Обзор избранной фильмографии Джеффа Спикмана от Uran
На фоне остальных героев Б-боевика 90-х и 2000-х Мастер Кэмпо Джефф Спикман не сильно часто мелькал на экране и считается не то чтобы не взлетевшим в этом жанре, а занявшим нишу Б-С-боевиков (страйт-ту-ДТВ) и в наших просторах чаще всего мелькал боевик “Русский Киллер” с его участием. Я попросил помощи у сообщества Fight-Films, и мне помогли выбрать 6 фильмов с его участием.
Я посмотрел их все, не став расширять/уменьшать этот список и выделил ряд общих клише:
- Особая серия вычурных размашистых ударов, отдалённо напоминающих раннего Сигала – я назвал её “Спикман-комбо”. Безусловно, для зрителей помладше это выглядит эффектно, зрителям постарше придётся отключить внутреннего “взрослого”, чтобы это комбо “Валдис Пельш стайл” не вызвало у них лёгкие смешки. Я так и сделал и засчитываю это как плюс. Так вот, оное комбо присутствовало во всех отсмотренных фильмах, к тому же, герои Джеффа периодически эту серию ударов делают и с ножом в руках – получается не хуже и даже кроваво. Именно этим Спикман отличается от остальных коллег по цеху.
- Основной стиль Спикмана – Кэмпо-карате, но чем дальше по фильмографии, тем его меньше. Джефф старается проявлять разнообразие, избегая “Лотс оф хайкикинга” и стараясь проводить больше захватов и удушений – если, конечно, врагу не хватит его фирменной “Пельш-раздачи”.
- Спикман не чурается использовать подручное оружие – в частности, палки Кали, подобно другому Джеффу, который Уинкотт – у Спикмана, однако, встречается реже – но в фильме “Совершенное Оружие” его бои с Кали выглядят ненамного, но эффектнее. Также он не прочь поработать ножом, вынуждая продюсеров кина сбегать в магаз за кетчупом.
- В фильмах Джеффа часто присутствуют попытки смешения жанров. Часто неудачные, но об этом ниже.
Переходим к его фильмографии.
“Совершенное Оружие” (The Perfect Weapon, 1991)
Самый известный фильм Спикмана в среде фанатов боевиков. По сюжету, главный герой, будучи ребёнком, проявляет тяжёлый характер и отец, не могущий его воспитывать, по совету друга-азиата (Мако) отдаёт в школу Кэмпо-карате, и герой возвращается через много лет обратно, чтобы за этого друга-азиата отомстить – он не захотел платить дань корейской мафии.
Простая и понятная история с парой простецких сюжетных поворотов, попыткой нагнетания драмы и достаточным количеством экшена. Здесь Спикман показывает свои знания полностью – использует Кали, разные связки, заломы, клинч и почти под каждого врага у него разная тактика боя, к тому же, “Спикман-комбо” у него здесь не настолько ещё вычурное. Также присутствует стелс-проникновение в логово одного из мафиозников и сравнительно неплохая (для Б-боевика) погоня – в общем и целом, экшена здесь хватает (не менее 35% от общего хронометража) и он неплох, если не считать местами невнятного монтажа.
Лучшим боем я считаю разборку в корейском додзё с Джеймсом Лью и Лео Ли, но и финальный босс, гигант Тору “Профессор Саб-Зиро” Танака выглядел очень запоминающимся и давал просраться всем героям. Так же в репу схватят такие ребята как Джеймс “Вечный старик” Хонг и Кэри Хироюки Тагава.
Слабой стороной фильма я считаю нераскрытую драму в семье главного героя – нужно было больше “химии” между братьями и раздражающим отцом. В остальном же, хороший Б-боевик на пять с минусом, в связи с чем рекомендую.
“Уличный рыцарь” (Street Knight, 1993)
Бывший коп после того, как не смог спасти маленькую девочку от рук маньяка, открыл автомастерскую и в разборки на улицах почти не вмешивается. Но ему придётся – кто-то стравливает две банды, латиносов и негров, жестоко расправляясь с членами обоих. В связи с этим, сестра одного из членов банды латиносов просит главгероя найти пропавшего брата и узнать, кто за всем этим стоит. А стоит за всем этим навороченная банда бывших копов с кучей оружия, собственной базой и башковитыми членами банды, которая, используя прослушку и переодевания, сокращает численность бандитов намного быстрее, чем они сокращают себя сами.
Так то фильм ничего – экшена в нём много: Спикман использует подручные предметы, своё фирменное комбо и всякие захваты-перехваты (монтаж тот же), банда бывших копов, состоящая из колоритных гадов во главе с маньячным Кристофером Нимом много стреляет и использует разнообразное, порой вычурное оружие, наподобие вышедшего чуть позже “Вольного Охотника” с Лоренцо Ламасом; какой-никакой сюжет и немного фансервиса – но всё портят разные штампы. Например:
- Герой соблазняет героиню уже на второй встрече. Быстро, однако.
