Вредят ли боевые искусства боевикам?
Рекомендую к прочтению относительно старую, но интересную статью о том, являются ли боевые искусства губительными для современных боевиков.
В стильном драматическом боевике “Ханна: совершенное оружие” одноимённую героиню (Сирша Ронан) в изоляции от остальных вырастил отец, обучая её боевым искусствам и рукопашному бою, после чего, в возрасте 16-ти лет, она, наконец, вошла в реальный мир, готовая к тому, чтобы “навалять” всем и вся. До этого она не встречала никого, кроме своего отца (Эрик Бана), не была нигде, кроме как на зимних просторах Северной Финляндии, никогда не слыхала о поп-культуре или смотрела какой-нибудь фильм… и в этом ей повезло, так как Ханна, пробравшись в кинотеатр, чтобы взглянуть на “свежий” боевик, была бы в шоке: в наши дни в фильмах все дерутся, как она. И это только “цветочки”.
Актёры часто хвастаются, как долго им приходилось изучать для ролей Крав Мага, каратэ или капоэйру, но, судя по современным боевикам, такой набор навыков встречается частенько: врождённые знания в боевых искусствах присущи всем, будь то главный герой, злодей или же просто подручный (к счастью, героям всегда приходится драться со злодеями, которые каким-то образом владеют тем же стилем боевых искусств, что и они сами). Слишком часто кажется, что фильмы “докатятся” до того, что в них незатейливый рукопашный бой с примитивным подтекстом станет чем-то обязательным, так как сценарист написал “разгорается бой”, а режиссёр передал это второму составу съёмочной группы и координатору поединков, чтобы, тем самым, заполнить три минуты.
Было забавно наблюдать за тем, как зарождалась эта тенденция – когда “Матрица” вестернизировала современные фильмы с боевыми искусствами, а Дрю Бэрримор, героиня “Ангелов Чарли”, променяла огнестрельное оружие на удары с разворота – но это быстро приелось. В фильмах наподобие “Зелёного шершня”, “Солта”, “Запрещённого приёма” и “Повелителя стихий” герои расправляются с толпами увальней, получают неожиданный удар по лицу, в живот или в спину, но выясняется, что это ограничивается лишь появлением миловидного порезика на щеке (и будет ли таковой – ещё неизвестно). Когда мало что поставлено на кон, с однообразием в подаче, без крови или синяков, боевые искусства превращают сцены с поединками в сцены с танцами, и хоть их, может, и интересно смотреть, тем не менее, в большинстве случаев они вряд ли вызовут у зрителей чувство напряжённости. Бои в фильме “Скотт Пилигрим против всех” оказались неожиданно изобретательными, но это был по большей части мюзикл, и даже Джо Райт лично признался, что, придумывая хореографию в “Ханне”, он использовал такой подход: “Просто относитесь к этому, как к танцам, и всё будет нормально”. Всё это хорошо, но почему не относится к сценам поединков как к сценам поединков?
Прошли те времена, когда в бою могли использовать огнестрельное оружие, импровизированное, или же бить по-настоящему. Теперь каждый киногерой – Джет Ли, а каждая женщина – Баффи, истребительница вампиров (хоть бойцовские навыки Баффи были побочным продуктом её таинственной силы как истребительницы, героиня боевиков нового поколения может уничтожить 100-килогораммового противника, даже если речь идёт о женщине полутораметрового роста с телосложением, которое больше подходит для красной ковровой дорожки, нежели для схватки). В “Ханне” справились со сценами боёв лучше, чем в остальных случаях (у Баны есть интересный хорошо поставленный бой в стиле “все на одного”, однако он лишь немного выделяется на фоне остального), но даже самый стильный “нежданчик” в такого рода боях не избавляет от ощущения, что мы всё это видели раньше. Пришло время режиссёрам переосмыслить идеи кинобоёв, и если ничего нового они не могут в них добавить, или же зрелище того, как герой бросает через плечо очередного увальня, ничего нового фильму не сулит, то пусть так и остаётся. Что тут, в конце концов, сказать, если в настоящем танцевальном фильме “Чёрный лебедь” моменты с балетом и пургативное противоборство напичканы таким количеством ударов, которого вам не приходилось видеть ни в одном прошлогоднем боевике?
