Подведение итогов боевого кино 2022: Независимый фильм и Разочарование года
Независимый боевик или фильм с боевыми искусствами 2022
Не сказать, что за прошлый год вышло много качественных независимых фильмов, но и отрицать существование весьма добротных работ тоже не стоит.
Повелитель теней (реж. Пирри Реджинальд Тео) (25%, 13 голосов)
Наш победитель – это снова доказательство того, что копеечный проект, снятый за пару хот-догов, но сделанный с душой, может стать первым в нашем голосовании.
Сценарий о бегущем от своего прошлого стороже в хосписе для бездомных, который продает душу демону Хануману для того, чтобы остановить сектантов, ворующих детей – может уместиться на тетрадном листе. Персонажи фильма появляются в кадре в каком-то рванье, везде царит форменный беспорядок, люди ходят мимо хлама с печальными лицами. Возможно, режиссер умышленно “обеднил” картинку, но зритель обратит внимание на тотальное отсутствие бюджета, а не на Высокую Идею.
На что же можно посмотреть в “Повелителе теней”? Как часто бывает в этой номинации, смотреть здесь можно только на рукопашные схватки, которые, как раз, и сделаны с душой. Однако снова стоит оговориться: не стоит ожидать драматургии от местных поединков – они больше похожи на шоурилы людей, их демонстрирующих.
Главное лицо этого мрачного мистического триллера – экс-чемпион США по ушу, а ныне каскадер, актер и постановщик экшена Ди Уай Сао (которого “Кинопоиск” зачем-то уверенно называет Дайра). Несмотря на свою базу, на экране Сао творит что-то нереально крутое, демонстрируя элементы тайского бокса, капоэйра и тхэквондо, доказывая тем самым, что находится в прекрасной физической форме и готов выглядеть на экране мастером каких угодно боевых искусств. Из соперников главного героя выделяется лишь лысый Энди Ле, который также находится в потрясающей форме. Их бой, который наверно можно считать финальным, наполнен яркими акробатическими элементами и с точки зрения ремесла к схватке придраться не к чему.
К сожалению, в перерыве от крутых, но безэмоциональных боев, в фильме толком ничего не происходит. Вернее – что-то происходит, но наблюдать за этим крайне неинтересно. Возможно те, кто голосовал за “Повелитель теней” мотали от драки к драке и на остальное в фильме попросту не обратили внимания? Кто знает. Но этот фильм Пирри Тео, для которого эта картина стала одной из последних режиссерских работ перед скоропостижной смертью, открывает трио призовых мест, занимая главное.
Координаты “Цитадель” (реж. Софи Бэнкс-Колома) (15%, 8 голосов)
Второе место занимает экшен-триллер, который объединен с “Повелителем теней” площадкой российского релиза – оба фильма можно вполне себе легально посмотреть на Кинопоиске. Вот в такие странные времена мы живем – независимые проекты, которые раньше трудно было даже просто найти в интернете, сегодня официально “прокатываются” у нас, пусть даже в цифровом формате.
“Темная территория” (именно так фильм называется в оригинале) зазывает зрителя именами Мишель Монахэн и Джейсона Кларка – не звездами первой величины, но достаточно примелькавшимися в различных крупнобюджетных проектах актерами второго плана. Ну и сюжет, в котором самый опасный преступник на планете устраивает настоящий беспредел в самой секретной на планете тюрьме, привлекает интерес: думаешь, что вот сейчас будет “Крепкий орешек” наоборот. Но как бы не так.
На поверку “Координаты “Цитадель” оказался весьма скучным боевиком, экшен в котором начинается только во второй половине фильма. Да и как экшен… Злодейский злодей в исполнении Кларка ходит по тюрьме и лениво убивает охранников подручными средствами, вслед за ним со сложными щщами по тюрьме ходит главная героиня, которая: а) хочет отомстить негодяю за убийство семьи и б) успеть это сделать до того момента, когда тюрьму взорвут посланные правительством боевые дроны.
С точки зрения боевых сцен здесь тоже ловить нечего – весь экшен сосредоточен на убийстве охранников тюрьмы. Есть несколько рукопашных столкновений, главной из которых является финальный бой Джейсона Кларка и Феникса Раэя, но сняты и смонтированы они так себе. Стрелковый же экшен копеечный, снятый и сыгранный без всякой фантазии.
