Юэнь Вупин о работе с Киану Ривзом и Джеки Чаном
На 10-м кинофестивале в Париже в рамках спецпрограммы под названием “В центре внимания – Гонконг” была вручена награда выдающемуся постановщику боевых сцен гонконгской киноиндустрии Юэнь Вупину за его вклад в один из наиболее известнейших территориальных жанров. Программа, созданная в сотрудничестве с руководством международного кинофестиваля в Гонконге, открылась 29-го июня, и там демонстрировались драгоценные жемчужины гонконгского кинематографа, даты выхода которых охватывают более чем полвека.
Юэнь принял участие в торжествах парижского кинофестиваля, представив плоды своих недюжинных достижений в виде нескольких фильмов с кунг-фу, снятых им за три десятилетия, и 4-го июля провёл мастер-класс. В программе были представлены такие картины, как “Пьяный Мастер” (1978), который прославил Джеки Чана и превратил его из безликого, но работящего, каскадёра в звезду кино, “Железная Обезьяна” (1993), в котором режиссёр снова объединился со своим бывшим протеже Донни Йеном, и “Крадущийся Тигр, Затаившийся Дракон” (2000) Ан Ли с Чоу Юньфатом в главной роли, описываемый Юэнем как фильм с “романтизированным, привлекательным в эстетическом плане стилем кунг-фу”, оказавшим в последующее десятилетие непосредственное влияние на экранные бои в китайскоязычном кино.
“В эпоху “Пьяного мастера” все экранные бои происходили по-настоящему: актёры били друг друга в контакт, это было действительно больно” – рассказывал Юэнь изданию “The Hollywood Reporter”. “Травмы тоже случались. Но это было во времена, когда большинство актёров и каскадёров на самом деле разбирались в боевых искусствах. В то же время мне, как режиссёру и постановщику, это давало максимум свободы в разработке боевых сцен. Если у меня появлялась какая-то новая идея, я мог просто взять актёра, и вместе с ним обсудить, способен ли он физически выполнить задуманные мной элементы или нет, бывало, он делился со мной своими мыслями”.
“Раньше хореография был более гибкой и спонтанной” – добавил 67-летний мастер, чьё прозвище – “Ба Е” (baat ye), в переводе – “Восьмой дед”. В оригинале роль нищего Су, мастера Цзю Цюань (Пьяный кулак), сыграл отец Юэня, Саймон Юэнь (настоящее имя – Юэнь Сю-тинь), известный в истории китайско-говорящего кино как первый постановщик боевых сцен. Сын пошёл по стопам отца ещё с малых лет, посвящая всё своё время изучению боевых искусств и пекинской опере.
На протяжении более чем тридцати лет Юэнь был свидетелем того, как бои в гонконгских фильмах постепенно меняли свой реалистичной стиль на тот, в котором упор сделан на красоту движений. “Сейчас в боях без приукрашивания не обойтись” – говорил хореограф, заслуживший не одну награду, “а весь процесс сведения боя воедино проводится гораздо тщательней и с большим вниманием к мелочам”.
Помимо изменений во вкусах в боевом кинематографе, Юэнь также наблюдал за взлётами и падениями режиссёров гонконгских боевиков, начиная с простых каскадёров и заканчивая известнейшими личностями. “Современные герои боевиков моложе не становятся, это касается и каскадёров. Сейчас трудно найти новых Джеки Чанов или Джетов Ли, даже Донни Йен уже не молод. Благодаря своей работе он, наконец, добился заслуженного успеха” – признается Юэнь. “Члены гонконгских команд каскадёров тоже становятся староватыми для боевиков с их физическими нагрузками. Если гонконгская молодёжь в большинстве своём гораздо избалованнее, чем во времена, когда я был ребёнком, то кто же тогда будет тренироваться так, как это делали мы? В сущности, мы научились дисциплине, каждый день получая взбучку от рук нашего мастера-наставника. Поэтому сейчас, в основном, я работаю с людьми с материка” – добавил он.
Благодаря своему новаторскому подходу к хореографии и боям Юэнь Вупин, в конечном итоге, получил работу в Голливуде, где для трилогии “Матрица” братьев Вачовски и впоследствии для двух частей “Убить Билла” Квентина Тарантино разработал захватывающие сцены поединков, сочетавшие в себе приёмы рукопашного боя и спецэффекты.
“Настало время, когда при помощи визуальных эффектов мы можем создавать самые невероятные поединки”, – говорит Юэнь, который готов принять новые предложения из Голливуда, но предпочитает работать у себя на родине, поскольку ему мешает языковой барьер. Несмотря на это, мастер, чья фильмография полна фильмов с тематикой Тайцзы, включая “Пьяный Тайцзы” (1984) и “Мастер Тайцзы” (1993), занимается хореографией в боевике “Man of Tai Chi” – режиссёрским дебюте Киану Ривза, которого Юэнь впервые встретил на съёмках “Матрицы” и был восхищён его прилежностью. “Нам пришлось обучать его, начиная с самых азов, но Киану был очень трудолюбив и приложил немало усилий” – отметил Юэнь. Относительно боевых сцен с использованием Тайцзы из нового фильма, где Ривз, ко всему прочему, сыграет одного из героев, Юэнь Вупин сказал, что актёр-режиссёр фильма полон идей, и в конечном счёте получится смесь из разных стилей боевых искусств, которую раньше никто и никогда на экране не видел.
10-й парижский кинофестиваль проходил с 29-го июня по 10-е июля.
Автор: Карен Чу
Источник: hollywoodreporter.com
Перевод: DoD Favorit | EvilDollaR
Великий человек, очень его уважаю.
А он в чём-то прав. Сейчас не помешало бы многим “новоявленным звёздам попсового происхождения” устроить хорошую трёпку за то, что попривыкали к тросам и компьютерной графике (прошу не путать с визуальными эффектами). А потом еще жалуются: “Ой, как тяжело…” Надо микрофон менять на нунчаки! Или вмонтировать в них микрофоны, а потом можно будет тренироваться и петь одновременно. %)
Верно подметил про Донни, жаль что в 90-ых ему не дали больше возможностей.
А насчет нового поколения, так его нет и никто не придет из Китая на смену старому поколению. Еще 3-5 лет и старикам тоже пора будет на пенсию, вон Джеки снимает свой последнии полноценный экшен. А вместе с ними исчезнет и сам кинематограф Китая. Единственные на кого осталось надежда это Тайцы, Индонезийцы и все вокруг кто заболел эпидемией Онг Бака. На них вся надежда и сохранение настоящего жанра боевых искусств.
Ага….но только один из основных и ярких продвигателей этой привычки стал кто? Правильно….сам Вупин
Да, с этим не поспоришь.
Все умирает, умерли боевики 90-х, раньше существовашие мастера теперь только становятся персонажами на экране. Всюду деньги и таких уже мастеров не будет которое единобоствам посвятли всю жизнь.