Подведение итогов боевого кино 2022: Спортивная драма и Исторический, фэнтези или уся-фильм
Зима подошла к своему логичному завершению, а мы, что тоже логично, открываем блок публикаций с аналитикой победивших номинантов в рамках подведения итогов боевого кино за 2022 год.
Спортивная драма 2022
Прошлый год принес для российских поклонников боевой драмы весьма много любопытных проектов не только из Азии и Запада, но и из родной России. Правда, на нашем сайте данный жанр продолжает пользоваться слабой популярностью, что выражается скупым голосованием в этой номинации. Меж тем, чуть ли не каждый из номинантов стоит потраченного времени, и уж тем более внимания заслуживают наши победители.
Лигр (реж. Пури Джаганнатх) (18%, 9 голосов)
Для тех, кто вместе с нами подводит итоги боевого кино, призовое место фильма из Болливуда – не новость. В том числе и в номинации “спортивная драма”: второе место в 2017 году занял “Дангал” с Амиром Кханом в главной роли, а в 2019 году “бронзу” взяла зрелищная борцовско-боксерская драма “Рестлер”.
“Лигр” – это история молодого человека, недуг которого – заикание, но сила которого – неоспоримые умения в боевых искусствах и мечта стать чемпионом в смешанных единоборствах, для чего его строгая мать договаривается с местным владельцем школы MMA. Но сначала на пути главного героя встает чемпион противоборствующей школы, затем настоящая, но печальная любовь и, наконец, американский криминалитет с Майком Тайсоном во главе.
“Лигра” можно назвать вполне себе традиционным фильмом из Индии: он яркий и красивый, весь в лоске и ночных огнях, если события происходят в большом городе и в приятном светлом бархате, если герои находятся в деревне. Разумеется, песни и танцы на месте, эмоциональные всплески персонажей подчеркиваются звуковыми эффектами, а традиционные рапидные съемки обрамляют традиционный же болливудский пафос.
Обычные для спортивной драмы элементы, вроде непростых отношений с суровым наставником, тренировки перед главным боем и превозмогание себя здесь представлены в зародыше, поскольку Лигру не нужно учиться, он уже лучший. Это несколько смазывает впечатление, поскольку как именно спортивная драма, фильм не работает. И уж точно об этом жанре забываешь к концу фильма, когда герой начинает вызволять любимую из плена.
Что хорошо для нашего брата – в фильме много сцен поединков: что один на один, что один на толпу. За местный рукопашный экшен отвечал член ассоциации каскадеров Джеки Чана – Энди Лонг, поэтому приветов старине Джеки в хореографии хватает. Особенно это заметно в схватке Лигра против целого отряда крутых и опасных девушек. А вот финальный бой против Тайсона зачем-то сделали именно юморным, а не напряженным и интересным. Несмотря на отличную физическую форму, актер Виджай Деверконд совсем не профи в боевых искусствах, поэтому его часто дублируют, но свою задачу он как экшен-актер выполняет. Как выполняет свою задачу и фильм в целом, что подтверждает “золото” в этой номинации.
Мистер Нокаут (реж. Артём Михалков) (16%, 8 голосов)
Название фильма – это неофициальный титул легендарного советского боксера Валерия Попенченко (1937-1975), которого так называли газеты, собственно, из-за того, что именно нокаутом он заканчивал большинство своих матчей.
Картина продолжает серию исторических драм об известных советских спортсменах и “Мистер Нокаут” смело встает в один ряд с “Легендой №17” (2012) и “Движением вверх” (2017), но поскольку фильм Артёма Михалкова является драмой боксерской, разберем его подробней.
Чему нас учит классическая схема спортивной драмы? Мятежная душа подающего надежды молодого спортсмена натыкается на фриковатого тренера со своим видением мира и личной драмой, после чего, тренируясь нестандартным способом, побеждая собственные страхи и комплексы, становится чемпионом, попутно обретая любовь.