Чем же фильм заслужил второе место среди независимых боевиков? Если честно, редакции не очень понятно. Возможно, сама атмосфера закрытого секретного объекта, внутри которого жестокий и, чего греха таить, крайне везучий психопат истребляет одного за другим местных вояк – как-то трогает зрителя… Может, надпись “от продюсеров “Джона Уика” как-то повлияла… Возможно сработала магия центральных актерских ролей… Но, так или иначе, “Координаты “Цитадель” получает серебро.
Охотники за кровью: Восстание гибридов (реж. Винсент Соберано) (13%,7 голосов)
Винсент Соберано является филиппинским экс-чемпионом мира по муай-тай, каскадером и постановщиком экшена, а еще он занимается тренировками актеров. Помимо актерских амбиций у Винсента есть и режиссерские, что периодически выливается в независимые проекты.
“Охотники за кровью” как раз один из таких, причем по факту фильм является прямым продолжением двух короткометражек 2016 и 2018 года с Соберано же в главной роли. К слову, “Восстание гибридов” официально вышел еще в 2020 году, но из-за того, что до российского зрителя боевик дошел лишь в прошлом году, он участвует в наших голосованиях.
Начинается фильм там, где кончается вторая короткометражка – королева инопланетных “гостей” нашей планеты асвангов уничтожена, но остались последние представители этих демонов и так называемые гибриды – люди, вкалывающие себе сыворотку из их крови. Кроме того ветераны первой войны организовали культ воинов, где тренируют тех, кто может противостоять демоническим сущностям.
Предысторию Соберано рассказывает быстро и в виде комикса, что неплохо смотрится и применяется на протяжении всего фильма. В сюжет также быстро вводится главная героиня – бывшая полицейская Габриэлла в исполнении пятикратной участницы национальной сборной США по ушу Сары Чан, которая хочет отомстить нечести за убийство семьи.
Локаций для съемок в боевике три: пустырь, где тренируются и общаются друг с другом бойцы; какая-то помойка, где тусуются смешно загримированные злодеи; коридоры и комнаты заброшенного здания. При этом повествование в фильме делится на две части: в первой происходит завязка, знакомство с персонажами и, собственно, тренировка бойцов, а вторая недвусмысленно отсылает нас к индонезийскому “Рейду” (2011). Натренированные люди, вооружившись как огнестрелом, так и холодным оружием, бродят по коридорам и убивают демоническую массовку, переходя к суб-боссам и боссам.
Поскольку художественной ценности “Восстание гибридов” не несет, обратим свои взоры на местные сцены рукопашных поединков. С одной стороны, они неплохие, поскольку в них принимают участие мастера боевых искусств и каскадеры, с другой – именно здесь бросается в глаза явный недостаток бюджета, как и в случае с “Повелителем теней”. Косплей “Рейда” тоже удался не до конца: там, где у индонезийцев профессиональный и жесткий подход к боевым сценам подчеркивается грамотным монтажем и новаторской операторской работой, у филиппинцев при тех же вводных все выходит как-то карикатурно, небрежно, без жесткости и напора, с “дешевым” озвучением ударов и явно компьютерной кровью.
Но, кажется, нашим читателям хватило местной аскетичности, раз “Охотники за кровью” вошли в призовой шорт-лист.
Разочарование 2022 года
Любопытно, что представленные в этой номинации кандидаты на звание “худшего” по большей части все-таки качественные проекты, но, как мы знаем, наш брат имеет право ожидать от определенных фильмов определенные эмоции, и, не получив их, отправляет весьма неплохой боевик в “разочарования”. Правда, все это совершенно не относится к двум фильмам из нашего “призового” списка – они объективно плохи.
Кулаки возмездия (реж. Роэль Рейн) (18%, 21 голос)
Почему-то при аналитическом подходе к этому фильму, сразу хочется поговорить о карьере индонезийского мастера силата Ико Уайса, которая, кажется, катится по наклонной. После того, как он перебрался в Голливуд, роли Ико стали заметно скучнее и меньше того, что он делал у себя на родине: “22 мили”, “Тройная угроза”, “Али, рули” и “Снейк Айз” не только задвигают актера на вторые/третьи планы, но и начисто лишают Уайса индивидуальности.
Сериал от Netflix “Убийцы Ву” (2019) в жанре городского фэнтези должен был дать Ико шанс показать себя во всей красе, ведь у него была центральная роль. В итоге сериал получил сдержанные отзывы, а продюсеры вместо второго сезона решили снять полнометражный фильм, что, как нам кажется, было ошибкой.