- Я не сопереживал локальным бандитам и всё ждал эпохального махача между ними – да так и не дождался – они внезапно под конец подобрели и все как-то забыли, что они вламывались в чужие квартиры, били людей и торговали наркотой, но герой в последний момент путал все карты, отказываясь косплеить Антикиллера.
- Копы-наёмники меняют свой IQ в зависимости от фантазии сценариста – то они грамотно спланируют ограбление и подставление главгероя, то легко сливаются от бандитов и героя. Они же не могут вычислить местоположение паренька-свидетеля.
В общем, если бы не это и некоторая наивность фильма, было бы очень неплохо и кинцо могло бы посоревноваться с “Вольным Охотником” – но увы. Тем не менее, “Уличный рыцарь” фильм интересный и разок его посмотреть можно. 4 с минусом для жанра “Б-боевик”.
“Смертельный Захват” (Deadly Outbreak, 1995)
Террористы захватывают израильскую лабораторию по разработке химического оружия. Но на их беду, там оказывается охранник Джон Хэтфилд, владеющий приёмами “Валдис Пельш Кэмпоу” и умеющий метко стрелять. Да, именно так – типичный сюжет клона “Крепкого Орешка”, наиболее популярный поджанр Б-боевика конца 90-х. Чем же этот фильм выделяется на фоне остальных?
- Тупизна и Бэтменство героя – некоторых врагов он избивает неоднократно, но не добивает, из-за чего постоянно погибают люди. По факту, он спас только молодую женщину-профессора (тоже знаменитое клише) и собственного сына, зачем-то похищенного и привезённого к герою злодеями прямо в самом финале – остальных убили.
- Неоднозначное поведение персонажей, в особенности, козловатого и боящегося за свою жизнь главного профессора лаборатории. Это неожиданно влияет на сюжет и это плюс.
- Боевой стиль Спикмана с его особыми приёмами. Это тоже положительная сторона, хоть как-то выделяющая фильм – но здесь его заметно меньше, чем в остальных фильмах.
Всё, больше ничего такого здесь нет. Сам фильм выглядит как очередной боевик для ТВ-3 и соперникам по жанру уступает: если вы хотите посмотреть фильм про захват террористами чего-либо, поглядите “Миротворец” с Дольфом Лунгреном или “Захваты” Сигала, “Смертельный захват” рекомендуется только фанатам Спикмана и самого жанра “Б-боевик с террористами”. На троечку с жирным минусом только за стиль Спикмана и попытки изменить стандарты сюжета – без них это была бы твёрдая двойка.
“Эксперт” (The Expert, 1995)
Спикман играет инструктора полицейских по самообороне, бывшего военного, воевавшего в Ираке. Но внезапно некий маньяк убивает его сестру и герой, узнав, что его хотят лечить, а не казнить, решает проникнуть в тюрьму и самолично с ним расправиться. Таков синопсис фильма, но сам фильм будет идти совсем не по канону боевика.
Главной проблемой “Эксперта” является неумение его создателей смешивать жанры в правильных для зрителя пропорциях: помимо основного сюжета, идёт вторая линия двух крайностей: Начальника тюрьмы, считающего преступников мразями, заслуживающими казни и его помощницы, считающей, что оные имеют права и что их надо лечить, а не тащить на электростул при первой же возможности, причём крайности эти показаны слишком утрировано, возможно даже преднамеренно. Наравне с ними идёти линия маньяка, который пытается защитить себя сам на суде, используя баги системы правосудия и занять своё место на зоне. Так вот, в этих всех линия не удалось раскрыть ничего:
- Линия боевика откровенно слаба. Да, Спикман подерётся, но самый сок экшена будет в конце, когда он проникнет в тюрьму. Этого недостаточно, да и монтаж много хуже вышеупомянутых фильмов. Создатели поняли это, добавив ненужные для сюжета сцены расправы с маньячно-колхозной семьёй одного из подсудимых.
- Линия триллера и маньяка не дожаты также – вы не увидите кровавых расправ, их не покажут (а избиение и драка с сестрой героя не в счёт) и саспенса тоже почти нет, хотя Майкл Шейнер очень хорошо постарался в роли главного злодея.
- Линия драмы также не раскрыта – все для этого плоховато играют и нет драматично-нагнетательных слезливых моментов под грустную музыку.
- Линия извечного спора “казнить-помиловать” выглядит утрированной – начальник тюрьмы превращает казнь в праздник, а его помощница готова оправдать даже самого жуткого маньяка ради своих как бы благих целей. К тому же, не заметно, как эти герои меняют своё мнение под давлением обстоятельств.
