Подведение итогов боевого кино 2022: Лучший актер и Лучшая актриса
Лучший актер 2022
Скотт Эдкинс (Дневная смена, Восьмой отдел, Несчастный случай 2) (28%, 43 Голосов)
Здравствуй, Скотт, давно не виделись? В прошлом году, говоришь? А до этого еще и в позапрошлом? А до этого….
Ладно, шутки в сторону, друзья, у нас снова Скотт Эдкинс. В этом году главная роль в списке представленных фильмов у него одна – в картине “Несчастный случай: Каникулы киллера”, где британец существовал в трех ипостасях: лидирующий актер, со-сценарист и со-продюсер. Фильм взял у нас золото еще и в номинации фильм с БИ, и, повторимся, – это классический файтинг-фильм с множеством боевых сцен от различных персонажей и финальным боем с современным трикингом от Энди Лонга, но одновременно с традициями 80-х, поскольку первую половину боя главного героя нещадно лупят, для того, чтобы в кульминации он торжественно поднялся с колен и намотал врага на кулак. Правда, Эдкинс делает все это на экране без огонька в глазах, руках и ногах, чем-то напоминает своего же персонажа из “Коллекторов”, поэтому “неоспоримых” боевых сцен в его исполнении нет.
“Восьмой отдел” – это малобюджетный и проходной фильм и лучшее, что в нем есть – это бой Эдкинса с Райаном Квантеном. Скотт играет второстепенного персонажа, которого явно позвали только ради того, чтобы освежить нафталиновый экшн, что он с успехом и сделал.
Примерно тоже самое можно сказать про его появление в “Дневной смене” – вампирском боевике от каскадера Джей Джей Перри, шагнувшего в режиссуру вслед за своими коллегами Дэвидом Литчем, Чадом Стахельски и Сэмом Харгрейвом. У Перри вышел глуповатый файтинг-ужастик с сомнительным главным героем, но эффектными каскадерскими трюками, что ожидаемо, и эпизодическим, но ярким боем Эдкинса на пару со Стивом Хоуи, которые играют охотников за вампирскими головами братьев Назарян. Весь бой братья соревнуются в убийствах кровососов, подкалывают друг друга, орудуя мечом, нунчаками и смертоносными подошвами ботинков. В экшн-сценах Скотта подстраховывают дублеры, и если честно, нам не очень понятно, зачем они там нужны.
Что ж, неожиданностей и в этом году не случилось – Скотт Эдкинс забирает золото в этой номинации и думается, что мы снова встретимся с этим “подонком” в следующем году.
Ма Дон-сок (Криминальный город 2) (15%, 23 Голоса)
Ма Дон-сок, он же Дон Ли давно мог бы оказаться в списке лучших актеров боевого кино, поскольку хороших боевиков в его карьере очень много и на самом деле “Криминальный город 2” не самый яркий представитель, хотя и удачный.
При этом назвать Ма Дон-сока стопроцентным экранным бойцом было бы не совсем верно, хотя он отлично знает, как бить хук справа не понаслышке, и поединки в его исполнении скорее актерские, базирующиеся на его фактуре.
“Криминальный город 2” в отличие от первой части стал более комедийный, даже легковесный и сильно эксплуатирующий титаническую непробиваемость Дон-сока, который в любой ситуации обнажает свой кулак. В приквеле бой со злодеем в туалете был более реалистичным в том плане, что главный герой получает куда больше ущерба и травм, чем в драке в автобусе из второй части, и этим больше напоминает человека, а не пародию на самого себя. Есть небольшая опасность движения в сторону Стэйтема или, не дай бог, Сигала, поскольку схема, которую избрали корейские режиссеры, понятная, рабочая и, кажется, приносит деньги, поэтому третья и четвертая части “Криминального города” уже не за горами, но будем надеяться, что создатели сохранят здравый смысл и чувство меры.
Мы же порадуемся за успехи Ма Дон-сока и порекомендуем зрителям ретроспективно пройтись по фильмографии этого яркого и очень харизматичного актера.