Автор: Кайл Бучанан
Источник: vulture.com
Перевод: EvilDollaR
Дата публикации ориг. статьи: 4.05.2011
Лично я считаю что в боевиках где герой пытаеться изобразить битву, но на самом деле не владеет искусством смотриться блекло, Например мне не нравиться как все выглядит в Матрице, или все части Перевозчика а про Ангелы Чарли я вообще молчу. Чувствуется фальш, хореограф с оператором может скрыть большую часть но все равно видна разница.
Очень верно про “занять три минуты” и “порезики на лицах”. Спасибо за статью, EvilDollar!
Мне кажется, все дело в том: какой и зачем фильм, какой актер, какон подает себя и поединок и зачем нужен, собственно,этот поединок, какая в нем идея, какой образ в себе он несет для этой идеи и идеи фильма. Часто бывает дилетант несет в себе больше, чем матерый мастер.
Есть фильмы, которые я считаю одними из своих любимых, и которые на определенном этапе изменили мое понмание поединка в кино. Скажем, “Кровавый спорт”, эм…первая часть “Лучшие из Лучших”, отечественный “Фанат”(даже так), “Дом у дороги” с Патриком Суэйзи или недавно вышедший “Воин”. Большинство этих фильмов, если смотреть сухо и объективно, весьма плохо сделаны, и поединки там оставляют желать лучшего по меркам современности. Но самое главное, бойцов там играют люди, которые имеют весьма далекое отношение к профессиональным боевым искусствам , или вообще не имеют никакого. Однако у них получилось передать что-то от бойца и создать какой-то кинематографичный образ, которому “веришь”, у которого есть харизма, которая задевает каку-то струну. Их персонаж эмоционально переживается тобой, в нем заложена определенная идея. И поединки там сделаны не ради самих себя.
И в таком контексте, Эрик Робертс мне гораздо важнее, чем простите, Дон “Дракон” Уилсон, который является величайшим бойцом, но в кино абсолютно несостоятелен.
Потому,в одном фильме, я чувствую запах этого ринга, а в другом – нет.
Посыл статьи не ясен 🙂 Туманно и ни о чем написано. Единственное, с чем согласен, так это с тем, что БИ сейчас есть почти в каждом фильме, почти каждый герой ими владеет. Это раздражает. Но в целом – на то оно и кино, чтобы видеть там людей, которые могут каждые 24 часа тренироваться, причем тратить на БИ 24 часа в день, и на стрельбу 24 часа, и на тактику 24 часа, и т.д…. 🙂
Вывод: не нужно смотреть все подряд. Вряд ли кто то пересматривает день за нем фильмы 70-х или 80-х годов, в которых снимались люди, практикующие боевые искусства и демонстрировавшие потрясающие трюки и поединки. Вряд ли кто то сейчас начинает свое знакомство с жанром с этих фильмов, соответственно и оценочные системы оставляют желать лучшего.
Ravenside, про Дракона Уилсона занятно сказал. Я вот видел несколько его фильмов и вообще не понимаю, почему все с ним так носятся, величайший боец, величайший боец. Всё настраиваю себя скачать видео его на ринге, т.е. настоящие бои. Может, проникнусь.
Точно так же судя по фильмам, Бенни Уркидес не намного круче Джеки Чана. А по отзывам этих двоих, Джеки Реактивному ну ваще не конкурент.
Как-то так.
Зачем качать видео с Драконом? Достаточно их посмотреть на YouTube. Уныло как-то, хоть и побеждал. Ранние бои того же Уркидеса и Тримбла меня лично впечатлили в гораздо большей степени.
Злодеи по сюжету в большинстве случаев должны проигрывать. Даже Рону одного точного кика хватило бы, чтобы послать Джеки в КО, если б он вдруг забыл, что идут съемки (я про Who I Am).
