Подведение итогов боевого кино 2022: Лучший боевик и Лучший азиатский боевик
Лучший боевик 2022
Не сказать, чтобы прошлый год был богат на хиты и релизы, ведь практически все ожидаемые боевики были перенесены на 2023 год. Но это не значит, что не было хороших фильмов в жанре экшен: приятно порадовали не только американские проекты, но также сиквел “Шальной пули” из Франции и военный боевик “Лучшие в аду” из России – фильм во многом спорный, но с хорошо снятым экшеном. Правда, в победителе мы были уверены на 100%.
Быстрее пули (реж. Дэвид Литч) (26%, 36 голосов)
Фильм Дэвида Литча, снятый по известному роману японского писателя Котару Исаки интриговал еще своим трейлером – становилось ясно, что это будет красивый, красочный и веселый винегрет из пестрых персонажей, неоновой картинки, забавных диалогов и изобретательного экшена.
Завязка на первый взгляд довольно проста – вставший на путь ненасилия наемник Божья Коровка вместо заболевшего коллеги берет заказ на похищение чемоданчика из скоростного поезда, но встречает на своем пути нескольких наемных убийц с разными миссиями, которые, однако, приводят к таинственному злодею по прозвищу Белая Смерть.
“Быстрее пули” – это исключительно развлекательное кино, снятое для широких масс. На экране присутствуют и кровь и трупы, но сюжет подан легко и даже как-то весело. Главный герой в исполнении нестареющего и неунывающего Брэда Питта постоянно отпускает шуточки, да и сами ситуации, в которые попадает он и некоторые другие персонажи, например убийцы “близнецы” в исполнении Аарона Тейлора-Джонсона и Брайана Тайри Генри – можно считать забавными.
Фильм условно поделен на две части. В первой нас знакомят с персонажами и общей сюжетной канвой, рассказывая о героях через флэшбеки в стилистике Гая Ричи и через остроумные диалоги. Вторая часть – это безостановочный экшен и сюжетный твист, который сводит истории каждого героя к кульминации.
Поскольку “Быстрее пули” снимал бывший каскадер Дэвид Литч, экшена в фильме очень много, он в основном рукопашный и зачастую связан с героем Брэда Питта, который многие трюки сделал самостоятельно. Из-за того, что протагонист познал дзен и отказался от насилия, в схватках он как правило, защищается, что приводит к забавным боям в стиле Джеки Чана. Вообще, подраться дадут, чуть ли не каждому персонажу, что не может нас не радовать.
В фильме задействованы хорошие актеры, которые делают простенький боевичок о мести по-настоящему качественным и дорогим блокбастером. Поклонников именно боевого кино должно порадовать участие Хироюки Санады, которому в руки снова дали катану и главного негодяя фильма (Майкл Шеннон) в соперники, а также Эндрю Кодзи, на котором, однако, сосредоточено больше драматических моментов, нежели боевых. В качестве камэо на экране появляются звезды Голливуда Сандра Буллок, Ченинг Татум и Райан Рейнольдс, что только добавляет баллов боевику.
Нельзя не отметить уместное для комедийного боевика музыкальное сопровождение, хорошую операторскую работу и сеттинг мчащегося по Японии синкансена.
Конечно тем, кто ждал боевика “на серьезных щщах”, фильм не очень понравился, о чем свидетельствуют весьма скромные сборы и многочисленные рецензии, одну из которых написали для нашего сайта. Но “Быстрее пули” как минимум любопытный проект, который лишний раз подтверждает, что каскадерское экшен-кино может быть многобюджетным, включать в себя больших звезд и при этом нравиться зрителю. А еще этот факт подтверждает первое место в нашем голосовании.
Дневная смена (реж. Джей Джей Перри) (15%, 21 голос)
Итак, второе место в номинации “Боевик года” и снова фильм, снятый мастером боевых искусств, бывшим каскадером и постановщиком экшена Джей Джей Перри, которому студийные боссы Netflix доверили снимать комедийный боевик про вампиров.