Во-первых, “Кулаки возмездия” не то, что не продолжает оригинальный сериал (в конце которого, кстати, дали вполне себе жирный сюжетный намек на дальнейшее развитие истории), но и напрочь его игнорирует. В центре сюжета знакомые нам по сериалу герои в исполнении Ико Уайса и Льюиса Тана, которые с весьма туманной целью приезжают в Бангкок и сталкиваются с древним магическим злом. Какие такие разборки древнего клана ассасинов? Неа, не слыхали! В дальнейшем совершенно не ясно зачем появляется еще один персонаж из сериала в исполнении Жужу Чан, которая также бесславно и исчезает.
Во-вторых, постановку фильма доверили достаточно слабому нишевому режиссеру Роэлю Рейну, который кроме яркой картинки и вырвиглазного цветокора ничего предложить зрителю не смог. “Кулаки возмездия” банален, скучен и не интересен.
А что же здесь с рукопашным экшеном? Увы, но тоже все не ровно. Главные герои дерутся с массовкой, суб-боссами и в конце концов друг с другом, но глазу зацепиться не за что. Да, Ико все так же быстр и жёсток, да, Льюис Тан статен и красив, но после просмотра фильма в памяти не оседает решительно ничего. Попытались авторы в креатив разве только в финальной схватке, в которой герой Увайса дерется с сектантами и со своим другом Таном, которому “промыли мозги”. Сцена снята с эффектом одного кадра и вероятно поэтому она попала в ряд кандидатов на звание “лучшей экранной схватки” за 2022 год. Но и к этой сцене есть вопросы: несмотря на “единый” кадр, фрагмент как бы дробится, давая передышку соперникам Ико – к концу файтинга это начинает надоедать. Кроме того в этом противостоянии отлично видно, насколько уровень Увайса превосходит уровень Тана, которому явно не хватает скорости и отточенности движений.
В общем, так и не понятно, для кого был снят этот фильм. Зрители Netflix его смотреть не стали – об этом говорит низкий рейтинг боевика на стриминг-платформе. Поклонники индонезийца скорее расстроились таким вот проектом, чем поддержали его. От этого и первое место среди “худших” за год.
Бэтмен (реж. Мэтт Ривз) (15%, 18 голосов)
Когда разочарованием становится крупнобюджетный проект про одного из самых популярных героев комиксов за всю историю с хорошими актерами и серьезным режиссером у штурвала, сразу на ум приходит мысль о том, что зритель явно ожидал от фильма другого.
С этого угла мы и посмотрим на нового “Бэтмена”. Режиссер Мэтт Ривз собаку съел на мрачных, темных историях. Собственно, сценаристами (одним из которых был сам Ривз) подобного и требовалось – местный Готэм выписан и показан словно вечно дождливые черно-белые города в классических нуар-фильмах, не хватает разе что “плаксивого” джаза. Зато вполне хватает плаксивого главного героя – не в том смысле, что Роберт Паттисон постоянно ревет, а в том, что его Бэтмен вечно унылый, мрачный, задумчивый и кажется, что вот-вот у него по причинам и без скатится из глаза скупая мужская.
Местные злодеи – не карикатурные комиксные негодяи, а самые что ни на есть реальные гангстеры и психи. Их воплотили на экране Колин Фаррел в роли Пингвина (хотя вы его один черт тут не узнаете) и Пол Дано в роли Ридлера. С точки зрения лицедейства они хороши, но совсем не как угроза для Бэтмена. Отсюда главным лейтмотивом фильма является вовсе не экшен и флёр супергеройского комикса, а крепкая, но довольно скучная детективная история, которая накладывается на личную драму Брюса Уэйна. Сократи этот трехчасовой фильм на добрую половину, выкинув одну из детективных линий и сделав пусть не много, но хорошо акцентированных экшен-сцен, – стало бы лучше.
Зритель ожидает того, что покажут двойную жизнь главного героя, но на деле действительно хороший актер Паттисон на столько же крут в маске Бэтмена, на сколько неинтересен в образе Уэйна. Если бы жители Готэма хорошенько пригляделись к лицу защитника города, то не узнать Брюса в нем попросту невозможно – тот же потерянный взгляд, те же усталые подведенные тушью глаза, тот же голос.
