Подведение итогов боевого кино 2018: Короткометражный фильм с боевыми искусствами и Лучший экранный поединок
Итак, друзья, это финальный блок итогов 2018 года. Спасибо всем тем, кто проявлял интерес к нашей работе, выражал благодарность или негодование, писал комментарии на сайте или в вконтакте. В общем, как говорил герой фильма Леонида Гайдая: “Мы рады вам, вы благодарны нам !” ©
Короткометражный фильм с боевыми искусствами 2018
Как-то так повелось, что за последние годы интерес к экшен-короткометражкам практически сошел на нет. Во всяком случае, на нашем сайте в постах с коротким метром не оставляют комментариев, а при голосовании за лучшую короткометражку прошлого года предательски мало собственно голосов. Неужели поделки независимых каскадерских команд и просто короткометражное кино в жанре рукопашного экшена стали попросту неинтересны? Вопрос открытый. Ну а пока вы пишете свое мнение в комментариях, мы осветим тройку лидеров в данной номинации.
Неизведанное (Uncharted: Live Action Fan Film) (реж. Аллан Ангар) (2018) (23%)
Игровая серия Uncharted, вдохновленная фильмами о похождениях Индианы Джонса и играми о приключениях Лары Крофт, имеет огромную фанбазу по всему миру. Поклонники игр давно мечтают об экранизации, более того, на главную роль долгие годы просили поставить известного актера Нэйтана Филлиона, который сделал себе имя в таких сериалах, как “Светлячок”, “Касл” и “Новичок”. Фанаты утверждали, что Филлион очень похож на главного героя игр Нэйтана Дрэйка.
Крупные студийные боссы фанатов не услышали, а вот независимые киноделы – вполне. Так на свет появился 15-минутный фильм “Неизведанное”, который в оригинале скромно называет себя “фанатским”. Это правда наполовину, поскольку целью короткометражки было показать возможность осуществления фанатской мечты. Но с другой стороны – фильм снят и сыгран профессионалами. Режиссер Аллан Ангар уже зарекомендовал себя в качестве режиссера экшен-кино, причем полнометражного. А на главной роли… Нэйтан Филлион, который, как и предполагали поклонники игровой серии, сидит в образе своего тёзки как влитой.
Добавьте на второй план знакомых актеров, грамотную операторскую работу, задорный экшен, хороший юмор, музыкальное сопровождение из игры и получите отличный короткометражный фильм по просмотру которого возникает единственное желание – отправится в кинотеатр на его полнометражную версию. Жаль, что крутые продюсеры так и не рассмотрели в “Неизведанном” Ангара потенциал для большого экрана, а Филлиону через пару лет стукнет полтинник и играть молодого отважного искателя приключений ему станет еще сложнее.
Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф. (реж. Максим Фащенко) (2018) (19%)
Редакции FFI крайне приятно, что в наши итоги попадают отечественные проекты. Это касается как коммерческих фильмов, вроде “Легенды о Коловрате” и “Скифа”, так и независимо-локальных, вроде “Деревни”. Если помните, в прошлом году в данной номинации серебро также взяла российская короткометражка “Майор Гром” – стабильность, как говорится.
Но фильм Максима Фащенко непохож ни на один из вышеперечисленных. “Ф.О.Т.О.Г.Р.А.Ф.” – это действительно фэнский проект, снятый по серии компьютерных игр “Сталкер”. Он не имеет серьезного бюджета “Майора Грома” или полнометражного формата “Деревни”, но тем не менее является крепкой работой, от просмотра которой трудно оторваться.
Давайте оговоримся сразу: в данной короткометражке практически нет рукопашных схваток, а история разворачивается буквально вокруг двух персонажей, которые желают одного – выжить.
Заметно, что всем, кто принимал участие в проекте нравилось то, что они делали. Видно, что материал перенесен бережно и с уважением к первоисточнику. История затягивает и уже не замечаешь ни скомканности повествования, ни скромных компьютерных эффектов, ни проблем с громкостью озвучки. Ребята сделали хорошее короткометражное кино в редком для нашего кинопрома жанре фантастики. Да так, что хочется им пожелать работать дальше и искать единомышленников, которые смогут помочь в производстве более дорогого и профессионального продукта. Молодцы и спасибо!
Исподтишка: Игра (Blindsided: The Game) (реж. Клейтон Дж. Барбер) (2018) (15%)
Выпущенная в 2017 году короткометражка Эрика Джакобуса “Исподтишка” о слепом парне по имени Уолтер, который помогает хозяину любимого магазинчика разобраться с рэкетирами вошла в шорт-лист итогов боевого кино в данной номинации, но призовых мест не отхватила. Но оказалось, что то была всего разминка перед 45-минутным фильмом, в котором Джакобас сотоварищи размахнулись не на шутку.
Фактически, “Игра” – это вполне типичный короткометражный фильм, которых ранее Эрик со своей командой The Stunt People выпускал несколько чаще. До настоящих шедевров вроде Rope-A-Dope новый фильм не дотягивает, но в “Исподтишка” есть все то, за что мы любим проекты Джакобаса: простая, но интересная история, юмор и, конечно же, профессионально поставленные и исполненные сцены рукопашного боя.