И снова срабатывает закрепленная “Джоном Уиком” схема, когда на центральной роли в экшен-фильме находится немолодой голливудский актер, принимающий активное участие в боевых эпизодах. Теперь к таким звездам присоединился Джейми Фокс, играющий охотника на вампиров, продающий их клыки за деньги. Бывшая жена хочет переехать в другой город и увести с собой их дочь и для этого герой Фокса начинает работать “на дядю” – в тайной конторе по истреблению вампиров, получая комичного напарника-новичка и смертоносного врага – древнюю вампиреллу, мстящую главному герою за смерть матери.
“Дневная смена” – это откровенно каскадерское кино, которое не стесняется своего происхождения. В фильме мало сюжета и много экшена: наличествуют перестрелки, имеется отлично поставленная и снятая погоня, сцены схваток как в рукопашную, так и с применением холодного оружия.
Отдельного внимания заслуживает эпизод зачистки вампирского улья, главными участниками становятся братья Назарян – харизматичные охотники на вампиров, которых сыграли Стив Хоуи и наше все от боевого кино Скотт Эдкинс. Несмотря на то, что в сцене есть и Джейми Фокс, уничтожающий нечисть и Дэйв Франко, на котором сосредоточен весь юмор фильма, все внимание приковано к братьям, которые выкашивают вампиров пачками, применяя не только огнестрел, но и колья, мечи, топоры, ножи и даже “острые” нунчаку. Зачем-то красиво умеющему махать руками-ногами Эдкинсу приписали странные для него кульбиты, которые исполнил дублер, но сцена зачистки все равно является самой яркой в фильме. Еще здесь есть Наташа Лю Бордиццо, имеющая черный пояс по тхэквондо – ей тоже дали подраться, включая финальную экшен-сцену.
Сам боевик мог бы быть интересней, главный герой – глубже, а его напарник не таким придурковатым, да и главная злодейка совершенно ничего из себя не представляет как персонаж. Зато тут имеется Снуп Догг, шмаляющий (гусары, молчать!) из минигана по вампирам и бородатый Скотт Эдкинс в отличной экшен-сцене. Видимо, этого хватило на “серебро” в данной номинации.
Серый человек (реж. Энтони Руссо, Джо Руссо) (14%, 19 голосов)
И снова Netflix, снова на центральных ролях звезды Голливуда, снова насыщенный экшен-сценами фильм. Но он заметно выделяется в тройке лидеров тем, что является чистым боевиком без примесей комедии или мистики. “Серый человек” – стопроцентное шпионское экшен-кино, где сцены действия являются основополагающими, затем уже идет собственно сюжет и персонажи.
В центре истории оказывается бывший зэк, завербованный проектом ЦРУ под кодовым названием “Сьерра” для выполнения сложнейших операций. Спустя 18 лет главный герой в исполнении Райана Гослинга сам становится мишенью для бывших коллег под руководством жестокого бывшего агента, которого сыграл Крис Эванс.
Про фильмы вроде “Серого человека” обычно говорят, что сценарий тут вторичен, героев мог бы сыграть кто угодно, а главное в картине – это экшен. И с этим у фильма полный порядок: качественно снятые перестрелки следуют одна за другой, машины и здания взрываются, трамваи сходят с рельс, терпящий крушение самолет разваливается в воздухе, персонажи с серьезным лицами без промедления вступают в рукопашные схватки… Такой рафинированный боевик сегодня можно встретить не часто.
Из Райана Гослинга внезапно получился годный экшен-герой, который, правда, весь фильм проходил с каменным лицом, не дав и доли эмоций. Но свою задачу актер выполняет, что заметно оттеняет персонажа Криса Эванса – он чрезмерно энергичен, жесток, немного дурашлив и постоянно лыбится, демонстрируя белые зубы и забавные усики. Между героями в конце разгорается схватка, которую наши читатели предложили в номинации “Лучший экранный поединок”. Бой поставлен в сдержанной манере, но на двух звезд кино, которые в основном самостоятельно находятся в кадре – приятно посмотреть.
