Подведение итогов боевого кино 2019: Лучший актер и Лучшая актриса
Коронавирус царствует безраздельно, но это не остановит нас от подведения итогов боевого кино 2019. Сегодня на очереди номинации “Лучший актер” и “Лучшая актриса”.
Лучший актер боевого кино 2019
Скотт Эдкинс (Тройная угроза, Война в Кармузе, Отмщение, Похищение) (27%, 40 Голосов)
Революции в победителях не случилось и даже не нужно Конституцию менять. Скотт Эдкинс будет править балом, видимо, ещё долго. Давным-давно мы называли Скотта белой надеждой боевого кино, отмечая его работоспособность и отсутствие более менее приличной конкуренции. Прошло уже много лет и британец по-прежнему не увядает, хотя и находится плюс-минус на том же уровне в плане кинематографической ниши: надеждой его назвать уже нельзя, потому что он давно вышел из этого возраста, но и конкуренции ему тоже не прибавилось. К тому же, он имеет за плечами несколько фильмов, которые могут кормить его до старости (не особо щедро, но все же). Это, разумеется, три части “Неоспоримого” и теперь уже неожиданно удачная работа Джесси Джонсона – “Коллекторы”, у которой скоро выходит сиквел.
“Отмщение” авторства того же Джонсона тоже неплохое кино, но Эдкинс в нем снова преисполнен ярости и злобы, ломает руки и предметы, а мы в его исполнении такое уже видали и не раз.
Хотя, если абстрагироваться от этой неоригинальности, видно, что “Отмщение” (в российском релизе “Британский психопат”) – это все же попытка показать Скотта в первую очередь как актера, а не экранного бойца.
Другое дело – “Тройная угроза” (снова Джонсон), которая засветилась у нас и в лучших, и в худших. Так сказать, “и в г…не, и на коне”. В этой картине британец снова злодей, довольно плоский как персонаж, без каких-то отличительных черт, кроме возможности подраться с Тони Джаа и Ико Ювайсом.
Ну, и если уж путешествовать от лучшего к худшему, то нельзя не отметить “Похищение” и “Войну в Кармузе”. На первый фильм просто без слез не взглянешь – мутное, крайне малобюджетное фантастическое нечто, в котором Эдкинс и Энди Он приняли участие явно по ошибке. Всем нам давно знакомый режиссер Эрни Барбараш так ничего путного ни разу и не снял, кроме, разве что, приличного “6 пуль” с ЖКВД, да и то с натяжкой.
А египетская “Война в Кармузе” – это практически трэшевое камео Эдкинса, в котором он выглядит пародией на своих же злодеев, только в край дебилической.
Отсюда вопрос: не кажется ли вам, что эпоха Скотта – экранного злодея и бойца подходит к концу, и наступает новый виток его карьеры – более актерский и менее “гайверкиковый”?
Тандем “Эдкинс + Флорентайн” подарил нам Эдкинса-разрушителя и сформировал некий экранный шаблон, но сможет ли тандем “Эдкинс + Джонсон” создать что-то принципиально новое?
Хотя, если глянуть будущие проекты Скотта, то видно, что Флорентайн ещё не отпустил Эдкинса до конца своими цепкими лапами.
Уильям Забка (Кобра Кай) (12%, 18 Голосов)
А вот здесь все гораздо интереснее, и ветры революций доносят запахи свободы. “Кобра-Кай” ворвался в наши “хит-парады” свежим ветром, при том, что свежей, как историю так и персонажей, назвать никак нельзя. Но вот вам парадокс – забытые герои и ещё более забытые актёры умудрились вернуть к себе интерес, раскрылись иначе и блеснули новым светом. И без каких-то там гайвер-киков и трикинга.
