ИнтервьюПереведенные интервью

Интервью композитора Пола Херцога (“Кровавый спорт”, “Кикбоксер”) для Game-Оst . Часть 1.

ПОИСК ТАЛАНТА И СТИЛЯ

Почему вы решили попробовать себя в качестве кинокомпозитора? Было ли это мечтой, которой вы следовали, или вы просто плыли по жизни и смотрели, что происходит дальше?

П.Х.: Я не собираюсь притворяться, что в моей карьере не было большого “дрейфа по жизни”. После колледжа у меня возникла безумная идея стать рок-музыкантом, при этом я не имел ни малейшего представления, как это сделать. До этого момента все мое музыкальное образование было классическим. Я переехал в Нью-Йорк, чтобы основать со своим однокурсником группу, полагая, что у нас все получится. После нескольких лет, когда ничего так и не получилось, я переехал в Лос-Анджелес и к концу 70-х начал заниматься программированием синтезаторов и продюсированием демо записей для певцов и авторов песен, а также промышлять редкими живыми выступлениями где попало, лишь бы заработать. Постепенно я начал чувствовать, что быть второстепенным музыкантом для меня недостаточно, и что я хочу писать музыку сам. Я чувствовал, что сочинительство песен не было моей сильной стороной, хотя и написал несколько песен. Я хотел сочинять инструментальную музыку, которая не ограничивалась бы песенной формой и сочетала бы мои классические влияния с рок-опытом. Несмотря на то, что у меня уже было смутное представление о написании музыки для кино и телевидения, я действительно понятия не имел, с чего начать, пока пара моих друзей (Арт Поделл, один из первых участников группы “The New Christy Minstrels” и Джим Экли* прим.редакции FFI) не получили работу в качестве композиторов для малобюджетного фильма “Голливудская энергия” (1986) и не наняли меня программировать синтезаторы, что в конечном итоге привело к тому, что я написал дополнительный материал и стал со-композитором. Эта работа познакомила меня с киноредактором, которому понравилось мое отношение к делу, и он впоследствии нанял меня писать музыку к фильму озвучивать фильм “Мой шофер” (1986, реж. Дэвид Биэрд).

В тот момент я понял, что писать музыку к фильмам – это мой настоящий талант, поэтому вернулся в музыкальную школу, чтобы изучать гармонию, контрапункт, оркестровку и (хотите верьте, хотите нет) сочинение киномузыки. «Кровавый спорт» появился ближе к концу года, в течение которого я изучал композицию у кинокомпозитора по имени Дон Рэй, основателя программы обучения кинематографической музыки в в UCLA Extension.

Пол Херцог, Нью-Йорк, начало 1970-х.

Каково это – сочинять музыку для фильмов? Согласно вашим рассказам, в основном вам приходилось работать в очень сжатые сроки, а иногда приходилось что-то переделывать. Вам было комфортно работать под таким давлением?

П.Х.:  Мне действительно нравится процесс написание саундтрека к картине. Я просматриваю сцену снова и снова, импровизируя под какой-нибудь синтезаторный звук, пока не начинаю понимать, какая музыка подходит к конкретной сцене. Затем я начинаю подбирать темп, который будет соответствовать действию, и начинаю набрасывать приблизительные идеи. Иногда я сначала работаю с ударными инструментами, если сцена предполагает динамику, а в других случаях концентрируюсь на мелодии или аккордах. Постепенно, когда фрагмент сформирован, мне надо оркестровать различные звуки, необходимые для того, чтобы пьеса казалась завершенной. Поскольку в 80-е годы у меня было очень мало времени, то мне приходилось работать по 16-18 часов в день, семь дней в неделю над фильмами. Кроме того, поскольку мое оборудование было примитивным, мне приходилось делать запись в студии, а это значит, что если бы у меня было пять недель на создание партитуры, то мне нужно было бы оставить от десяти дней до двух недель на запись и сведение музыкальных частей. Давление было сильным, но я не скажу, что это было некомфортно, потому что мне действительно нравилось то, что я делал.

Некоторые композиторы говорят, что создание музыки на заказ для кого-то другого не оставляет вам места для вдохновения, и вы должны быть чем-то вроде музыкального конвейера. Как вы к этому относитесь?

П.Х.:Я всегда чувствовал, что фильм вдохновляет меня больше, чем я мог бы “достать из себя” сам, поэтому мне действительно нравилось писать для кого-то другого. Конечно, иногда я раздражался, если продюсер или режиссер просили меня что-то переделать, но обычно это давление вдохновляло меня сделать что-то еще лучше, что-то, чего хотели бы и я, и режиссер, что было бы лучше для картины.

Я никогда не чувствовал, что нахожусь на конвейере, поскольку именно я создавал музыку. Я не объединял заранее подготовленные части, а создавал все части и соединял их сам.

Ваша карьера в основном пришлась на 80-е. Культура этого десятилетия за последние десять лет приобрела своего рода культовый статус. Неон, киберпанк, пиксельная графика, научная фантастика, синтвейв снова становятся популярными, многих переполняет ностальгия. Расскажите, каково было на самом деле жить и заниматься творчеством в тот период? Было ли это особенным, может быть, романтичным? Испытываете ли вы ностальгию по тому времени?

