Обзор на мультсериал “Ниндзя в деле” от Олега Черненко
“Почувствуй себя стариком” – такая мысль возникла после выхода последней на данный момент седьмой части крутейшего мультипликационного боевика “Ниндзя в деле”. Первая часть шедевра явила миру ни много ни мало в 2012 году. Сделанная одним человеком в ныне уже вошедшим в историю “флэше”, она не просто впечатлила, а натурально поразила воображение. Сложно было поверить что это делал энтузиаст-любитель, а не студия с тысячами сотрудников и многомиллиардным оборотом. Для людей, последние 12 лет проспавших в танке, объясню что это такое.
Представьте себе фильм с Джеки Чаном или Тони Джаа, из которых удалили все рудименты в виде какой-то там сюжетной линии, но сделанный в виде мультика, стилизованного под 2D beat em’up с приставки Sega, а-ля какой-нибудь Streets of Rage, при этом добавьте крайней трэшовости (в хорошем смысле), напичкайте отсылками к произведениям масс-культа, в том числе НАШЕГО, не только западного, при этом выкрутите драйв и безумие до максимально допустимых собственной фантазией значений и получите “Ниндзя в деле”.
Какой-то очень условный сюжет, лор и формальная связка серий тут есть, но она носит скорей характер некой условности. Например, мы знаем что редиски тут – карикатурные нацисты; есть кочующие из серии в серию сквозные персонажи, но какого-то внятного и продуманного повествования не наблюдается, так как это просто мульт, где максимально стереотипный ниндзя (и не японский даже, а чисто киношный, которого играл какой-нибудь Александр Ло Рей в своих шедеврах) пускает на фарш тысячи врагов самыми изощренными способами. Когда-то культовый дядька Юэнь Ву-Пинь в интервью говорил, что мечтает снять кунг-фу фильм, где не будет никаких диалогов вообще, просто грамотно поставленные драки. Вот тут главный герой как раз выражает себя не пустой болтовней, не рефлексиями, а исключительно боевыми качествами. При этом он не трогает мирняк, который в изрядном количестве попадается в мультсериале, сражаясь исключительно с некими враждебными элементами, ведет себя стойко и мужественно, чем располагает к себе… Да-да, я говорю про персонажа мультяшной мясорубки.
Что касается самого процесса… Ну это надо видеть, любое описание, даже самое смачное, не отразит того накала драйва и изобретательности, что есть в мульте. И тут есть преимущество как перед фильмами с живыми актерами, так и перед бит-эм-апами с приставок. Как бы ни был хорош актер-кинобоец, но его тело ограничено возможностями природы, а нарисованный ниндзя может вытворять все, на что хватит фантазии. К чести автора, драки тут не сильно выходят за рамки реализма и процентов 95 может быть повторено крутым каскадером, но! Даже самый хороший из них может травмироваться, выполняя настолько безумные трюки в таких количествах. А главное бюджет фильма всегда будет ограничен. С учетом того, насколько тут нарастает градус безумия и разудалого экшена, такое не потянет никто, даже Гарет Эванс.
Ну а бит-эм-апы… Там, скажем так, попроще с изобретательностью. Чисто гипотетически можно сделать игру с таким же изощренным мордобоем, но это потребует просто космических усилий. Просто чтоб было понятно, пример: ниндзя в мульте может с дверью совершить кучу контекстных взаимодействий. Выбить ее, выбить с размаху, открыть ее, ударив ближайшего врага, сорвать с петель и метнуть в противников, драться ей (используя кучу приемов), ударить сквозь нее в чьё-то табло и так далее – тут все ограничено фантазией автора. В виде игры это реализовать крайне трудно, можно повесить разные действия на различные кнопки, но даже тогда можно будет кое-как (КОЕ-КАК, а не комфортно) играть на геймпаде, никак не на клавиатуре. Можно, конечно, ограничиться минимум клавиш-мол, ниндзя в случайном порядке выбирает что сделать, но тут пострадает игровой элемент.
В старых мордобойных играх что приемы, что взаимодействия с окружением были крайне ограничены. Вот тут ты бьешь по гидранту и струя сбивает врагов, вот ты ломаешь телефонную будку, вот ты просто лупишь арматурой по башке очередному маргиналу, вот вызываешь полицейскую подмогу, чтоб они выстрелили гранатой под ноги неприятелей – не так уж
изобретательно, но именно игрок всегда мог решать что делать. Ну а главное – настолько изощренное взаимодействие с окружением и тысячи приемов просто будет сложно реализовать, так что если мульт сделал исключительно упорный фанат, то, надеюсь, когда-то появится и игра от такого же фаната, которому я задоначу, а потом куплю его игру в Steam.
Описывать насколько “вкусный” мордобой в мульте, не имеет смысла – смотрите сами, слова бессильны. Что отдельно порадовало, так это наличие очень сильных противников у главного героя. Это, опять же, сближает мульт с консольными бит-эм-апами, где ты мог, не напрягаясь, отфигачить столько гопоты, что их количество могло бы сравниться с населением Ватикана, но потом встречал почти непобедимого урода-босса, которого, даже играя вдвоем с другом, было крайне сложно замесить, не зная слабостей оного. Вот и здесь, нашему ниндзя (или ниндзЕ? Слово вообще склоняется?) регулярно приходится туго, а порой он даже проигрывает, что добавляет остроты.
Что касается лора, то он представляет из себя адский трэш и мешнину из тысяч культурных кусочков, которые автор когда-то поглотил, но пусть первым в меня кинет камень тот, кто скажет что это минус. Нацисты, мутанты, ниндзя, русский быт, еще черти что… Количество отсылок (очередной дебильный англицизм “референс” в качестве синонима) настолько велико, что не поддается осмыслению -просто с карандашом и десятком тетрадей сидеть и в каждом кадре выискивать. Интересно, что в качестве одного из героев присутствует недавно почивший Леонид Володарский (респект легенде), который подарил и озвучку своего героя, как и другой известный переводчик – Дмитрий Пучков. К слову, в последнем эпизоде, вышедшем 31 декабря, заметил очень много имен, обведенных рамкой, в титрах, что страшно опечалило. Всегда мучал экзистенциальный вопрос: что я оставлю в этом мире? Ну, ребята, поработавшие над мультом, не будучи явно профессиональными деятелями искусства, подарили просто замечательную вещь, которая стала очень известной, ну а в будущем, надеюсь, превратится в культурный феномен.
Главный автор одно время выпускал пародийные ролики по Mortal Kombat на политическую тему и очень прикольную пародию на культовых “Третьих Героев” (которую оценил даже один из разработчиков этой прекрасной игры), так что “Ниндзя в деле” выходит не так часто как хотелось бы, но в любом случае – это замечательная вещь, всем крайне рекомендую ознакомиться.
Олег MapintasBangis Черненко
Специально для fight-films.info