Обзор на фильм «Этакий крутой ублюдок» (One Men’s Justice, 1996) от Сергея Волколака
Девятого марта Брайан Босворт отмечал очередной день своего рождения, а для меня это весьма подходящий повод глянуть старый добрый боевичок с его участием. Так как дебютную его работу под названием “Невозмутимый” (в нашем переводе) я смотрел не так уж и давно, выбор пал на данный фильм, переводимый кем-то из наших авторов как “Война Норта”. Но тут и с оригинальным названием какая-то неразбериха: на некоторых сайтах он указан как One tough bastard, что, вроде бы, более-менее соответствует нашему общепринятому. В то же время, в самом фильме на экране появляется другое название – One man’s justice, что может переводится примерно как “Правосудие одного человека”. Если кто-то может объяснить подобное, я был бы очень признателен.
Что у нас по сюжету? У главного героя, хорошего человека и честного гражданина, имеющего семью и работу при нелепом стечении обстоятельств бандюганы убивают жену и маленькую дочь, да его самого чуть не отправляют к праотцам. Надо сказать, что данный эпизод в целом вызвал у меня кучу вопросов, плюс, невероятное совпадение в том, что герой Босворта проезжал именно в то время, именно в том месте. Вот так, живёшь себе, не тужишь, работаешь, всё идёт своим чередом, и тут вдруг раз, и ты оказываешься не в то время, не в том месте, да ещё и не один, а с женой и ребенком. И вся жизнь наперекосяк. И уже никогда всё не будет как раньше. Сам-то герой, благодаря квалифицированной своевременной медицинской помощи, железному здоровью и крепости организма выживает. Даже, вроде бы, без последствий. Но теперь он один на этом свете и что же ему делать? Порыдав предусмотренное по сценарию время над телом своей дочери, организовав похороны, он решает совершить страшную “мстю” тем, кто решил, что его жена и дочь уже достаточно пожили в этом бренном мире. Как часто бывает в фильмах про великую месть, полномочия полиции в данной ситуации – всё, и герой Босворта решает провести собственное расследование. Логично, ведь прежде, чем мстить обидчику, нужно его сначала найти. Не будешь же карать кого попало, в этом нет смысла. В общем, это самый распространенный сюжет боевика. Но мне плевать, насколько это вторично, важна подача и детали.
Самое первое, что меня порадовало, а если сказать больше, – оказало эффект волшебной пилюли, это тот факт, что главный герой не БЫВШИЙ спец, которого не может оставить в покое его же прошлое (такое клише уже изрядно надоело даже мне, человеку, более-менее терпимо относящемуся к кино-штампам) с принципиальной упертостью кусающее за пятки, а НАСТОЯЩИЙ. Армейский инструктор по рукопашному бою в звании сержанта. Неплохо звучит. Весьма солидно. Босворт обаятелен, мужественно и уверенно смотрится в кадре, впечатляет физическими данными. Плюс внешность у него довольно запоминающаяся, его трудно спутать с кем-то другим.
Роль главного злодея отхватил Брюс Пэйн, чему я ни капельки не удивился, когда услышал его имя в начале фильма. А чему же тут удивляться, когда он постоянно играет главные отрицательные роли. И кстати, не только в боевиках. Он очень плотно сидит на злодейской игле и, видимо, не собирается с неё слезать, несмотря на возраст. Все фильмы, что я смотрел с его участием, хорошие и плохие, везде он играл злыдня. Ему, как и Кэри Хироюки-Тагаве, не обязательно показывать выдающуюся актерскую игру, достаточно лишь слегка поиграть мимическими мышцами лица, чтоб выглядеть, как исчадие зла. Такое вот лицо у человека, бывает. В этом фильме он предстает в образе патлатого металлиста, которому не очень то идёт пирсинг в носу, но это лишь внешний вид: на самом деле его роль – нечистый на руку полицейский, который не гнушается сам нарушать закон и забавно шутить с каменным лицом. В полиции, по-моему, должны быть определенные требования к внешнему виду служителей закона. Ну ладно, их величество условности из кино никогда не исчезали. Вообще прикольный персонаж как по мне, и едва ли не лучшая роль Пэйна.
Что по экшн-составляющей? Его немного, так что свинцовый или кулачный передоз никому не грозит. Можно смело принимать вечером во время еды, запивая кто чем хочет. Возможно, кому-то покажется мало и он потребует дополнительную порцию. Особенно, если накануне смотреть нечто, подобное “Джону Уику” или “Ночь идёт за нами”. Те вообще не почувствуют данный препарат в связи с возросшей резистентностью организма.
На весь фильм наберётся около пяти рукопашных схваток, включая финальную. И почти везде Босворту противостоят несколько противников, окромя заключительной, ведь по классике жанра, главный герой в конце должен сразиться с самым сильным оппонентом один на один. Не то, чтобы Брюс Пэйн равносильный соперник Брайану, но сценарий подразумевает именно это. Тем не менее, как-то серьезно потрепать героя патлатому не удаётся. Стиль ведения боя персонажа Босворта в данном фильме отдалённо напоминал таковой у Сигала. Помимо похожих технических приёмов, это почти полное отсутствие ударов ногами (будет лишь пара весьма эффективных бэк-киков), а также попадание под раздачу всех посторонних предметов, находящихся в радиусе поражения. Можно быть уверенным: целыми и нетронутыми они не останутся. Приёмы в большинстве своём используются вполне жизнеспособные, т. е. те, которые подойдут для применения на практике. Дубли короткие, но далеко не как капуста, нашинкованная для для витаминного салата. К тому же, картине, по всей видимости, повезло с монтажером. Уж не знаю, кто этот дядька, но свой хлеб он отработал добросовестно. Ровно как и режиссер данной ленты Курт Уиммер. Это имя знакомо мне не понаслышке. Когда-то он снял мой любимый “Эквилибриум”. Жаль, что в дальнейшем карьера у него не сложилась. Но за “Экви” я ему благодарен так, что словами не описать. А теперь в моей коллекции есть целых два его фильма. Что расстроило больше всего, так это всё тот же пресловутый бесконтакт. Он здесь чувствуется тогда, когда идёт удар кулаком или локтем в лицо. Если замедлить воспроизведение, такая халтурка становится заметной.
Как можно догадаться, кинцо мне весьма приглянулось. Всё-таки, Босворт, каким-то неведомым образом вызывает симпатию, когда находится в кадре. В конце его герой, кстати, не остаётся один, свершив свою вендетту, максимально близко познакомив главгада с клавишным музыкальным инструментом (понравилось ли тому такое знакомство или нет, сказать он уже не сможет), а находит себе друга в лице чернокожего мальчишки, который был весьма важен для сюжета. В заключительной сцене показано, как они вместе играют в баскетбол. Пацан, кстати, хорошо играет свою роль, по- взрослому так, прямо похвалить хочется. В общем любителям олдскульных бэшек смотреть рекомендуется. Противопоказаний для них нет.
Сергей Волколак
Специально для Fight-Films.info
По тем временам, меня в фильме впечатлила необычная хореография боёв. Не классический кик-боксинг с акцентом на удар ногами, а что-то типа дзюдо и джиу-джицу. В эпоху до ММА выглядело необычно. Другое дело, что боёв, если не ошибаюсь всего три на весь фильм. В целом же, приятный, незамысловатый боевичек категории Б, которые сейчас так приятно пересматривать