджетной фэнтезийной атмосферы, другие же – бездарем и конъюнктурщиком. Кто-то сравнивал его с Джоном Карпентером и Стюартом Гордоном. И все были по-своему правы. 

Фильмы Пьюна – это в значительной степени референсное кино на стыке пошлости, мокбастера и очень самоуверенного артхауса с частым использованием нарратива – одного из любимых приемов режиссера.

Постапокалиптический водевиль “Радиоактивные грёзы” с молодым Джоном Стокуэллом и танцующим Майклом Дудикоффом без маски, легкий, сюрреалистичный и забавный.

Однозначно культовый “Киборг” – мрачная, тягучая и атмосферная постапокалиптическая притча с героическим Жан-Клодом Ван Даммом и фактурным Винсентом Клином. Рекомендуем посмотреть режиссерскую версию фильма с расширенным хронометражем, оригинальной музыкой от Тони Рипаретти, основного композитора Пьюна, и другим сюжетом, чтобы понять изначальную задумку Альберта.

“Крутые стволы” – неприкрытое подмигивание Квентину Тарантино, вестернам, гангстерским фильмам и самурайскому кино, в котором Пьюн туманит глаза и пудрит мозги псевдо глубиной, зато притягивает обаянием.

“Немезида” – один из лучших фильмов с Оливье Грюнером, красивый и стильный, одной ногой выходящий за рамки B-movie, с потрясающей операторской работой, интересными локациями и особым ритмом в стиле произведений Филипа Дика.

"Человек против киборга" – кибер-файтинг от Кита Кука, Гэри Дениелса, а также Чада Стахелски и Ричарда Центрона в роли эпизодических бойцов.

Одновременно с этим – вторая и четвертая части “Кикбоксера” с Сашей Митчеллом, вялая и провальная попытка выехать на “брюссельских дрожжах”, “Капитан Америка” (1990) – наивная работа, очень сильно опоздавшая по эстетике, фэнтезийные проекты и ужастики 2000-х годов, которые просто не нужно было снимать, типа “Сказки древней империи” (2010) или “Брошенный умирать” (2008)… все это и многое другое “наследие” Пьюна, к которому больше вопросов, чем ответов. Поработал Альберт и с Айзеком Флорентайном в качестве со-режиссера в “Максе-разрушителе: Проклятие нефритового дракона” (2004) с чемпионом Германии по савату Микки Хардтом и Дэвидом Кэррадайном в главных ролях.

Хотели бы мы, чтобы кинематограф не знал такого режиссера, как Альберт Пьюн? Разумеется, не хотели бы. Благодаря таким личностям популярное искусство и продолжает быть ярким, контрастным и нескучным, полным загадок и неожиданных находок.

Покойся с миром, Альберт.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

Back to top button