Вадим ну Уиллсон 11-ый чемпион мира по кикбоксингу. Драться то он точно умеет, но соглашусь, поставленные бои в его фильмах слабенькие. Нет реалистичности в отличии от боев Сигала и Джеффа Спикмана того же. Может Уиллсону стоило проповедовать “чистый” кикбоксинг в фильмах во всей ее красе.
Моралсит, для меня эталон 90 – 99 год – Ричард Нортон Синтия Ротрок Джеймс Лью Боло ЕНГ Маттиас Хьюз Джалал Мерхи Билли Блэнкс
Вот всегда не понимал за что такая честь Дон Уилсон да еще ДРАКОН – некрасивый слабоват внешне убогие приемы однообразные – фильмы с ним можно смотреть только за счет его противников Тот же Саша Митчел нифига не кикбоксер не единоборец а как с ним великолебно смотрется кикбоксинг
Джефф Спикмен – это кто?
Джефф Спикман
– Имеет чёрный пояс шестой степени в японском годзюро-карате и чёрный пояс восьмой степени в американском кэнпо-карате.
– Основатель и директор Американской системы кэнпо-карате, международной организации более чем с 50 школами.
– Лучшие фильмы : Уличный рыцарь, Совершенное оружие.
Из этого следует (IMO) вывод, почему он известен не многим.
Эххъъ! Посмотреть бы на Боло Ёнга ВО ВСЕЙ ЕГО КРАСЕ! А то в фильмах он демонстрирует… Блин, те же Когти тигра или Кровавый спорт — постоянно вынужден замирать в неудобных позах, всё такое. Но когда движется… Ну вот на 147% я уверен, что Ван Дамма и Джалала Мерхи он завязал бы в бантик не особо напрягаясь.
Я не все его фильмы посмотрел, хоть и большинство. И ни в одном ему не дали раскрыться на сто процентов.
Уличный рыцарь, Совершенное оружие — посмотрю, спасибо за наводку.
Неверю что и ты о нем не слышал =)
Вчера прочел биографию Билли Блэнкса и был удивлен его достижениям:
– Семикратный чемпион мира по карате.
– Билли — создатель тай-бо (гибрид аэробики, бокса и таэквондо, которым занимаются под музыку).
– Был капитаном сборной команды США по карате.
– Имеет чёрный пояс седьмой степени в таэквон
Но больше всего удивился тому что он сыграл маленькую роль в фильме “Самоволка” с ЖКВД. Большое кол-во раз смотрел этот фильм и не замечал Билли.
Смотрел, конечно, но давно, лет десять назад, и фильм мне не сильно запомнился. Значит, не очень впечатлил.
Ну и затеяли мы трололо))) Я тоже еще хочу что-нить написать) Джеки не конкурент Уркидесу – это еще слабо сказано. Это как сравнивать отечественный автопром и какие-нибудь гоночные машины экстра-класса)) Если будет бой, Джеки будет объективно мертв, это всем понятно, это просто как шутка )) Но согласитесь, их не всегда корректно сравнивать, так как они абсолютно разные по концепции персонажи, если их использовать в кино. Уркидес , кстати, на мой взгляд, гениально смотрится в качестве экранного бойца (энергетика, техника, мимика, внешность, образ), не говоря уже о его реальных достижениях.
Спикман также мне был интересен тем, что у него есть яркий отличительный стиль, и он адекватно смог воплотить его в кино. Внятно, четко, эффектно.
Ричард Нортон абсолютно недооценен и как боец и как актер. Он мог стать звездой.
EvilDollaR , согласен, у Уркидеса, Тримбла или Алексио более динамичные и яркие бои, не говоря уж о фееричном “Суперфуте” Уоллесе. Но факт остается фактом – Дон тоже чемпион.)
