Обзор фильмов Виктора Доценко от Uran
Сегодня я представлю на обзор три перестроечных русских фильма, объединённых одним человеком – писателем, военным журналистом и режиссёром Виктором Доценко, одним из первых, кто на постоветском пространстве попробовал пробить на экраны классический боевик, сделав не просто наш ответ Голливуду, но и прорекламировать Вооружённые силы. Посмотрим, получилось ли у него…
Вообще, в первую очередь, Виктор Доценко известен своими книгами про бывшего спецназовца “Бешеного“, первые из которых стали бестселлерами и продавались большими тиражами: в них “Бешеный” борется с организованной преступностью, применяя не только навыки рукопашного боя, меткой стрельбы и владения ножом, но и тактические хитрости. Читал я одну из книг очень давно, и постараюсь по возможности вскоре перечитать серию о “Бешеном”. Позже, приключенческие романы о бывших спецназовцах от друих авторов заполонили полки магазинов, например серии “Пиранья”, “Комбат”, “Слепой” и так далее, где герои противостояли мафии, гопоте, бывшим коллегам и маньякам. Книги были с жестокими подробными описаниями драк, убийств, насилия и так далее, чем и “брали” читателя.
Понятное дело, такое грех было не экранизировать.
По прозвищу “Зверь” (1990)
Первый фильм Доценко, в данном случае как сценариста – режиссёром здесь числится известный боевикодел Александр Муратов, о двух фильмах которого я уже рассказывал. Актёрский состав впечатляет: помимо тогда ещё не набравшего популярность Дмитрия Певцова в главной роли, играют: Борис Щербаков, Армен Джигарханян, Юрий Назаров, Лев Прыгунов, Игорь Ясулович, Евгений Евстигнеев и многие другие.
Согласно сюжету, главный герой Савелий Говорков едет по этапу на зону, где, пытаясь выжить, вспоминает, что с ним было после возвращения из армии (где воевал в Афганистане), когда, поддавшись на уговоры бывшего однополчанина Варламова (Владимир Аникин), он устраивается на работу телохранителем Ларисы (Татьяна Скороходова), любовницы теневого бизнесмена Алика (Борис Щербаков), который отмывает деньги мафии. Всё бы ничего: денег платят много, работа простая, но герой совершает несколько серьёзных проступков и попадет по подставе тюрьму. Что было дальше, все помнят, кто не смотрел – посмотрите, это хорошее кино и сейчас объясню, почему:
- Хорошие боевые сцены с Дмитрием Певцовым, особенно в начале, где он дерётся в бане и его поединок с Василием Шлыковым, видна хорошая подготовка актёров, а также неплохая для нашего тогдашнего кино хореография с Ван-Дамм киками и (иногда) разрушением декораций. Однако чем дальше по фильму, тем по поединкам слабее – от второго боя со Шлыковым я ожидал намного большего, пусть он и с применением оружия. В целом экшена не так много, как в Б-боевиках американцев, но то, что есть, радует реалистичной реакцией на удары: враги складываются от удара в дых и по яйцам, а не дерутся превозмогающе до самого конца, что являлось визитной карточкой перестроечных боевиков.
- Интересный сюжет – путём постепенных воспоминаний зритель лишь в конце понимает, из-за чего всё произошло и как герой попал в тюрьму. Однако штампы и наивняки присутствуют и здесь, например то, как герой сбегает из тюрьмы и отрывается от преследования.
- Актёрский состав. Как я уже говорил, он достаточно крут, однако времени на экране у знаменитостей немного, в основном короткие эпизоды. Тем не менее, в отличие от современных поделий, сцены с Евстигнеевым и Джигарханяном очень харизматично отыграны, актёрам веришь и своей игрой они украсили фильм, что кину огромный плюс.
- Отмечу также атмосферу перестройки – тачки, Новые Русские, заграничная одежда, “всё можно”, криминал – всё тут есть и тем, кто эту атмосферу не застал, очень советую посмотреть, чтобы понять, как жили люди в 90-е. Атмосфера эта подана ненавязчиво, без чернухи (кому-то это и в минус) и смотреть не мешает.
Стоит, однако, отметить, что скорее фильм не совсем боевик, тут экшн пополам с криминальной драмой; будь драк, погонь и перестрелок чуть побольше, я бы смело назвал фильм рукопашным боевиком. Я настоятельно рекомендую кино к просмотру, оно не провисает, лишних моментов нет, хоть и некоторые штампы боевиков здесь имеются.
