Обзор на фильм «Избави нас от лукавого» (Deliver Us from Evil, 2020) от Юрия Дудина
Пока китайцы пытаются равняться на Голливуд, снимают “уся-шки” на фоне зелёных фонов, путаясь в каскадёрских тросах, штампуют второсортных “Ип Манов” (без Донни Йена) и “Вон Фей Хунов” по наработанным лекалам, при этом не привнося ничего нового; пока Джеки Чан отдыхает от авторского творчества и светит лицом в дорогих, но при этом халтурных проектах; пока фильмы с Донни Йеном выходят только раз в год-два; пока Джет Ли и Саммо Хун отошли от главных ролей; пока индонезийцы снимают хороший экшн, но с третьесортным содержанием…
В это же время корейцы с Юга снимают первосортное кино во всех жанрах. И им удаётся практически всё: будь-то драма, шпионский или криминальный триллер, комедия или зомби хоррор. А в 2019 и вовсе взяли Оскар за лучший фильм (“Паразиты”), являясь при этом первыми в истории, кто получил эту награду в качестве иностранного претендента. Американцы и индусы уже во всю снимают ремейки на их фильмы. Ну и любителей боевиков корейцы не забывают радовать, периодически выдавая если не шедевры, то крепкие проекты для поклонников жанра. Короче, Южная Корея на данный момент является единственной азиатской страной, которая ещё способна снимать хорошее оригинальное кино, не особо оглядываясь на Голливуд, в том числе и по части экшена. Вот о таком фильме и пойдёт речь.
Сюжет: бывший секретный оперативник южнокорейских спецслужб Ин-нам уже 9 лет работает наёмным убийцей. После выполнения последнего задания – убийства главы клана якудза – он собирается навсегда уехать в Панаму, но внезапно узнаёт, что его бывшую девушку убили. Также выясняется, что у той была маленькая дочь, которую незадолго до этого похитила собственная няня. Задействовав все свои связи, Ин-нам пускается на поиски ребёнка, а в это время на него самого открывает охоту известный своей жестокостью киллер, который жаждет отомстить за смерть брата – того самого якудза.
Читая синопсис, может посетить мысль: а что тут нового? Опять бывший агент спецслужб или киллер, а в данном случае – два в одном; опять убийство близкого главному герою человека и ребёнок, которого нужно спасать от бандитов разных мастей в качестве мотивации к действию. Да, звучит очень банально и нового здесь ничего нет. НО! Но если только за реализацию таких тривиальных сюжетов не берутся корейцы, которые обладают своим уникальным кино-языком, способные всегда привнести что-то новое в хорошо не забытое старое. Главное достоинство корейцев, как кинематографистов, на мой взгляд, – это потрясающее умение держать гармоничный баланс настроений и жанров в одном фильме. Они всегда знают, как разбавить своё блюдо, чтобы оно не казалось пресным, и в тоже время не было никакого пересола. Их кино высокого качества, как по форме, так и по содержанию. Нет очевидно слабых аспектов, как в кинематографе других азиатских стран. За один фильм вы можете ощутить целую гамму чувств и настроений, посмотрев драму, комедию и боевик одновременно. Самый яркий и знаменитый пример подобному сочетанию – те же “Паразиты”.
Что касается конкретно “Избави нас от лукавого”, то это, в первую очередь, криминальный боевик и драма. Но даже тут нашлось место для юмора, за счёт привнесения в сюжет оч-чень не стандартного помощника главного героя в лице… Ладно, без спойлеров. Мало ли кто ещё не смотрел. Вот это хороший пример того, как авторы не пытаются рассмешить зрителя, а это происходит само собой за счёт проработанности персонажа и его контраста с главным героем, с которым у него нет ничего общего. В итоге, между героями выстраиваются нормальные человеческие взаимоотношения.
Данный фильм является второй режиссёрской работой Хон Вон-чхана (первым был “Офис” 2015 года, номинированный на “Золотую камеру” – награду за режиссерский дебют), и 6-ая работа в качестве сценариста (“Преследователь”, “Жёлтое море”, “Я – убийца” и т.д.).
Итак, чего же ещё хорошего в “Избави нас от лукавого”? Главную роль играет уже ветеран корейского кино Хван Джон-мин (“Новый мир”, “Горечь и сладость”, “Шири”, “Вопль”), а роль брата якудзы, не менее известный Ли Джон-джэ (“Новый мир”, “Убийство”, “Читающий лица”). Наличие в фильме таких актёров – уже половина успеха. В фильме так же присутствует их интересное противостояние – двух профессионалов своего дела, а Ли Джон-джэ можно назвать одним из самых запоминающихся злодеев в корейском кино. Такого брутального и безбашенного персонажа ещё поискать. Персонажи приковывают к себе внимание, за ними интересно наблюдать, а главный герой, как и полагается в хорошем кино, проходит глубокую внутреннюю трансформацию и, выбирает правильный путь, решив протянуть руку помощи бывшей невесте, у которой похитили маленькую дочь. Отчаянное желание искупить свою вину за прошлые грехи, буквально на глазах трансформирует его, превращая бесчувственную машину для убийств в живого человека со своими слабостями и страхами. Стоит отметить великолепную игру каждого персонажа. Так что, кто соскучился по хорошей игре – вам сюда! Игру корейских актёров всегда интересно наблюдать. Корейцы не играют, они проживают свои роли! А это очень большая разница.
Стиль повествования у фильма умеренный и атмосферный. У меня ни разу не возникло чувства тоски, потому что тут нет лишних сцен. Каждый аспект фильма хорошо дополняет друг друга, и в итоге получается целостная картина.
Ну и как же без экшена?
Экшн тут довольно разнообразный, продуманный и жёсткий – это настоящий балет. Его тут немного и не мало. Его ровно столько, сколько нужно, и это тот случай, когда можно сказать, что экшн является лишь приятным бонусом, а не главным достоинством всего фильма, как в “Ночь идёт за нами” или “Тайлер Рейк: операция по спасению”. По стилю экшн больше всего напоминает “Джона Уика”. Есть драки один на один, один против толпы, подобие “ган-каты”, массовые перестрелки с погонями и взрывами. Всего понемногу, что, в общем, глаз радует.
К “Избави нас от лукавого” не хочется придираться, да и на фоне катастрофически провальных “Авангарда” и “Заложника” вовсе можно назвать неоспоримым шедевром, одним из лучших азиатских боевиков года. А то и лучшим. Ведь “хороший боевик” – это не только хороший экшн. Это сочетание всех основных аспектов. Таких, как: сюжет, диалоги, экшн, операторская работа и монтаж, актёрская игра. А в данном фильме всё это есть.
Но небольшое предостережение – не стоит вестись на восторги автора обзора. Я рекомендую ничего не ждать от фильма, иначе есть шанс разочароваться, так как принципиально нового и сверхъестественного здесь мало что увидите. Если вам нравятся такие фильмы как “Человек из ниоткуда” и “Человек, который плакал” того же режиссёра, то стоит посмотреть и “Избави нас от лукавого”.
Юрий Дудин
Специально для Fight-Films.info
По мне так это скорее криминальный триллер с элементами боевика, нежели полноценный боевик.
VKontakteUser34,
Полноценным боевиком его автор и не называл. Это криминальный боевик с элементом жизненного юмора.
А что тут от триллера? Напряжённость повествования?