Обзор на фильм «Гнев человеческий» (Wrath of Man, 2021) от Сергея Волколака
Я очень рад за Джейсона Стейтема (или Стетхэма, я не имею понятия, как правильно) – он наконец-то снялся не в “Форсаже”. Этим он уже порядочно начал подбешивать. Я едва не поставил на нем крест, как на кинобойце. И тот факт, что он играет в этом фильме главную роль, да ещё у такого именитого режиссёра, как Гай Ричи, настолько же меня обрадовал, насколько и удивил. Видимо, он ещё не со всеми потрохами продался Вину Дизелю и иже с ним. Глядишь, и Дуэйн Джонсон ещё снимется в чём-то вменяемом, хотя зная его фильмографию, верится в это не особо. У Джейсона послужной список посолиднее. Вот и добавилась в его сундучок ещё одна золотая монета. Может, рановато пока его в неработающие пенсионеры записывать? Разумеется, времена “Перевозчиков” прошли давно и той лихой рукопашки он уже никогда не покажет, но на более скромные телодвижения он ещё способен, к тому же для того, чтобы круто выглядеть в перестрелках неважен ни возраст, ни физические показатели.
“Гнев человеческий” как раз из тех, где экшн-составляющая представлена только перестрелками, рукопашки здесь нет. Это и по трейлеру заметно. Кстати, трейлер я глянул уже после просмотра самого фильма, чтоб сравнить впечатления. И оказалось, что в “прицепе” экшна показано гораздо больше, чем в самом фильме в процентном соотношении. Очередной обман. На поверку это не боевик, а криминальный триллер с элементами боевика, честное слово. Количество экшна весьма невелико. Чуть-чуть в начале, немного ближе к середине, и, само собой, в конце нас ждёт самая плотная и длительная перестрелка. А ещё трейлер (как обычно), показывает почти все самые крутые и зрелищные моменты, что лично я расцениваю, как спойлеры. А я спойлеры не люблю. Предпочитаю перед сеансом, неважно, дома или в кинотеатре, знать о фильме самый минимум. Так почти нет шансов обмануться в своих ожиданиях, так как непонятно, чего ждать.
Картина стартует с эпизода ограбления инкассаторского автомобиля неизвестными, причём вся съёмка ведётся изнутри кузова авто единым кадров. Преступление проворачивается почти идеально, бандиты скрываются с добычей. Данный эпизод крайне важен для сюжета, но о нём можно на время забыть. Далее история переключается уже непосредственно на главного героя. Вроде бы обычное дело – мужик пришёл устраиваться на работу в инкассаторскую службу. Работа очень неплохая, ответственная, хорошо оплачиваемая. Начинает сдавать нормативы, своего рода, экзамен. Сдает удачно и принимает поздравления уже на новой должности. Молодец, остаётся только за него порадоваться. Предысторию главного героя нам не раскрывают, но это только потому, что время для этого не пришло. Всё будет позже, гораздо позже, а сейчас первый рабочий выезд (или один из первых) и его машину уже облюбовала банда местных грабителей. Вот ведь “повезло”. Если в других фильмах грабят банки, магазины, казино, богатые дома, то здесь только инкассаторов, словно большие деньги есть только у них. Главный герой не был бы Стетхэмом, если бы не решил проблему в одиночку с положительным исходом для себя, своего напарника, груза. За что ему немедленно вручили гордое звание “Работник месяца”. Вдвойне молодец, так держать. Тут-то у некоторых его коллег и зарождаются первые слабые ростки подозрений и недоверия к этому субъекту. И чем дальше, тем больше эти ростки разрастаются и укореняются. Ну а зритель с самого начала должен понимать, что чувак то не так прост.