Тридцатого уничтожить! (1992)
На мой взгляд, самый известный фильм Виктора Доценко, где он уже сам садится в режиссёрское кресло, зачем-то переименовав Савелия Говоркова в Сергея Черкасова и сменив ведущего актёра на Игоря Ливанова.
Согласно сюжету, после Афганского плена спецназовец Сергей выхаживается тибетскими монахами и после расставания с ними бомжует в одной арабской стране, там его замечает некий бизнесмен Григорий Маркович (Александр Пороховщиков) и помогает ему выбраться на Родину. Не найдя работы в раздираемой 90-ми страной, он вербуется в КГБ (как он думает) инструктором для молодняка и отправляется на некую сверхсекретную базу в Средней Азии, которая напичкана последними техническими средствами. Там он встречает своего потерянного на войне брата и выясняет, что это не база КГБ, а вполне себе тренировочный лагерь для бойцов мафии, куда собирают военных спецов для ведения анти-Российских акций, терактов и позже, для государственного переворота. Оба брата сбегают с базы и за ними снаряжается погоня.
Фильм совмещает несколько жанров – Роад-муви (минимум 60% хронометража – погоня), стрелковый боевик и военно-криминальную перестроечную драму (немного и в начале), также, по сравнению со “Зверем”, увеличился размах – взрывы машин, вертолёты, военная техника и, как и в прошлый раз, знаменитые актёры на вторых ролях. Подробнее, по плюсам и минусам.
Положительные стороны
- ОЧЕНЬ МНОГО экшена, однако до него надо вытерпеть примерно 20-25 минут вводной части фильма, где герой общается с главной героиней и скитается на чужбине. Есть всё, что нужно – перестрелки, погони на разных машинах, военная техника (ну хорошо, хорошо, БМПшку они “вывели из строя”, а вот босс-вертолёт…), и куча разрушений. Используется различное оружие, от УЗИ и Калашей до РПГ, жаль на танк бюджета не хватило, дуэль с Т-72 или Объектом-279 я бы посмотрел. Помимо перестрелок, “Рекс” успеет и рукопашно подраться, используя в бою цепь и нож, а также использовать стелс (навыки бесшумного проникновения и уничтожения врага) и тактические хитрости с засадами и ловушками для врагов, что порадует любителей военного боевика. Вообще, само действие разнообразно, например, смерти врагов – кого-то сжигают (ааай гару, гаруууу!), кого-то расстреливают, кого-то замочат ножиком в лобик и в спинку, свернут башню, закинут под поезд и так далее – именно это разнообразие, на мой взгляд, оказалось ключом к зрителю.
- Колоритный актёрский состав – братья Ливановы справились со своими ролями; помимо них присутствуют Леонид Куравлёв в роли продажного мента, Пороховщиков, Владимир “Я побил рекорд Шона Бина” Епископосян, Владимир Ивашов и Станислав Садальский в роли финального босса.
- Отличная музыка от Собо Барданашвили, полностью соответствующая жанру, это вам не комедийное фуфло в “Дне Д”, это суровый саунтрек и хороший пример музыки для боевика, также неплоха завершающая песня “Неужели беда!”
- Многие фразы героев разошлись на цитаты.
Недостатки
- Не лучший монтаж многих экшн-сцен, местами видна халтура.
- Рукопашных драк могло быть и больше.
- Ляпы и заштампованность.
- Ждал большего действия от Аристарха Ливанова, весь экшен на его брате.
- Местами лишние и затянутые кабинетные диалоги, также нудноватое начало.
Самым главным минусом фильма является отcутствие у него продолжения – фильм обрывается на самом интересном месте, и продолжения мы уже ждём больше 20 лет.
Итог: очень хороший перестроечный боевичок с большим разнообразием и размахом (по сравнению с другими СНГ-боевиками как той эпохи, так и нынешними НТВшными проходняками) действия, снятым для ценителей жанра, потому я настоятельно рекомендую его к просмотру – к примеру, фильм опережает на голову “Пожирателей Змей” с Лоренцо Ламасом. Низкий поклон создателям за фильм моего детства и к тому же, за хорошую попытку принести жанр боевика к нам в страну.
Чёрные береты (1994)
Также экранизация романа, но уже не Доценко, а Станислава Гагарина, в соавторстве с которым фильм и делался. По сюжету, четыре однополчанина во главе с капитаном Ячменёвым (Василий Шлыков) из морской пехоты решили отметить окончание службы на огромном теплоходе. Но теплоход захватывают террористы во главе с неким Стасом (Игорь Муругов) и герои вынуждены дать им бой. У них появляется союзник в лице капитана спецназа (Андрей Щербович-Вечер), который, так и не встретившись с героями, берёт часть террористов на себя.
