Обзор фильма «Бриллиантовый картель» (ака «Весь мир у наших ног», 2017) от Юрия Дудина
“Бриллиантовый картель” (в оригинале "Весь мир у наших ног" Diamond Cartel) — одна из самых серьёзных попыток казахстанского кинематографа попасть на мировой кинорынок. О чём говорит колоссальный для этого государства бюджет фильма. Режиссёр-дебютант Саламат Мухаммед-Али долго и бесплодно искал инвестиции для своего проекта. После упорных поисков инвесторов и дистрибьюторов ему улыбнулась удача в лице известного бизнесмена и продюсера Даурена Муссы, с помощью которого и получилось задействовать в фильме целую плеяду зарубежных кинозвёзд, таких как: Арманд Ассанте (“Дорога на Эльдорадо”), Питер О’Тул (“Лоуренс Аравийский”), Майкл Мэдсен (“Бешеные псы”), Кэри-Хироюки Тагава (“Смертельная битва), Оливье Грюнер (“Химик”), Дон "Дракон" Уилсон (серия “Кровавый кулак”), Боло Йен (“Выход дракона”), Том “Тайни” Листер мл. (“Пятый элемент”).
Несмотря на то, что в фильме участвовало много зарубежных звёзд, главные роли все же были отданы казахам. Роль главной героини — девушки Алии — исполнила молодая актриса Карлыгаш Мухамеджанова. По словам режиссёра, на утверждении этой актрисы настоял Арманд Ассанте, до этого уже встречавшийся с ней на съемочной площадке другого фильма. А её партнёра сыграл Алексей Франдетти.
Когда было принято решение выходить с фильмом на мировой кинорынок, чтобы мир всё-таки оказался у ног, понадобилось достаточно много времени. Постпродакшн, монтаж, переозвучивание и переговоры с дистрибьюторами заняли у создателей фильма несколько лет.
Большим достижением стало прохождение американского контроля качества. Для этого было необходимо, чтобы картина соответствовала высоким требованиям к звуку, монтажу, цветокоррекции и качеству изображения. Вскоре был подписан контракт с американской компанией на гарантированную сумму $10 000 000 и продажу в 67 стран мира, в том числе в США и Китай.
И действительно, результаты стараний были заметны ещё в трейлере. Качественная картинка и "звёздный" каст поднимали уровень ожиданий фильма и никак не выдавали казахстанское производство. Однако между трейлером и выходом фильма прошло настолько много времени, что проект на долгое время выпал из поля зрения и про него просто забыли. Но все-таки он дошел до зрителя.
Идея фильма пришла режиссёру в голову ещё в 2001 году, но к съёмкам полнометражной картины Саламат ещё не был готов. Он только лишь учился большому кино, занимался съемками клипов, изучая современные технологии производства и драматургию. Съемки картины начались в 2011 году, ещё при жизни легендарного Питера О Тула, для которого этот фильм оказался последним в карьере и в жизни. В 2013 году ушел из жизни. Сьёмки завершились в 2012 году, но фильм вышел лишь в 2017.
В центре сюжета классическая история любви. Главная героиня Алия в первый день работы крупье в крупном казино города Алматы попадает в финансовую кабалу, позволив одному из клиентов выиграть всего за несколько часов большую сумму денег, после чего ее прямиком отправляют на ковер к жестокому владельцу этого самого казино — Мусе, которого играет Арманд Ассанте. Он предлагает ей "отдать долг" весьма неприличным способом. На её защиту встает помощник Мусы – Арман, заявив своему боссу, что не позволит надругаться над девушкой, и берет ее в свою группировку на должность профессионального киллера. На фоне этих драматических событий, происходят мутные криминальные интриги и преступные заговоры, поиск легендарного алмаза.
Звезды Востока и прочие сюжетные линии, введенные лишь для того, чтобы хоть как-то оправдать наличие зарубежного кастинга.
