Подведение итогов боевого кино 2021: Лучший боевик и Лучший азиатский боевик
На календаре – 19 февраля, а значит, пора начинать рассматривать победителей в различных номинациях в рамках нашего проекта по подведению итогов боевого кино за 2021 год. Начнем с лучших боевиков.
Лучший боевик 2021
Не сказать, что для классического западного боевика год выдался богатым на хорошие картины. То есть, экшен-фильмов за ушедший год вышло довольно много, но их качество оставляет желать лучшего. Интересно, что один из главных, как нам казалось, лидеров – последний для Дэниела Крэйга фильм о Джеймсе Бонде, не попал даже в тройку лучших. И снова… с первым местом у нас сомнений не было никаких.
Никто (реж. Илья Найшулер) (26%, 42 голоса)
Боевик “Никто” нашего соотечественника Ильи Найшулера с одной стороны кажется не совсем на своем месте с “золотой” медалью в нашем проекте. Посудите сами: до оскомины затертая тема о боевом пенсионере, в главной роли – почти шестидесятилетний старикан, ранее не замеченный в боевиках, а за режиссерским штурвалом – молодой российский клипмейкер, который ранее отметился лишь любопытным, но не более того боевиком “Хардкор”.
Но если посмотреть чуть шире, можно заметить, что снова и снова в наших голосованиях первые места занимают фильмы, где за экшен-составляющую отвечают любящие эту сферу люди и хорошо в ней разбирающиеся. А уж имена Дэвида Литча (режиссер первого “Джона Уика” и “Взрывной блондинки”) в качестве продюсера и Дерека Колстада (сценарист франшизы “Джон Уик”) в качестве сценариста картины совершенно точно должны были добавить уверенности в том, что “Никто” не окажется обычным проходным боевиком. И он таким не оказался.
Да, фильм Ильи действительно стилистически очень похож на “Джона Уика”, но некоторой самобытности ему добавляет Боб Оденкёрк. Он, будучи актером драматическим и комедийным, смотрится в мрачном, почти нуарном боевике абсолютно логично, ведь его герой давно отошел от “дел”, но вместе с этим он потерял интерес к жизни, исчез тот “огонек”, и случайная нелепость, которая сводит его с русской мафией, разжигает этот фитиль до полыхающего пламени. И за этой трансформацией интересно наблюдать. Чего, к сожалению, не скажешь о герое Алексея Серебрякова, который, несмотря на совершенно потрясающее первое появление в кадре, так и остался типичным русским бандитом без кукухи, с явным оттенком той самой клюквы на причинных местах.
Сцен действия в фильме немного, но они грамотно расположены по хронометражу и заскучать попросту не успеваешь. Ну а уж сцену рукопашной схватки Оденкёрка с гопотой в автобусе не отметил только ленивый. Экшеном в “Никто” занимались ребята из команды 87Eleven, а за физические нагрузки и тренировки Боба отвечал сам Дэниел Бернхард, который вместе с Кирком Дженкинсом поставили изумительную в своем нерве и жестокости схватку, где Боб Оденкёрк на 90% сделал все самостоятельно.
С погонями и перестрелками тут тоже полный порядок. А еще совершенно прекрасное расширенное камэо старенького Кристофера Ллойда не могло, как говорят, не попасть в самое сердечко!
“Никто” – кино не идеальное и во многом вторичное, но совершенно точно, что оно сделано с душой. Поэтому и получилось таким задорным, где-то хулиганским, но хорошим и не глупым боевиком. И количество голосов это лишь подтверждает.
Гнев человеческий (реж. Гай Ричи) (17%, 27 голосов)
Спор о том, является ли “Гнев человеческий” полноценным боевиком или это, все же, криминальная драма, которыми одно время славился Гай Ричи, – предлагаем оставить за скобками. Ну… Или можете спорить об этом дальше в комментариях под этим материалом.
Факт налицо – количество голосовавших за этот фильм людей довели его до второй строчки нашего пьедестала. А значит, по умолчанию назовем “Гнев человеческий” боевиком и пойдем дальше.