Когда то давно, в детстве, фильм мне “зашёл”, а вот после пересмотра как-то не очень. Было видно, что создатели попытались совместить 2 жанра – рекламирующий ВС России фильм (наподобие “В зоне особого вимания” и американских “Морпехов”) и боевик про захват террористами чего-либо (“Захват” с Сигалом, “Последний Круиз”) и если с первым жанром более менее справились, действительно показав крутизну и умение морпехов воевать, то боевик подкачал.
Первой проблемой является затянутость вводной части – основной экшен начинается слишком поздно, уже во второй половине фильма и разнообразием, которое было в “Звере” и “Тридцатом”, не блещет: перестрелки, часть которых за кадром, и изредка стелс и работа ножом. Рукопашные драки также были, но запомнится только одна – Щербович-Вечер против мужика с топором, остальные испорчены слабым монтажом с мельтешнёй, а также темнотой помещений – и это вторая проблема фильма. Видны и сценарные огрехи – персонажа Владимира Яковлева (это который будет одного из главгадов в “Мече” играть) попросту слили, ведь он мог эффектно откатиться от выстрела и убить Стаса с ножа, например, а также совершенно ненужные в сюжете братья Пак
Тем не менее, плохим фильм назвать нельзя – есть колоритные персонажи (Славок, Борода, Стас, Капитан Спецназа и сами герои), да и, повторюсь, реклама войск Морской Пехоты в целом получилась, однако той же “Зоне особого вимания” и “Ответному ходу” СИЛЬНО уступает. Мой итог – одноразовый проходняк, от которого ждёшь намного большего.
Попытки вернуть Бешеного Рекса на экран, насколько я знаю, были, и неоднократно, но почему то проваливались. На ютуб-канале Виктора Доценко есть незавершённая монтажная копия то ли фильма, то ли сериала “Возвращение Тридцатого” с Яном Цапником в роли Рекса и Никитой Джигурдой на второстепенной роли, которы вы можете оценить сами.
Я же вновь благодарю Виктора Доценко за киноприключения Рекса и вклад в отечественный боевик и от имени всех фанов боевика прошу его всё таки снять новые приключения Говоркова с ещё большим размахом, военной техникой, тактической смекалкой и обилием как рукопашного, так и стрелкового экшена.
Автор: Uran
Специально для Fight-Films.Info
Кто помнит название украинского боевика, тоже про захват корабля, годов 1997-1998?
Merey,
Надо поискать на досуге будет. Интересный был фильм?
И что по вышесказанному добавишь?
Uran:А вы сделаете разбор сериала инструктор?Там очень хороший каст,и файтинг сцены.Что касается фильмов Доценко,то они неплохи,но сейчас смотрятся уже не так ярко.Кстати,вы делали обзор по сериалу “Русский транзит”.Сериал отличный,жаль продолжение не сняли.Хочется надеется,что Сидихин о нем вспомнит и он будет доснят.
zverev,
Инструктор… Не припомню. Если он не длинный и будет время, посмотрю. На Транзит обзор у меня есть. Что скажете по фильмам Доценко?
https://www.kinopoisk.ru/film/405732/,это по инструктору.Что касаемо фильмов по Доценко,конечно,самый известный-по прозвищу ЗВЕРЬ.Фильм сделал Певцова звездой,позже он повторит успех вместе с Адвокатом.Сморится фильм здорово,чем-то напоминает за последней чертой,но снимались фильмы в одно время.30 уничтожить,да,не спорю,фильм тоже не плох,Ливанов хорошо смотрится в кадре.Его занятия карате,ему помогли на шоу “Король ринга”,где он боксировал.Черные береты,это своего рода римейк В осаде,и пиратов 20 века.Герой Комитетчик,конечно,очень крут.Но мало боев с ним,я помню лишь один.Фильм патриотичный,вышел в 94 году,чтобы показать,что нужно служить в армии.
zverev,
Большое спасибо!
Uran,
Уран, напиши пожалуйста рецензию на сериалы. Типа Боец, Инструктор, Главный Калибр…я имею ввиду, не на всё подряд, а именно на лучшее из отечественного.
P.S. по вышеописанной рецензии, согласен с тобой. Только Беретов я не припомню, может и не видел вовсе.