Уильям Забка в далёкие 90-е был довольно интересным актёром класса Б, который удачно воплощал хороших парней и с блеском играл злодеев. Да и хорошие парни у него часто выходили неоднозначными, с чертовщинкой и внутренними противоречиями. Выдающейся бойцовской техникой и разнообразием он никогда не блистал, но и в конце списка тоже не плелся, учитывая какое количество деревянных звёзд тогда царило в этом жанре. Убедительный крепкий середнячок. Однако, что его заметно выделяло среди собратьев по цеху, – это броская внешность и актёрский потенциал, который было не скрыть даже так себе фильмами. Блондин с орлиным носом и яркими выразительными, немного диковатыми глазами, приковывал к себе взгляд, а его персонаж в оригинальном “Карате-пацане” 1984 года был гораздо “человечнее” постного и елейного главного героя.
В “Кобра-кай” Забка раскрывается ещё круче. Наивности сюжета не делают его героя смешным, не обесценивает его, а наоборот – заставляют зрителя сопереживать. По сути, Уильям в сериале главный герой и бурлак, который тащит на себе большинство драматических моментов.
Да и редкие, но меткие боевые сцены показывают, что порох в пороховницах у него все еще есть.
Эндрю Кодзи (Воин) (11%, 16 Голосов)
Бронза в этой номинации – что это? Дух Брюса Ли, который не теряет актуальности, или реально актёрской боевой прорыв?
Давайте разбираться. Сериал “Воин” ждали все фанаты единоборств, и главный герой, учитывая бэкграунд сериала, никак не должен был подкачать. Так подкачал ли он? Сдаётся, что нет. Многие считали, что центральный персонаж должен быть похож на Брюса Ли, а в итоге Эндрю Кодзи оказался актёром совсем другого типажа. И это хорошо. Да, местами он копирует “Маленького Дракона”: движениями, стойками или выражением лица, но это не выглядит косплеем. Персонаж Кодзи самодостаточен и это самое главное. Да, не хватает объёма и сопереживания. Частенько А Сам (так зовут героя) ходит в кадре с одинаково печальным лицом, но все же это не попытка клонировать Брюса Ли. Это герой, вплетенный в сюжет, это художественный персонаж.
Очень хочется, чтобы во втором сезоне он раскрылся еще больше, поскольку драматургия первого не всегда давала персонажу возможности прогрессировать и развиваться. В сцене, когда он заступается за героиню Джоанны Вандерхайм, мы наконец-то видим в персонаже человека, а не просто супер-бойца, который при любом удобном случае расчехляет кулаки и которого банда постоянно использует, как торпеду.
Однако, при всех оговорках, Кодзи достойно справился со своей задачей. Да и в боевых сценах фейком он тоже не выглядел, чему свидетельствует его бой с Джо Таслимом, о котором мы поговорим в следующий раз.
Лучшая актриса боевого кино 2019
Вероника Нго (Фурия) (27%, 26 Голосов)
Вероника Нго (“Мятежник”, “Однажды на Востоке”) уже ни раз доказывала нам, что может не только убедительно раскидывать врагов по углам, но и хорошо играть. Другое дело, что обычно она работала в паре с Джонни Нгуеном и потому находилась несколько на втором плане.
“Фурия” – это полноценная сольная работа как в боевом, так и в актерском плане. Сюжет фильма достаточно прост и может восприниматься как вьетнамская версия “Заложницы” или вообще “Коммандо”. Отличие лишь в том, что “Фурия” – более бюджетная и “сельско-городская” с точки зрения локаций, а в плане персонажного концепта – матриархальная, потому что женский образ централен не только в лице главной героини, но и главной злодейки. На тему “боевого матриархата” мы в свое время подробно поговорили в обзоре фильма “Злодейка”, так что, кто его не видел или уже забыл – вперёд на наш Youtube канал.
Вероника Нго играет бывшую главу преступной группировки, которая ушла на покой, живёт с дочерью в хижине у реки и работает коллектором. Однажды её дочь похищают, и она бросается в погоню, в результате чего выходит на след организации, занимающейся торговлей людьми.