Изюминки добавляет тот факт, что герой Эрика – слепой. Концепция, конечно же, не нова, и сценаристы “Игры” делают несколько реверансов классическим произведениям на эту тему, но Джакобас не был бы собой, если бы не привнес несколько новых забавных элементов. Кроме того, на этот раз Уолтер не один, т.к. ему помогает сам хозяин магазинчика в исполнении Роджейра Йуаня, который, как мы знаем, тоже не прочь помахать руками-ногами.
В общем, остроумный Эрик Джакобас вернулся с крайне неплохой короткометражкой, которая разделила третье место в нашем голосовании с не совсем стандартным для нашей темы проектом.
Конструктор (Construct) (реж. Кевин Марго) (2018) (15%)
Спешите видеть – мультик с бронзовой медалью в номинации короткометражный фильм с боевыми искусствами! Ну хорошо, это не просто мультик. Это полноценный фильм с CGI-элементами, который эксплуатирует тему разумного сознания в машинах. Более того, режиссер и сценарист короткометражки Кевин Марго пошел дальше и снабдил местных роботов человеческими эмоциями.
Но “Конструктор” – это отнюдь не история любви, а скорее драматический триллер, где главный герой – робот по имени Айден вынужден защищать свою семью в неравной схватке с другими андроидами.
Очевидно, что тех, кто голосовал за этот фильм, равно как и нас, подкупила постановка рукопашного экшена. Разумеется, боевые сцены исполнялись профессиональными каскадерами с помощью системы Motion Capture, поэтому схватки железных роботов выглядят так естественно и живо.
Автор Данил Чупахин
Лучший экранный поединок 2018
А теперь, возможно, главная номинация итогов года – “Лучший экранный поединок”. Во всяком случае, для fight-films.info эта номинация однозначно является одной из краеугольных. Итак, приступим.
Джо Таслим против Ико Ювайса (Ночь идет за нами) (18%, 29 голосов)
Локация: заводской цех (гараж, автомастерская, техническое помещение). Локация не самая топовая, но достаточно часто используемая. В подобном антураже дрался, например, Марк Дакаскос, Джефф Уинкотт или Эд О’ Нил в “Огнедышащем”.
Стиль: индонезийский “гипертрофированный реализм”
Количество участников: двое
Фишка: Ико Ювайс в роли отрицательного персонажа.
Особенности и специфика: концепт, запущенный в “Рейде” со скоростью ядерной ракеты продолжает завоевывать аудиторию. В данном случае Джо Таслим и Ико Ювайс сохраняют все черты предшествующих фильмов, включая эпическую длительность боя, и углубляются в еще большую степень причинения ущерба друг другу. Как и ожидалось, хореография по-прежнему остается неприглядной с точки зрения изящества и очень полистилистической, при этом крайне далеко отходит от европейской и американской традиции. Да, есть элементы силата, есть элементы дзюдо, смешанных единоборств, но это все очень обезличенно в плане стилей и направлений. Если тот же Эдкинс или Джа и показывают нам элементы ММА, то эти элементы так или иначе находятся в контексте конкретных единоборств, которые подкованный зритель может определить просто исходя из техники бойца. Таслим и Ювайс же делают все как бы “нетехнично”, при этом оставаясь в рамках экранной хореографии и драматургии: есть зачин, есть кульминация, есть переглядки противников, есть общие и крупные планы, а камера дисциплинированно передает каждые нюансы и движения.
Главные минусы боя: в какой-то момент есть вероятность наступления кризиса внимания у зрителя из-за длинного хронометража и волнообразной повторяющейся драмутрии; феерическая неубиваемость бойцов при обилии жестокости создает привыкание – ты уверен, что если Таслиму отрубили голову, то он сейчас поставит её на место, шмыгнет сломанным носом и снова в бой (а тем временем можно налить чайку).
Итог: чем интересен этот бой, например, в масштабе всего жанра? Выстройте ретроспективу и подумайте, насколько изменился подход к экранным поединкам за всю историю жанра. А может это те же яйца, только быстрее и кровавее? То, что делают сейчас Ювайс и Таслим – это самый актуальный кинофайтинг на сегодняшний день? Возможно, это Reel Deal Action? Или снова Эдкинс?
Скотт Эдкинс против Рэя Парка и Майкла Джей Уайта (Несчастный случай) (15%, 24 голоса)
Локация: зал для единоборств / додзё. Одна из самых распространенных локаций для экранных боев, в которой дрались куча бойцов – от Брюса Ли и Донни Йена до Филлипа Ри и Фабьена Гарсии.
Стиль: классическая “тиммановщина”.
Количество участников: трое; главный герой против двух врагов.
Фишка: возвращение Рэя Парка, который показал себя ярче, чем Майкл Джей Уайт.
Особенности и специфика: привычная для зрителя постановка от Тима Мана не представляет нам Скотта Эдкинса в новом ракурсе, зато дает возможность вернуться в строй Рэю Парку, который, кроме демонстрации набора своих старых штампов, показывает парочку новых ударов и бросков. Третий участник боя, Майкл Джей Уайт, действует достаточно скованно и с минимальным разнообразием, но об этом чуть позже.