Украшает фильм и Ана де Армас, которая также участвует в экшен-сценах и индийский актер Дхануш, отлично себя показавший в сцене рукопашной схватки, да и вообще – его персонаж тут единственный, которому прописали интересную историю. Ну и приятным бонусом в фильме выступил Билли Боб Торнтон, который всегда был крайне хорошим актером. А вот Джессике Хенвик, которая умеет красиво драться на экране, выдали совсем не боевую роль.
Подводя итог, “Серый человек” – кино не про интересную историю и сюжет, но про яркий, запоминающийся экшен. За что, собственно, и получает третье место в нашем голосовании.
Лучший азиатский боевик 2022
Несмотря на то, что в ушедшем году качественных и даже крутых боевиков было в достатке из Китая, Японии и Болливуда (отметились также Вьетнам, Малайзия, Индонезия), мы вынуждены признать, что своеобразным чемпионом по количеству, да и качеству экшен-фильмов в 2022 году стала Южная Корея. Об этом же говорит и тройка лидеров.
Криминальный город 2 (реж. Ли Сан-ен) (23%, 26 голосов)
Приметная фигура Ма Дон-сока уже мелькала в наших итогах – “Гангстер, коп и дьявол” стал лучшим азиатским боевиком в 2019 году, а “Чемпион” занял вторую строчку среди спортивных драм 2018 года.
Теперь же сиквел успешного городского боевика “Криминальный город” вновь дает нам насладиться актерской харизмой Дон-сока в роли начальника сеульской опергруппы, который снова сталкивается с очередным отморозком – жестоким преступником по имени Кан.
Во второй части есть все то, за что мы любим корейские криминальные боевики и фильмы с Ма Дон-соком в частности: яркие персонажи, агрессивные боевые сцены и широкоплечий главный герой с суровым взглядом, не оставляющий и шанса своим соперникам.
На этот раз сюжет решили усложнить по отношению к первой части – теперь опергруппа расследует дело о похищении корейских туристов во Вьетнаме, а это значит, что в сиквеле стало больше локаций, пусть все и заканчивается на улицах Сеула. Еще авторы зачем-то добавили во вторую часть заметно больше юмора, который вроде бы и не сильно мешает, но все же, как нам кажется, не очень нужен в столь серьезной криминальной истории.
И если с Ма Дон-соком всем все понятно, то не сказать о главном злодее фильма в исполнении Сона Сон-ку мы не можем – бандит его исполнении получился настоящим мерзавцем, расчетливым, но срывающимся на эмоциональные поступки, что и делает его таким опасным.
Несмотря на то, что в фильме не так много экшен-сцен, как хотелось бы, каждая из них бьет точно в цель: будь то схватка в узких проемах квартиры, автомобильная погоня или замес в торговом центре. Как всегда у корейцев, в кадре мелькает много ножей и топоров, правда финальная разборка происходит, что называется на кулаках. Нет, в руках злодея оказывается и мачете и нож, но бравый полицейский инспектор неумолимо лишает врага холодного оружия. Кстати, эта схватка, которая разворачивалась в автобусе, стала второй в номинации лучшего экранного боя. А это что-то да значит.
Картер (реж. Чон Бён-гиль) (18%, 20 голосов)
Фильм от бывшего каскадера, а ныне режиссера Чона Бён-гиля мы ждали, ведь его предыдущий боевик “Злодейка” занял третью позицию как “Фильм с боевыми искусствами” и вторую как “Лучший азиатский боевик” за 2017 год.
Фильм сразу сигает с места в карьер, представляя нам некоего человека, который просыпается в номере гостиницы без памяти, но голос в телефонной трубке называет его агентом Картером и приказывает спасти 10-летнюю девочку, иначе сдетанирует заложенная в зубе мужчины взрывчатка.
От хронометража не проходит и десяти минут, а на экране уже начинается мордобой, сумасшедшие трюки, звучит пистолетная кавалькада, мелькают ножи и хлещет кровища. Зритель не успевает ничего понять, а его уже бросают в ураган экшен-повествования, поскольку да, “Картер” – это снова каскадерское кино, которое призвано не столько рассказать историю, сколько показать, на что способны постановщики и дизайнеры экшена, каскадеры и артисты массовки, местные спецы по эффектам, монтажеры и операторы.
