Обзор на фильм «Потерянная пуля» (Balle perdue, 2020) от Сергея Волколака
Для любителей крепкого экшена подарок пришел откуда не ждали: весьма добротным боевиком в этом году разродились французские киноделы. Самостоятельно, без помощи США или других стран, за что их можно только похвалить. Они сделали хороший, серьезный, интересный фильм с крепкой историей, понятными персонажами и классной экшн-составляющей. Здесь нет той вычурности, карикатурности, глупого плоского юмора, присущих каждому второму голливудскому (да и не только) проекту, которые уже давно надоели. Франция в плане кино лично у меня ассоциируется со старыми комедиями с Луи де Фюнесом и Пьером Ришаром, ну и романтическими фильмами про любовь. А вот экшн они выдают достаточно редко.
Сюжет “Потерянной пули” рассказывает о двух братьях, которые решаются совершить ограбление со взломом. Дерзко, грубо и просто. Но они терпят неудачу и старший брат велит младшему бежать, а сам остаётся и сдаётся подъезжающей на место полиции. Далее его, конечно же, сажают в тюрьму и через короткое время один крутой полицейский предлагает ему оказывать помощь в задержании преступников, используя свои навыки и особенные умения механика. Эта завязка. Первые двадцать минут фильма могут заинтересовать далеко не всех, но для полноты общей картины эту предысторию нужно знать. Я тоже эти самые минуты смотрел с холодной отстраненностью и думал, что в таком ключе может пройти большая часть фильма, если не весь целиком. Всё изменил один эпизод, случившийся на двадцать второй минуте ленты. Тот самый крутой полицейский предательски получает пулю в спину от своих же товарищей. Произошло это весьма резко и внезапно, чего я, несмотря на то, что, кажется, видел в кино уже, – увидеть не ожидал. Это важное событие, можно даже сказать, переломное, ибо с этого момента начинается самое интересное как для зрителя, так и для персонажей фильма. Набирает обороты игра в кошки-мышки, в которой главный герой прячется и убегает, попутно пытаясь добиться справедливости.
Фильм не изобилует экшном, но тот, что есть, поставлен и снят весьма и весьма качественно. Здесь в первую очередь выделяется схватка в полицейском участке. Главный герой (его играет Альбан Ленуар) пытается бежать, и сходится в неравной битве сразу с несколькими представителями закона. Если принять тот факт, что вся полицейская рать, что есть в здании (а это человек десять плюс-минус) не может совладать с одним парнем, во что само по себе не очень верится, то от просмотра этого эпизода можно получить удовольствие. Бывало, что на героя накидывалось со всех сторон четыре человека и не могли его усмирить, хотя пару раз это им почти удалось. Тогда, помимо своей физической крепости, дерзости и целеустремлённости на помощь приходило невероятное везение. Казалось, лишь чудом ему удалось высвободиться из цепких рук служителей закона. Вообще фортуна по отношению к главному герою весь фильм проявляла свою благосклонность. Иначе и быть не может. В любом боевике герою всегда везёт чуть (а иногда и не чуть) больше. Удача для персонажа любого произведения играет очень значимую роль в его жизни, задачах, которые он выполняет, приключениях которые он переживает. И выходит победителем тоже не без частички везения. Это нормально.
Так вот, сцена в полицейском участке сделана классно. Борьба имеет приземлённый характер и это именно борьба: тут нет ударов ногами, каких-либо боевых стоек и т. п. Оказывается, если актёры не умеют драться, то всё равно можно сделать борьбу так, чтобы она классно смотрелась. Главное, интересно поставить и толково снять. А снята она тоже хорошо. Никакой клиповой нарезки, “борновской” трясучки. Дубли не длинные, но средние, почти всё снято общим планом, так что всё видно и понятно, освещение в порядке. Прямо глаз радуется. По времени вся сцена побега занимает 3 минуты, но она так насыщена, что кажется, что длится она более 5-7 минут. И тут нет поднадоевшего клише, вроде того, что один борется с героем, а остальные стоят и смотрят. Все полицейские, что есть рядом и если они ещё боеспособны, задействованы в драке.
Далее можно отметить короткую перестрелку, переходящую в драку Лино (так зовут главного героя) с одним из злодеев. Причём здесь протагонист теряет брата и это опять произошло неожиданно. Вроде бы обычный, простой боевик, но создатели умудряются сделать некоторые сюжетные повороты так, что их не ждёшь. Экшн в этом эпизоде поставлен и снят также хорошо, придраться особо не к чему, да и не хочется. В драках нет какого-то большого ощутимого напряжения (как например, в знаменитых “Рейдах” или “Мерантау”, где напряжения в схватках хоть отбавляй), чего так не хватает многим современным файтингам. Но смотреть их в этом фильме не менее интересно. В ленте, возможно, для этого не хватало соответствующего музыкального сопровождения. Местами оно присутствует, но уж слишком незаметное.
Ну и конечно, то чего так не хватает любому современному боевику – зрелищная авто-погоня. Далеко не каждая “бэшка” может себе такое позволить, ведь это влияет на бюджет, который у данной категории фильмов совсем не велик. Современные блокбастеры в этом плане делают упор на графоний, будь он неладен. Французский фильм может похвастаться классно выполненной погоней ближе к финалу. Здесь не стесняются разбить в хлам несколько легковых автомобилей, причём съёмки были натурными и тачки настоящими, за что им большое спасибо. В эпоху CGI мы все реже видим экшн, снятый вживую. И даже если он нарисован хорошо, подсознание чувствует, что что-то не так и ощущение и общее впечатление портится.
Альбан Ленуар, может и не обладает харизмой и брутальностью условного Сталлоне, но и отнюдь не смазлив лицом. Он прост и понятен зрителю, обычный парень автомеханик, без пафоса и инфантилизма. Актер ранее мной нигде замечен не был, но с ролью справился по большей части. Хотя, возможно, в паре моментов не дожал в плане драмы, пусть это и не критично. Рамзи Бедиа сыграл крутого полицейского, и, хоть роль его коротка, запомнился мне. Даже думал, что он доживёт до финала. Николя Дювошель в образе главного злодея также неплохо смотрится, но особой опасности и страха не внушает, из-за чего кому-то может показаться слабым антагонистом. Как по мне, он получился под стать герою: внешне не выделяется, ведёт себя адекватно, не сыпет пафосными речами, по-дурацки не шутит.
“Потерянная пуля” Гийома Пьерре – хороший представитель европейского боевика. Очень рад, что среди гор проходняка и серости, удалось отыскать нечто, что стоило моего внимания и времени. Порекомендовать к просмотру любителям жанра смело можно, хотя бы раз его нужно заценить. Всё-таки, нет-нет, да и появляются иногда на Netflix достойные примеры полнометражных картин.
Сергей Волколак
Специально для Fight-Films.info
Ну, если эти повороты сюжета были неожиданными, то спойлерить наверное не стоило.
Сорян, возможно, это чисто на меня так сработало. Для других, быть может, это не станет неожиданностью.