П.Х.: Вероятно, я разочарую всех поклонников 80-х, если скажу, что не нашел ничего романтичного в том десятилетии. Большую часть времени я до смерти боялся, что у меня не хватит денег оплатить счета и я окажусь на улице. Я часто подолгу оставался без работы и тратил много сил, беспокоясь о том, к чему жизнь меня приведет.

Мне повезло, что всегда что-то получалось и я каким-то образом выживал, но я всегда жил на грани. Времена, когда я писал, записывался и даже иногда играл вживую с великими музыкантами, были действительно волшебными. Но это была лишь небольшая часть моей жизни.  Перерывы между работой были мрачными и трудными. Так что нет, я не испытываю ностальгии по 80-м.

В то же время некоторые другие художники, такие как Брэд Фидель (автор музыки к “Терминатору”) и Харольд Фальтермейер (автор музыки к “Топ Гану” и “Бегущему человеку”), также сочиняли музыку для фильмов. Мне также очень нравится Кевин Бассинсон, особенно его саундтрек к фильму «Киборг» с Ван Даммом. Брэд Фидель упоминает в своих интервью, что в то время как персонажи «Терминатора» сражались с машинами на экране, у него была своя собственная борьба с машинами в его студии. Таким образом, он подчеркивает, что создание электронной музыки в те годы было настоящей борьбой. Для вас это тоже было борьбой? Насколько сложно было работать с аппаратным и программным обеспечением?

П.Х.: У меня, конечно, тоже были свои трудности. Полагаю, самая большая проблема заключалась в том, что у меня не было возможности синхронизироваться с видеорядом и приходилось много высчитывать. Современные технологии делают процесс синхронизации музыки с картинкой намного более простым, чем это было для меня раньше.

Мне повезло, что оборудование, которым я пользовался тогда, ни разу не сломалось, пока я снимал. Что-то из этого действительно нуждалось в ремонте время от времени, но, к счастью, не во время сочинения и записи. Может быть, это потому, что большая часть приборов была довольно новой, когда я начал работать над “Кровавым спортом”. У меня все еще есть инструменты, которыми я пользовался в 80-х, и все они до сих пор более или менее работают. Недавно мне действительно пришлось кое-что починить, но эти винтажные инструменты по-прежнему классные, и я до сих пор ими пользуюсь.

У многих композиторов есть свой уникальный узнаваемый стиль. Как вы думаете, что делает вашу музыку узнаваемой? Справедливо ли будет сказать, что темы фильмов, для которых вы сочиняли музыку, повлияли на ваш стиль или даже сформировали его?

П.Х.: Одна вещь, которая является частью моего стиля, – это тот факт, что я использую мелодии, то, что, кажется, вышло из моды для многих музыкальных фильмов. Еще один элемент, по которому люди узнают меня, – это определенное азиатское влияние на мою музыку, но я добавил такую “приправу” только в картины о боевых искусствах,, потому что фильмы нуждались в такой стилизации. Кроме того, как рок-музыкант, я всегда использовал барабаны и гитары именно так, как это делают рок-музыканты, даже в музыке, которая вовсе не является рок-музыкой. Я бы согласился с вами, что фильмы, к которым я писал, помогли развить стиль, которым я больше всего известен, но у меня есть и другие направления, которые не так хорошо известны.

Вы когда-нибудь представляли, какой была бы ваша музыка, если бы вы написали ее для какого-то жанра, отличного от фильмов о боевых искусствах? Да, я вижу в вашем послужном списке фильмы других жанров. Однако, если я правильно понял, они были чем-то вроде художественной разминки, и в них было не так много музыки. Пожалуйста, скажите нам, если это не совсем так. К сожалению, мы не можем составить об этом представление, потому что у нас нет доступа к этим фильмам и еще меньше к саундтрекам.

П.Х.: Я не только представлял, на что это было бы похоже, а работал в разных жанрах. Если вы послушаете музыку в “Уличном правосудии” (1987) и “Опасной любви”(1988), то вы услышите, что я делаю по-другому. Обе эти партитуры длинные и включают в себя довольно много стилей, к которым поклонники моих фильмов о боевых искусствах не привыкли. В “Уличном правосудии” мы использовали симфонических музыкантов для нескольких фрагментов или джазовый саксофон для других. Я знаю, что эти фильмы малоизвестны и, вероятно, их нелегко найти, но я предлагаю вам поискать их и послушать музыку.

Ваши саундтреки включают типичные элементы эмбиент-музыки, которая зарождалась в те времена. Вы склонны довольно часто использовать изменение высоты тона в различных музыкальных темах. Я бы сказал, что это довольно типично для вас. Что вы думаете по этому поводу? Как вы относитесь к эмбиент-музыке?

П.Х.: Хотя я и использую некоторые виды звуков, типичные для эмбиент-музыки, я не думаю, что моя цель  такая же, как у большинства эмбиентных композиторов. Я использую эти виды звуков, чтобы наоборот беспокоить, а не успокаивать. Иногда я использую их для создания тревожного психологического настроения, иногда я прерываю их скрежещущими звуками, а иногда намеренно оставляю чувства зрителя неразрешенными. Что касается изменения высоты тона, да, я часто это делаю. Возможно, это еще один стилистический элемент, который делает мою музыку узнаваемой.

В следующей части – подробнее про создание легендарной музыки к “Кровавому спорту”, “Кикбоксеру” и другим фильмам…

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA ImageChange Image

Back to top button