“Мистер Нокаут” строго следует этой схеме, ни на шаг не отступая от самых закостенелых штампов. Добавим сюда стереотипы о злодейских советских функционерах, ставящие сюжетные препоны главным героям, и получаем достаточно типичную картину. Но что же в фильме понравилось зрителям?
Во-первых, хорошие актерские работы. Виктор Хориняк весьма неплохо выписывает на экране образ молодого и упрямого Валерия Попенченко, развивая персонажа по ходу истории. Классик российского кино Сергей Безруков воплотил в фильме персонажа тренера Попенченко – Григория Кусикьянца, сделав его сумасбродным, чудаковатым и даже в какой-то мере агрессивным человеком, что противостоит системе.
Во-вторых, сцены боя выглядят, звучат и исполняются на очень хорошем уровне, что немаловажно для посетителей нашего сайта. Схваток в фильме много, включая главный бой в карьере Попенченко на Олимпийских играх в Токио 1964 года. Именно он стал главным событием и в фильме – Попенченко превозмогает себя и побеждает в сложном, длительном и хорошо поставленном знакомым нам каскадером и постановщиком Фёдором Старых бое.
Да, сценаристы “Мистера Нокаута” (а их, на минуточку, аж целых пять!) не оставили от реальной истории легендарного боксера и следа, утонув в сюжетных допущениях, очернении советской партийной системы и классических, что характерно, американских клише из боксерских драм. Тот же бой в Токио Попенченко закончил за минуту тем самым титульным нокаутом, но в фильме все растянулось на раунды и раунды.
Но наверно именно из-за сцен боксерского боя люди и проголосовали за фильм. Во всяком случае, за ним закреплено второе место.
Боец: Король ринга (реж. Дэниэл Грэм) (14%, 7 голосов)
“Бронза” в номинации “спортивная драма” и снова фильм о реально существовавшем человеке – английском чемпионе по боксу Джеме Белчере (1781-1811), который под прозвищами “Король ринга” и “Черный бриллиант” золотым сечением вписал свое имя в историю этого вида спорта, став ярким представителем в эпоху, когда кулачные поединки становились именно профессиональным боями, меняясь и преобразовываясь в строго определенную систему.
С детства Белчер смотрел на кулачные поединки своего дедушки Джека Слэка, который играючи побеждал соперников, но не смог одолеть собственных демонов и скончался будучи бледной тенью себя самого. Юный Джем также становится кулачным бойцом, который достигает все новых высот, становясь чемпионом Англии. Однако парень не проходит проверку “медными трубами”, теряя один глаз и опускаясь на самое дно. Но героя еще ждет главный бой в его жизни.
“Боец” интересен в первую очередь как биопик о неоднозначном историческом персонаже, который жил в интересную для бокса эпоху. Сеттинг хмурого Лондона конца XVIII и начала XIX века разбавляется светлым и родным для Белчера Бристолем, который становится для боксера колыбелью новой жизни, что вернет его в спорт после хрестоматийного падения.
Разумеется, в фильме присутствует благородный, но суровый тренер Билл Уорр в исполнении Рэя Уинстона, который нестандартными способами тренирует юного Джепа и заменяет ему любимого деда, небольшую роль которого исполнил оскороносный Рассел Кроу. В фильме в принципе хорошие актерские работы, включая главного героя в исполнении Мэтта Хукингса.
А вот что в фильме очевидно плохо – это сцены боев. В них не ощащается ремесла постановщика, в них нет интересных ракурсов и углов съемок, не хватает в них и нерва. Разве что финальный бой за чемпионство в картине вызывает нужные эмоции, но опять-таки совершенно не интересен за счет слабой постановки самой схватки. Актеры просто лупят друг друга в отрывистых кадрах в ходе затянувшегося поединка, который призван раскрыть драму главного героя, его упрямство и отвагу.
