Подведение итогов боевого кино 2023: Лучший боевик и Лучший азиатский боевик
Лучший боевик 2023
Обычно редакция безошибочно угадывает победителей в этой номинации с точностью до места за конкретный фильм. И в этот раз мы думали, что первое место совершенно точно займет главный боевик года, однако внезапно он оказался на втором месте. Но обо всем по порядку.
Тайлер Рейк: Операция по спасению 2 (реж. Сэм Харгрейв) (54,29%, 38 голосов)
Вот он – наш победитель! Правда, не тот, что сразу приходит на ум? Нет, разумеется, второй Extraction определенно должен был оказаться в тройке лидеров, ведь это действительно лихой экшен, первая часть которого стала золотым номинантом как лучший боевик и как лучший блокбастер за 2020 год.
Сюжет вновь развернется вокруг наемника Тайлера Рейека, который восстановившись после, казалось бы, смертельного ранения в конце первого фильма, берется за новое задание по спасению родной сестры своей бывшей жены, которые сидят в тюрьме вместе с главой семейства – влиятельным грузинским бандитом.
Второй фильм берет наработки первого и увеличивает их вдвое, не забывая сделать реверанс в сторону похожих проектов. Так, например, редакции показалось, что на второго «Тайлера Рейка» повлиял южнокорейский «Картер» 2022 года, хотя может это просто у режиссеров (а оба они бывшие каскадеры) мысли сходятся. В любом случае, перестрелок, рукопашных схваток и, самое главное, сцен снятых с эффектом единого кадра в сиквеле стало значительно больше. Можно даже сказать, что сцены без экшена являются тоненькими «сюжетными прослойками», снятыми лишь для оправдания следующей сцены действия. Сэм Харгрейв, кажется, отвела-таки душу.
Главный герой перемещается из локации в локацию, где его ждет обязательное нападение негодяев, с которыми он и его партнеры по заданию эффектно расправляются. Что нам нужно для того, чтобы скоротать приятный вечер за боевиком? Драйвовые перестрелки, автомобильные погони, вертолет с пулеметом, высаживающий наемников прямиком на мчащийся поезд, зрелищные каскадерские трюки… Все это есть в фильме в избытке.
Невозможно не упомянуть о том, что Крис Хемсворт выглядит во всем этом экшен-безумии крайне органично, находясь в прекрасной физической и актерской форме. Отлично выглядит в сценах действия и Голшифте Фарахани – ее было очень мало в первой части, так вот зритель, – наслаждайся! Закоренелый поклонник боевого кино сразу заприметит в стане плохих парней Дэниэла Бернхарда, которому дали подраться с Тайлером аж два раза, но в итоге все равно его слили.
Можно попенять на сюжетную стерильность, но как высококлассный боевик «Операция по спасению 2» располагается на очень высоком месте, начиная с золота в этой номинации.
Джон Уик 4 (реж. Чад Стахелски) (52,86%, 37 голосов)
Вы тоже ожидали увидеть четвертого «Уика» на первом месте? Вторая часть стала золотым призером в 2017 году, а третья стала и лучшим боевиком, и лучшим блокбастером и лучшим фильмом с боевыми искусствами. В общем, стал безоговорочным победителем по всем статьям и параметрам.
В новом фильме события разворачиваются стремительно: вот выживший после падения с крыши гостиницы Континенталь Джон неизвестно как в пустыне находит и убивает члена Правления, а через пять минут сюжет закручивается уже в Осаке. Хотя как сюжет… Бабу Ягу снова и снова пытаются убить все возможные киллеры мира, пока он двигается к дуэли с Маркизом.
Чем же пытается удивить новый фильм уже ставшей культовой франшизы? В первую очередь какого-то апогея достиг боевой каст «Джона Уика 4». Роль второй главной скрипки, а по совместительству заклятого друга Джона играет Донни Йен, по пятам за главным героем идет Марко Сарор, в осакском отеле Континенталь Уика принимает Хироюки Санада, за карточным столом в гриме карикатурного толстяка сидит сам Скотт Эдкинс… За плечами каждого из этих актеров серьезный бэкграунд и столкнуть их всех в одном фильме – прекрасная идея.
Фильм под завязку наполнен всевозможными сценами экшена, и если в «Тайлере Рейке 2» были сюжетные фрагменты, призванные раскрыть простую, но драму, в четвертом «Уике» действие практически безостановочное. В фильме даже есть потрясающая по своей красоте сцена, снятого с эффектом одного кадра, в которой Ривз расстреливает врагов зажигательными снарядами. По большому счету, чуть ли не весь хронометраж составляет экшен, отодвигая драматургию на десятый план. При такой концентрации перестрелок, погонь и рукопашных сцен как-то странно говорить о закате жанра.