JOHNSON,
Я писал на сериалы не раз https://fightfilms.info/obzor-8-mi-russkix-ekshn-serialov-ot-uran/, https://fightfilms.info/recenzii-na-serialy-mech-i-strelyayushhie-gory-s-romanom-kurcynym-ot-uran/ и здесь немного https://fightfilms.info/russkie-neuderzhimye/,часто спрашивают, а поиск не юзают)
Вернулся в детство) Все три фильма были на видеокассетах) Любимым был “Зверь” “Тридцатый..” больше всех нравился бате, а брату нравились “береты” потому,что сам служил в морской пехоте. Любит вспоминать диалог перед боем с топором. “-посмотрим какого цвета у тебя ливер!” – “..посмотрим…..” В целом из всех больше всего впечатлял Д.Певцов. Казалось вот-вот и будут другие фильмы где он покажет на что способен. И физ.подготовка у него отличная и каратэ знает. Но увы “Зверь” так и остался для меня главным его фильмом(как и “Фанат” у Серебрякова. Оба предпочли строить карьеру оторванную от подобных боевиков,да и мода на такие фильмы быстро прошла.
Cyclonus,
Певцов с Серебряковым потом жгли в Бандитском Петербурге, который я уже обозревал, Серебряков также побеждал вампиров в “Упыре”, был в “Афганском Изломе”, были ещё с ним какие то фильмы про войны разных годов, а позже он в Левиафаны скатился. За комментарий спасибо)
Uran,
Видел я это все. Но 1.5 драки в Упыре,бросок от М.Плачидо в “Изломе” и бандитские страдание в “Петербурге” как-то совсем не то,чего я ждал) Хотелось полноценный рукопашный боевик с кем-нибудь из них,но увы ,дальше Львиной Доли дело не пошло. А вот Ливанов вообще никогда не нравился. С ним фильм был. “Винт” 1993 года. Он там злодея-каратиста играл и его кривое ногомахание уже тогда не понравилось) Хотя конечно Серебряков тоже тот ещё каратист и до Фаната не занимался БИ,но на экране смотрелся убедительнее. Ещё вспоминается “Крысиный Угол” 1992 года с Иншаковым. Но несмотря на опыт и крутость маэстро,он что сейчас,что тогда – на экране выглядел не очень. Хотя в те годы,конечно подобные фильмы смотрелись на ура.
Cyclonus,
К слову Винт я обозревал, фильмы от Ким Ин Хо. А Серебряков молодец, пахарь ещё тот. В Изломе у него ещё пара драк с салагами вроде были + пар перестрелок.
Uran, ну не знаю. Я бы не назвал “Левиафан” каким-то “скатыванием”. Он сыграл свою роль шикарно, как и делал это во многих других фильмах. Вообще, один из моих любимых российских актеров . Меня даже противоречивый “Клинч” с ним зацепил.
barsug,
Актер он отличный. Просто в начале 90-х казалось,что будут и ещё экшн фильмы с ним крутые. А выходили всякие “Обнаженные в шляпе” и пр. Видать сценариев хороших не предлагали.
barsug,
Скатывание – потому что в таких спорных фильмах стал сниматься, да и вообще везде, хотя его актёрских умений это не умаляет.
Uran,
“Спорные фильмы” – это не скатывание, а выбор ролей по желанию, эксперименты в конце концов. Актер-то он хороший. Почему нет?
Данил Чупахин,
Как правило, после неудачной роли карьера актёра может скатиться в парашу, например Алексей Горбунов, снявшийся в каком то политическом фильме, и теперь его мало приглашают у нс сниматься, также Алексей Полуян, которого били после Груза 200 несколько раз военные на улице, а карьера Балабанова после Груза рухнула.
Серебрякову вроде бы и везёт. но что то в эпиках я в последнее время его не вижу. Опять же, актёр молодец даже в спорных ролях.
Соглашусь с оценкой “Левиафана”)) (хотя здесь явно не та, безусловно, площадка дабы вспомнить этот болезненный для России фильм!).
Серебряков – безусловно серьезный драматический актер, у него много достойных актерских работ как в кино, так и в театре.
Из этой тройки только “По прозвищу Зверь” считаю интересным и хорошим фильмом. Или просто вся эта военная бравада не по мне, но “Зверь” иногда и сейчас пересматриваю, а остальные два никакого интереса и тогда и по сей день не вызывают.
ДИВ,
Ну, 30-й это в первую голову роад муви с перестрелками. А Зверь самый ровный фильм, сбалансированный что ли… В нём всё как то правильно.
Спасибо за обзор. С ностальгией по годам юности (спортивные штаны, демонстративные растяжки и самодельные нунчаки из табуретных ножек))).
Alex,
Ну да, у каждого во дворе был такой деятель, кто пытался 100% подражать)