Да, заметно постаревший Джейсон Стэйтем не раскидывает разномастных злодеев налево и направо с помощью бросков и ударов руками-ногами. Фактически – это уже не тот герой боевиков, которым британец был во времена “Перевозчиков”, “Адреналина” или “Паркера”. Можно сказать, что Джейсон несколько сменил амплуа и даже “заматерел”, несмотря на откровенно дурацкие кривляния в последних “Форсажах”. И в фильме Ричи это самое новое амплуа полностью оправдано сюжетно и влияет на настроение зрителя.
Как часто водится в фильмах Гая, “Гнев человеческий” – это крайне запутанная история, в основе которой лежат излюбленные режиссером технические приемы, вроде флешбеков, различных временных отрезков повествования или истории, рассказанной наоборот. В итоге, перед нами предстает интересно снятая детективная драма о мести за убитого сына.
В фильме действительно мало сцен действия. Фактически – две, если не обращать внимания на мелкие стычки. Но зато последние полчаса превращают пусть и напряженную, но драму, в самый что ни на есть крутой боевик. Финальная перестрелка действительно здорово снята и смонтирована, в ней имеется и нерв и драматургия. За некоторых героев даже удается по-настоящему переживать. И эта сцена не отпускает даже тогда, когда смолкают звуки выстрела. Настолько она пропитана саспенсом и интригой.
Еще приятно видеть в кадре хороших актеров, вроде Скотта Иствуда, Джоша Хартнетта или, казалось бы, давно забытого Джеффри Донована. Каждый из них отдает себя этому кино полностью, хотя события вращаются, конечно же, вокруг Джейсона, который, не балуя зрителей эмоциями в кадре, запросто передает нужные переживания.
В общем, “Гнев человеческий” – это хорошее кино от культового режиссера, которое вернуло Стэйтема к полноценно главной роли в боевике. Да, все-таки в боевике! Иначе как объяснить серебро в этой номинации?
Один выстрел (реж. Джеймс Нанн) (13%, 21 голос)
Тут прямо сходу можно поздравить Скотта Эдкинса с юбилейным – пятым попаданием в тройку лидеров в этой номинации! То есть, пять лет подряд за боевики с британцем голосуют также стабильно, как и за королеву Елизавету II.
Но давайте абстрагируемся от привычных картин Эдкинса, ведь перед нами, на минуточку, художественный фильм, полностью снятый с эффектом однокадровой съемки! Так решил режиссер боевика Джемс Нанн и, по всей видимости, продюсеры. Пошло ли это на пользу фильму? И да и нет.
С одной стороны, такая техническая фишка действительно необычна и призвана сохранять максимальный интерес зрителя у экрана, но с другой – накладывает некие обязательства и на повествовательный процесс и, что нас-то как раз и волнует, – на сцены действия.
Спорить с тем, что Эдкинс выглядит в “Одном выстреле” максимально “своим” не имеет смысла. Это действительн удачная для британца роль во многих смыслах. Но все же, мы любим, когда Скотт в кадре дерется, а не стреляет из автомата или стелсом выводит злодеев по одному. В рамках заданного вектора картины помахать ногами нашему любимому Бойке не дадут, т.к. здесь это попросту неуместно. Постановщик хореографии Тим Ман постарался продемонстрировать зрителю более реалистичный, армейский бой в тех редких моментах, когда главный герой может себе позволить не “шмалять” из огнестрела. И снова: с одной стороны, съемка яростного боя со здоровяком Ли Чарльзом была достаточно короткой, чтобы оправдать “единый кадр”; и с другой стороны – финальный бой против главного злодея в исполнении экс-чемпиона по кикбоксингу Джесса Лиодина уже не казался напряженным, поскольку Ганну надо было дальше рассказывать историю, а кадр, как мы помним, в этом кино “не прерывается”.
