Рецензия на серию фильмов «Не бойся, я с тобой!» от Uran
Когда чиста душа,
А цели человечны —
Рука крошит отточенную сталь!
Все, кто хотя бы старше 25 лет, помнят эту песню и тот фильм, где она была гимном – это фильм Юлия Гусмана (да-да, того самого, из КВН, который тройки ставит – он ещё и режиссёр) “Не бойся, я с тобой!”. Прошло много лет и однажды на данном сайте я увидел анонс и трейлер второй части этого фильма – “Не бойся, я с тобой – 1919“. Однако 2013-й год, когда фильм должен был выйти, наступил, а затем и прошёл – но фильма мы так и не увидели. Затем был предпоказ кина в Азербайджане, он был закрытым и мнения были смешанными – фильм получил несколько наград, но был обосран несколькими критиками, которые на этом показе побывали.
Но вот, в 2016 году, когда я уже отчаялся искать это кино на торрентах, на НТВ вышел анонс. Я пересмотрел первую часть и приготовился смотреть вторую и таки сделал это, чтобы скорее поделиться с вами мнением. Но сначала – ретро-обзор на старый фильм.
“Не бойся, я с тобой!” (1981)
Действие происходит в конце 19-го века. Согласно сюжету, два цирковых артиста – вечный оптимист Рустам (Мухтарбек Кантемиров) и его друг Сан Саныч (Лев Дуров) увольняются из цирка и отправляются в Азербайджан, на родину Рустама – у того умирает бабушка и он хочет увидеть её и принять наследство. Сан Саныч же боится за него – кавказские суровые тогдашние обычаи вынудили его убояться за друга (отец которого сам пал жертвой кровной мести) и едет с ним. Там они сталкиваются с певцом Теймуром (Полад Бюль-Бюль Оглы), которому за убийство Рустма обещали женитьбу на Телли, дочери злобного богача Фарзали-бека. Втроём герои проходят через кучу приключений.
Что ж, я не стану давать поблажку фильму только за то, что он был снят при Советах или “давно, когда ещё снимать не разучились” и буду обозревать серьёзно… Но в то время действительно умели снимать приключения!
Главным плюсом этого фильма является актёрская игра – веришь всем. Наиболее запоминающимся получился неунывающий Рустам, который и добрым словом успокаивал и внушал доверие (спасибо озвучке Белявского) и экшеном не подкачал – рукопашные драки, драки на саблях и ножах, конные трюки – всё это Кантемиров блестяще исполнил сам. Затем идёт Сан Саныч – пусть Дуров, в отличие от коллеги, сам не дрался (это делали дублёры), но он компенсировал это актёрской игрой. Полад же в основном пел, и пел неплохо. Остальные актёры тоже отлично сыграли и запоминаются – Джафар (Гасанага Турабов), Пристав (Сергей Юрский), Фарзали Бек (Мирза Бабаев) и Телли (Гамида Омарова) – сыграны безукоризненно, каждый персонаж на вес золота, даже эпизодические (мужик с косой на переправе). Фильм пропитан колоритом Кавказа и понравится любителям подобного кино (Мимино, Паспорт).
Также огромным достоинством фильма являются диалоги и вышедшие из них крылатые фразы: “Кое-что он может!“, “Больше одного раза не убьют“, “Это не мой зуб, а их зуб” и так далее. Помимо них, в фильме, как часто бывало в Советском кино, вставлялось поучение, в данном случае такое – если ты имеешь силу, применяй её только для добрых дел: во время съёмок фильма была волна популяризации боевых искусств, которую власти пытались потом контролировать, начав гонения на карате.
Экшена в фильме много, не менее 50% от фильма, и поставлен он адекватно, дёргающейся камеры мало – местами, когда погони на лошадях показывают. Есть, конечно, накладки – не лучший монтаж (в сравнении с боевиками Брюса Ли), который выравнивался, если на экране появлялись каскадёры и ученики карате и тхэквондо. В целом, так как кино приключенческое, упор экшена делается на трюкачества и погони и СЕЙЧАС считать этот фильм рукопашным боевиком было бы глупо, но ТОГДА этот фильм был вполне себе популяризатором боевых искусств и, с поправкой на упор в драматургии в советском кино, имел право называться РБ.
Критиковать такой фильм достаточно трудно – много поправок на те годы, когда такое кино снимать ещё толком не умели (отсюда странно втыкающиеся ножи, заметные дублёры и тд), потому осуждению подвергались другие аспекты, в частности, не всем нравилось пение (я не в их числе, по мне так песни были по делу) как в целом, напоминая индийское кино (опять же, далеко не все любят, когда в напряжённый момент сюжета герои начинали петь и плясать), так и частности – некоторые считают пение Полада гнусавым – но это уже их ИМХО, с которыми я не согласен.
Вывод: простое, позитивное, непровисающее и доброе кино без трагичных поворотов и с большим количеством юмора. Смотреть рекомендуется.