“Король ринга” – это неплохое кино, которое может понравится, но с точки зрения именно боевых сцен ловить тут нечего. Хотя третью призовую строчку фильм все же получает.
Исторический, фэнтези или уся-фильм 2022
Традиционно в этой номинации представлены фильмы со всего мира на самые разные темы: традиционное и не традиционное китайское уся, приключенческое кино из Южной Кореи, исторические эпики из Индии и Малайзии, мрачные истории из Европы… Но очень приятно, что первой в призовой тройке стала картина из России.
Сердце пармы (реж. Антон Мегердичев) (19%, 15 голосов)
Русскоязычные фильмы стабильно появляются в этой номинации: второе место у “Легенды о Коловрате” в 2017 году, первое – у “Скифа” в 2018 году и снова второе у исторической драмы из Казахстана “Томирис” в 2020 году.
“Сердце пармы” – проект какой-то мере неожиданный, поскольку является экранизацией одноименного романа Алексея Иванова, который был этаким славянским фэнтези, наложенным на реальную историю Руси.
История в фильме разворачивается на протяжении нескольких десятков лет, показывая становление русского князя Михаила, связавшего свою жизнь с ведьмой-оборотнем по имени Тиче – дочерью местных пермских племен, поклоняющихся языческим богам.
Несмотря на заметную затянутость, которую отметили многие смотревшие фильм, “Сердце пармы” – это интересная история любви, которую вопреки всему пронесли главные герои эпика. Герои борются не только с людскими предрассудками, но и со своей родиной: Тиче со своей, а Михаил – со своей. Это приводит к нескольким запоминающимся боевым сценам, главной из которых является осада города Михаила армией, пришедшей из Москвы.
Фильм красиво снят, что не редкость для крупнобюджетного исторического фильма из России – сеттинг сверкающей христианской Руси соседствует с мрачным миром языческих богов, которым приносятся кровавые жертвы. Все это подчеркивается натурными съемками и хорошей операторской работой в целом. Очень к месту оказалась и музыка Игоря Вдовина (“Девятая”, “Вторжение”, “Нулевой пациент”).
Каст фильма тоже не вызывает вопросов: покойный ныне Сергей Пускепалис исполнил роль крестного Михаила – воина Полюда, на своих местах и Евгений Миронов и Виталий Кищенко. Но каждый кадр с собой крадет талантливый молодой актер Александр Кузнецов – его князь проходит сложный путь от протеста до покаяния, от сомнений до уверенности, от детской влюбленности в девочку-оборотня до любви к женщине и матери своих детей, пусть она и является человеком другого мира и ведьмой.
Кузнецов также отлично смотрится в боевых сценах, которые, в основном массовые. Но камера следует за князем Михаилом и его сподвижниками, поэтому помахать холодным оружием успеет чуть ли не каждый мужской персонаж. Сами сцены битв сняты и исполнены очень хорошо – постановщики и каскадеры проделали качественную работу.
Да, кого-то может смутить затянутость эпика, кого-то – современный макияж на лице главной героини в исполнении дебютантки Елены Ербаковой, но в целом “Сердце пармы” – это добротно снятая и сыгранная фэнтези-сага, которую можно советовать к просмотру без зазрения совести. И “золото” в нашем голосовании это только подтверждает.
RRR: Рядом ревет революция (реж. С.С. Раджамули) (17%, 14 голосов)
Различные исторические эпики из Болливуда периодически появляются в наших голосованиях, но еще ни разу не побеждали. Но у “Рядом ревет революция” не было и шанса не попасть в призовой шорт-лист.
Режиссер С.С. Раджамули, являясь талантливым визионером, подарил миру абсурдное, но вне всяких сомнений яркое кино, вроде “Непревзойденного хитреца” (2007), “Великого воина” (2009), “Мухи” (2012) и дилогии “Бахубали” (2015, 2017). Последние три фильма быстро разобрали на мемы и цитаты, до сих пор можно встретить в совершенно случайном месте в Сети сцену осады из второго “Бахубали”.