Но по чести сказать, “Бэтмен” просто невозможно отнести к откровенному провалу: фильм собрал крупную кассу, сразу обеспечив себя сиквелом; большая масса зрителей и критиков блокбастер оценили положительно; детективный боевик действительно может похвастаться впечатляющей картинкой и крайне неплохим экшеном. Свет, цвет, эстетика кадра – все пропитано классическим детективом, только с супергеройской оберткой, где могут существовать Бэтмен и Женщина-кошка в исполнении сексуальной Зои Кравитц. Те редкие сцены действия, что есть в фильме смотрятся с интересом и без проблем запоминаются: будь то автомобильная погоня по дорогам Готэма, схватка с массовкой в ночном клубе или финальный замес под крышей стадиона… Герои в схватках действуют быстро, жестко и эффективно.
Однако мы можем понять тех, кто ждал от фильма с названием “Бэтмен” либо супергеройского замеса в духе реалистичных, но все-таки комиксных фильмов Кристофера Нолана, либо устаревше-готичных, но экшен-ориентированных фильмов Тима Бёртона или, прости хосспади, ярких, но глупых фильмов Джоэла Шумахера, но уж точно не обыкновенного нуарного детектива от Мэтта Ривза.
Клинок 47 ронинов (реж. Рон Юань) (13%, 15 голосов)
От странного продолжения полнометражного прокатного фэнтези-фильма “47 ронинов” (2013) с Хироюки Санадой и Киану Ривзом в главных ролях никто ничего не ждал. Во-первых, зачем эта мысль кому-то в принципе пришла в голову? Во-вторых, сначала проект заказали студийные боссы Netflix, но в ходе работы договоренности со стриминговым гигантом исчезли, что привело к заметной потере бюджета. В-третьих, нам обещали мир далекого будущего – киберпанк со всеми его атрибутами, но уже при просмотре первого тизера боевика стало ясно, что от фантастического элемента здесь нет решительно ничего.
Оставалась вера в то, что может получиться низкобюджетный, но неплохой каскадерский фильм: в режиссерском кресле находится мастер боевых искусств, каскадер-ветеран Рон Юань, у которого есть опыт и в режиссерстве; на центральных и второплановых ролях сплошь мастера экранного боя и каскадеры, а каст пестрел именами Марка Дакаскоса, Майка Мо, Дастина Нгуена и Дэна Сауторта. На деле же не “выстрелила” ни одна потенциально хорошая сторона фильма.
Стоит начать с того, что у картины попросту отсутствует прописанный мир, в котором происходят события. Нам называют имена и события из фильма 2013 года, говорят о том, что события происходят в отдаленном от нашего времени будущего, все ходят по кадру с хмурыми лицами нося при себе холодное оружие, что, кстати, никого ровным счетом не трогает. Но все это не играет никакой роли, ведь сюжет следует за героиней Анны Аканы – некой избранной, на которой держится хрупкий мир между кланами ведьмаков и самураев, что неизменно скажется на очередном конце света. Сценарий просто вводит и выводит из повествования персонажей, не утруждаясь хоть что-то объяснить чешущему в затылке зрителю. Единственное, что мы можем понять, так это то, что авторы очевидно вдохновлялись франшизой “Джон Уик” в попытке разработать местный уклад кланов, в которых свои правила и традиции.
Визуал у “Клинка 47 ронинов” ожидаемо слабый – нет тут никакого киберпанка, картинка пытается казаться дороже чем есть за счет неонового цветокора, а локации можно пересчитать по пальцам одной руки. Прибавьте сюда весьма блеклые боевые сцены, завязанные в основном на боях на мечах и слитых персонажей, которых играют знаковые для жанра актеры: у Марка Дакаскоса экранного времени хватает, но ему снова и снова не дают показать на что способен актер даже в своем возрасте; примерно тоже самое сделали и с главным злодеем в исполнении обладателя черного пояса по тхэквондо и опытного экранного бойца Дэна Сауторта – финальный бой с ним стал какой-то беспомощной мешаниной. Небольшие роли получили и другие люди, способные красиво драться в кадре (Дастин Нгуен, Крис Пэнг, Ёси Сударсо, Акира Коэяма…), но развернуться Юань не даст никому.
Единственный актер в фильме, который хоть как-то играет своего персонажа, юморит и хорошо выглядит в экранных поединках – это Майк Мо, явно не сделавший съемками в “Клинке” хорошо для своей кинокарьеры.
Мог ли этот фильм получиться хорошим даже в своей нише? Да, вполне. Но почему-то этого не случилось и теперь “Клинок 47 ронинов” получает бронзу в разочарованиях года.