Обзор фильма «Заложник» (aka «Захват», Seized, 2020) от Сергея Волколака
Очередная коллаборация режиссера Айзека Флорентайна и экшн-актера Скотта Эдкинса разродилась новым боевичком. Думаю, многие ждали их воссоединения и последующих совместных работ. Чем эти двое заслужили большую любовь зрителей, говорить лишний раз незачем – все и так хорошо это знают. Не скрою, я тоже ждал возвращения Айзека в кресло режиссёра. Мне нравятся почти все его картины, даже те, в которых не играл Эдкинс. Последняя его работа под названием “Обет молчания” не исключение. Она смогла меня приятно удивить и Антонио Бандерас выглядит там молодчиком.
И вот, долгожданное возвращение в кинематограф состоялось, но триумфальным его точно не назовёшь. Фильм “Заложник” (так его назвали в российском релизе) получился, увы, не таким, каким ожидали увидеть его фанаты. Наверное, справедливо, что поклонники ждут от тандема Флорентайн-Эдкинс нечто особенное, помня их прошлые мега-удачные проекты. В таком положении виноваты сами режиссёр и актёр. Так бывает всегда и в большом кино тоже, когда чей-то фильм “выстреливает”, особенно если это происходит неожиданно. Если такое случается, то следующие проекты от этих людей завышают ожидания и повышают требовательность аудитории едва ли не на подсознательном уровне. Создатели сами задирают такую высокую планку качества, что зритель в большинстве своём будет недоволен, если в следующих проектах эта планка окажется ниже. Не всех удовлетворило “Близкое расстояние”, ещё меньшему количеству народа понравился “Обет молчания”. “Заложник”, судя по отзывам, пришёлся по душе лишь единицам.
Лично у меня картина сия не вызвала никакого негатива. Было приятно смотреть этот непритязательный, скромный, ни на что не претендующий фильм. Самое главное, он не был скучным, здесь нет той беспросветной унылой атмосферы, что присутствовала в недавнем “Наследии лжи”. Фильм Эда Бола – боевик серьёзный. Здесь не нашлось места даже лёгкой иронии, присущей “Коллекторам” и которая так зашла зрителю. И там она была к месту. Тут другое дело. Режиссер больше любит уклон в драму, а не в комедию.
Поэтому на первых минутах нагоняется драматизм посредством диалога отца с сыном, на фоне соответствующего музыкального сопровождения. Из их разговора мы узнаем, что у ребёнка проблемы с дисциплиной школе. Он просит отца научить его драться, а тот, наоборот, хочет втолковать отпрыску, что драка – не выход. Отсюда вытекают непонимание и обида. Кстати, если убрать музыкальное сопровождение, то этот эпизод потеряет в драматичности как минимум вдвое. Вообще закадровая музыка во всем фильме весьма хороша.
А дальше происходит, собственно, титульный “захват”. После него всё происходящее начинает слегка мне напоминать одно большое испытание из обожаемой мной серии фильмов “Пила”, и даже разговор главного героя с похитителем, который направляет и инструктирует персонажа Эдкинса – диктофонную запись с голосом Джона Крамера. Приятно было находить такие параллели. Главному герою надо выполнить три миссии (ему повезло больше, чем герою Джоны Сины, которому пришлось выполнять 12 заданий для спасения жены в фильме “12 раундов”) чтоб спасти сына, соответственно, нас ждут три экшн-сцены, а третью можно разделить на до и после пленения протагониста.
Первая сцена действия происходит в ресторане. Плюсы: динамичность, прагматичность, эффективность, техничность, планомерное, беспристрастное и максимально быстрое уничтожение цели, длинные дубли. Минусы: заруба заканчивается слишком быстро, почти полное отсутствие замедленной съёмки и интересных операторских решений, которые, как правило, имели место в прошлых работах Флорентайна, кроме того, не мешало бы добавить света. Никаких гайвер-киков и других сложных акробатических приёмов можно не ждать, всё не так красиво и стильно, зато действенно. Это не минус и не плюс, просто факт.
Вторая экшн-сцена разворачивается в ночном клубе. Здесь всё тоже самое, что было в сцене в ресторане. Местом действия третьей экшн-сцены является место вроде ранчо одного из глав картеля, где он и находится в момент нападения главного героя. Тут сразу можно выделить тот факт, что замес происходит средь бела дня, и недостатка в освещении нет. В остальном всё примерно так же. За исключением того, что главный герой ловит пулю. Самое большое разочарование постигло меня уже в самом конце, когда я понял, что по-настоящему достойного противника герой Эдкинса за весь фильм так и не встретил. Таким мог оказаться Юрайа Холл (ямайский боец MMA), но и он бесславно проигрывает особо никак не навредив здоровью героя. Очень жаль.
Играет Скотт вполне нормально для фильма такого уровня, а вот добавить глубину характера персонажа создатели забыли. Не лишне было сделать флэшбэки, чтобы показать предысторию персонажа, ведь там есть, о чем рассказать. О том, как он служил; как лишился жены. И не пару слов между делом, как это было в фильме. У Флорентайна во многих в лентах получаются неплохие злодеи. Опять же, для кино подобного уровня. В этой роли Марио Ван Пиблз смотрится нормально. Когда нужно, стимулирует главного героя на выполнение задания, как-либо напоминая о похищенном ребёнке. Кстати, мог бы дать в помощь главному герою пару-тройку своих бравых ребят, для облегчения выполнения заданий и, возможно, для лучшего контроля. А ещё любит наблюдать за действиями своего “подчинённого” от первого лица, как в шутер-игре, благодаря встроенной в бронежилет камере. Хотя сдаётся мне, что там не всегда хорошо видно происходящее, особенно когда идёт рукопашка – сплошное мельтешение. Вообще не такой уж он и злодей, как может показаться сначала, во всяком случае, слово своё держит, т. е. понятие чести для него знакомо. Даже если есть не маленький риск проиграть и лишиться своей жизни, обещание он выполнит. А без шляпы, кстати, Марио похож на Айс Ти, они как раз примерно одного возраста.
“Заложник” гораздо лучше того же “Наследия лжи”, несмотря на то, что дешевле. Понимаю, что недовольных много, но лично мне этот продукт не любить не за что. Смотрится фильм легко, на одном дыхании. Он не скучный, экшн вполне сносный в большинстве случаев. Люблю я фильмы Айзека. Все. Кроме, пожалуй, фильма “Специальное задание”, да и то преимущественно из-за полумёртвого ЖКВД.
Сергей Волколак
Специально для Fight-Films.info