В итоге, “Один выстрел” – это как минимум интересный проект, как минимум неплохой стрелковый боевик и как минимум – шаг вперед для погрязшего в странных фильмах непонятной категории Скотта Эдкинса. Он здесь и играет хорошо, и органично смотрится в драматических сценах. Иметь такое кино в портфолио на порядок лучше, чем какой-нибудь “Заложник” или “Наследие лжи”.
Лучший азиатский боевик 2021
Китай, Индия, Япония, Малайзия, Южная Корея и даже наши соседи Казахстан были предложены в данной номинации, но все понимали, что по-настоящему ждали лишь один азиатский боевик 2021 года…
Перекрестный огонь (реж. Бенни Чан) (37%, 46 голосов)
Начнем с того, что “Перекрестный огонь” стал последним фильмом в фильмографии весьма себе культового гонконгского режиссера Бенни Чана, который скончался от рака носоглотки сразу после активных съемок фильма, толком не приступив к монтажу материала. На себя эту роль взяли координатор каскадеров Кэндзи Танигаки и сам Донни Йен, для которого, по сути, этот фильм тоже стал своеобразной лебединой песней. И вот как нам кажется, – почему.
Дело в том, что фактически – Йен остался последним из тех самых “могикан”, на которых держался тот самый уровень качества китайского боевого кино. Но Донни уже почти шестьдесят, поэтому проекты по типу его фирменных городских боевиков а-ля “Горячая точка” (2007) или “Особая личность” (2013) могут в принципе оказаться для актера последними в смысле физической и актерской формы.
Посудите сами: что мы видим в “Перекрестном огне”? Как молодящийся 56-летний Йен, с лица которого ссыпается тоналка и грим, вновь играет идеального героя без страха и упрека, рвущегося в бой первым даже при наличии дома беременной жены. А еще он не пьет, не ест жирную пищу и с сюжетной сигаретой разве что может только постоять рядом, куда уж тут до принятия сложных моральных и этических решений? Да, китайская цензура! Да, так любил снимать покойный Бенни! Но что он дает зрителю? На Йена с тяжелой мыслью в висках смотреть скучно, чем кстати, и пользуется Николас Це, который начисто переигрывает старшего товарища и крадет каждый кадр своим притягательно-злодейским обаянием, мотивацией, энергетикой.
Ладно, оставим рассуждения о персонажах. Нас интересует экшен. Его здесь совсем немного, больше времени режиссер сосредотачивается на страданиях героев и выжимании эмоций посредством долгих драматических сцен. Зато, когда, наконец-то в дело вступает балет пуль, видно, что Чан вдохновлялся “Схваткой” (1995) режиссера Майкла Манна – перестрелки вначале и в конце фильма смело на это намекают. Есть в фильме пара добротно снятых погонь и щепотка рукопашных сцен, венцом которых стала разборка Йена и Це в заброшенной церкви.
Бой яростный, крутой и жестокий, но от опытного глаза не ускользнет отсутствие некоторого огонька у Йена, замыленные кадры знакомых нам ударов, все эти MMA-перекаты и броски могут показаться вторичными, а самым интересным в этом сражении снова будет выглядеть… Николас Це, которому, оказывается, и в боевом плане есть, что показать. 41-летний певец и актер давно раскрыл свой драматический потенциал, и мы успели забыть о том, что вначале карьеры Це вполне подавал надежды и как герой рукопашных боевиков.
Фильм очень ждали, поэтому наличие его на первой строчке в данной номинации – дело решенное. В сегменте китайских боевиков за прошлый год он точно лучший. Но нам он показался слегка искусственным и натужным, как грим на лице Донни Йена, которому после всех этих “Ип Манов” и “Перекрестных огней” непонятно, где теперь сниматься, чтобы быть интересным поклонникам боевого кино.
Псих (реж. Канишк Варма) (14%, 17 голосов)
Боевик из Болливуда в тройке лидеров? Опять? Да, опять! Ведь это снова тандем талантливого мастера боевых искусств и актера Видьюта Джамвала и постановщика боевой хореографии и каскадерских трюков Энди Лонга (Андреас Нгуйен), совместная работа которых уже несколько раз была призвана доказать то, что они вполне могут “оседлать” этот жанр с индийской стороны.