Ravenside да я полностью того же мнения насчет уркидеса и Спикмана. Из за этой дисскусии появилось желание снова пересмотреть фильмы Спикмена, Все таки вкусы притупляются со временем. Посмотрю на него спустя 15 лет. Помню фильм в детстве смотрел назывался на кассете “Драться до победы”, тащился от него ,там где Синтия Ротрок учит молодого выпендрючего парнишку драться чтоб он в конце наволял Нортону, так вот спустя 20 лет пересмотрел его, и был в шоке от увиденного, “КАК Я ЭТО РАНЬШЕ СМОТРЕЛ”? полный шлак. И многие китайские фильмы старых лет уже не вызывают того восхищения, как не странно.
Lindolion, это не вкусы притупляются со временем, это потребности зрителей возрастают. Только представь, если бы мы посмотрели “Онг-Бак” до выхода, например, “Пьяного мастера”…
О да! Тогда не умели ТАК ставить бои на камеру, не было соотв. инструментов, не были открыты ещё разные операторские и постановочные приёмы и т.п.. Но это не отменяет факта, что крутость некоторых бойцов видна ВОПРЕКИ плохой операторской работе. Как у того же Боло Ёнга. Про других же могут сказать только специалисты — Дон Уилсон крут.
P.s. Посмотрел Совершенное оружие — я его в детстве, оказывается, видел. И таки Джефф Спикман достаточно крутой дядька, ему просто не повезло раскрутиться до известности Ван Дамма и ко.
P.p.s. Фильмы Уркидеса я пересмотрел все. Их катастрофически мало. А больше всего понравились два: Просочиться в канализацию, где Бенни играет бомжа в эпизодической роли — что он там вытворяет))) оборжаться; и 1408 — я всегда считал, что Уркидес может и в фильмах ужасов без грима сниматься))))))
Уркидес личный инструктор Джона Кьюсака, потому он иногда появлялся в фильмах с его участием.(в “Убийство в Гросс-Пойнте” у него и Кьюсака есть даже сцена боя )
Вадим, на счет того,что ТАК не умели снимать раньше… Мне кажется, здесь две медали у монеты. С одной стороны ты прав, прогресс ушел в перед. Но с другой стороны, хореографическая часть поединка у многих старых фильмов была намного сложнее чем у современных. Скорее даже сложнее был сам подход к хореографии. Это был балет. Искусство. Когда в течении одной длительной сцены, снятой без монтажной склейки идет сложное взаимодействие двух противников, которые постоянно в связке и “спорят” друг с другом своими атакующими движениями. Конечно, в большинстве старых фильмов это повторяется из одного в другой.. но и сейчас стало очень много фильмов с похожей хореографией. Я тоже подостыл к старым китайским фильмам, где антагонист в виде злого дядьки с приклеенными белыми усами и протагонист дерутся на каком-нибудь пустыре. Но некоторые фильмы 80х-90х все еще смотрю с удовольствием.
Lindolion, пересмотрел оба фильма и еще несколько. Оказывается, я “Соверш. оружие” перепутал с другим, где он был пухленьким и бородатеньким, и больше стрелял, чем дрался…В этих двух монтаж на уровне, а вот в остальных – слабоват и мелкорублен, да и самих драк маловато.
Я частично согласен, частично нет. Поставить длинную боевую сцену без единой монтажной склейки — сложно. Но большинство боёв при этом выглядят даже не показушно, а гротескно. Один делает удар, другой ставит блок — и в этом положении они замирают на целую секунду. Да и бьют-блокируют каким-нить максимально изощрённым и неудобным способом. Ну как хотите, а я лет пятнадцать уже не могу воспринимать это всерьёз.
А когда двое дерутся пять минут, а то и пятнадцать, и сохраняют бодрость духа и тела. Даже какая-нибудь «Идентификация Борна» выглядит правдоподобней — молниеносный обмен ударами, и один лежит, а другой стоит.
А когда двое дерутся, один падает мордой вниз — второй его поднимает и продолжает мутузить. Why!? Особенно когда у обоих в руках ножи, как в последнем ролике Death grip (если не очепятался). Даже в последнем хите «The Raid».