В бою присутствует непростая драматургическая подоплека – герой Эдкинса имеет личный интерес и глубокое эмоциональное вовлечение, а герои Парка и Уайта, при этом, не тотальные злодеи, поскольку работают в общей с главным героем “профессиональной сфере”. Эта монета имеет два оборота. Первый – персонаж Скотта раскрывается с “человеческой” стороны. Второй – недостаточное негативное отношение зрителя к злодеям, ведь их “понять можно”, несмотря на то, что режиссер всячески пытается очернить их, особенно персонажа Рэя Парка.
Следующая особенность – “неравный равный бой”. Преимущество в численности врагов компенсируется более высоким уровнем навыков главного героя.
Главные минусы боя: если один нападает, то второй отдыхает, много банальных и привычных хореографических приемов и большие животы у Парка и особенно Уайта, в связи с чем динамика боя сильно проседает. И если Парк еще на более менее приличном уровне дает ответку Скотту, то Уайт частенько с изяществом Годзиллы еле ворочает ногами.
Итог: Бойку вы здесь не увидите, Исайю Бона и Дарта Мола тоже, но бой скроен вполне профессионально и по законам жанра.
Том Круз и Генри Кавилл против Лианга Янга (Миссия невыполнима: Последствия) (14%, 23 голоса)
Локация: туалет. Ходовая локация, отчего чуть ли не у каждого третьего экранного бойца в карьере был какой-нибудь туалетный бой, включая Шварценеггера в “Правдивой лжи“ и Бонда – главного конкурента франшизы “Миссия: невыполнима”.
Стиль: голливудский “неореализм”.
Количество участников: трое; двое хороших парней против одного плохого.
Фишка: своеобразный разрыв шаблона и повод задуматься. В подведении итогов года призовое место занимает бой не из профильного для нашего сайта файтинг-боевика, а из блокбастера.
Особенности и специфика: плотный и достаточно динамичный бой, снятый без особых дублёрных ухищрений, поэтому оператору не надо было думать, как снять Тома Круза крупным планом, а в самых сложных моментах показать со спины. Все персонажи “светят” лицами в любых ракурсах. Фон локаций белый, поэтому персонажи хорошо видны на контрасте и не сливаются с интерьером. Благо, туалет в кадре кристально чист и свеж, а вот рубились бы они в нашем привокзальном… Думаю, даже до драки бы дело не дошло.
Хореографии, присущей узкожанровому боевому кино в поединке нет, но есть тот же подход, который Том показывал в “Джеке Ричере” у того же МакКуорри: смесь реалистичности движений при их сильной “разжёванности” для зрителя. Это достигается, в первую очередь, принципом “удар-пауза-удар-пауза”, причем пауза довольно ощутима, а удар или блок подчеркивается актерской игрой: лицом, криками, выдохами. Поэтому зритель видит движения отчетливо, но исполнители напоминают роботов.
В похожем стиле дерется, скажем, нынешний Бонд, отчасти “Великий уравнитель” и Лиам Нисон в “Заложнице”, только с более беспощадным монтажом. Частично, такая манера обусловлена зазубренностью движений исполнителей, которые, при всем их опыте, в первую очередь актеры, а не каскадеры или экранные бойцы.
В противоположной манере работают, например, ребята из Reel Deal Action, у которых все связки и удары с минимальными паузами, быстрые, но при этом выхолощенные, гладкие и плавные по переходам. Хотя, это вопрос не только профессионализма, но и вкуса.
Снова отметим принцип “неравный равный бой”, только в отличие от “Несчастного случая” наоборот – преимущество “хороших парней” в численности компенсируется более высоким уровнем навыков “плохиша”.
Главные минусы боя: можно было бы обойтись без тросов; герои как один с железными гортанями; частичный конвейер – если один нападает, то второй отдыхает, и лишь изредка есть парная работа. В кульминационный момент, когда Итан Хант бросается на врага и в результате ломает им колонну, тот почему-то стоит и ждет этого, как идиот.
Итог: уровень экранных поединков в голливудских проектах в последнее время заметно вырос, а сами исполнители уже не полагаются на одних лишь дублеров в париках, а стараются многие вещи делать самостоятельно (имеются в виду трюки без компьютерной замены лиц). В результате этого драматургическая составляющая и “честность” происходящего сильно возрастает.
Автор: Ravenside
Очень клёвое представление результатов в этот раз 🙂
Мне не сильно понравился победитель номинации в поединках, именно как бой. Но как месиво, особенно в виде кульминации фильма, он все еще способен малость шокировать. Они рвут друг друга просто на части, это какой-то весьма специфический жанр кино “на любителя”, но в нем заметна явная любовь создателей к своему детищу и огромное внимание к мелочам. Это для меня вытащило весь фильм, по сути. Ну и бой запомнился.
Денис Летов,
Уот так Уот в этот раз) И даже Эдкинс не на первом месте. И “Миссия: Невыполнима” неожиданно вырвалась в призеры.