Как вы видите, в плане сюжета ничего нового. Сама Нго, хоть и не очень похожа на бывшую бандитку, справляется с ролью отлично, пусть даже её основные актерские оттенки в этом фильме – это удивление, страх и гнев. Мы видим, что она действительно переживает и пойдёт до конца, чтобы спасти дочь. Несмотря на простоту повествования и сюжетные огрехи (героиню 10 раз могли просто убить, но почему-то не убили или полиция как всегда беспомощная и опаздывает) персонаж Вероники – цельный и понятный.
Визуально фильм, хоть и недорогой, но очень красивый из-за отличной операторской работы и работы со светом. Ночные сцены, когда Нго ходит по лабиринтам злачных трущоб, а лампы над ней светят то ярко-зелёным, то красным, то фиолетовым, – образцы для тех, кто хочет снять стильно, но имеет ограниченный бюджет. Обратите внимание на картинку, когда героиня стоит на фоне лестничного проёма, – кадр выстроен ювелирно и создаёт нужную атмосферу, при этом сделан весьма просто и нарочито декоративно. Или панорамные съёмки сцен в движущемся поезде – густая, какая-то мистическая сине-фиолетовая ночь и опасный свет в вагонах. Даже одежда героини всегда бросается в глаза из-за яркого цвета.
Разумеется, мы не можем не поговорить о боевых сценах, и надо сказать, что по этой части у фильма все в порядке. Несмотря на то, что новаторства тут нет, все выглядит “ритмично и профессионально” (с), операторская работа на высоте, все читаемо, и сама Вероника работает на полную катушку: контактно и мощно. Часто хрупкие девушки, уничтожающие толпы мужиков, выглядят не очень убедительно на экране, и зритель просто по привычке закрывает на это глаза, но к “Фурии” в этом плане претензий нет. Монтаж тоже не подкачал: дубли и связки сами по себе достаточно длинные, и героиня делает по несколько сложных движений за раз.
Говоря о второстепенных персонажах, хочется отметить интересного полицейского инспектора (Тхань Ньен Фан), которому можно было уделить больше экранного времени, в первую очередь боевого, ибо есть ощущение нераскрытого потенциала. Но возможно создатели решили, что он будет перетягивать одеяло на себя и поэтому ограничили его парой сцен.
Зато главная злодейка (Тхань Хоа) получилась отменной, с яркой отрицательной энергетикой, брутальной и мужиковатой, в противовес главной героине.
Таким образом, “Фурия” однозначно пополнит копилку боевиков с сильными женскими персонажами, и кажется, что у нас этот релиз прошёл скромно и недополучил внимания.
Мы восстанавливаем справедливость и Вероника Нго получает заслуженное золото в номинации “Лучшая актриса боевого кино”
Кэтрин Уинник (Викинги, Убийцы Ву) (19%, 19 Голосов)
Кэтрин Уинник можно смело записать в список людей, пришедших в кино из спорта и постепенно развивших свою актерскую карьеру до топового уровня. И мы сейчас говорим об актерской карьере без привязки к какому-либо жанру, например к экшену, потому что практика показала, что Уинник может играть в общем-то в любом кино.
Помнится, в статьях об Эми Джонстон мы часто размышляли над тем, можно ли её считать будущей звездой файтинг-боевиков с женским лицом? Аргументы были и за, и против, но в ситуации с той же Уинник это размышление может быть более уместным.
Возможностей получить серьезные проекты у нее куда больше, на экране смотрится ничем не хуже и может играть разные амплуа. Боевые навыки сомнению не подлежат.
Другой вопрос, а нужно ли ей это, ведь файтинг ниша очень узкая и всегда есть опасность быть актеромактрисой одного направления.
