Обзор фильма «Экстремо» (Xtremo, 2021) от Сергея Волколака
Вот уже и Испания пробует себя на поприще рукопашных боевиков. Страна, которая в первую очередь в плане кино ассоциируется у меня с шикарными и самобытными триллерами и детективами и довольно посредственными (за некоторым исключением) ужасами, представляет свой криминальный боевик с банальной местью во главе угла, где насилию и экшну, а точнее их количеству, уделено наибольшее внимание. Что же…, я бы сказал, “давно пора”, если у вас есть что показать. Не надо стесняться. Хотелось, чтобы большее количество стран снимало свои самобытные фильмы с боевыми искусствами. И поэтому я вдвойне рад за испанцев. Надеюсь, их примеру последуют остальные, кто ещё не отметился на данной стезе своим самородком. К сожалению, оценки на главных кино-ресурсах у боевика, мягко говоря, очень средние. Лично мое отношение к какому-либо конкретному фильму никакие оценки не изменят, но это говорит о том, что лента немногим пришлась по душе. А так дебютировать в боевом кино никто бы не захотел.
Фильм начинается с того, как на стрелку прибывают какие-то люди. Двое, по-видимому, главных, мило беседуют друг с другом. Кто все эти челики, мы знать не знаем, лишь по содержанию разговора между двумя этими субъектами, можем понять, что они не совсем добропорядочные и законопослушные товарищи. Поэтому, когда начинается перестрелка, по причине того, что разглагольствующие не пришли к консенсусу, для зрителя нет особой разницы, кто кого. Ну бандиты и бандиты, поубивают друг друга и хорошо, чего их жалеть то. Другое дело, если бы поставлена эта сцена была круто. Но нет, обычная, заурядная перестрелка. Монтаж резковат, кто по кому ведёт огонь, – понять затруднительно. Стрелки за укрытия, порой, забывают прятаться, а то и вовсе подходят к врагу поближе, видимо, чтобы тот точно не промахнулся. Наверное, настолько не нравилось сниматься, что решили выпилиться как можно быстрей и пойти ужинать. Всё ведь оплачено, почему нет. Голод, как говорится, не тетка, а дядька. В итоге одна из сторон побеждает.
Только потом вырисовывается более ясная картина – кто есть кто, что из себя представляет и зачем всё это нужно. Так мы узнаем главного героя, которого здесь все кличут Максом, он состоит в могущественной преступной группировке на почётной должности убийцы у старого и больного главы мафиозного клана. Его сводный брат Луцеро – родной сын криминального авторитета, амбициозный, самоуверенный, беспринципный, настоящий моральный урод, которому чужды человеческие чувства. Поэтому, ему плевать, в кого стрелять, во врага или в своего папашу, вооружена мишень или беззащитно стоит перед ним. Первые десять минут весьма красноречиво описывают этого персонажа.
У Макса, между тем, есть своя семья, в которой он счастлив. Есть жена и сын, будущий гитарист в какой-нибудь группе. Точнее, был бы таковым. Вскоре после разборки с колумбийцами, в его дом вламывается толпа молодчиков с дубинками и без лишних слов атакует хозяина. И уже эта рубка выглядит гораздо лучше. Кровь, жестокость и максимальный урон врагу. Монтаж, в отличие от недавней перестрелки выправили, он уже не режет глаза, поэтому насладиться зрелищем уже ничто не мешает. Правда, противники главного героя – боты, а иначе их не назовешь, ведь они не смогли нанести мало-мальски серьёзный урон главному герою, так ещё и выглядят до неприличия одинаково: все примерно одной комплекции, роста, и одеты в черные одежды с капюшонами. Тут заявляется, как его бы назвали в игре, промежуточный босс и шмаляет в гг. Дважды. Но Макс жив, а значит, сможет стать свидетелем убийства своего сына. Вот тут убийца и совершает двойную роковую ошибку: во-первых, не добил свою цель, во-вторых предоставил ей мощнейший мотив для мести. Макс считался мёртвым два года кряду.
Следующая часть сюжета концентрируется на подростке, обычном школьнике старших классов, который в свободное время приторговывает запрещёнными веществами. В один из дней он едва не отхватил от пары русских громил, за то что осуществлял свою деятельность на занятой территории. А спас его случай: просто наш герой мимо проходил. Он то и разобрался с обидчиками. Ну не смог он мимо пройти, когда рядом беспредел такой, а у него есть возможность это остановить. Тем более сам не так давно сына потерял. Так, слово за слово, одним словом, поверь мне на слово, – они знакомятся, завязывается общение, и чувак начинает учить парня приемам рукопашного боя по просьбе самого парня. Последний также называет своего учителя разными известными именами, то Джеки Чан, то Чак Норрис, то Брюс Ли, то Джон Уэйн.
