Рецензия на «Мерантау»
[Недавно пришлось обдумать, лишает ли меня права на создание этой рецензии тот факт, что я вовлечен в работу над индонезийским боевиком “Мерантау” – я помогал им с международными продажами и фестивальной планировкой, а в данный момент работаю с режиссером Гаррэтом Эвансом над подготовкой международной версии фильма – но, знаете, что? К чертям все это. Я участвую в работе над фильмом из-за явного таланта всех, кто принимает участие в его создании, и если вы хотите узнать мое предубежденное мнение о нем, то так тому и быть. Но мое отношение к нему не изменится, независимо от того, работал я с ними или нет.]
“Мерантау” удостоился чести быть показанным на закрытии кинофестиваля PiFan 2009. Это первый индонезийский фильм с боевыми искусствами, снятый примерно за последние пятнадцать лет, и вполне возможно, самый первый боевик, в котором в полной мере используют местное боевое искусство – Силат. Работа над полной индонезийской версией фильма, а это два часа и тринадцать минут, была закончена буквально за несколько дней до фестивальной премьеры, и, скорее всего, показ именно этой экранной версии за пределами Индонезии станет единственным.
В своем экранном дебюте, Ико Ювайс играет роль Юды, деревенского юноши из Суматры, которому вскоре придется совершить свой “Мерантау” – обряд, которому следуют из поколения в поколение (и даже по сей день). Согласно этой традиции, юноши должны будут обрести сами себя в большом городе, познать новое и приспособиться к новому окружению, а затем, в конечном счёте, вернуться домой, обогатив тем самым местное сообщество своими новыми познаниями и мировоззрением. Юноша, полный надежд и оптимизма, вскоре после приезда осознаёт, насколько холодным и суровым может быть город. Дом, в котором он должен был поселиться, был разрушен, а люди, сдавшие его в наём, пропали, скорее всего, вместе со всеми его деньгами, уплаченными за аренду. Совершенно один, не зная в городе никого и боясь попросить помощи из дома из-за стыда, которому подвергнется его семья, Юда вынужден был найти временное пристанище на местной стройке, а это плохое место для начала путешествия. А все становилось все хуже, и хуже. Наутро его ограбил мальчишка, погоня за которым привела его прямиком к потасовке с хозяином ночного клуба и вымоганию денег у одной из танцовщиц. Таким стало знакомство Юды с потрепанными задворками Джакарты, а его вмешательство приведет его на путь возрастающего насилия.
“Мерантау”, снятый просто великолепно, начинается очень медленно и размеренно. Если бы не начальная демонстрация Силата Юдой и не его спарринговый поединок с учителем, развитие фильма с лёгкостью можно было бы спутать с обычной семейной драмой. Для Эванса и его команды, семейные отношения и динамика развития очень важны. Значительная часть фильма посвящена жизни Юды в Суматре до его прибытия в Джакарту – энергия и вездесущий реализм большого города ярко контрастирует с более простой домашней жизнью.
Начало фильма может потребовать от зрителей немного терпения, но как только начинается действие – он становится быстрым и жестким. Первый час дразнит всех вышеупомянутыми показательными эпизодами, сценой погони и первой стычкой Юды с местным бандитом Джонни, а затем, во второй половине, подают “полный фарш” – финальные семьдесят минут увлекают поистине безостановочными энергичными сценами, насыщенными боевыми эпизодами. Поединки очень разнообразны. Они были созданы таким образом, чтобы показать различные аспекты навыков Юды, искусно уравновешивая техничные бои, с небольшой примесью импровизации в стиле каскадёрской работы Джеки Чана, и жёсткую работу ногами. Силат, по крайней мере, тот его вариант, представленный здесь, это необычная комбинация жёстких и мягких стилей единоборств, изменение направлений движения рук во время ударов локтями и коленями, а Эванс снимает свои бои широкими продолжительными планами, пытаясь продемонстрировать всем как сам боевой стиль, так и очевидное мастерство его кинозвезды.
А это, в свою очередь, ведёт нас прямиком к Ико Ювайсу в роли Юды. В мастерстве актера-дебютанта Ювайса, изучавшего Силат более пятнадцати лет, вряд ли кто-то может усомниться, особенно после выпущенных продюсерами тренировочных видеороликов со съёмочной площадки, показывающих подготовку к фильму. Вопрос был в том, какой из него получится актёр. Ответом стало громкое “Да”. Одаренный врожденным обаянием и фотогеничностью, благодаря сценарию, раскрывающему его природную силу, Ювайс бесспорно был настоящей звездой на съёмках. Подтверждением этому стали толпы надоедливых поклонников, приходивших к нему за автографами и фотографиями не только после съёмок, но и под покровом ночи. Благодаря некоторым явным физическим сходствам, Ювайса, скорее всего, будут до конца его карьеры сравнивать с Тони Джаа, но актёр перед камерой чувствует себя комфортно и непринужденно, чего у Джаа никогда не было.
Высокое техничное исполнение, обманчиво простой сюжет, насыщенный энергичными эмоциями, и великолепная усердная работа съёмочной группы, состоящей не только из опытных актеров, но и новичков, доказывает, что Индонезия с фильмом “Мерантау” опять громко заявила о себе в жанре боевиков, благодаря первой законной экранной звезде-бойцу со времен Бэрри Прайма. Несомненно, обычная версия фильма идет дольше, чем привыкли к тому зарубежные зрители, с большим акцентом на семейную драму в начале, но урезанная версия уже в разработке (на момент написания статьи её продолжительность была около одного часа и сорока шести минут), и этот недостаток вскоре должен быть устранён.
Автор: Тодд Браун
Перевод: EvilDollaR
Источник: twitchfilm.net
Немного дополню: если верить словам Тодда Брауна, то на DVD диске должна выйти именно полная версия фильма, то есть, все 2 часа и 13 минут.
Спасибо. Скорей бы уже релиз.
Не за что, Илья, сам жду еще с весны…