Нельзя сказать, что сюжет и сценарий здесь оригинальны, но есть немало примеров среди современных боевиков, которые поддерживают тезис: главное не что снимать, а как снимать. Наличие хорошего экшна часто вытягивает отсутствие хорошего сценария. Ни “Рейд”, ни “Онг Бак”, ни “Джон Уик” не могут похвастаться оригинальным содержанием, они берут зрителя, в первую очередь, качественными боевыми сценами.
В случае с “Бриллиантовым картелем” ситуация иная. Режиссер явно решил смешать разные жанры и мировые тенденции в кинематографе, но получилось это у него достаточно сумбурно. Здесь есть элементы боевика, драмы, комедии, отчего фильм потерял целостность. И в итоге у зрителя после просмотра может возникнуть только один вопрос: а про что этот фильм?
Скорее всего, логику фильма съел долгий постпродакшн. Похоже, что какие-то сцены доснимали, перемонтировали, увеличивали экранное время одних персонажей, сокращали других и в итоге получился винегрет.
Персонажей тут очень много, но большинство из них придуманы лишь для того чтобы добавить фильму ещё большего пафоса, и каждому уделяется незаслуженно много времени, как будто режиссёр, как заботливый, отец не хотел обделить вниманием ни одного из своих детищ вопреки законам драматургии.
"Бриллиантовый картель" – это очень "индийское" кино: гипертрофированные эмоции, инфантильность героев, пафос, костюмы с плащами, крупные планы суровых восточных лиц…Не хватает только песен и танцев. Стилистически фильм чем-то напоминает работы Роберта Родригеза с присущим ему чёрным юмором, абсурдом, трэшем и угаром. Но режиссёр "Картеля" решил, что и драма тут не помешает, чем самым подписал приговор своему фильму.
Если говорить о персонажах, то среди них, безусловно, выделятся харизматичный Арманд Ассанте и его Муса, но только за счёт актерской игры и природной харизмы. Сам персонаж довольно слабый и является собирательным образом, – эдакий утончённый злодей, играющий между делом на фортепьяно (тут привет Лэнсу Хенриксону из "Трудной Мишени"). Еще довольно эффектно на экране выглядит Мурат Бисенбин, исполняющий роль Куба, тренера в школе киллеров. Остальные звёздные персонажи здесь просто для мебели и для громких имен на афише.
Экшена в фильме немного и снят он по большей части достаточно формально. Стрельба, взрывы и прочие эффекты здесь сделаны на компьютере, хотя некоторые сцены действия сняты в живую. В этом режиссёру помогли две лучшие каскадерские команды страны — "Лидер" Александра Терехова и "NOMAD" Жайдарбека Кунгужинова. Что касается ожидаемых сцен с боевыми искусствами, то их, по сути, нет. И это при наличии двух чемпионов по кикбоксингу в касте! Как выяснилось, Дон “Дракон” Уилсон и Оливье Грюнер здесь просто “за компанию” и их экранное время ограничивается парой минут. Что-то похожее на драку исполняют только Арманд Ассанте, Боло Йен и актеры, которые не имеют никакого отношения к боевым искусствам.
Все приглашённые гости оказались лишь завлекательным манёвром, чтобы афиша блистала, искрилась звездными именами и затмевала крайне сомнительное содержание. Как боевик фильм не составляет конкуренцию другим представителям жанра, как драма – вызывает у зрителя приступ фэйспалмов. Юмористическая составляющая примитивна.
И всё это наполнено просто невообразимым уровнем пафоса с массой действительно глупых и бессмысленных разговоров, сквернословия, логических нестыковок и неоправданной жестокости.
Плюсы у "Бриллиантового картеля" все же есть: это качественная картинка, хорошая операторская работа за которую отвечал Павел Казаков и звездные актёры, на которых явно ушла половина бюджета. Но при таком количестве отрицательных сторон, все хорошее в фильме сводится на нет.
Будьте внимательны! fight-films.info предупреждает!
Эх, жаль. Я надеялся посмотреть на Боло. Хотя и понимал всю беспочвенность таких надежд. Тем более после прошлого фильма с ним, не помню, тоже казахского, кажется. Тоже на много лет затерявшегося.
Как у вас хватает терпения смотреть такую срань?