А вскоре враги начинают сначала просто подозревать, а далее все больше убеждаются в том, что тот, кого они считали два года мёртвым, вот ведь неожиданность, живее всех живых, как Вова Ленин. Сначала, конечно, все от такой радостной новости в штаны напустили, окромя Луцеро, тот, как уже было сказано, из всех доступных человеку чувств может испытывать разве что чувство голода и жажды. Жажды чужой крови, разумеется. Ну что в подобной ситуации делать? Ваша жертва со своим сплавом умений и опыта по истреблению людей, у которой отняли самое дорогое, вряд ли оставит вас в покое и простит вас. Любую незаконченную работу нужно доводить до ума. Вот вам и мораль картины сей. Иначе может произойти то, что здесь произошло с теми, кто начал и не закончил.
Но почему-то, и вот здесь я, кажется, не совсем понял, – злодеи решают не убивать Макса окончательно, а лишить жизни семью того самого паренька, который вообще не при делах, а тем более его семья, которая даже ни разу в глаза не видела главного героя. Конечно, их было жалко. Они добились только ещё большей озлобленности Макса и ускорили время возмездия. Вот сейчас-то и полетят клочки по закоулочкам, мало никому не будет.
Сначала, я сомневался, точно ли я смотрю боевик. Может, опять наврали? А не будет ли так, что за весь хронометраж здесь будет только одна экшн-сцена и та в самом конце? Такое иногда встречается. Слава всевышнему, “Экстремо” – не тот случай. Недостатка в количестве экшна я не испытал. Он преимущественно рукопашный, имеется и пара перестрелок. Одна – вначале, про неё уже было сказано, и одна – ближе к финалу. Но они обе так себе. Вторая представляет из себя неинтересный тир, где враги выходят из укрытий не стреляя, чтобы попасться под пулю. А герой мочит всех с одного выстрела. Ни напряжения, ни атмосферы.
Зато рукопашки завезли – мое почтение. Такие сцены здесь гораздо лучше и интереснее, хорошо сняты, дублёры в глаза не бросаются Да, иногда подводит монтаж, иногда, в некоторых эпизодах, проскакивает редко встречающийся в наше современное время бесконтакт, да музыкальное сопровождение подобных сцен не очень удачное. Но таких моментов крайне мало, а неискушенный зритель и вовсе не заметит. А ещё враги иногда ведут себя так, чтобы побыстрее умереть. Наверное, создателям стоило наделить их чуть более высоким интеллектом, а не уровня простого карандаша. Так было бы намного интереснее и напряжённей. Вовсе не обязательно стремиться к рекорду по количеству убитых в одном фильме, чтобы ему быть хорошим.
Особливо можно выделить мега-разборку в гараже, но не вступительную её часть – она примитивна, а ту где в ход пошли разные слесарные и прочие инструменты: гвоздезабивной пистолет, отвёртки, газовые ключи и прочее. Все это выглядит довольно эпично. Немного портила впечатление ложка дёгтя в виде безмозглых врагов, которые то и дело тупят, нападают неорганизованно, врываются кто с огнестрелом, кто, почему-то, с дубинками и ждут, когда их ударят, то не добивают, когда есть возможность. Пожалуй, самая неразрешимая для меня загадка, – почему всех своих шестёрок убийц не вооружить пистолетами или автоматами? Ведь преступная организация вполне может позволить себе это сделать! Весь фильм боты кто с огнестрелом, кто с дубинками, а кто с ножами. Причем, одинакового оружия нет даже у одной конкретно взятой группы нападающих. Ещё неплохой поединок (хотя больше он был похож на избиение) выдали Тео Гарсия, то бишь главный герой и Альберто Джо Ли – правая рука Луцеро. В этой битве со стороны Ли было очень много ударов ногами. Видно, что технически он подкован замечательно, приёмы выполнял четко и красиво. Герою пришлось нелегко, тот его всё время просто избивал. Может, и получился бы более равный бой, не будь протагонист хром на одну ногу. Да и Ли не спешил расправиться с соперником: попинает, поговорит, попинает, достанет платок – высморкается, попинает, снимет ботинок, пятку себе почешет… На помощь Максу, окромя нерасторопности противника пришла недюжинная выносливость и, как это часто бывает, сценарная удача. В кино она почти всегда на стороне героя. Снято хорошо и лишь один удар запорот монтажом.
Ну и на десерт, по классике, – финальный поединок с финальным боссом в лице, разумеется, Луцеро. Сначала на катанах. Да наш герой, до кучи ещё и мечник неплохой! И сразу, с первых секунд, впечатляет операторка. То приближает, то удаляет, то меняет углы, съемки. Всё делается плавно, без дерганий, общим планом и одним дублем. Вообще, схватка проходила нестандартно. В этот финальный братоубийственный междусобойчик уместилось много всего интересного. Тут не надо лишних слов, просто смотреть нужно.
Очень надеюсь, что на этом фильме, хоть он и не снискал заслуженной славы массово, Испания не остановится, видя что их детище не выстрелило, а продолжит развивать своё самобытное боевое кино. И такие парни и мастера боевых искусств как Тео Гарсия, Оскар Хаэнада и Альберто Джо Ли не канут в небытие каскадёров и хореографов (что, конечно, тоже неплохо, само по себе), но боевому кино нужны новые лица, знающие о боевых искусствах не понаслышке ИМЕННО в кадре! Жанр нужно возрождать!
Сергей Волколак
Специально для fight-films.info