В остальном же, перед нами очередная парафраз “Крепкого орешка” и бесконечных его сюжетных и концептуальных клонов. Главный герой находится в закрытом помещении с целым отрядом террористов, любимым человеком в заложниках и парочкой нелепых помощников, отвечающих, в основном, за юмор.
В отличие от “Перекрестного огня”, болливудский “Псих” наполнен сценами действия по самое не балуйся. И хотя индусы все еще зациклены на рапидных драматических сценах (хотя, до слезовыжимания от Бенни Чана им как до Китая…), в фильме минимум разговоров и максимум – экшена. Разумеется, тут много стреляют, но фильмы с Видьютом Джамвалом мы смотрим не из-за перестрелок, а из-за ураганных и здорово снятых сцен рукопашного боя.
Многие в нашей группе или на сайте любят побухтеть о том, что никто ныне не снимает так, как классики гонконгского кино 80х. Но вот же оно! Смотря на то, как Джамвал раскидывает техничных соперников с помощью всевозможных подручных средств, в памяти всплывают лучшие хиты Джеки Чана, Саммо Хуна или Юэня Бяо.
Да, сам фильм оказался слабее того же третьего “Коммандо” концептуально и сюжетно, но такие рукопашные боевики, как “Псих” пропускать не стоит! И серебряная медаль тому подтверждение!
Фэйбл 2: Убийца, который не убивает (реж. Кан Эгути) (10%, 13 голосов)
Японский фильм – не частый гость в этой номинации. Последний раз в тройку лидеров попадал Так Сакагути с его “Перерождением”. Но, кажется, страна Восходящего Солнца все еще может приятно удивить нашего брата.
“Убийца, который не убивает” – это сиквел комедийного боевика о лучшем из ныне живущих киллере, которому приходится осесть в маленьком городке, не высовываться и никого не убивать! При этом, у самого Фэйбла врагов хоть отбавляй.
Как и в первой части, в сиквеле присутствует странноватый японский юмор, детективная линия, пару крупных экшен-сцен и, что приятно, развитие мотиваций персонажей. Снова главную роль играет харизматичный Дзюнъити Окада, который также выступил во второй части и координатором трюков.
Вообще интересно, как Окада, будучи изначально музыкантом, танцором и актером озвучания постепенно превращается в нового экшен-героя японского кино. Это не на пустом месте, ведь Дзюнъити достаточно давно практикует различные боевые искусства.
И снова, “Фэйбл 2” не напичкан сценами действия под завязку, а напоминает скорее “Гнев человеческий” или “Перекрестный огонь” в плане количества, расположения и, слава всевышнему, качества экшена. За это фильм и завершает тройку лидеров в данной номинации. А если вы вдруг по каким-то причинам были не среди голосовавших за это кино людей и фильм не смотрели, можете ознакомиться с подробным обзором дилогии от нашего колумниста Юрия Дудина.
Кстати, я бы был благодарен, если бы в обзорах результатов стояли ссылки на соответствующие голосования. Удобно было бы, потому что кто-кто, а я точно глядя в результаты, всегда хочу ещё раз глянуть на претендентов и то, как распределились голоса, в том числе за пределами победителей. Думаю, я не один такой.
Wave,
Вставил гиперссылками на заголовки Лучший боевик 2021 и Лучший азиатский боевик 2021
Согласен, Донни просто не хочет уходить, на его место в фильме бы мог спокойно пойди Энди Он или Льюис Тан, там и возраст и энергия – все было бы гораздо убедительней
Посмотрел «Лучшие в аду». Русский фильм про нынешнюю войну.
Если оставить в стороне идеологическую составляющую (а она, кстати, на удивление хороша — обе стороны показаны абсолютно одинаково, «с той стороны не просто такие же, как мы, с той стороны мы и есть»), то по экшну это самый крутой и охуенный непрекращающийся военный экшн, что я вообще видел в фильме. Буквально аналог (только масштабней) первого «Рейда» от мира перестрелок и взрывов.