“Не бойся, я с тобой! 1919” (2013)
Первая часть кончается “как бы клиффхэнгером” – герои стоят втроём против целой армии злодеев – этот кадр напоминает нам обложки игр-битемапов и других боевиков помельче, и зрители надеялись, что Рустам, Теймур и Сан Саныч вернутся, чтобы превозмогать новых злодеев. Это произойдёт нескоро – лишь в 2016-м году зрители телеканала НТВ, а затем и торрентщики всех мастей и волостей смогли, наконец, посмотреть долгожданное (хотя… кому как, продолжения часто получаются из рук вон плохо даже у американцев, что там про наших то говорить) возвращение на экраны старых героев, тем более, Юлий Гусман вновь засядет за режиссёрское кресло, а состав усиливается Эдгардом Запашным и Анатолием Равиковичем.
По сюжету прошло немало лет – Сан Саныч и Рустам уже в возрасте, первый открыл свою школу кунг-фу, второй обучает молодняк верховой езде. Теймур стал политиком и вырастил троих детей. Старшую дочь похищают его политические противники – Теймур идёт в милицию, но его там со смешками разворачивают – и тогда на помощь приходят старые добрые друзья. Хороший, казалось бы, сюжет…
Что же, я начал смотреть – начался фильм с пересказа старой части. Затем пересказ кончился и началась сама новая история… Что же, по пунктам то, что я увидел. Собственно, лучшие моменты – это те самые кадры из старой части. Остальное – полное ГОВНО. Чуть лучше, чем “Возвращение Мушкетёров”, но суть та же. Почему?
- Сцены из трейлера многообещающи – Кантемиров и Дуров поизносят коронные фразы в стиле “только пожалуйста не убей” – но самого экшена с ними почти не будет. Ну да, в начале они (точнее, их дублёры) раскидают в темноте какую-то гопоту с экшеном, снятым на трясучку с говномонтажом, потом Саныч будет ходить с умным видом весь фильм и в самом конце дёрнет пару раз рукой на камеру, чтобы враги сами собой разлетались от его джедайских подач; Кантемиров кинет в слоу-мо лассо с коня, да будет хитро улыбаться; а та самая сцена из трейлера с коронной фразой не предзнаменует драку – в следующем кадре враги уже избиты и связаны – хотя можно было сделать это с дублёрами, мы бы поняли и простили.
- Очень слабый сценарий – герои объединятся только после 35 минуты фильма – до этого мы будем вынуждены смотреть вялые копирования новыми персонажами старых, вплоть до прямого цитирования – но и после объединения какого-то совместного экшена от них мы не увидим. Видно, что фильм ещё и порезан – как же похитили дочь Теймура? также я удивился тому, что после поджога цирка все старые герои стояли столбом и не препятствовали бандитам, хотя в старом фильме они бы раскидали этих болванов как котят. А как вам странное поведение пристава, без объяснения причин пославшего героя чуть ли не на три буквы, когда тот пришёл просить, чтоб разыскали дочь?
- Актёрская игра вызывает сочувствие. Старики ещё что-то пытаются, но без особого старания, а из новоприглашённых более-менее сыграли Михаил Ефремов (но роль была идиотская) и Анатолий Равикович, который мог спасти любой фильм, но в этом пожилой и тяжело больной актёр уже еле как справлялся. Молодым актёрам, сыгравшим детей главных героев, не хватило опыта – они старались, но слабая режиссура и постановка всё портила. Запашный в экшене не участвовал – только играл мускулами и натравливал тигрицу.
- Саундтрек вроде бы написан при участии самого Полада Бюль Бюль Оглы, но он не то что бы плохой – просто не запоминается. Многие песни старого фильма были перепеты, многие остались с теми же голосами, были и новые песни, одна из них была неплохой.
- Из плюсов – вменяемые драки от учеников Сан Саныча в конце, заставили драться самого Теймура да персонаж Волкодав (Тимур Бадалбейли), который хоть и не был нужен фильму, да и сценарно впихнут безобразно (сцена с его похоронами, например), но дрался неплохо, показывая разнообразные приёмы – но тут тоже подводит камера.
Вывод? Суть всего фильма понята по финальным его титрам, где актёры отдыхают и плавают на катере – это просто Гусман собрал актёрскую труппу, да отметил какую-нибудь годовщину фильма, на деньги, оставшиеся от грандиозной пьянки, решили снять продолжение картины и очень жаль, что не получилось хотя бы дублёрами сделать какое-то подобие боевика. К просмотру я бы это не рекомендовал – можете испортить себе настроение.
Поэтому, рекомендую всем по возможности посмотреть старый “Не бойся, я стобой!” и помянуть добрым словом актёров, которые нас покинули.
Автор: Uran
Специально для Fight-Films.Info
Только хотел посмотреть, а желание пропало
Merey,
Не надо этого делать, я серьёзно.