Стетхэм предстаёт в своём привычном амплуа. Суровый взгляд, морда кирпичом, лоб нахмурен, лысина блестит, языком попусту не чешет. Трехдневная щетина при нём. Стоять в пафосной позе с руками в карманах спиной к камере не разучился. Подавать голос из темноты сидя в кресле тоже. Всё это в картине присутствует, кто этого ждёт, – пусть радуется. Кто не хочет или кому надоело видеть Джейсона в этом образе – могу только посочувствовать, ограничьтесь трейлером. Голый, накаченный торс британца здесь не увидишь, это ясно. Тем не менее, есть эпизод, где показывают верхнюю половину его туловища и заметно, что он откатил. Того рельефа уже нет, что не удивительно, хотя с его генетикой, если захочет, набрать форму будет не очень сложно. А мотивы его действий и его предысторию расскажут, когда фильм уже перевалит за свою середину.
Персонажи в фильме делятся на две категории, а именно: Джейсон Стейтем и все остальные. Подобное явление уже бывало в его картинах, т.е. такое не в новинку. Стетхэм здесь главная звезда, это ясно, как день деньской и несмотря на то, что второстепенных персонажей очень много, ни один из них не в состоянии побороться за зрительскую симпатию с главной лысиной английского королевства. Это при том, что компанию ей (лысине), составляют не последние актёры. У многих даже за плечами немалый опыт съёмок и околозвездный статус. Например, Джош Хартнетт, у которого карьера складывается очень неровно. Хорошо вписывается в общую картину, хотя экранного времени не сильно много. Будь на его месте какой-либо ноунейм, ничего бы не поменялось. Хорошая роль досталась Скотту Иствуду, которому в кой-то веки удалось избавиться от своего смазливого выражения лица и моднявой причёски. Наверное, видя, что вокруг него собрались сплошь мужественные дядьки во главе со Стетхэмом, решил выглядеть под стать партнёрам и не быть белой вороной и чёрным аистом. А может, он просто повзрослел, заматерел, что называется, “оброс мясом”. Но и взгляд стал суровее. Остальных актёров не знаю, но допускаю, что некоторых где-то видел ранее, т. к. их лица показались знакомыми.
Про экшн и его количество уже было сказано. Представлен чисто перестрелками. Характер их не “тировый”, что радует, иначе было бы скучно, но “хорошие” мажут редко, можно было бы почаще. Со стороны операторки мешала восприятию временами тряска камеры, но таких моментов было немного, а также не хватало общих планов, чтобы было видно сразу обе стороны принимающие участие в стрельбе, да и дубли не мешало бы сделать подлиннее. С ранениями как-то не всё понятно, какие-то попадания в тело показывают, какие-то оставляют за кадром по неизвестной причине. Но что совершенно точно понятно, это то, что об обилии пролитой крови можно смело забыть. С теплотой вспоминаю олдскульные боевики, где попадание пули в тело смаковалось особенно. Замедленная съёмка, брызги крови, обширная рана, хорошо отыгрываемые боль и страдания, тогда действительно верилось в смертоносность оружия. А сейчас, если такое где-то и встречается, то кровь нарисованная и выглядит это как испанский стыд. Если не знаете, как выглядит испанский стыд, то теперь знаете. Но здесь вы его не увидите.
Скорее всего, это не авторский проект Гая Ричи, т. к. его фирменных фишек, типа клипового монтажа или хлестких остроумных диалогов, как говорится, днём с огнём не сыщешь. Наверняка он опять работает наёмным рабочим у студий, как было до “Джентльменов”. Никогда бы не подумал, что режиссер “Гнева” – Ричи, если бы не знал заранее. И рад, что он данный проект снял не в своём любимом жанре криминальной комедии, потому что мне ближе триллеры и боевики. К слову, это не оригинал, а ремейк французского фильма “Инкассатор”, об этом многие знают, но многие ли его смотрели? Я о таковом не знал до выхода “Гнева”, и конечно же, не смотрел и не знаю, буду ли. Возможно, когда-нибудь. Пока такого желания нет. Но я примерно представляю, как снимают европейцы. Думаю, этот фильм скромнее по всем критериям, менее зрелищный, менее пафосный, менее брутальный, хотя, возможно, в чём-то он наоборот лучше. И хоть я и не смотрел оригинал, возьму на себя смелость сказать, что ремейк данного произведения удался, что само собой, бывает крайне редко.
Сергей Волколак
Специально для Fight-Films.info