Да, нам бы хотелось получить больше именно боевого экранного времени Йена, Санады, Сарора и Эдкинса, но увы, основная масса экшен сцен снова сосредоточены вокруг Киану Ривза. Еще хотелось бы чувствовать в Джоне Уике уязвимого персонажа, но нет – он падает с крыш и из окон, его сбивают машины, по нему палит из огнестрела каждый встречный, но наученные предыдущими частями мы знаем, что героя даже не поцарапают. И сценарий, да… Хотелось, чтобы он был, дабы не уставать от обилия экшена, но быть вовлеченным в историю.
В общем, к фильму имеются вопросы. Но «Джон Уик 4» – это все еще один из самых крутых боевиков современности.
Чужак (реж. Ксавье Жанс) (22,86%, 16 голосов)
«Фаранг» (так называют белых туристов в некоторых странах Азии) или в российском релизе «Чужак» не является в полном смысле боевиком по жанру. Скорее это фильм с боевыми искусствами, как любили когда-то писать на видеокассетах.
Фильм расскажет историю француза Самира, который живет в Таиланде с дочкой и женой подальше от темного прошлого. Он подрабатывает уличным бойцом и курьером. Однажды он не смог выполнить задание местного криминалитета, за что была убита его жена, украдена дочь и подожжен их дом. Выжив, Самир жаждет мести и отыскать свою дочь.
Перед нами мрачный драматический триллер с периодическими вкраплениями рукопашных схваток. Здесь нет лихих перестрелок или автомобильных погонь, все довольно камерно. Более того, файтинг часто происходит в ограниченном пространстве: в тесном домике, на кухне, в узком коридоре или лифте. Экшен-сцен в фильме немного, но те, что есть, поставлены и отыграны резко, жестко и жестоко. И это не удивительно, ведь местной хореографией и экшен-дизайном заведовал Джуд Пойер, работавший вместе с Гарэтом Эвансом над первым сезоном «Банд Лондона». Отсюда и гуляющая камера и эффект одного кадра и кровища во все поля.
Надо сказать, что Нассим Льес на главной роли хорошо смотрится не только в драматичных моментах, но и в боевых сценах. Вообще он, что называется, человек не «с улицы», являясь победителем национального чемпионата по кикбосингу в среднем весе и имея опыт в смешанных единоборствах. Никакого трикинга он не показывает, зато бьет четко и со знанием дела. Разумеется, в кадре будут мелькать ножи, топоры и мачете, а также огнестрел, но главный герой очень быстро сокращает дистанцию, пользуется захватами, бросками и оборачивая оружие против своих хозяев.
«Чужак» лишний раз доказывает, что элементы классического боевика не обязательны для победы в этой номинации, однако нам бы хотелось, чтобы фильм вошел в тройку лидеров именно в номинации «Лучший фильм с боевыми искусствами», в которых победили как раз боевики. Но свою долю респекта фильм, все же, получил, став бронзовым призером.
Лучший азиатский боевик 2023
За 2023 год было предложено рекордное количество номинантов (22!) из Южной Кореи, Японии, Китая, Индии, Вьетнама, Таиланда и Филиппин. Но главные призовые места снова, разумеется, у корейцев, благо хоть не все три.
Криминальный город: Разборка в Пусане (реж. Ли Сан-ён) (46,94%, 23 голоса)
Герой южнокорейского экшена Ма Дон-сока не редко появляется в наших итогах. Например, в 2022 году «Криминальный город 2» стал лучшим азиатским боевиком, а Дон-сок взял серебро как лучший экшен-актер. Стоит заметить, что здоровяка Ма (или как его называют на Западе Дон Ли) в этот раз даже не номинировали на лучшего актера (забыли? упустили? и мы просмотрели!). Но совершенно точно новый «Криминальный город 3» не мог не попасть в тройку лидеров.
В триквеле детектив переводится в следственный отдел в Инчхоне и начинает работать с новой командой над делом о распространении нового наркотика, что контролируют японские мафиози и не чистые на руку полицейские.
Скучали по широкой спине и увесистым тумакам большого Ма? Получите, распишитесь. Теперь он противостоит наркобарыгам, продажным копам и якудза с катанами. Причем противостоит практически в одиночку, в том смысле, что экшен-сцены завязаны непосредственно на главном герое. Он и так был «центровым», но в предыдущих фильмах подраться иногда давали и его коллегам. Разумеется, в кадре мелькают ножи, телескопические дубинки и японские мечи, которые, конечно же, не остановят детектива полиции ни на миллиметр.