Дуров, наверное, один из любимийших моих актеров, столько глубоких ролей, даже эпизодические его роли очень яркие (очень нравится его роль в фильме По семейным обстоятельствам… Небольшая, но объемная)… Ума не приложу, что могло сподвигнуть его, да и других актеров (Кантимиров в первом фильме, вообще был всегда для меня ролевой моделью) снятся в таком трэше!! Ведь еще по трейлеру было понятно, что фильм, ну.. Типа, насления Борна или перезапуск перевозчика – просто возможность срубить бабло на знакомой всем франшизе. Сорри за такой сумбур. Просто накипело, как с мушкетерами, как с шуриком и кавказской пленницей, как с джентельменами удачи.. Теряешь веру в людей – у таких, как продюссеры подобных ремейков, нет ничего святого. Вспоминается серия южного парка, где спилберг с лукасом насиловали индиану джонса.. Ооочень образно и очень ярко отражает нынешнюю тенденцию в кинематографе. Вот гусман изнасиловал и сан саныча и рустама. Фильм смотреть даже не собираюсь – это святое.. С мушкетерами, конечно, дал промашку.. Вроде, тот же режиссер.. Купился((
Vantala,
Нечего там смотреть – типичное “говнопродолжение”.
Люблю старый фильм, и ничего не знал о новом… Хорошо, что не…
Уважаемый Uran, было бы здорово, если бы ты сделал обзор на фильмы с Александром Иншаковым. У тебя отличное понимание российского экшен-кино.
ДИВ,
Моё видение – всего лишь видение очередного зрителя, любой может написать такое же. Иншаков по факту русский Сигал, мне понравился Рыцарский Роман у него в своё время, зайдёт ли щас – не знаю.
Как и ожидалось продолжение культового фильма оказалось мягко говоря жидковато . Я и не надеялся на что-то выдающиеся , сняли просто капустник .
С первых минут не понравилась сама картинка , снимали не по киношному как в старые добрые времена ( первый фильм был снят на советскую пленку Свема ) а судя по всему на ” цифру ” и от этого эффект сериальности происходящего .
Сценарий хоть и слабый , но даже такой можно было бы вытянуть , а вот тут Саламоныч и обделался по полной , за такую режиссуру на кол надо сажать . Помимо написанного в рецензии ( с чем я полностью согласен ) полнейшее пренебрежение к деталям и аутентичности , самоповторение и т.д .
Ещё интересный момент , посмотрите на бюджет он составляет 10 лямов $ . Ну не тянет он на это бабло , посмотрите на массовку , особенно мне ” понравилась ” сцена демонстрации , состоящая из двух десятков людей :)))
Да за такие бабки половину жителей Баку можно было собрать в массовку . Спецэффекты тоже не тянут , любой прилично разбирающийся в After Effects без проблем сварганит сцены , где и нефтяные вышки и самолёт на котором летали герои . Меня терзают смутные сомнения , главное в этом проекте был не сам фильм , а распил выделенного государственного бабла в междусобойчике .
gotam,
Можно было собрать энтузиастов, позвать сценаристов толковых, которые фанатели по старому фильму и снять, допустим, про то, как старые герои вынуждены противостоять действительно серьёзному и страшному врагу – но со своим неунывающим настроением. А тут получился именно что капустник.
Снимать продолжение вообще не нужно было (мое мнение). Во первых, сама идея устарела. Фильм ведь так или иначе как бы посвящался “советским работникам культуры”, вступившим так или иначе на путь борьбы со злом (в нашем случае борьба с бандитами, высмеивание восточных помещиков,принятие идей ссыльного инженера и т.д.) Фильм был не один в этой нише- Гори,гори моя звезда, Достояние нации и др. Сейчас это мало кому интересно. Актеры откровенно состарились, порой даже жалко смотреть, а задействовать во второсортном кино и того не гуманно. Экшн в таком качестве (бои) не был возможен вообще в те годы, хотя о исторической реальности никто и не говорит, однако это раздражает. Несколько лет жду не придет ли кому в голову снять фильм на тему “гамбургского счета”. Если правдивы источники, с которыми знакомился, то якобы в среде цирковых борцов в прошлом и в 18 веке была традиция раз в год собираться в Гамбурге где без поддавков выяснять кто круче, думаю, можно было бы смастерить что-то вроде “в поисках приключений с ЖКВД и линию патриотическую русскую вывести (мне,впрочем, все равно, я украинец) А просто тянуть за уши фильмы из советской эпохи-ну это,кажется,еще никому не удалось (посмотрим на Экипаж)
Дмитрий,
Снимать продолжение можно было ещё при советах, года через 2-4 после первой части. Думаю, ещё пару частей бы с теми же ребятами придумали бы, да со злодеями бы вопрос решили. Сейчас делать такое глупо – умения утрачены.
С “Экипажем” вроде бы не промахнулись как раз…
Дмитрий,