Новый фильм режиссера тоже стал заметным кинособытием – “RRR” отметили чуть ли не все блогеры, а на родине этот исторический боевик получил множественные награды, включая победу в номинации “Лучший танец”. И фильм всячески достоин всех тех положительных рецензий, что он получил.
Сюжет о дружбе полицейского на службе ее Величества и простого парня из народа, который вынужден стать родоначальником революции достаточно прост в сеттинге Индии 20х годов прошлого века. Но за счет драматического накала страстей и сюжетного поворота, который раскрывает вторую часть картины, эта простота нивелируется.
Чуть ли не каждая экшен-сцена в фильме врезается в память и надолго там оседает. Будь то сцена поимки тигра, сцена спасения мальчика на реке или момент, в котором персонаж Рэя Стивенсона вылетает из разбившейся машины и стреляет из ружья. Что и говорить – сцена нападения на британское консульство и герой НТР младшего, швыряющий пантерой на английских военных может сниться по ночам. Смотря на местные экшен-сцены в какой-то момент хочется заорать прямо в экран “Да как это можно было выдумать???”. А уж какой тут танец в исполнении главных героев – оторваться от него решительно невозможно.
Да, это все еще старый добрый Болливуд с его неимоверным пафосом, стремлением замедлить каждый маломальско красивый кадр, гипертрофированием всего и вся, повторяющейся музыкальной темой и т.д. Но “Рядом ревет революция” – это очень крутое кино, которое по праву занимает второе место в нашем голосовании.
Принцесса (реж. Ле-Ван Киэт) (14%, 11 голосов)
Уже по трейлеру “Принцессы” нам стало ясно, что фильм, снятый для стриминговой площадки hulu. станет как минимум интересным для любителя жанра рукопашного экшена. Да, это далеко не чистый файтинг, а хулиганская сказочная комедия 80% которого занимают экшен-сцены.
Речь в фильме идет о сказочном государстве, короля и королеву которой взял в заложники злодейский монарх соседней страны, чтобы узаконить свою власть, женившись на местной принцессе. Но молодая девушка оказывается не робкого десятка и теперь ей предстоит сразиться с целой армией, чтобы освободить своих родных.
Режиссер фильма стал вьетнамец Ле-Ван Киэт, который отметился отличным экшен-триллером “Фурия” (2019) с великолепной Вероникой Нго в главной роли, которой нашлась роль и в “Принцессе” – она играет подругу главной героини. Вообще, данный фильм – это про женский экшен, поскольку кроме самой принцессы в исполнении Джои Кинг, на экране дерется и Вероника Нго и Ольга Куриленко, играющая злодейку, орудующую хлыстом.
Примечателен тот факт, что Джои Кинг, будучи героиней, за которой неустанно следует история, многие трюки сделала самостоятельно и часто именно ее лицо находится в кадре экшен-сцен. Вообще, “Принцесса” похож на чистое каскадерское кино, которое призвано показать на что способны ребята под руководством координатора каскадеров Клейтона Дж. Барбера и постановщика экшена Кефи Абрикха, с которым Киэт уже работал над “Фурией”.
Собственно говоря, нам кажется, что именно поэтому в фильме практически нет сценария. Сюжет следует за героиней, которая передвигается из точки А в точку Б попутно изничтожая десятки статистов. Хорошему актеру Доминику Куперу, на плечах которого в фильме главное злодейство – попросту нечего играть. Да и главный бой с ним скорее сюжетный, нежели интересный с точки зрения ремесла.
В итоге, “Принцесса” больше напоминает “Крепкий орешек” (1988), “В осаде” (1992) или индонезийский “Рейд” (2011), чем вменяемый фэнтези-проект. Но это играет фильму на руку, поскольку картина действительно наполнена экшен-сценами под завязку. Видимо, этого хватило для того, что “Принцесса” наработала себе на “бронзу”.