Обзор фильма «Падение замка» (Castlle Falls, 2021) от Юрия Дудина
Не успел отгреметь довольно-таки неплохой “Один выстрел” со Скоттом Эдкинсом, как вышел ещё один фильм с самым трудолюбивым актёром боевиков современности. Итак, “Падение замка”.
СИНОПСИС
После десятилетий забвения больница Касл-Хайтс – символ сегрегированного прошлого города, была заряжена динамитом и готова к сносу. Но никто не знает, что лидер банды, находящийся в тюрьме, спрятал в заброшенном здании 3 миллиона долларов наличными, которые он украл у своих соперников. Теперь деньги нужны трём отчаявшимся сторонам: бывший боец (Эдкинс), который находит их, работая в составе бригады по подрыву; тюремный охранник (Лундгрен), готовый на всё, чтобы заплатить за лечение своей дочери от рака; безжалостная банда, претендующая на звание полноправных владельцев денег. Установлены заряды для сноса, все убираются прочь, и “Замок” должен упасть через 90 минут. Часы тикают. Кто найдет деньги и выберутся ли они живыми?
ОБЗОР
“Падение замка” – это седьмая по счёту работа Дольфа Лундгрена в качестве режиссёра и четвертая, где компанию иконе жанра боевиков 90х составляет современная икона жанра Скотт Эдкинс.
Так получилось что в этом году вышли уже два фильма в стиле первого “Крепкого орешка”, где основной локацией для событий становится многоэтажное здание. А “Падение замка” является третьим. И если индийский “Санак” с Видьютом Джамвалом и малазийский “Джей 2: Возмездие” выглядят как полноценные блокбастеры своих стран, то, “Падение замка” выглядит так, как будто актёры его снимали на свои деньги на спор: снимут ли они его за неделю? При чём, сьёмку и монтаж делали с помощью своих телефонов, в суматохе забыв про цветокоррекцию. Ну да ладно… Я немного утрирую.
Но поклонники Скотта Эдкинса уже наверное привыкли видеть лучшего современного актёра боевиков в дешёвых фильмах, которые снимают под два-три в год. Собственно, этот момент и является секретом продуктивности Скотта – он снимается абсолютно везде, где можно и где нельзя. Тем не менее, у него между проходным кино-продуктом стабильно выходят неплохие фильмы категории “Б”, а поклонники Эдкинса несмотря ни на что, ждут выхода его фильмов, какими бы они дешёвыми и сердитыми не были.
Чем же Скотт подкупает? Дело в том, что Эдкинс, в независимости от бюджета фильма, всегда привносит в фильм хорошую актёрскую игру, и, очевидно, получает массу удовольствия от процесса, а не просто зарабатывает как Брюс Уиллис в последние 10 лет. А про отличную физическую подготовку Скотта даже и говорить не нужно – это как бы по умолчанию его главное качество, как актёра боевиков. В этом аспекте он вначале карьеры отодвинул большинство американских экшен-звёзд прошлого вниз пьедестала. Эдкинс представляет собой идеальный баланс между боевыми навыками и актёрской игрой. За этими двумя составляющими всегда интересно наблюдать.
В данном случае, “Падение замка” является, на мой взгляд, одной из самых интересных актёрских работ британца. Он играет ни зека, ни копа, ни неуязвимого агента спецслужб или бывшего морского котика, ни наёмного убийцу, а простого парня – бойца ММА с не самой успешной карьерой, пытающегося вылезти из плачевного финансового положения. Скотт привнёс в этого персонажа все необходимые качества: простоту, человечность, отсутствие понтов, пафоса и немного юмора. В общем, всё то, за что можно персонажу сопереживать и симпатизировать.
Тоже самое можно сказать и о персонаже Дольфа Лундгрена – он, будучи простым охранником в тюрьме, наделён естественными человеческими качествами и делает всё возможное, чтобы спасти больную дочь. Тем кому надоели бесконечные воры, преступники, киллеры и подонки в качестве главных героев, эти двое придутся по душе.
ЭКШН
Это далеко не лучшая работа тандема Скотта Эдкинса и постановщика боев Тима Мана в плане боевой хореографии. Но экшн мне всё же понравился. Бои тут являются приближеными к реальности, без всяких “бойкавских” фишек и операторских изысков, что для этого фильма – идеальное решение. От визуальных понтов этот фильм выглядел бы чуть более нелепо, а так, всё получилось натуральным: от героев до боевых сцен. От первой экшн-сцены до основного действия в “Замке” пройдёт много времени, но в данном случае это не недостаток, так как сюжет развивается довольно интересно, хоть и неспешно. И у фильма нет задачи удержать внимание зрителя за счёт надуманных и неуместных драк а-ля “просто пристали в баре”, “на неизвестную девушку в переулке напали бандиты, надо спасти”. История в фильме стоит на первом месте и экшн имеет смысл, где боевые навыки удачно вплетаются в историю, а не история является для них оправданием. Вот это и есть сценарная компетенция. Очень хороший баланс.
РЕЗЮМЕ
Принимая во внимание бюджетные ограничения и обстоятельства пандемии, полученный результат я считаю удовлетворительным. В фильме есть какая-то ламповость, олдскульность, когда два разных героя вынуждены обьединиться в противостоянии с третьей стороной. Оба героя вызывают симпатию своей правдоподобностью и герой Эдкинса выглядит уязвимым не только в боевом плане но и в человеческом, как и герой Дольфа. А постоянно тикающий таймер на заряженном динамитом здании создаёт определённую долю саспенса, что добавляет остроты при просмотре. Чего не хватает в других “крепких орешках” этого года. В боевике хорошо уравновешивается действие и драма. Для любого фильма концовка является довольно весомым фактором послевкусия, так, в данном случае, это послевкусие правильное и приятное, хоть и немного грустное.
Хотя в этом фильме нет такого юмора и химии между персонажами, как, например, в “Коллекторах” Джесси Джонсона, всё же приятно видеть, как эти две легенды боевого цеха работают вместе и используют сильные стороны друг друга. Они оба хорошо справляются со своей работой по отдельности и вместе, демонстрируя свои актерские способности и навыки экшн-героев. При хорошем бюджете и больших возможностях, “Падение замка” мог бы стать шедевром жанра, но к сожалению, фильм напоминает просто очень хороший превиз, демо-версию. Это кино можно охарактеризовать как маленький фильм с большим сердцем.
Лично для меня это один из лучших фильмов Эдкинса и Лундгрена, и один из лучших в этом году, несмотря на недостатки. Это тот случай, когда не хочется обращать на них внимания. А в конкурсе “крепких орешков” 2021 года, для меня тоже лучший, хоть и “Санак” и “Джей 2” по техническим качествам на несколько голов выше. Но зато в них отсутствует ламповость “Падения замка” и они чрезвычайно затянуты в хронометраже, что непозволительно для таких незамысловатых сюжетов.
Ну уж Скотт Адкинс актер еще тот. Но в целом согласен. Магия его фильмов очень похожа на магию фильмов Стивена Сигала. У последнего точно знаешь, что будет очередное гавно с жирным Сигалом, дешевыми перестрелками, убогими драками, но все равно же смотрим.