Сюжет снова распределяет по обеим сторонам жестоких негодяев и бравую полицию, уделяя каждой внимание, не исключая традиционно отмороженного для франшизы героя – оборотня в погонах, которого достойно сыграл Ли Джун-хёк. Третий фильм в плане юмора следует заветам второго – второстепенные персонажи создают комичные ситуации и много шутят, причем часто над размерами и силой персонажа Дон-сока. Такую бы самоиронию, да Саше Невскому…
Так или иначе «Криминальный город 3» совершенно в духе первых двух частей, разве что в третьем фильме нет крутой финальной схватки с главгадом. То есть, сам бой есть, но он не идет ни в какое сравнение с дракой в туалете из первой части или дракой в автобусе из второй. Ну ничего, будем надеяться, в грядущем четвертом фильме над этим поработают.
Балерина (реж. Ли Чхун-хён) (30,61%, 15 голосов)
Второе место и снова Южная Корея с фильмом «Балерина», – фильм, центром которого является сильный женский персонаж.
Главная героиня раньше была телохранительницей, а сейчас просто живет на «пенсии», однако ее подруга совершает самоубийство, а в предсмертной записке просит отомстить за нее. Девушка решается на свое последнее задание, не подозревая, что это приведет ее к создателям порнографии и наркоторговцам.
Концепция «Балерины» роднит фильм со многими другими аналогичными картинами о женской мести за близкого человека, когда в центре сюжета оказывается с виду ничем не примечательная особа, способная, однако, надавать по самое не балуйся взрослым мужикам. Сколько мы уже такого видели от кинопрома той же Кореи? Много. Вот и данный фильм ничем особым не выделяется, а уверенно идет по проторенной дорожке. Разве что побеждать у местной героини не получается так играючи, как в некоторых похожих проектах. Каждый бой для нее сложен физически и, собственно говоря, сцена мести, расположенная в середине фильма, не приводит к ожидаемому финалу – героиня, которую сыграла Чон Джо-со попросту сбегает, не сумев завершить дело. Это, надо сказать, подкупает.
Несмотря на то, что в «Балерине» есть место рефлексии и драме, сцен действия здесь достаточно много, включая финальную разборку в нарко-лаборатории, которую отметили в качестве номинанта как лучшую схватку за 2023 год. Что редко для южнокорейского кино, в ход идут не только ножи и топоры, но и огнестрельное оружие, что наравне со сценами рукопашного боя позволяет к этому триллеру добавить приставку «экшен».
Чон Джо-со, чья героиня хмурая и немногословная, хорошо смотрится с файтинге и перестрелках. Местный негодяй в исполнении Ким Джи-хуна является настоящим отморозком, который, однако, находится в прекрасной физической форме. Да и в целом фильм, несмотря на общий мрачный тон, довольно бодрый.
Город грешников (реж. Кэнсукэ Сономура) (24,49%, 12 голосов)
Как о талантливом постановщике боевой хореографии о Кэнсукэ Сономуре заговорили после выхода боевика «Бусидо» (2013), но пристально за ним мы стали следить после его режиссерского дебюта «Гидра» (2019). Поэтому многие поклонники боевого кино ждали выхода «Города грешников», где Сономура стал и режиссером и экшен-дизайнером.
В фильме история развернется вокруг бывшего полицейского, отбывающего срок за убийство. Его освобождают по УДО для того, чтобы он возглавил секретный отряд для поиска улик и ареста коррумпированного бизнесмена, пожелавшего баллотироваться в мэры.
Как и в первом фильме Сономуры, в «Городе» много ночных съемок, редкие вкрапления удачного юмора и грамотно выстроенное режиссером ощущение опасности, которое усиливается гнетущим музыкальным сопровождением. Еще здесь много персонажей, за которыми нужно внимательно следить, если есть желание понимать, что же происходит на экране и куда дует сюжетный ветер.
Главную роль исполнил харизматичный Хитоси Одзава, для которого фильм стал этаким подарком на 60-летие. В кадре Одзава-сан показывает, что возраст не является помехой для участия в зрелищных сценах рукопашного боя. Несмотря на то, что каждому из его отряда выпадет шанс подраться, основная рукопашка сосредоточена все же на центральном герое. Среди его подчиненных находится и хорошо знакомый по «Гидре» и «Деткам-убийцам» Масанори Мимото, также умеющий красиво драться на экране. Опасного убийцу, работающего на главного злоедя воплотил на экране Так Сакагути, – он все так же стремителен и хорош в сценах рукопашных боев. В общем, каст подобрался весьма солидный для того, чтобы получить удовольствие от местных схваток, поставленных Сономурой. Бои за его авторством, как водится, быстрые и хаотичные, сделанные, что называется, под реализм.
«Город грешников» – это хорошее японское кино о криминальных бандах и продажных копах, которое щетинится ножами, пистолетами и крутым нравом местных героев. Заслуженное третье место.