Гэри Дэниелс (Садовник, Привезите его труп, Повторяющий) (12%, 19 Голосов)
Бронза у старины Гэри Дэниелса в этой номинации, равно как и в номинации “Камбэк года” – это ностальгическая дань ушедшей эпохе файтинг-боевиков. Дэниелс начал набирать обороты в середине 90-х, которые характеризовались кристаллизацией жанра, его определенной зрелостью, где устаканились манера и базовый набор клише.
Это период царствования таких кинокомпаний как Cannon Group, Nu Image, PM Entertainment, Image Organization и других, специализировавшихся на малобюджетных боевиках.
Все три фильма, с которыми Дэниелс замыкает наш ТОП лучших актеров словно шагнули прямиком из 90-х, прихватив с собой британского кикбоксера, который тоже, кажется, почти не изменился, лишь отрастив седую косу и посуровев. О чем это говорит?
Олдскул со временем хуже не становится, а на фоне современных плоских и однообразных творений жанра наши души машинально тянутся к старым фильмам, которые нас уж точно не подведут. Сам Дэниелс со временем как хорошее вино стал только крепче и интереснее, а боевую форму не растерял ни капли.
Еще на ум приходит мысль, что харизма актера зачастую затмевает и слабую боевую хореографию, и низкое качество фильма в целом, поскольку что “Садовник”, что “Повторяющий” – фильмы проходные до невозможности, причем “Садовник” – это еще и “бронзиплотэйшн”, а значит вторичное в квадрате. В “Привезите его труп” есть еще какие-то отблески и проблески, а Гэри там как никак главный герой и, слава яйцам, он там дерется.
В связи с этим есть смысл повторить слова из статьи про Камбэк: “Дэниелсу бы сейчас, например, в “Джона Уика”. Ибо Гэри готов, чертовски готов”.
Лучшая актриса 2022
Мишель Йео (Все везде и сразу, Ведьмак: Происхождение) (23%, 27 Голосов)
Нет смысла рассматривать Мишель Йео как лучшую актрису именно боевого кино, в 2022 году она просто оказалась лучшей актрисой всего, везде и сразу. Всевозможные награды, включая статуэтку Оскара на это прямо указывают. Фантасмагорическая история “Все везде и сразу” от Дэниэла Квана и Дэниэла Шайнерта безотносительно своей глубины, кажущейся или истинной, дарит нам бенефис Мишель Йео вне вкусовых пристрастий зрителей или конъюнктурных задач современного кинематографа. При этом комментировать работы актрисы рассыпаясь многозначительностью сидя на диване, давно уже бессмысленно. За многие годы своей карьеры мы не припомним ничего, чтобы дискредитировало её как актрису, при том что проекты у неё были разного качества, что неизбежно для такой долгой карьеры. Но не место красит человека, воистину, а человек место.
Актерское дарование Мишель в сочетании с невероятной красотой, достоинством и женственностью делают любого персонажа в её исполнении незабываемым, и опять же, вне какого-либо контекста, дерется ли она с врагами дверцей от холодильника или прогуливается в вечернем платье. “Ведьмак: Происхождение” не исключение. В нём киношной привлекательности преступно мало, и только лишь на Мишель Йео хочется смотреть. Вспомните прошлогодний “Шан-Чи и легенда десяти колец” или “Пороховой коктейль”, с которыми она взяла серебро в этой же номинации “Лучшая актриса”. В них достаточно было её ролей второго плана, чтобы покорить всех нас, а пришло время главной роли – и заслуженное золото в кармане, хотя в её копилке теперь есть награды куда более серьезные.
Сара Чан (Охотники за кровью, Круг костей, Несчастный случай 2) (18%, 22 Голоса)
Лет 10-12 назад жанр женского кинофайтинга освежился появлением женщин-мастеров из разных стран, среди которых можно назвать Джиджу Янин, Верогнику Нго, Эми Джонстон, да и Джина Карано из мира ММА тогда же перешла в актерство.
Затем все, кажется, затихло, а вектор сместился на профессиональных актрис, исполняющих роль экранных бойцов: Шарлиз Терон, Кейт Бекинсейл, Джессика Честейн, Мэри Элизабет Уинстед, Дженнифер Гарнер… этот список можно продолжать довольно долго.