- Заштампованность действия (Соблазнение на первой встрече; друг, достающий любое оружие; тюремные ляпы вроде экскурсии для маньяков по зоне, слабой охраны и нарушений режима).
По итогу, я бы это кино не рекомендовал – не вышло ни боевика, ни даже бета версии “Законопослушного Гражданина” с Баттлером (к слову, мне он тоже не понравился).
“Скорпио один” (Scorpio One, 1998)
На космической станции Скорпио-1 происходит теракт. Правительство посылает туда команду спецназа разобраться что к чему. Там их начинают убивать по одному, а внизу правительственные агенты пытаются вычислить, кому теракт был выгоден.
Захватывает? Возможно, но по итогу фильм получился очень скучным и недоделанным – интрига пропадает уже на середине фильма, когда кино из неплохо начавшегося космотриллера (жуткая атмосфера полумёртвой станции) переходит в боевик про захват террористами чего-либо. К тому же, события внизу слишком сильно отвлекают сюжет от основного повествования – да и там основная интрига так же разрешилась ко второй половине фильма.
Экшена мало и слишком много драк вы не увидите, хотя бой с главным террористом достаточно неплох (на фоне всего остального шлака…) Хотя, кого я обманываю, хватит искать конфеты в дерьме, пусть Спикман и покажет ему все свои припасённые приёмы (чего-то их маловато в этот раз), это не удовлетворит зрителя.
В итоге очередная провальная попытка совместить три жанра: политический триллер, космотриллер и боевик про террористов – не раскрыли и не дожали нигде. Получилось среднестатистическое ТВ-3 кинцо, которое я смотреть не советую.
“Русский киллер” (Running Red, 1999)
Самый известный фильм Спикмана в России, через который я и узнал когда-то о его существовании. По сюжету герой в составе группы спецназа проводит операцию по уничтожению террористов в Испании. Операция частично прошла успешно, но погиб брат главного героя, а одному из злодеев удалось уйти. Проходит время, герой живёт в Америке с женой и дочерью. Но случайно на него выходит его бывший командир (Стэнли Кэмел) и вынуждает его провести для них несколько убийств.
Стоит ли смотреть? По плюсам и минусам:
Плюсы:
- Фильм в целом ровен сюжетом и каких-то своеобразных сюжетных подподвыподвертов и смешений жанров здесь нету.
- Минимум клюквы.
- Спикман таки показывает кое-что из своего арсенала, но в основном предпочитает стрелять.
- Экшен имеется в виде погони и нескольких жёстких драк, а также попытки сделать герою пару личных фишек (например геометрический выстрел).
Минусы:
- Ничего революционного в фильме нет.
- Во второй половине кино немного провисает.
- Тупая и раздражающая жена главного героя.
- Злодей, которого можно было замочить ещё при первой же встрече.
- Знающие люди придерутся к работе спецназа.
По итогу: Фильм строго на один раз, убить время. Плохим его назвать нельзя – ничего вырвиглазного тут нет, но и шибко так что бы чего-то нового тоже, самый типичный Б-боевик конца 90-х, когда рукопашка начала отдавать позиции стрельбе.
Больше ничего у Джеффа Спикмана я смотреть не стал – фильмов, где он главный герой, вроде больше и нет, а те, что я обозрел, не шибко выделяются из толпы мной рассмотренных ранее (кроме, может быть “Совершенного Оружия”); то есть Спикман очередной актёр, который не взлетел, хотя все шансы на это были – фирменные стилевые удары и скрытая реклама карате-Кэмпо. Актёр, видимо, тоже это понял, потому снимался достаточно редко. Традиционно, я завершаю обзор пожеланием герою статьи удачи и благодарю пользователей сайта за предоставляемую информацию. Всем спасибо и до новых встреч!
Автор: Uran
Специально для Fight-Films.Info
Очень нравятся Ваши обзоры, Uran. Читаю с интересом и улыбкой на лице. Спасибо 😉
Если не тяжело, напишите как-нибудь обзор на серию фильмов “Лучшие из лучших”, создателем которой является исполнитель главной роли – Филлип Ри. Для меня, как спортсмена и истинного поклонника фильмов жанра БИ, просмотревшего нескончаемое количество работ, данная киносерия стала настоящим открытием, а боевые сцены Филлипа Ри (во 2, 3 и 4 частях) – без преувеличения, эталоном драк в кино. Любопытно было бы узнать и Ваше мнение.
Лучшие из лучших / Best of the Best (1989)
Лучшие из лучших 2 / Best of the Best 2 (1993)
Лучшие из лучших 3 / Best of the Best 3: No Turning Back (1995)
ЛучшиЙ из лучших 4: Без предупреждения / Best of the Best 4: Without Warning (1998)
gatorr131,
У меня на него очень часто просят обзор сделать. Дойду и до него) Спасибо что читаете.
