Обзор на фильм «Выбивая долги» (The Tax Collector, 2020) от Сергея Волколака
Сразу стоит сказать, что к жанру “боевик” кинокартина “Выбивая долги” режиссера Дэвида Эйра имеет очень отдалённое отношение. Не нужно обманываться, если в каких-либо источниках в строчке “жанр” ему приписывают слово “боевик”. По факту, это скорее криминальный триллер с небольшой дозой драмы и крайне редкими экшн-элементами. Хотя и как триллер он весьма слаб, и драматические моменты там какие-то вымученные, и сцены действия плохи. Кажется, Дэвид Эйр потерял или исчерпал своё вдохновение, и сейчас пытается его найти в своих привычных сюжетах, с которых он начинал свой взлёт. Но пока что безрезультатно.
На постере к фильму изображён Шайа ЛаБаф: якобы, главная звезда и главный герой в одном лице. Настолько главный, что на постере его даже два. Один в черном костюме, солнцезащитных очках, со скрещенными в руках пушками, коих в ленте показано не было, а второй внизу, – полуголый и забитый татуировками по самое не хочу. Понятно, что это такой маркетинговый ход, ведь надо же чем-то привлекать зрителя. Весьма маловероятно, что простого белого человека заинтересуют какие-то мексиканские ноунеймы, и он с радостью побежит в кино смотреть на их бандитские разборки. А бюджет для фильма подобного скромного размаха, если верить источникам, был довольно нехилый, значит отбивать его нужно. К слову, первый “Джон Уик” стоил на треть дешевле, а какой фильм получился! Куда использовали деньги, выделенные на производство данного творения, можно только догадываться. Ну никак он не выглядит на свои 30 миллионов долларов. В общем, такое ощущение, что снимали за 5 миллионов, да ещё и с ЛаБафом обманули, ибо мало того, что роль у него там не главная, так ещё и (спойлер!) до конца он не доживает. Это я к тому, что бы люди не велись на то, что изображено на постере. Картинка на плакате и содержание фильма могут не соответствовать. Нельзя об этом забывать! Данная лента – лишнее тому подтверждение.
И это вдвойне обидно, так как образ у ЛаБафа получился достаточно неплохой. Я был настроен скептически по отношению к его роли (как, наверное, и многие) потому, что он по своим внешним и антропометрическим данным совершенно не тянет на отмороженного гангстера. Но он не то, чтобы меня удивил, но смог понизить мой уровень скепсиса до минимума по отношению к его герою. Он (герой) не раз говорит о том, какой он безбашенный, что ему ничего не стоит пристрелить человека неважно, за что. Ухоженная растительность на лице, плюс темные очки, уверенное поведение в кадре. Он по-прежнему далёк от образа героя боевиков, но в роли напарника протагониста смотрится вполне нормально. Однако вся беда как раз и заключается в этом. У Шайя недостаточно экранного времени, чтоб раскрыться, режиссер не даёт ему этого сделать. В итоге его слова о своей отбитости так и остаются словами. Делом он их подтвердить просто не успевает. Точнее, сценарий и режиссер шанса не предоставляют. А ведь из героя ЛаБафа так и сочится потенциал, его роль могла быть гораздо шире и весомее, чем она получилась в итоге. Вот это обидно. Единственный более-менее интересный персонаж в картине. Без него смотреть на никому не известных мексиканцев стало ещё скучнее, чем было до этого. да и было бы на что смотреть.
Как уже говорилось выше, экшна здесь преступно мало для боевика. Несколько раз накатывало ощущение, типа: “вот сейчас что-то будет” или “ну сейчас-то кровь прольётся и зубы полетят”, но саспенс, не достигнув и половины своего апогея, постепенно или резко сходил на нет. Если вы здесь только за “экшоном”, то проходите мимо, – не стоит таким образом тратить своё время, ещё и разочарования в связи с этим избежите.
Первая относительно полноценная боевая сцена состоялась лишь на 56-ой минуте фильма и длилась не более 3-х минут. Это была вялая перестрелка между нашими сборщиками долгов и главными конкурентами. Снята и поставлена она не интересно и даже скучно, совсем без адреналина, да и кончается, не успев начаться. Далее почти без экшна, зато с сильным упором на драму. Пострадала семья главного героя, из-за чего он, по классике, заливает “крокодильими” слезами весь город. Затем, также по классике, идёт вершить правосудие, предварительно заручившись поддержкой одной из банд-союзников. Что, собственно, правильно, чувак же не Арни, не Чак и не Слай, чтобы в одиночку идти на многократно превосходящего в численности и хорошо вооруженного врага. На самом деле, в противниках у него “полтора землекопа”. У меня опять возникло недоумение по поводу того, как создатели распорядились бюджетом. Парочка жалких охранников, не представляющих серьезной угрозы, – вот и вся опасность, что ждёт героя в логове врага. Устраняются они без особых трудностей. С технической стороны все изъяны на месте: дергающаяся камера, неудачные ракурсы, резкий монтаж. Особенно этим недугом страдает финальная рукопашная схватка с главой картеля. Вся заключительная разборка занимает немногим более 5-и минут при хронометраже в 1ч. 36мин.
Любителям боевиков здесь ловить нечего. Лучше уж пересмотреть “Коллекторы” со Скоттом Эдкинсом и Луисом Мэндилором. Их дуэт ярче, интереснее и живее дуэта Шайя ЛаБафа и Бобби Сото. Да и в целом, дилогия Джесси Джонсона лучше, за исключением концовки. Она что у Джонсона, что у Эйра, как говорится, не фонтан. Любители криминальных фильмов тоже вряд ли останутся довольны. Есть примеры гораздо более лучших картин в жанре, многие из которых стали классикой. Почитатели таланта Дэвида Эйра пусть лучше пересмотрят его же “Тренировочный день”, который моментами даже перекликается с данной лентой. Фанаты ЛаБафа (если такие есть) будут не в восторге, что их кумир не дожил до конца. Остальным смотреть на свой страх и риск.
Сергей Волколак
Специально для Fight-Films.info