Не сказать, что зрители заскучали по дамам, умеющим отправить противника в нокаут не только на съемочной площадке, но забывать “Леди Кровавый бой” или “Шоколад” не стали.
Сара Чан словно бы возвращает нас в тот период, когда актрис боевого кино не надо было учить драться для съемок, ибо они сами кого хочешь научат, главное попасть в руки хорошему хореографу. В “Круге костей” и “Охотниках за кровью” с хореографом не повезло. Хоть режиссер и актер Винсент Соберано и имеет большой опыт занятий и преподавания боевых искусств, как постановщику файтинга петь ему дифирамбы рановато. Он снимает слишком местечковое и любительское кино, из которого Сара Чан пытается выжимать максимум, да еще и актерствовать.
“Несчастный случай 2” значительно интересней, и возможно, именно Чан освежает этот фильм и оттеняет усталость Эдкинса своей энергичностью и юмористическим персонажем, да и файтинг в её исполнении не проходной.
Судя по фильмографии актрисы и её будущим проектам, она крепко застряла в тайваньских ужастиках Соберано, из которых надо бы выбираться.
Ольга Куриленко (Принцесса, Белый слон, Шеф под прикрытием) (15%, 18 Голосов)
Есть впечатление, что карьера Ольги Куриленко развивалась и развивается без видимого вектора, по принципу “куда позовут, туда и иду”. Начинала она с французского кино, затем прыгнула в “Хитман” с Тимати Олифантом, скинула платье в “Максе Пейне” и доросла до девушки Бонда и подружки Том Круза. После чего картины с её участием были настолько разные по бюджетам, странам и жанрам, что определить степень успешности актрисы стало сложно, хотя кому это надо?
В 2022 году три картины с её участием попали в список наших номинантов, и они тоже разнятся как по жанрам, хотя все три – экшн-фильмы, так и по бюджетам.
Бронзового призера в номинации “Исторический или фэнтези-фильм” “Принцессу” от Ле-Ван Кьета мы обсуждали на нашем “Посленовогоднем подкасте” и в свете этого можно только немного повториться. Перед нами каскадерское кино с женским файтингом, в котором главная героиня в исполнении Джои Кинг двигается из точки А в точку Б и громит статистов разных мастей. Все это подано в средневеково-фэнтезийной тематике, с долей абсурда, гипертрофии и тонной глупостей и условностей, на которые можно закрыть глаза, поскольку картина и не скрывает своей нишевости.
Куриленко на пару с Домиником Купером играет злодейку, внешне похожую на рок-звезду 80-х, а вся их банда эдакие бандиты из утренника 18+. Злодейка из Ольги удачная, в меру стервозная и отталкивающая, и надо сказать, что хотя её актерскую игру нельзя назвать выдающейся, она справляется как с положительными, так и отрицательными ролями с одинаковой убедительностью. Да и дерется она тоже неплохо, хотя дублеры имеют место быть.
“Белый слон” – малобюджетный полицейский боевик с очень жестким натуралистичным подходом к экшн-сценам и олдскульной пиротехникой, но странным сюжетом, который заканчивается очень быстро, а персонаж Куриленко, будучи главным, оставляет ощущение второстепенности, поскольку герой Майкла Рукера во второй половине фильма выдвигается на первый план и перетягивает внимание на себя, а харизмы у него всегда было в избытке.
Кроме Куриленко и Рукера в картине есть второстепенный по известным нам причинам Брюс Уиллис, еще более эпизодический Джон Малкович и злодей от Вадхира Дербеса, похожий на победителя Евровидения.
В золотой ряд боевиков с женским лицом картина войдет едва ли, но стреляет Куриленко много и точно, не моргая глазом в прямом и переносном смысле.
А вот “Шеф под прикрытием” – это скорее комедийный и довольно проходной боевик, отщипнувший по кусочку от “Правдивой лжи” и “Долгого поцелуя на ночь”, в котором нет ни каскадерства, ни натуралистичности, а очень много референсов, и, пожалуй, кроме обаятельной физиономии Дона Джонсона и рестлера Далласа Пейджа смотреть там не на что.