И последние крайне важны, поскольку данный фильм имитирует непрерывную съемку от начала и до конца, передавая экшен-привет таким картинам, как “Дитя человеческое” (2006), “1917” (2019) и прошлогоднему “Последнему шансу” со Скоттом Эдкинсом.
Бён-гиль сотоварищи постарались напихать в свой фильм всего на свете, чтобы показать какими креативными они могут быть. Перестрелки со всех возможных ракурсов, разнообразная рукопашка с применением в том числе и холодного оружия, погони как на автомобилях, так и на мотоциклах, терпящий крушение самолет и трюки в воздухе. Если вам и этого показалось мало, то не переживайте – в фильме появляются зомби в духе хоррора “28 дней спустя” (2002), и экшен-сцена в поезде, и серьезный замес с участием вертолетов. Кажется, “Картер” собрал все обязательные экшен-сцены из самых разных боевиков. Дай продюсеры Бён-гилю еще минут 20, он бы отправил героев в космос или в глубины океана, где обязательно бы повстречалась какая-нибудь Годзилла.
В какой-то момент происходит перенасыщение сценами действия, но не отметить колоссальную работу всей команды попросту не реально, как и главного актера Чу Вона, идеально вписавшегося в образ ничего не понимающего, но стремительно действующего профессионала. Многие трюки он, кстати сделал самостоятельно.
“Картер” – это настоящий экшен-аттракцион, который, если отложить вопросы к сценарию, можно смело рекомендовать всякому поклоннику боевого кино. И “серебро” тут более, чем уместно.
Киллер-хранитель (реж. Чхве Джэ-хун) (14%, 16 голосов)
Опять и снова – “южнокорейский Том Круз”, как его называют – актер Чан Хёк уже бывал в победителях нашего проекта по итогам кино. Он фигурировал с фильмом “Мечник”, который стал лучшим историческим боевиком за 2020 год. Здесь не только тот же актер, но и тот же режиссер.
Главный герой – киллер в отставке, который живет вполне не бедной жизнью и не дует в ус, но однажды его жена, отправляясь в отпуск, просит присмотреть того за девушкой-подростом, дочерью подруги. Но на ту открыта охота русской мафии и протагонисту ничего не остается, кроме как ее защитить.
“Киллер” (слово “хранитель” уже приписали русские локализаторы) – это очередной клон “Джона Уика”, только без темы мести, проходящей красной нитью через американскую франшизу. Все основные атрибуты на месте: известный в узких кругах бывший наемный убийца оказывается в центре серьезных неприятностей, в которых замешаны русские; на лице главного героя за весь фильм не проскользнет и тени эмоции; все местные наемники одеты сплошь в строгие костюмы, а бал венчает уже набившую оскомину “ган-фу” – когда боевые искусства примешиваются к тактической стрельбе.
Персонаж Хёка – это классический герой без страха и упрека, нехотя бросающийся на спасение девушки, метко стреляющий в цель, опытный и серьезный профи, которому не могут составить конкуренцию ни убийцы из массовки, ни условный “босс” в исполнении мастера боевых искусств, каскадера и актера Брюса Хана, которого наша редакция была очень рада видеть в новом проекте. У них с Хёком, кстати, аж целых три боевых сцены, где герои пытаются убить друг друга. Собственно персонаж Хана идет за протагонистом по пятам, желая отправить того к праотцам.
Фильм выглядит дорого-богато из-за своей стильной и модной картинки, вокруг сияют огни Сеула, отсвечивая на дверях дорогих автомобилей. Соответственно, много перестрелок и весьма неплохая автомобильная погоня с обязательными взрывами. Хмурый герой Чана расстреливает всех в мелкое крошево и хитро догадывается обо всех сюжетных перипетиях, поэтому равных ему тут нет. Что не помешало финальной схватке Хёка и Хана попасть в шорт-лист лучших драк в кино за прошлый год. И “бронза” у “Киилера-хранителя” тоже не просто так.