Сериал “Викинги” однозначно дает возможность усидеть на нескольких стульях и показывает Уинник и как бойца, и как серьезную актрису, хотя экранного времени у неё не сказать чтобы очень много. Она играет Лагерту, спутницу главного героя Рагнара (Трэвис Фиммел), – суровую воительницу, которая в основном дерется на мечах и дерется много: и один на один, и против толпы, короче говоря, на любой вкус. Но все же кажется, что в рукопашную у нее получается лучше, чем с оружием.
“Убийцы Ву” – сериал, в котором очень много персонажей, в том числе и женских, поэтому у Уинник была опасность затеряться в толпе. Но времени ей уделили достаточно и героиня вообще получилась одной из самых живых и цельных, без всей этой фантастической ерунды. И боевые сцены с ней оказались одними из самых внятных в сериале. Второе место в номинации “Лучшая актриса боевого кино 2019” и наши светлые надежды на интересные проекты Кэтрин.
Ли Щи-Ён (Сестра) (12%, 12 Голосов)
“Сестра” – это ещё одна вариация “Заложницы”, только южнокорейского разлива. Отличие лишь в том, что не мать (отец) ищет дочь, а сестра ищет сестру, но принципиальной разницы на самом деле нет, тем более для корейцев, которые в разработке темы мести и преследования во имя мести впереди планеты всей. Героиня Ли Щи-ён отсидела в тюрьме за нападение (как вы понимаете, “сильный” бэкграунд тоже обязательно присутствует, хотя сверхъестественные способности главной героини до конца не ясны) и возвращается к младшей сестре, которая затем внезапно пропадает и старшая отправляется на поиски.
В фильме есть все классические особенности, достоинства и недостатки южнокорейского кино: острая драматическая подоплека, колоритные персонажи, включая второстепенных и в особенности отрицательных, размашистые и рваные боевые сцены, слишком схематичные и в то же время наоборот сложные сюжетные схемы, которые не всегда воспринимаются с первого раза, оба женских центральных персонажа “не такие как все” (корейцы любят наделять героев маргинальностью, оторванностью от мира или гипертрофированными качествами).
Ко всему прочему создатели решили придать фильму налёт некой болезненной и трагической сексуальности – персонаж Ли Щи-ён выглядит, словно ангел мести в своём коротком кроваво-красном платье и длинным молотком в руках, а оператор часто подчёркивает все это рапидом и ракурсами снизу. При этом сама история завязана именно на тотальной порочности общества и той самой трагической сексуальности. Сюжет обнажает цепочку чудовищных событий, в которых обе героини вынуждены были существовать долгое время и выйти из этой ситуации, похоже, можно было только радикальным способом. Получилось ли у героинь это сделать? Открытость финала ставит лишь многоточие.
Боевые сцены сняты в корейской манере: много гипердинамики и резкой смены планов. И надо сказать, что корейцы, пожалуй, единственные умудряются снимать качественный экшн трясущейся камерой. Может быть они ей трясут как-то по особому?
Разумеется, в картине присутствуют много излюбленных для корейцев сцен “герой против толпы”, а вот финальный бой – это больше драматический ход, нежели полноценная боевая хореография.
Актёрские работы тоже на уровне – это всегда экзальтированные эмоции и экспрессия, при этом главная героиня работает на контрасте. Она чаще всего держит все в себе, но от этого не менее убедительна. Обратите внимание на её лицо в отражении зеркала, когда она душит в машине одного из злодеев. Её лицо кажется неподвижным словно маска, но глаза полны страдания, ненависти и отчаяния.
“Сестра” – это не самый лучший корейский боевик с женским лицом, но работа крепкая и просмотра однозначно стоит.
Ли Щи-ён в качестве боевой актрисы выглядит весьма убедительно и развиваться в этом направлении ей однозначно нужно. Бронза в нашей номинации.
А с трейлером “Викингов” ни какой ошибки нет, это трейлер того самого сериала???
Александр,
Ага. Трейлер “Викингов” актуализировали.
Данил Чупахин,
Сорян, делал поздно, уже носом клевал)