Uran,
Кстати у Филиппа Ри есть и другие фильмы, правда их мало.
Спикман конечно не был звездой своего жанра, но как и Дудикофф,Уинкотт, Мерхи по своему засветился и запомнился. Визитных фильмов у него по определению два. Совершенное оружие и Уличный рыцарь, причем саунд второго сохранился у меня на плеера. Его фирменная боевка, думаю это главное, чем Спикман цепляет. В целом оставляет положительные и теплые воспоминания. И конечно же сейчас такие фильмы необходимо “уметь” смотреть. В эпоху диванных киноэкспертов считающих статус актеров/режиссеров по кол-ву оскаров, а крутость – по заполнению спецэффектов на квадратных дюйм и супергеройских скиллов.
А Uran-у в очередной раз спасибо. Читаешь статью/рецензию и появляется желание пересмотреть вновь старые добрые фильмы нашего детства.
Lindolion,
Лучшей наградой для автора являются ваши комментарии. Фирменная боёвка у него запоминается, это да, согласен и хотелось бы, чтобы он вернулся с чем то очень крутым.
Со Спикменом рекомендую к просмотру Свободная страна (Land of the Free). В принципе неплохой фильм.
Алексей,
У меня есть в планах обозреть “недосмотры” у Дэниелса, Грюнера и остальных, но там скорее всего трешняк дикий и только после того, как “выскажусь” по остальным более-менее знковым актёрам.
Алексей,
Спасибо, надо будет глянуть.
Свободная страна, День памяти – главные роли; Разрушители-фантастика, роль главного злодея; В бегах-второстепенная с Бьюзи; Побег из Атлантиды-малобюджетка семейная. Для меня Спикмен-скромный проф.спортсмен и,безусловно,мастер своего направления, который не опустился после заката карьеры до дерьмовых поделок за 75 копеек бюджета, а занялся своей основной деятельностью – учить единоборствам. По фильмам описание в основном объективное, все же не согласен со столь низкой оценкой Эксперта – по моему очень даже ничего кино, излишне критично подошли к описанию, за триллер все же проканает :). Фирменные движения рук – насколько я читал, создатель Эд Паркер вопреки каратешному “одним ударом на повал” ввел т.н. “принцип многократного уничтожения”, просто моментами оно выглядит как вин-чунь циркулярка прямыми в голову, а человек все еще стоит на ногах и после десятка пропущенных.Также стоит обратить внимание, что техника в первую очередь боевая-и ладонь в пах, и ребро ладони в гортань и свертывание шеи, на фоне около-кик боксерских вещей вроде бы и интересно.
Дмитрий,
Да, вся оценка на фильмы есть ИМХО автора, это так, но Эксперт реально недожал во всех направлениях всех атрибутов примешанных жанров было по минимому и единственный большой плюс – это нестандартность сюжета. Из наработок по мелочи – кровавость Спикман-комбо в битве с урками.
И ещё – спасибо за разъяснения по поводу стиля и происхождения самой связки. Опять же отмечу. что огромный плюс Джеффа в том, что приёмы он старался подбирать реалистичные, ломал руки, ноги, шеи и не гнушался подручным оружием и его стиль более примеряем для реала.
Спасибо Uran-у за его творчество!!! Помню дядю Спикмана )))
Совершенное оружие – четкий фильм! Спикман там на пике формы, и помощник босса Тору Танака зверь прямо ))) Сейчас так не снимают…
На харде этот фильм у меня есть, а вот “Русский киллер” не зацепил… Вообще, я не люблю, когда мастера боевых искусств за стволы берутся ))) Особенно опускающийся на дно боевиков Стивен Сигал…
Владимир,
Браться за ствол – некая дань реализму. К тому же, это можно делать красиво (Эквилибриум, Матрица, Джон Ву). Русский Киллер сам по себе одноразов – не посмотрел – не потерял.
Спасибо, Uran.Прочитал с удовольствием.По поводу Спикмена,то вы забыли упомянуть его самый известный фильм,в котором он не дерется.Речь идет о “Львином сердце”или Самоволке,как его у нас называют.Что касается его фильмов,и почему их так мало,то он не ставил себе цель сниматься и сниматься.Он снялся в этих картинах,чтобы разрекламировать вид Кемпо карате.Он сам об этом говорил.Кстати,вы сделаете обзор на фильмы с участием Дэвида Брэдли?
zverev,
У Дэвида Брэдли фильмы устроены таким образом, что его работы являются частью чей то фильмографии, вот например у Дакаскоса, чью фильмографию обозревали здесь как минимум дважды. Я подумаю, тут целая очередь из предложений.
Не стоит упоминать фильмы, где персонаж не главгерой или главгад.