Уже не говорю про ситуацию «один против всех». По-моему, до Джеки Чана вообще никто не мог это правдоподобно снять.
А, да, про тросы ещё молчу 😉
Я же говорил как раз,что сложнее не сами бои, сколько сам подход к ним. Не во всех таких фильмах все настолько гротескно, но в большинстве конечно все довольно наивно. Но это же кино)
А по-поводу Эвоюций Борна.. “Why!?” Ну, если вы хотите правдоподобности, купите билет на MMA или гуляйте ночью в Люберцах.)))
“Скажем, «Кровавый спорт», эм…первая часть «Лучшие из Лучших», отечественный «Фанат»(даже так), «Дом у дороги» с Патриком Суэйзи или недавно вышедший «Воин». Большинство этих фильмов, если смотреть сухо и объективно, весьма плохо сделаны, и поединки там оставляют желать лучшего по меркам современности. Но самое главное, бойцов там играют люди, которые имеют весьма далекое отношение к профессиональным боевым искусствам , или вообще не имеют никакого.”
Все эти фильмы…для своего времени сделаны очень хорошо и стали хитами (это если сухо и объективно). То, что Жан из Спорта и Ри из Сильнейших не имеют никакого или весьма далёкое отношение к БИ – это вообще смешно. Про других: Серебряков…как не смешно это звучит…отличный актёр, который просто великолепно подготовился к своей роли, в Бойце…актёры хорошо подготовились и у них потрясающий Джей Джей Локо Пере, который умеет ставить поединки и работать с людьми без навыков в БИ, а про Дом у дороги….Патрик – отличный актёр и чуть ли не проф. танцор, отсюда следует, что у него великолепная физуха, чувство дистанции, ритм и отлично запоминает движения…отсюда и результат, которого для КИНОбоя хватает с лихвой
Celpaso, ни одного ваше слово не противоречит моему, большое спасибо за поддержку.
Только замечу, всегда все вырывается из контекста почему-то. “Имеет слабое отношение к БИ”: я имел ввиду не Филипа Ри, а Эрика Робертса., это же ясно.
Про Жана.. мм.. это очень спорный вопрос, до сих пор.
“Все эти фильмы…для своего времени сделаны очень хорошо и стали хитами (это если сухо и объективно)” – конечно, я же написал, что именно по меркам современности они сделаны далеко не идеально, некоторые даже немного наивно. Но с точки зрения времени и истории они очень ценны и хитовы. И лично для меня они очень важны.
Я просто имел ввиду, что мне зачастую важен яркий актер, который играет бойца, чем суперпрофессионал, чей персонаж в фильме как сушеная вобла.
А я и не противоречу, а просто дополняю.
Робертс как актёр получше Ри будет, НО при этом не вооруженным глазом была видна ОГРОМНАЯ разница между Робертсом и Ри во время боёв….и актёрская игра Эрика эту разнице не шибко сгладила.
Про Жана: это абсолютно не спорный вопрос. Он занимался каратэ – это факт, он выступал на соревнованиях – это факт.
А там же, насколько я понял, такая задумка была. Роль Алекса Грэди специально писалась под Робертса, и он взял на себя сильную драматическую линию, фактически все актерские моменты. А ну и да, он там олицетворял всю Америку. Он актер-то очень талантливый. А Ри и его брат взяли на себя пласт всей боевой хореографии, хотя драматическая линия между ними была не менее важна, а может быть даже была центральной. Конечно разница видна колоссальная между Эриком и Филипом. Но скажем и Крисс Пен на фоне Ри смотрелся не особо, а он имел черный пояс по карате. Но его персонаж и не должен был ничего показывать как боец. У него совсем другая задача была. Часть комедийных моментов, показать трансформацию своего персонажа,его путь и созревание как человека и бойца в работе с командой. Фильм-то о людях, а не только череда красивых поединков.
А Про Жана, я его оч.люблю, я имел ввиду просто что он не является большим или титулованным мастером. Да и надо ли ему им быть?))