Обзор на фильм «Контракты» (Contracts, 2020) от Сергея Волколака
Если верить источникам, “Контракты” – чистой воды какскадерский фильм. И это, кстати, заметно. “Человеком-оркестром” здесь выступил Алекс Чунг. Он и режиссер, и актёр, и монтажёр, и сценарист, и каскадер, и чёрт знает, кто ещё. Этот пострел везде поспел, нужно отдать ему должное. А если кино ещё и независимое, то это означает копеечный бюджет и минимальная, а часто и вовсе отсутствующая рекламная кампания. Также не стоит ждать какого-то размаха и звездных актёров. Проще говоря, скромность во всём, кроме, пожалуй, воображения авторов. Другое дело, смогут ли они воплотить в жизнь в своём творении всё что понапридумывают, и если смогут, тот как это будет выглядеть: хорошо или плохо? Шанс на хорошее качество продукта выше, если создатели такого кино не связываются с фантастикой.
Если фильм снимается лишь профессиональными каскадёрами, то сразу становится ясно, – что от него ожидать. Понятно, что основной упор, как и в этом случае, будет сделан на постановку трюков и рукопашных схваток. Внимание сценам действия уделено максимальное, чего не скажешь обо всех остальных составляющих фильма. Оно и понятно, – не стоит ждать, требовать и надеяться на то, что каскадер напишет сильный и интересный сценарий, сыграет, как настоящий актёр и т.д. и т. п. Эти ребята делают то, что у них получается лучше всего. В этом фильме плохо всё, кроме экшна. Первый же эпизод, где происходит сразу три рукопашных поединка одновременно в разных локациях, вызывает восхищение и настраивает на определенный лад. Техника, динамика, четкость и отточенность движений, контакт (если и есть где-то в картине бесконтакт, то я его не заметил и не почувствовал, и это хорошо), жесткость. Хорошие освещение, съёмка, монтаж. Придраться не к чему, всё очень круто.
Правда непонятно, кто все эти люди, участвующие в поединках и каковы их мотивы, ведь мы их видим в первый раз и ничего о них не знаем. Не знаем даже, говоря простым языком, кто из них плохой, а кто хороший. Естественно, у нас есть три победителя, но радоваться за их победу или ненавидеть – невозможно. Эмоциональной отдачи абсолютно никакой, зато бои зрелищные. Вот так и оцениваем какскадерское кино… Вот следующая по порядку экшн сцена на крыше, где какой-то тип, абсолютно весь облаченный в черный костюм (даже глаз не видно), пытается убить снайпершу, которую мы также видим впервые и не можем понять, кто она. Выглядит уже как-то неловко. Но это не потому, что её плохо поставили или сняли, а потому что чувак в таком костюме выглядит несерьёзно и как-то по-детски, да ещё хватает сноровки от пуль уворачиваться, одновременно приближаясь к жертве, что также в антураже фильма смотрится чуждо. Понимаю, что костюм нужен для сохранения интриги, чтобы раньше времени не раскрылся важный поворот, но всё же, нужно было это обыграть по-другому, да и вообще полностью переделать эпизод.
Изначально (по информации с данного сайта) планировалось сделать короткометражный фильм, но потом тот перерос в полный метр. И всё же он очень короток, его хронометраж составляет скромные 1 час 13 минут. Полнометражки короче этой мне ещё не доводилось встречать. Видимо, дотянуть его до стандартных полутора часов создатели не смогли. Но это и к лучшему, так как мордобития там и так в полном достатке, а вот статичные сцены весьма и весьма унылы. История вторична, хотя меня это и не смущает. Сценария, как будто бы вовсе нет. То же самое относится к актерской игре, а еще никакая режиссура, плоские персонажи, никчёмные диалоги и, как уже было сказано, общая унылость. Всё это больше похоже на некий шоурил.
Фильму очень не хватает какой-то художественности, нерва, стиля, чтобы бодро смотрелись не только драки, но и все остальное. Вот и получается, что лента идёт волнообразно, в статичных сценах проседает и рассеивает внимание зрителя, а когда начинается махач, то смотрится на одном дыхании. Но и то, не всякому зрителю, даже любящему мордобой, будет интересно, так как нет эмоциональной привязанности к героям. За них не хочется “болеть”, а врагам не особо желаешь поражения. Это большой минус, ведь и так классно сделанные драки могли бы заиграть яркими красками, и тем самым стать ещё лучше.
Возвращаясь к экшну, стоит сказать, что тут есть проблемы в тех моментах, где у врагов имеется огнестрельное оружие. Противники, вместо того, что бы его применить, зачем-то сближаются со своей целью, из-за чего теряют своё преимущество и, считай, добровольно отдают себя в руки победителю. К сожалению, это стало уже нездоровым клише, ибо зачастую приходится наблюдать подобные сцены в экшн-фильмах, и чувствую, так будет и дальше. Ещё к минусам можно отнести резкий монтаж в переходах между схватками, когда герой нейтрализует одного противника в одной локации и попадает в другую, чтоб устранить следующего. То есть, одна локация – один соперник, склейка, новая локация – новый соперник. Момент перехода от одного месторасположения до другого остаётся за кадром, но это чистая вкусовщина. Также вызвали некий диссонанс (и это тоже клише, только очень старое) и ранения без последствий для героя Алекса Чунга. Глубокое ножевое ранение бедра и пойманная животом пуля не только не выводят его из боевого состояния, но и, например, в финальной битве вообще не сказываются негативно. Если сначала он выраженно хромает при ходьбе и ощущает боль, судя по выражению лица, то дальше, всё как будто бы проходит. При ходьбе он хромает, но когда нужно драться, он в полном здравии, его тело и конечности полноценно функционируют.
Финальный бой – двое против одного – это просто загляденье и сделано оно в лучших индонезийских традициях. Он очень длительный, жестокий и кровавый, динамичный и бескомпромиссный. Преувеличенная стойкость к повреждениям и сверхвыносливость тоже имеют место быть. Интересно, что посмотрев фильм во второй раз, я получил больше удовольствия и решил добавить себе в коллекцию, хотя после первого просмотра не хотел этого делать. Всё же мочилово здесь классное. Но надо понимать, что это каскадерский и независимый фильм, и оценивать его надо соответственно. Но опять же, если бы лента осталось короткометражной, то, возможно, так было бы даже лучше для неё самой.
Справился ли Алекс Чунг со всеми своими задачами? Частично, да. Но вот режиссура и сценарий оставляют желать лучшего. Я хотя и ставлю его фильму зачёт, но хочу пожелать, чтобы Алекс пока что набивал руку на коротком метре. А когда у него будет больше опыта и знаний, – пробует снимать большое кино. И если хочет играть главные роли, полезно будет подтянуть актерскую игру. Хоть это и не главное, но лишним точно не будет.
Сергей Волколак
Специально для Fight-Films.info